Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации свистящих звуков
Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
(5-6 лет)
Срок реализации программы - 1 год.
Авторы-составители:
Жаринова М.М., Григорьева К.В.
Лыкова Л.Н., Суркова М.А.
Заболотникова К.В., Гаврилова Е.В.
2011 год
Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
Многолетний опыт учителей-логопедов, работающих на логопунктах в дошкольных учреждениях общеразвивающего и комбинированного вида показал, что количество детей с ФФН неуклонно растет. 70 % детей посещающих старшие группы ДОУ г. Моршанска имеют ФФН. Данные свидетельствуют о проблеме, требующей немедленного и эффективного решения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, грамматики, то могут возникнуть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок- подросток -взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Существующая «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной предназначена для дошкольников старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Реализация в полном объеме данной программы в условиях логопедического пункта не представляется достаточно сложным в связи с тем, что учебный план дошкольного учреждения общеразвивающего вида значительно отличается от учебного плана учреждений, имеющих группы компенсирующей направленности.
Введение новых образовательных стандартов предусматривает обеспечение равных стартовых возможностей всем детям при поступлении в школу. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования. Таким образом, назрела необходимость создания Рабочей программы по коррекции речи детей с ФФН в условиях ДОУ общеразвивающего вида, которая позволяет обеспечить к концу дошкольного детства такой уровень развития ребенка, который поможет ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начальной ступени образования.
Данная программа составлена с учётом современных ФГОС, на основе «Программы обучения и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста» Чиркиной Г.В, Филичевой Т.Б утверждённой Министерством образования РФ, Боровцовой Л.А. «Организация и содержание логопедической работы в ДОУ».
Программа охватывает возраст дошкольника от 5 до 6 лет. В программе определены задачи, которые надо решать при создании единого коррекционного пространства, направленного на коррекцию речи детей. Эта программа – ориентир для педагогов в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня коррекционного образования и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста.
Цель программы: устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и подготовка к освоению основной образовательной программы начального общего образования.
Основные задачи:
1. выявить детей с ФФН;
2. сформировать правильную артикуляцию звуков;
3. научить различать твердые и мягкие; глухие и звонкие звуки;
4. сформировать представление о понятиях «слог», «предложение»;
5. научить определять последовательность слов в предложении;
6. научить производить элементарный звуковой анализ и синтез.
Периоды обучения:
1 – 15 сентября – подготовительный
16 сентября – 15 мая – коррекционный;
16 мая – 31 мая - аналитический.
Форма занятий:
подгрупповые – 2 раза в неделю;
индивидуальные – 2-3 раза в неделю с каждым ребёнком.
Всего подгрупповых – 52практическихзанятия с учётом каникул.
Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.
Ожидаемые результаты:
В итоге коррекционной работы дети должны:
· правильно артикулировать все звуки в различных фонетических позициях и формах речи;
· чётко дифференцировать все изученные звуки;
· называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
· находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
· различать понятие «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
· активно пользоваться различными способами словообразования;
· изменять слова в роде, числе, падеже, правильно употреблять предлоги;
· овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
Способ контроля качества знаний – мониторинги: промежуточный – декабрь, итоговый – май.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
подведение итогов коррекционной работы на итоговом педсовете - май 2012г.,
МПК по выводу детей из логопункта,
составление аналитического отчёта о результатах реализации программы,
открытые просмотры занятий для родителей, выпускной утренник.
Т ематический план
I период обучения (сентябрь – первая половина ноября)
| Звуки
| Колич.
занятий
| Подготовка к звуковому
анализу и синтезу
| Закрепление лексико-грамматиче-
ских категорий
| Развитие связной речи
|
| [у]
[а]
[а-у]
[и]
[э ]
[о]
[ы]
[п-п′]
[т]
[к-к′]
[п-т-к]
[а-у-о-и]
[х]
[х-х′]
|
| Выделение гласных звуков из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного из начала слова.
Анализ звукового ряда типа ау, ауи.
Выделение первого и последнего согласного звука в слове (паук, кот, мак).
Анализ и синтез обратных слогов типа ат, от, ут, ак, ок, ук и т.д.
Преобразование слогов путем изменения одного звука (от-ут-ит).
Примечание. К концу первого периода обучения дети анализируют слоги типа та-то-ту, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (ка-ку; пу-по и т.д.). Дети практически знакомятся с терминами «слог», «слово», «гласные звуки», согласные звуки», («мягкие», «твердые»), «предложение».
| Употребление категории множественного числа существительных (утка-утки, конфета-конфеты и т.д.) формы родительного падежа с предлогом у (У Наты боты. У Нины конфеты. У Вовы кубики. У Толи утки).
Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода (мой кот (кубик); моя утка (конфета); моё окно).
Употребление категории числа и лица глаголов настоящего времени (Я пою. Мы поём. Они поют.).
| Составление предложений по демонстрации действий.
Объединение этих предложений в короткий текст.
Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подме-тает. Они помогают маме.
|
II период обучения (вторая половина ноября – первая половина февраля)
| Звуки
| Колич. занятий
| Подготовка к звуковому
анализу и синтезу
| Закрепление лексико-
грамматических категорий
| Развитие связной речи
|
| [л]
[i]
[iо]
[ы-и]
[с]
[с-с′]
[з]
[з-з′]
[с-з]
[ц]
[б-п]
[ш]
[ж]
[с-ш]
[с-ш-з-ж]
|
| Дифференциация звуков на слух. Выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове.
Определение места звука в слове.
Выделение гласного звука в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су.
Примечание.В зависимости от уровня подготовки детей возможно начинать анализ односложных слов типа (жук, сок, сук, суп) с середины второго периода.
Дети знакомятся с терминами «звонкие», «глухие» звуки
| Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купали, мыли).
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий (зеленый) пояс; синяя (зеленая) ваза; синее (зеленое) пальто).
Образование относительных прилагательных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс; стеклянный стакан, стеклянная ваза; железный нож, железная шпага).
Составление предложений по опрным словам (Соня, мосту, стояла, на).
Согласование числительных с существительными мн. числа (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон).
Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, леса; снег, снежинка, снега, снежный, снеговик).
Образование сложных слов (снегопад, листопад, пылесос, самолет и т.д.)
| Составление предложений по картине (ответы на вопросы); объединение их в рассказ.
Распространение предложений в рассказе путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений (1. Зима. Выпал снег. Соня вышла на улицу. Она слепила снеговика…2. Зима. Выпал пушистый белый снег. Соня и Маша вышли на улицу. Около дерева они слепили большого снеговика.).
Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ.
Заучивание стихотворе-ний.
|
III период обучения (вторая половина февраля – май)
| Звуки
| Колич. занятий
| Подготовка к звуковому
анализу и синтезу
| Закрепление лексико-
грамматических категорий
| Развитие связной речи
|
| [л]
[р]
[л-л′]
[р-р′]
[л-р′]
[л-л′, р-р′]
[ч′]
[щ′]
[ч′-щ′]
|
| Различение на слух и произношение изучаемых звуков.
Выделение их среди других звуков и слогов.
Определение наличия данных звуков в слове и их позиции.
Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал-ла, ор-ро, ла-ра, ло-ро).
Деление слов на слоги. Знакомство со схемой слова.
Анализ и синтез односложных слов (лак, рак, стол, стул), преобразование слов путем замены первых звуков (лак-бак-рак).
Примечание.В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги; для обозначения гласных звуков используются красные кружочки, для согласных звуков - синие.
К концу III периода дети самостоятельно производят анализ и синтез односложных слов (рак, пар, кот, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа стол, стул, штык.
| Образование уменьшительной формы существительных (ящичек, вазочка, сумочка, сучочки), прилагательных (серенький, умненький, узенький).
Подбор однокоренных слов (чай, чайник, чайная, чайница; мыло, мылить, обмылки, мыльница).
Образование приставочных глаголов (ехала, подъехала, отъехала, объехала, проехала, выехала)
Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из-под шкафа, спрятался между столом и шкафом).
Подбор слов с противоположным значением (толстый – тонкий).
Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель, читательница; учить – учитель, учительница; воспитывать – воспитательница; пловец – плавать).
Употребление сложных предложений с разными видами придаточных: Миша заплакал, потому что он упал (ему было больно, он обиделся на Веру, он испугался собаки и т.д.).
| Составление рассказов разных типов (рассказ по картине, по серии картин; рассказ-описание).
Примечание.Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков.
|
Условия реализации программы:
Для успешного выравнивания стартовые возможностей необходимо обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогических работников, медицинских работников и родителей.
Методическое обеспечение реализации программы:
Игровые упражнения на координацию движения и речи
Игровые упражнения на этапе дифференциации гласных звуков
Упражнение 1. Упражнение для плечевого пояса. Поднимание рук вверх в исходном положении стоя.
Выполняются мягкие, плавные движения руками в соответствии с фразой. Обратить внимание, что в первом случае движения на звуки [а] и [у] выполняются напряженными руками и при этом голос ребенка должен быть максимально громким, тогда как во втором случае руки мягкие и голос тихий.
Дифференциация звуков [а], [у]
| Мы в лес пойдем,
| Руки перед собой поднять вверх;
|
| Детей позовем:
| руки перед собой опустить вниз;
|
| Ау, ау, ау!
| на А – широко развести напряженные руки, на У – вытянуть напряженные руки вперед (выполнить три раза).
|
| Мы в лес пойдем,
Грибов там наберем.
| Руки перед собой поднять вверх;
руки перед собой опустить вниз;
|
| Ау, ау, ау! (тише, чтоб одновременно работать над силой голоса).
| на А – широко распахнуть расслабленные руки, на У – вытянуть расслабленные руки вперед (выполнить три раза).
|
Упражнение 2. Поднимание рук вверх и наклоны корпуса вправо и влево из исходного положения стоя.
Обратить внимание ребенка на то, что руки подняты без напряжения, все выполняемые движения округлые, как. бы ленивые.
Автоматизация звука [о].
| Не под окном, а около
| Медленно поднять руки вверх и зафиксировать их над головой, соединив пальцы обеих рук;
|
| Каталось О и охало,
О охало, О охало,
| выполнить наклоны вправо-влево в соответствии с читаемым текстом;
|
| Не под окном, а около
| медленно опустить руки через стороны вниз.
|
Упражнение 3. Для плечевого пояса. Поднимание плеч в исходном положении стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Обратить внимание на то, чтобы ребенок наклонял голову к плечу, а не наоборот, поднимал плечо к голове. На словах «Я умею делать так» нужно проследить, чтобы оба плеча одновременно поднимались к ушам ребенка («шейка спряталась»).
Дифференциация звуков [и], [а].
| Тик-так, тик-так…
| По два наклона головы влево и вправо;
|
| Я умею делать так:
| поднимать одновременно плечи;
|
| Влево – тик, вправо - так
| по два наклона головы влево и вправо;
|
| Тик-так, тик-так…
| по два наклона головы влево и вправо.
|
Игровые упражнения на этапе дифференциации звонких согласных
Упражнение 4. Упражнение для стоп в исходном положении стоя. Обратить внимание на то, что в первой части движения ног легкие, быстрые, ноги ребенка едва касаются пола пальцами, а во второй части упражнения должны быть сильные громкие удары стопами об пол.
Дифференциация звуков [б], [д], [г].
| Я бегу, бегу, бегу
| Легкий бег на месте;
|
| И ногами в бубен бью.
| одновременно двумя ногами удары по полу стопами
|
| Потом бубен Диме дам
| легкий бег;
|
| И пойду на место сам
| ходьба на месте.
|
Упражнение 5. Упражнение на повороты туловища в исходном положении стоя, руки на поясе. Обратить внимание, чтобы ребенок максимально отвел назад напряженную руку ладонью вверх и при этом обязательно зафиксировал глазами ее положение.
Дифференциация звуков [д], [б].
| Поглядите: боком, боком
| Поворот туловища вправо, отвести правую руку назад, посмотреть на нее;
|
| Ходит галка мимо окон.
| поворот туловища влево, отвести левую руку назад, посмотреть на нее;
|
| Скок-поскок да скок-поскок –
Дайте булочки кусок
| руки на поясе, прыжки на месте
|
Упражнение 6. Упражнение для кистей рук.
Дифференциация звуков [м], [б], [д].
| Взяли, детки, белый ком,
Лепить будем белый дом.
| Вращение кистей рук от себя;
|
| Мы польем его водой,
Домик будет ледяной.
| вращение кистей рук к себе;
|
| Ком за комом мы кладем,
| медленное поднимание рук с одновременным вращением кистей вверх;
|
| Вот и вылепили дом.
| Опускание рук с вращением кистей.
|
Упражнение 7. Круговые вращения предплечий в исходном положении стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Хлопки ребенка должны соответствовать ритмическому рисунку речевой фразы.
Дифференциация звуков [м], [д].
| Летит поезд во весь дух!
Ух-ух, ух-ух!
| Круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками;
|
| Загудел тепловоз: у-у-у!
| хлопки вытянутыми руками перед собой;
|
| Домой деток повез.
| хлопки руками по бедрам;
|
| Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
| хлопки руками над головой;
|
| Я всех мигом довезу!
| хлопки руками по бедрам.
|
Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации свистящих звуков
Упражнение 8. Упражнение на координацию дыхания и выполнение одновременных согласованных движений рук и ног. Упражнение выполняется в исходном положении стоя.
Обратить внимание на длинный выдох ребенка, так чтобы щеки ребенка не раздувались, рот был в полуулыбке, а язык по возможности прижимался к верхним зубам.
Автоматизация звука [с].
| Я подую высоко: с-с-с-с.
| Медленно через стороны поднять руки вверх в кольцо, зафиксировать это положение, произнести: с-с-с;
|
| Я подую низко: с-с-с-с.
| руки опустить вниз перед собой, соединить руки внизу, зафиксировать это положение, произнести: с-с-с;
|
| Я подую далеко: с-с-с-с.
| руки вытянуть перед собой, соединить их в кольцо и произнести: с-с-с;
|
| Я подую близко: с-с-с-с.
| руки положить на колени ладонями вверх и произнести: с-с-с.
|
Упражнение 9. Упражнение на равновесие выполняется в положении стоя.
| На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
| Руки на поясе, постоять на правой ноге, стопа левой ноги прижата к голеностопу правой;
|
| Ну, смелее подними,
Да гляди – не упади,
| Развести руки в стороны и закрыть глаза.
|
| А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый,
Ну, смелее подними,
Да гляди – не упади.
| Повторить то же на левой ноге.
|
Упражнение 10. Упражнение на осанку и развитие основных видов ходьбы через имитацию движений животных.
| У нас славная осанка -
| Выпрямиться, проверить осанку;
|
| Мы свели лопатки,
| свести лопатки;
|
| Мы походим на носках,
| повернуться вокруг себя вправо на носках;
|
| И пойдем на пятках.
| повернуться вокруг себя влево на пятках;
|
| Пойдем мягко, как лисята,
| пройти «вкрадчиво», с перекатом с пятки на носок;
|
| Ну, а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
| пройти «по-медвежьи», на внешнем своде стопы.
|
Упражнение 11. Упражнение на вытяжение позвоночника выполняется из положения сидя на пятках, руки лежат на бедрах.
Дифференциация звуков [с], [с′].
| Катились колеса, колеса, колеса.
| Хлопая по полу, продвигать руки как можно дальше вперед, потянуться за руками;
|
| Катились колеса все влево, все косо.
| хлопая руками по полу, вернуться в исходное положение;
|
| Скатились колеса на луг под откос.
| повторить упражнение еще раз.
|
| И вот что осталось от этих колес.
|
|
Упражнение 12. Упражнение для брюшного пресса и на согласованные движения рук и ног. Упражнение выполняется в исходном положении сидя на стуле.
Дифференциация звуков [с], [з], [ц].
| Забежали как-то в сад
Десять маленьких цыплят.
| Имитация бега сидя на стуле;
|
| Завела их с улицы
Мать-наседка – курица.
Ты ошиблась улицей,
Хоть наседка – умница.
| продолжить бег с одновременными движениями рук и ног в стороны;
|
| Это - славный детский сад
Для детей, не для цыплят
| имитация ходьбы в ритм слов, сидя на стуле.
|
Игровые упражнения на этане автоматизации и дифференциации шипящих звуков
Упражнение 13. Упражнение на дыхание.
Следить, чтобы плечи ребенка при вдохе не поднимались, все остальные движения выполняются в соответствии со словами.
Автоматизация звука [ш].
| Носом – вдох, а выдох – ртом,
Дышим глубже, а потом –
| Произвольное дыхание, исходное положение стоя;
|
| Шаг на месте не спеша.
Как? Покажем малышам.
| ходьба с высоким подниманием коленей;
|
| Надевай быстрей калошки,
Побежали наши ножки.
| присесть в упор сидя, ходьба в полуприседе;
|
| Ну, так что ж, ну, так что ж,
Много есть у нас калош!
| ходьба на месте.
|
Упражнение 14. Упражнение для брюшного пресса выполняется в исходном положении лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги стоят на полу.
| По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки
По пням, по кочкам,
| В положении лежа на спине, ребенок «ходит» полу;
|
| По камушкам, по камушкам,
В ямку – бух!
| движения обеими ногами в стороны, вместе, выпрямить ноги.
|
Упражнение 15. Упражнение для укрепления мышц спины выполняется из исходного положения стоя на коленях, руки качаются у голеностопов ног.
Автоматизация звука [ж].
| Я – жук, я – жук, я здесь живу,
Я все жужжу, жужжу, жужжу:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж….
| Из исходного положения переход в положение лежа на полу;
вернуться в исходное положение;
|
| Кружу над лесом и кружу
Или на листике сижу…
| встать на колени, делать повороты корпуса вправо-влево, отводя при этом руку в сторону ладонью вверх;
|
| И не тужу я, не тужу.
Я – жук, и потому жужжу:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж…
| Из исходного положения переход в положение лежа на полу;
вернуться в исходное положение.
|
Упражнение 16. Упражнение на координацию с одновременными движениями руками, ногами и плечами из исходного положения стоя, ноги вместе, руки на поясе.
Автоматизация звука [ч′].
| Чики-чики-чикалочки!
| Выполнение «пружинки»;
|
| Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
| поочередное выставление ног на пятку с одновременным вытягиванием рук вперед;
|
| Петушок на будочке,
Зайчик на тачке,
| ноги вместе - руки в стороны, ноги врозь – руки на пояс;
|
| Мальчик на собачке.
| потопать ногами, одновременно хлопая руками по бедрам.
|
Упражнение 17. Упражнение для укрепления мышц спины выполняется лежа на животе, сцепленные в замок руки вытянуты вперед.
Обратить внимание на то, чтобы ноги ребенка были соединены вместе (хвост щуки).
Автоматизация звука [щ′].
| Щука в омуте жила,
| Поднять руки над головой;
|
| Щеткой воду мела,
| опустить руки;
|
| Щи готовила гостям.
| поднять руки над головой;
|
| Угощение лещам.
| опустить руки.
|
Упражнение 18. Упражнение на укрепление мышц плечевого пояса, выполняется сидя на стуле.
Дифференциация звуков[ш], [ж], [ч′].
| Пчелки в улье сидят
И в окошко глядят.
| Повороты головы вправо, влево;
|
| Погулять все захотели,
На шиповник полетели:
| поочередное поднимание плеч в ритм сов;
|
| Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
| одновременные круговые движения плечами.
|
Упражнение 19. Упражнение на координацию, выполняется сидя на стуле.
| Дождик, дождик! Что ты льешь,
| Четыре хлопка руками;
|
| Погулять нам не даешь?
| притопы ногами;
|
| Дождик, дождик! Полно лить,
| четыре хлопка руками;
|
| Деток, землю, лес мочить.
| имитация прыжков ногами сидя на стуле;
|
| После дождика на даче
| имитация ходьбы ногами сидя на стуле;
|
| Мы по лужицам поскачем.
| имитация прыжков ногами сидя на стуле.
|
Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации сонорных звуков
Упражнение 20. Наклоны корпуса вперед выполняются н исходном положении стоя, ноги на полу на ширине плеч.
Автоматизация звука [р].
| Туки-туки-туки-тук!
Рубят вместе много рук.
| Постучать кулачком о кулачек;
|
| Ты, капуста, рубись!
Ты, капуста, солись!
| наклоны вперед, руки соединены в замок над головой, ноги на ширине плеч;
|
| Туки-туки-туки-тук!
Рубят вместе много рук.
| постучать кулачком о кулачек.
|
Упражнение 21. Повороты корпуса. Упражнение выполняется сидя на стуле в соответствии со словами, руки на поясе.
Дифференциация звуков [р], [р’].
| Раз, два, три, четыре –
Руки выше, ноги шире!
| Повороты корпуса вправо-влево, руки на поясе;
|
| Влево, вправо поворот,
Наклон вперед, наоборот.
| Повороты корпуса вправо-влево, руки вытянуты в стороны ладонями вверх.
|
Упражнение 22. Наклоны корпуса влево и вправо выполняются в исходном положении стоя. Следить, чтобы расстояние между руками ребенка при качании не изменялось. Кисти рук мягкие и пластичные, продолжают траекторию движения всей руки.
| Ветер дует нам в лицо.
| Качание рук над головой;
|
| Закачалось деревцо.
| наклоны туловища влево - вправо, руки сцеплены в кольцо над головой;
|
| Ветер тише, тише, тише -
| качание рук над головой;
|
| Деревцо все выше, выше
| наклоны туловища влево - вправо, руки сцеплены в кольцо над головой.
|
Упражнение 23. Упражнение для брюшного пресса выполняется из положения лежа на спине на полу.
Дифференциация звуков [л], [л’].
| Пилят пилы, пилят пилы
| Приподнять таз с махом левой ногой вверх, вернуться в исходное положение;
|
| Целый день, целый день.
| приподнять таз с махом правой ногой вверх, вернуться в исходное положение;
|
| Пилят пилы без умолку,
| приподнять таз,
|
| Пилят пилы дуб и елку.
| вернуться в исходное положение;
|
Упражнение 24. Упражнение для укрепления мышц ног выполняется из положения стоя.
Дифференциация звуков [л], [р].
| Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны:
| Прыжки на месте;
|
| Карр-карр! Карр-карр!
| хлопать руками по бедрам;
|
| Из-за корочки подрались,
Во все горло разорались:
| прыжки на месте;
|
| Карр-карр! Карр-карр!
| хлопки над головой;
|
| Вот собаки прибегают –
И вороны улетают.
| прыжки на месте;
|
| Карр-карр! Карр-карр!
| хлопки перед собой.
|
Следующие более сложные два упражнения выполняются с мячом, позволяют коррегировать не только чувство ритма, координацию слова и движения, а также способствуют развитию у детей навыков группового взаимодействия. Эти упражнения являются переходными в овладении навыками командных спортивных игр и эстафет.
Дети стоят по кругу. Играют одним или двумя мячами. Упражнение считается выполненным, если мяч ни разу не был потерян. Те дети, которые потеряли мяч в процессе игры, выбывают из нее.
Упражнение 25.
| Мячик мой, лети высоко!
| Бросок вверх;
|
| Мячик мой, лети далеко!
| перекидывают через круг;
|
| По полу беги скорей!
| перекидывают через круг;
|
| Скок об пол, смелей, смелей!
| четыре раза ударяют об пол.
|
Упражнение 26.
| Мой веселый звонкий мяч,
| Подбросить вверх три раза;
|
| Ты куда пустился вскачь?
| передать мяч соседу;
|
| Желтый, красный, голубой,
| подбросить вверх три раза;
|
| Не угнаться за тобой.
| передать мяч соседу;
|
| Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
| 4 раза ударить правой рукой об пол;
4 раза ударить левой рукой об пол;
|
| Ты пятнадцать раз подряд
| перебросить соседу;
|
| Прыгал в угол и назад.
| перебросить соседу;
|
| А потом ты покатился
| перекатить соседу;
|
| И назад не воротился.
| перекатить соседу;
|
| Покатился в огород,
| перекатить через круг;
|
| Докатился до ворот,
| перекатить через круг;
|
| Подкатился под ворота,
| прокатить под правой ногой;
|
| Добежал до поворота,
| прокатить под левой ногой;
|
| Там попал под колесо,
| зажать мяч коленями;
|
| Лопнул, хлопнул – вот и все.
| прыгать на месте, зажав мяч коленями
|
Дидактические игры: «Подбери и назови», «Что где растёт», «Кто где живёт», «Скажи наоборот», «Кривое зеркало», «Мышиные проделки», «Далеко – близко», «Разноцветные домики»
Темы мероприятий:
1.«Праздник правильной речи»
2.КВН «Зимующие птицы»
3.Выпускной утренник
Экскурсии 1 раз в 2 месяца – «Осенний парк», «Библиотека», музеи «Краеведческий», «Картинная галерея».
Список использованной литературы:
1. «Программы обучения и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста» Чиркиной Г.В, Филичевой Т.Б, - Программа. - М. 2002;
2.Васильева С.В., Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2001
3.Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996
4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985
5. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998
8. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997
9. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996
10.Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физкультминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб.: КАРО, 2006.- 144с.
11.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994
12. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999
Воспользуйтесь поиском по сайту: