Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые и нормативно-технические основы управления безопасностью жизнедеятельности




Лекция 4 Защита населения при ЧС. Управление безопасностью жизнедеятельности

1. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

2. РСЧС. Структура. Задачи.

3. ГО РФ и различных государств. МЧС РФ. Эвакуация. Особенности, задачи

4. Управление безопасностью жизнедеятельности.

5. Нормативно-техническая документация

 

Правовые и нормативно-технические основы управления безопасностью жизнедеятельности

При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

Основными особенностями подросткового возраста является резкий подъем всех жизненных функций, энергичный рост и физическое развитие тела. В этом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мыши, нередки отклонения в развитии органов дыхания, кровообращения и желудочно-кишечного тракта.

Для лиц в возрасте 16...18 лет установлена сокращенная продолжительность рабочей недели 36, а для лиц в возрасте 15 лет —

24 ч. Их запрещено привлекать к ночным и сверхурочным работам в выходные дни. Ограничено применение труда подростков по переноске тяжестей, а если работа связана только с переноской тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг. Все лица моложе 18 лет при поступлении на работу обязательно проходят профилактические медицинские осмотры.

Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях при неудовлетворительной производственной обстановке могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и повлиять на репродуктивную функцию женщин. Неблагоприятное влияние на состояние здоровья женщин оказывают повышенная трудоемкость, нервная напряженность и монотонность труда. Для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов; вводят более благоприятные режимы труда и отдыха; ограничивают использование труда женщин в ночное время; устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.

Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза, при условии чередования этого процесса с другими видами работ (до 2 раз в час), согласно СанПиН 2.2.0.555—96, составляет 10 кг, при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены — 7 кг. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать: с рабочей поверхности -1750, с пола -875 кгм. Причем в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Поскольку организм женщин особенно уязвим в период беременности, то запрещается применение труда беременных женщин на работах которые могут нанести вред здоровью женщины или ее потомства. Беременные женщины в соответствии с медицинским заключением должны быть переведены на более легкую работу или работу, исключающую воздействие вредных и опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, к работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Трудовое обучение и стимулирование безопасности деятельности

Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. Обучение придает законченность и устойчивость всем формам двигательной активности, является важным средством предупреждения утомляемости.

С точки зрения психофизиологической, трудовое обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки (обучения) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы.

Наличие квалифицированного персонала на предприятии — Дно из важнейших условий безопасности труда на производстве. Потому на предприятиях должна создаваться специальная система обучения работников по охране труда.

В соответствии с законодательством РФ об охране труда работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работником норм, правил и инструкций по охране труда.

Обучению и проверке знаний подлежат:

— руководители и специалисты предприятий, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках с осуществлением надзора и технического контроля за проведением работ;

— инженерные и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений.

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих — периодически, не реже одного раза в три года.

Проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, осуществляемую в соответствии с Типовым положением, на объектах, подконтрольных специально уполномоченным органам надзора и контроля (Госгортехнадзору России, Главгосэнергонадзору России, Госатомнадзору России и др.), рекомендуется совмещать с проверкой знаний, проводимой в порядке, установленном этими органами.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях (цех, участок, отдел, лаборатория, мастерская и др.) — на руководителя подразделения.

Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране груда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.

При этом они должны быть ознакомлены:

— с состоянием условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятии (в подразделении);

— с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором (соглашением) на предприятии;

— со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда на предприятии (подразделении);

— с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:

— при введении в действие на предприятии новых или переработанных (дополненных) законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

— при изменениях (замене) технологических процессов и оборудования, требующих дополнительных знаний по охране труда обслуживающего персонала;

— при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от руководителей и специалистов дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

— по требованию государственной инспекции труда субъектов РФ при установлении недостаточных знаний;

— после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;

— при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, беседы, консультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее чем за 15 дней.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях приказом (распоряжением) их руководителей создаются комиссии по проверке знаний (одна или несколько).

Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами.

Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории России, в том числе для работников, находящихся в командировке.

Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий проводится по программам, разработанным и утвержденным предприятиями или учебными центрами, комбинатами, институтами, имеющими разрешение органов управления охраной труда субъектов РФ на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, в соответствии с типовыми программами.

Типовые программы обучения по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами управления охраной труда субъектов РФ.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией труда.

Служба охраны труда предприятия должна осуществлять постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций для работников, оказывать методическую помощь разработчикам, содействовать им в приобретении необходимых типовых инструкций, стандартов ССБТ, а также других нормативных актов по охране труда.

Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предварительных консультаций с соответствующим выборным профсоюзным органом и службой охраны труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.

Каждой инструкции должно быть присвоено наименование и номер. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.

Руководители предприятий обеспечивают инструкциями всех работников и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятий. Выдача инструкций руководителям подразделений (служб) предприятия должна производиться службой охраны труда с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций. У руководителя подразделения (службы) предприятия должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении (службе) инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ данного подразделения (службы), а также перечень этих инструкций, утвержденных руководителем предприятия. У каждого руководителя участка (мастер, прораб и т. д.) должен быть в наличии комплект действующих инструкций для работников, занятых на данном участке, по всем профессиям и видам работ. Инструкция работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников. Местонахождения инструкций определяет руководитель подразделения (службы) с учетом необходимости обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

При обеспечении безопасных и здоровых условий труда работников работодатель должен уделить особое внимание организации и проведению работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда.

Отдельными нормативными правовыми актами по охране труда предусмотрены виды работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности и установлен особый порядок допуска работников к их выполнению. К таким работам относятся: эксплуатация и ремонт электроустановок, котлов, сосудов, работающих под давлением, обслуживание газового хозяйства, грузоподъемных машин и лифтов, выполнение верхолазных, электрогазосварочных, погрузочно-разгрузочных операций, деятельность, связанная с применением радиоактивных веществ, взрывчатых материалов, пиротехнических средств.

Работодатель, руководитель организации на основании действующих нормативных правовых актов по охране труда должны определить перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, требующие дополнительного специального обучения работников перед допуском их к самостоятельной работе. Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения устанавливается руководителем организации с учетом действующих. Без предварительного обучения, проверки знаний соответствующих правил и норм по охране труда персонал к работам, связанным с повышенной опасностью, не допускается. Обучение осуществляется по программам, утвержденным руководителем организации по согласованию со службой охраны труда и профсоюзным комитетом или иным уполномоченным работниками представительным органом. Обучение должно завершаться проверкой теоретических знаний и практических навыков. Прошедшему проверку зданий выдается удостоверение на право выполнения работ с повышенной опасностью. Проверка знаний должна быть периодичной в соответствии с действующими соответствующими правилами.

В соответствии с утвержденным перечнем работники, которые допускаются к работам повышенной опасности, должны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры в медицинском учреждении.

Особое место в организации работ на предприятии отводится работам, на проведение которых требуется наряд-допуск.

Наряд-допуск — это задание на производство работ, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность выполнения работы.

Организация безопасного производства работ по наряду-допуску регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами по охране труда — по каждому виду работ, например работы в действующих электрических установках, ремонт грузоподъемных кранов, осмотр и ремонт газораспределительных пунктов и газопроводов, ремонт котлов и т. д.

Нормативными правовыми актами определяются лица, ответственные за безопасность работ, их права и обязанности, порядок выдачи и оформления нарядов-допусков, действия ответственных лиц перед допуском бригады к работе по наряду-допуску, во время работы и по ее окончании.

Допуск к работе осуществляется ежедневно с указанием даты и времени начала работы и оформляется подписями ответственного руководителя и производителя работ.

Допуск к работе по наряду производится непосредственно на рабочем месте после проверки ответственным руководителем или лицом, выдавшим наряд-допуск, совместно с производителем работ выполнения мероприятий, обеспечивающих безопасное производство работы, проведения инструктажа по безопасности труда с членами бригады. Проведение инструктажа по безопасности труда фиксируется в наряде-допуске с подписью его участников. Экземпляр наряда-допуска, по которому сделан допуск, должен находиться у производителя работ и лица, выдавшего его.

Если при получении наряда-допуска у производителя работ или членов бригады возникают какие-либо сомнения, то они обязаны потребовать разъяснения у ответственного руководителя или лица, выдавшего наряд.

Функция стимулирования за работу по охране труда направлена на создание заинтересованности работающих в решении задач в сфере охраны труда по обеспечению безопасных и безвредных условий труда на рабочих местах, участках, в цехах и на предприятии в целом. Виды и формы материального и морального стимулирования разрабатываются администрацией предприятия совместно с профсоюзным комитетом с учетом постановлений и указаний государственных и профсоюзных органов по вопросам стимулирования.

Полная и всесторонняя реализация функции «стимулирования» т.е. создание действенной системы заинтересованности каждого коллектива, каждого работающего в решении задач охраны труда, позволяет широко привлекать к управлению охраной труда трудовые коллективы с более полной реализацией всех других функций управления и в конечном итоге в значительной мере повысить эффективность решения задач управления.

Правовые и нормативно-технические основы

Законы и подзаконные акты. Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов (Минприродресурс), Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд), Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МинЧС) и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности, и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (введен в действие в 2002 г.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы Российской Федерации «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999) и «Об отходах производства и потребления» (1998).

В качестве примеров подзаконных актов по охране окружающей среды приведем постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов», «Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды», а также документы специально уполномоченных органов: «Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы ОНД-90», «Об утверждении положения об оценке воздействия на окружающую среду» и «Основные положения аудирования в РФ».

Среди законодательных актов по охране труда отметим Федеральный закон «Об основах охраны труда» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

В условиях рыночных отношений большую роль призван сыграть Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998).

Из подзаконных актов отметим постановление Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда» (1999), утвержденное Минтрудом РФ «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (2002), а также «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» (1997) и «Правила сертификации работ по охране труда» (2002).

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995).

Нормативно-техническая документация (НТД*). Эта документация по охране окружающей среды включает федеральные и региональные (субъектов Федерации) санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ и его территориальных органов, строительные нормы и правила Комитета по строительству и коммунально-жилищному комплексу РФ (Госстрой РФ), систему стандартов «Охрана природы» Госстандарта РФ, документы Министерства природных ресурсов РФ, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Хотя указом Президента РФ «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.04 указанные выше органы были либо упразднены, либо реорганизованы, разработанная ими НТД по охране окружающей среды продолжает свое действие, также как отдельные нормативные акты организаций, ранее разрабатывавших НДТ в рассматриваемой области: Минздрава СССР, Госстроя СССР, Госстандарта СССР, Госкомприроды СССР и Минприроды СССР, Госгидромета СССР, Госкомэкологии РФ.

Следует иметь в виду, что несмотря на то, что Федеральный закон «О техническом регулировании» (2002) отменил принцип обязательности выполнения государственных стандартов, он не распространил его на ближайшие 7 лет на ГОСТы, направленные на сохранение здоровья и жизни человека, а также на охрану окружающей природной среды.

Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников).

В системе Строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Отметим, что наряду с ныне действующими СНиПами, разработанными в рамках системы строительных норм и правил и введенными в 1994 г., одновременно продолжают свое действие отдельные, пока еще не замененные СНиПы.

_________________________

*В юридической литературе входит в понятие нормативно-правовых актов.

Система стандартов «Охрана природы» — составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов — совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Система стандартов в области охраны природы изначально состояла из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплексов: 0-орга-низационно-методические стандарты, 1-гидросфера, 2- атмосфера, 3- био-логические ресурсы, 4- почвы, 5- земли, 6- флора, 7- фауна, 8- ландшафты, 9- недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включал шесть групп стандартов. Комплекс 0 включал одну группу (0) «Основные положения». Содержание всех групп стандартов представлено в табл. 15.1.*

Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей состоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его: ГОСТ 17.2.2.03—87. (После указанных выше сокращений системы ранее принятые обозначения стандартов не изменились.)

Таблица 15.1.

Содержание групп стандартов в области охраны природы

Шифр группы

Группа стандартов

Основные положения

Термины, определения, классификация

Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов

Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов

Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий

Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды

Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений

Прочие стандарты

Имеется также целый ряд отраслевых и внесистемных стандартов, связанных с природоохранной деятельностью.

_______________________

*В 1994 г. комплексы 3 и 8 из системы были исключены.

Нормативно-техническая документация по охране труда включает межотраслевые, отраслевые и региональные нормы и правила по охране труда и технике безопасности, санитарные нормы и правила, стандарты безопасности труда, а также типовые отраслевые и межотраслевые инструкции по охране труда для рабочих и служащих (ТИРМ и ТИРО). Межотраслевые нормы и правила, а также государственные стандарты закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда во всех или нескольких отраслях либо в отдельных вилах производства, либо при отдельных видах работ (например, на отдельных типах оборудования во всех отраслях).

Такого рода документацией являются межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ) при проведении различных производственных процессов, разрабатывавшиеся Минтрудом РФ, Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) Госгортехнадзора РФ и Атомнадзора, а также уже упоминавшиеся Санитарные нормы и правила Минздрава РФ и СНиПы и своды правил (СП) по проектированию и строительству Госстроя РФ. Важнейшим видом межотраслевой НТД по охране труда являются стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ)*.

Система стандартов безопасности труда — одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы ГСС—12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

Стандарты подсистемы 0 устанавливают; цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть той подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП).

Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности тру-I да; организация контроля за безопасностью труда и все другие работы, которыми занимается служба охраны труда (подробно см. ниже).

_________________________

* Как уже отмечалось, Федеральные органы исполнительной власти были реорганизованы, но их НТД продолжает свое действие. В настоящее время разработка ПОТРМов возложена на Минздравсоцразвитие, всех остальных перечисленных нормативных актов — на Министерство промышленности и энергетики.

Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов. Стандарты подсистемы 2 устанавливают: общие требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования безопасности к средствам защиты; подсистемы 5— к зданиям и сооружениям.

В ССБТ принята следующая система обозначений (рис. 15.1).

Таким образом, если нас интересуют требования безопасности к электросварочным работам, ищем стандарт класса 12 подсистемы 3 (производственные процессы), где он фигурирует под номером 3 (ГОСТ 12.3.003—86*). Стандарт требований к защитному заземлению и занулению (их применению, устройству) следует искать в подсистеме 1— это ГОСТ 12.1.030—81* «ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление». Нельзя путать стандарты такого рода со стандартами требований безопасности к средствам защиты (подсистема 4), например ГОСТ 12.4.021—75* «ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования». Стандарт на обучение работающих безопасности труда, метрологическое обеспечение охраны труда следует искать в подсистеме 0 как стандарты на организационные вопросы. Это ГОСТ 12.0.004-90 и ГОСТ 12.0.005-84.

Если перечень методов и средств защиты, необходимых для обеспечения требований безопасности по рассматриваемому фактору, оказывается емким, его стандартизуют в рамках отдельного стандарта подсистемы 1. Примером такого документа является ГОСТ 12.1.029—80 «ССБТ. Средства и методы защиты от шума. Классификация». Так же поступают при информативно-емких методах контроля требований безопасности. Так, в подсистеме 1 имеется отдельный стандарт на метод измерения на рабочих местах шума (ГОСТ 12.1.050-86).

Требования безопасности устанавливают применительно к производственному, а не технологическому оборудованию, к производственным, а не технологическим процессам. Так, требования ГОСТ 12.2.009—80* «ССБТ. Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности» относятся к станкам всех типов (токарным, сверлильным, шлифовальным, заточным и т. п.); ГОСТ 12.3.025—80* «ССБТ. Обработка металлов резанием. Требования безопасности» относится ко всем видам металлообработки резанием.

Примером региональных НТД являются санитарные нормы и правила и строительные нормы и правила, а также общие правила охраны труда для предприятий и организаций г. Москвы.

Примером отраслевой НТД по охране труда являются отраслевые правила по охране труда на отдельные виды работ (ПОТРО) и типовые инструкции по охране труда (для рабочих основных профессий), разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти (министерствами и ведомствами).

На уровне предприятий и организаций разрабатываются инструкции по охране труда на рабочих местах, а также стандарты организаций по безопасности труда (СТП).

Они регламентируют принципы работ по обеспечению безопасности труда: организацию контроля условий труда; надзора за установками повышенной опасности; обучение работающих безопасности труда; аттестации лиц, обслуживающих установки повышенной опасности, проведение аттестации рабочих мест на предприятии и т.д.

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).

Основные цели комплекса:

— повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

— эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задача комплекса — установление:

— терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;

— основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;

— уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;

— методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;

— способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС22), номера (шифра) группы (табл. 15.2), порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р 22.0.01—-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.

Стандарты группы 0 устанавливают:

— основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов;

— основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;

— классификацию ЧС;

Таблица 15.2.

Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС

Номер группы

Группа стандартов

Кодовое наименование

0-я

Основополагающие стандарты

Основные положения

1-я

Стандарты в области мониторинга и прогнозирования

Мониторинг и прогнозирование

2-я

Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства

Безопасность объектов народного хозяйства

3-я

Стандарты в области обеспечения безопасности населения

Безопасность населения

4-я

Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов

Безопасность продовольствия

5-я

Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений

Безопасность животных и растений

6-я

Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения

Безопасность воды

7-я

Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения

Управление, связь, оповещение

8-я

Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

9-я

Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей

Аварийно-спасательные средства

10-я,11-я

Резерв

— классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности;

— номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

— предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

— основные положения и правила метрологического контроля состояния технических систем в ЧС.

Содержание остальных групп стандартов определяется их кодовым наименованием (см. табл. 15.2).

Межотраслевая документация по ЧС представлена также СНиПами и СП Госстроя РФ и НТД МинЧС и Госгортехнадзора РФ (см. замечание-сноску на с. 513).

 

4.2. Система контроля требований безопасности и экологичности

Управление охраной окружающей природной среды. На федеральном уровне оно осуществляется Федеральным собранием, Президентом, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами, главным из которых являются Министерство природных ресурсов РФ.

На региональном уровне управления охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...