Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации свистящих звуков
Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (5-6 лет) Срок реализации программы - 1 год.
Авторы-составители: Жаринова М.М., Григорьева К.В. Лыкова Л.Н., Суркова М.А. Заболотникова К.В., Гаврилова Е.В.
2011 год Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. Многолетний опыт учителей-логопедов, работающих на логопунктах в дошкольных учреждениях общеразвивающего и комбинированного вида показал, что количество детей с ФФН неуклонно растет. 70 % детей посещающих старшие группы ДОУ г. Моршанска имеют ФФН. Данные свидетельствуют о проблеме, требующей немедленного и эффективного решения. Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, грамматики, то могут возникнуть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок- подросток -взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Существующая «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной предназначена для дошкольников старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Реализация в полном объеме данной программы в условиях логопедического пункта не представляется достаточно сложным в связи с тем, что учебный план дошкольного учреждения общеразвивающего вида значительно отличается от учебного плана учреждений, имеющих группы компенсирующей направленности.
Введение новых образовательных стандартов предусматривает обеспечение равных стартовых возможностей всем детям при поступлении в школу. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования. Таким образом, назрела необходимость создания Рабочей программы по коррекции речи детей с ФФН в условиях ДОУ общеразвивающего вида, которая позволяет обеспечить к концу дошкольного детства такой уровень развития ребенка, который поможет ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начальной ступени образования. Данная программа составлена с учётом современных ФГОС, на основе «Программы обучения и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста» Чиркиной Г.В, Филичевой Т.Б утверждённой Министерством образования РФ, Боровцовой Л.А. «Организация и содержание логопедической работы в ДОУ». Программа охватывает возраст дошкольника от 5 до 6 лет. В программе определены задачи, которые надо решать при создании единого коррекционного пространства, направленного на коррекцию речи детей. Эта программа – ориентир для педагогов в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня коррекционного образования и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста.
Цель программы: устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и подготовка к освоению основной образовательной программы начального общего образования. Основные задачи: 1. выявить детей с ФФН; 2. сформировать правильную артикуляцию звуков; 3. научить различать твердые и мягкие; глухие и звонкие звуки; 4. сформировать представление о понятиях «слог», «предложение»; 5. научить определять последовательность слов в предложении; 6. научить производить элементарный звуковой анализ и синтез.
Периоды обучения: 1 – 15 сентября – подготовительный 16 сентября – 15 мая – коррекционный; 16 мая – 31 мая - аналитический. Форма занятий: подгрупповые – 2 раза в неделю; индивидуальные – 2-3 раза в неделю с каждым ребёнком. Всего подгрупповых – 52практическихзанятия с учётом каникул. Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03. Ожидаемые результаты: В итоге коррекционной работы дети должны: · правильно артикулировать все звуки в различных фонетических позициях и формах речи; · чётко дифференцировать все изученные звуки; · называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; · находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; · различать понятие «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; · активно пользоваться различными способами словообразования; · изменять слова в роде, числе, падеже, правильно употреблять предлоги; · овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов. Способ контроля качества знаний – мониторинги: промежуточный – декабрь, итоговый – май. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: подведение итогов коррекционной работы на итоговом педсовете - май 2012г., МПК по выводу детей из логопункта, составление аналитического отчёта о результатах реализации программы, открытые просмотры занятий для родителей, выпускной утренник.
Т ематический план I период обучения (сентябрь – первая половина ноября)
II период обучения (вторая половина ноября – первая половина февраля)
III период обучения (вторая половина февраля – май)
Условия реализации программы: Для успешного выравнивания стартовые возможностей необходимо обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогических работников, медицинских работников и родителей. Методическое обеспечение реализации программы: Игровые упражнения на координацию движения и речи Игровые упражнения на этапе дифференциации гласных звуков Упражнение 1. Упражнение для плечевого пояса. Поднимание рук вверх в исходном положении стоя. Выполняются мягкие, плавные движения руками в соответствии с фразой. Обратить внимание, что в первом случае движения на звуки [а] и [у] выполняются напряженными руками и при этом голос ребенка должен быть максимально громким, тогда как во втором случае руки мягкие и голос тихий. Дифференциация звуков [а], [у]
Упражнение 2. Поднимание рук вверх и наклоны корпуса вправо и влево из исходного положения стоя. Обратить внимание ребенка на то, что руки подняты без напряжения, все выполняемые движения округлые, как. бы ленивые. Автоматизация звука [о].
Упражнение 3. Для плечевого пояса. Поднимание плеч в исходном положении стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Обратить внимание на то, чтобы ребенок наклонял голову к плечу, а не наоборот, поднимал плечо к голове. На словах «Я умею делать так» нужно проследить, чтобы оба плеча одновременно поднимались к ушам ребенка («шейка спряталась»). Дифференциация звуков [и], [а].
Игровые упражнения на этапе дифференциации звонких согласных Упражнение 4. Упражнение для стоп в исходном положении стоя. Обратить внимание на то, что в первой части движения ног легкие, быстрые, ноги ребенка едва касаются пола пальцами, а во второй части упражнения должны быть сильные громкие удары стопами об пол. Дифференциация звуков [б], [д], [г].
Упражнение 5. Упражнение на повороты туловища в исходном положении стоя, руки на поясе. Обратить внимание, чтобы ребенок максимально отвел назад напряженную руку ладонью вверх и при этом обязательно зафиксировал глазами ее положение. Дифференциация звуков [д], [б].
Упражнение 6. Упражнение для кистей рук. Дифференциация звуков [м], [б], [д].
Упражнение 7. Круговые вращения предплечий в исходном положении стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Хлопки ребенка должны соответствовать ритмическому рисунку речевой фразы. Дифференциация звуков [м], [д].
Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации свистящих звуков Упражнение 8. Упражнение на координацию дыхания и выполнение одновременных согласованных движений рук и ног. Упражнение выполняется в исходном положении стоя. Обратить внимание на длинный выдох ребенка, так чтобы щеки ребенка не раздувались, рот был в полуулыбке, а язык по возможности прижимался к верхним зубам. Автоматизация звука [с].
Упражнение 9. Упражнение на равновесие выполняется в положении стоя.
Упражнение 10. Упражнение на осанку и развитие основных видов ходьбы через имитацию движений животных.
Упражнение 11. Упражнение на вытяжение позвоночника выполняется из положения сидя на пятках, руки лежат на бедрах. Дифференциация звуков [с], [с′].
Упражнение 12. Упражнение для брюшного пресса и на согласованные движения рук и ног. Упражнение выполняется в исходном положении сидя на стуле. Дифференциация звуков [с], [з], [ц].
Игровые упражнения на этане автоматизации и дифференциации шипящих звуков Упражнение 13. Упражнение на дыхание. Следить, чтобы плечи ребенка при вдохе не поднимались, все остальные движения выполняются в соответствии со словами. Автоматизация звука [ш].
Упражнение 14. Упражнение для брюшного пресса выполняется в исходном положении лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги стоят на полу.
Упражнение 15. Упражнение для укрепления мышц спины выполняется из исходного положения стоя на коленях, руки качаются у голеностопов ног. Автоматизация звука [ж].
Упражнение 16. Упражнение на координацию с одновременными движениями руками, ногами и плечами из исходного положения стоя, ноги вместе, руки на поясе. Автоматизация звука [ч′].
Упражнение 17. Упражнение для укрепления мышц спины выполняется лежа на животе, сцепленные в замок руки вытянуты вперед. Обратить внимание на то, чтобы ноги ребенка были соединены вместе (хвост щуки). Автоматизация звука [щ′].
Упражнение 18. Упражнение на укрепление мышц плечевого пояса, выполняется сидя на стуле. Дифференциация звуков[ш], [ж], [ч′].
Упражнение 19. Упражнение на координацию, выполняется сидя на стуле.
Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации сонорных звуков Упражнение 20. Наклоны корпуса вперед выполняются н исходном положении стоя, ноги на полу на ширине плеч. Автоматизация звука [р].
Упражнение 21. Повороты корпуса. Упражнение выполняется сидя на стуле в соответствии со словами, руки на поясе. Дифференциация звуков [р], [р’].
Упражнение 22. Наклоны корпуса влево и вправо выполняются в исходном положении стоя. Следить, чтобы расстояние между руками ребенка при качании не изменялось. Кисти рук мягкие и пластичные, продолжают траекторию движения всей руки.
Упражнение 23. Упражнение для брюшного пресса выполняется из положения лежа на спине на полу. Дифференциация звуков [л], [л’].
Упражнение 24. Упражнение для укрепления мышц ног выполняется из положения стоя. Дифференциация звуков [л], [р].
Следующие более сложные два упражнения выполняются с мячом, позволяют коррегировать не только чувство ритма, координацию слова и движения, а также способствуют развитию у детей навыков группового взаимодействия. Эти упражнения являются переходными в овладении навыками командных спортивных игр и эстафет. Дети стоят по кругу. Играют одним или двумя мячами. Упражнение считается выполненным, если мяч ни разу не был потерян. Те дети, которые потеряли мяч в процессе игры, выбывают из нее. Упражнение 25.
Упражнение 26.
Дидактические игры: «Подбери и назови», «Что где растёт», «Кто где живёт», «Скажи наоборот», «Кривое зеркало», «Мышиные проделки», «Далеко – близко», «Разноцветные домики» Темы мероприятий: 1.«Праздник правильной речи» 2.КВН «Зимующие птицы» 3.Выпускной утренник Экскурсии 1 раз в 2 месяца – «Осенний парк», «Библиотека», музеи «Краеведческий», «Картинная галерея».
Список использованной литературы: 1. «Программы обучения и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста» Чиркиной Г.В, Филичевой Т.Б, - Программа. - М. 2002; 2.Васильева С.В., Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2001 3.Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996 4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985 5. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998 7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998 8. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997 9. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996 10.Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физкультминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб.: КАРО, 2006.- 144с. 11.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994 12. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|