Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип конфиденциальности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

ВВЕДЕНИЕ

В регуляции деятельности практического психолога важную роль играют профессиональные этические принципы.

Профессионально-этические нормыэто общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с клиентами, испытуемыми, так и с коллегами, научным сообществом.

Эти принципы обязан знать каждый психолог и ориентироваться на них в своей работе. Этический кодекс практикующего психолога принимается профессиональным сообществом психологов и добровольно ими выполняется. Этические нормы практического психолога приняты в разных странах, причем они могут различаться для разных видов психологической практики (диагностика, консультирование, терапия). В странах с давними и устоявшимися традициями психологической практики (США, Западная Европа) этот кодекс существует достаточно длительное время. В нашей стране эти нормы были приняты в общем и в основном соответствуют существующим в других странах.

Психологическая практика непрофессионалов, а также игнорирование этических норм отдельными психологами во многом дискредитируют социальную репутацию практического психолога. В России пока нет достаточно авторитетного сообщества, которое выполняло бы функции эффективного этического контроля за деятельностью в области практической психологии.

Особенностью этической регуляции отношений психолога и клиента является то, что специальные права последнего законодательно не защищены. Все еще отсутствует судебная практика рассмотрения дел о нарушении прав участников консультативного, психотерапевтического процесса. В этой ситуации значение этических норм возрастает, хотя они при этом сохраняют свой механизм.

 

1 ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский съезд практических психологов образования

Проект

Этический кодекс педагога - психолога службы практической психологии образования России

Общие положения.

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее - психолог). Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством. Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования. Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Основные этические принципы деятельности психолога.

Этические принципы призваны обеспечить:

- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

- защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

- сохранение доверия между психологом и клиентом;

- укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

 

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

 

Принцип конфиденциальности.

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицами (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

(Важным принципом практической психологии является умение хранить в тайне все, что происходит во время сеанса. Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна – следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также интересы самого психолога, вызывает доверие к специалисту и способствует установлению продуктивных отношений.

Первым пользователем психологической информации является клиент, он имеет право решать, кому она может быть доступна. Относительно ребенка такое решение принимают родители. Однако, и в отношении родителей следует соблюдать этот принцип, даже если они явились инициаторами обращения за помощью ребенку. В некоторых случаях родителей необходимо подготовить к принятию такой информации во избежание нанесения вреда ребенку.

В то же время конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других лиц и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дому.

О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, прежде всего с супервизором, также сообщается на начальной стадии работы. Особого рассмотрения требует проблема конфиденциальности при работе в группе. Психолог отвечает за формирование таких групповых норм, которые могли бы создать атмосферу доверия, когда происходящее в группе не выходит за ее рамки).

 

Принцип компетентности.

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

Принцип ответственности.

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

(Психолог принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат оказания психологической помощи. В разных видах психологической практики мера ответственности разная, но всегда существует. Любое прикосновение к душе другого человека, особенно профессиональное, основанное на знании особенностей и закономерностей психической жизни, несет в себе серьезные последствия. Их мера должна быть отрефлексирована психологом.

Исходным пунктом деятельности психолога являются интересы клиента. Важно правильно понимать эти интересы. Если психолог не понимает истинной природы чувств и потребностей клиента, трудно ожидать продвижения в их взаимодействии.

Однако ответственность психолога за решение проблемы клиента нельзя преувеличивать – она имеет свои границы. Клиента следует убедить в том, что прогресс в его состоянии будет зависеть, прежде всего, от него, и этот сложный путь он должен пройти сам, опираясь на знания, опыт и поддержку психолога.

Важным является когнитивный аспект ответственности психолога. Это значит, что психолог отвечает за свои теоретические и методические знания и понимает границы профессиональной компетентности. Например, он не может брать на себя функции точного психиатрического диагноза и коррекционной работы на его основе. Будучи специалистом в определенной области, психолог должен осуществлять квалифицированные действия на основе полученной профессиональной подготовки. В связи с этим психолог должен быть готовым переадресовать клиента другому специалисту, при этом недопустимо только предложить клиенту искать другую помощь, необходимо посоветовать, куда и к кому ему можно обратиться.

Это не исключает творческого поиска. Необходимо только, чтобы поиск был продуктивным, основанным на глубоком осмыслении ситуации и опирался на специальную подготовку.

Психолог должен уметь решать собственные проблемы, ибо они провоцируют ошибки в работе. психологу важно развивать умение понимать и удовлетворять свои глубинные потребности. Если психолог компенсирует свои проблемы, он оказывается закрытым для понимания клиента. психолог является моделью для клиента, и поэтому его состояние во многом определяет существо происходящих изменений. Например, консультант, не имеющий раннего опыта принятия, все время ждет признания и с удовольствием будет участвовать в игре «замечательный доктор», навязываемый ему клиентом.

Принцип ответственности побуждает психолога завершить непосредственную работу с клиентом, когда целесообразность ее прекращения превышает целесообразность ее продолжения. Это положение имеет и экономическое, и логическое, и нравственное обоснование. Конкретная ситуация может быть такова, что полная коррекция личности представляется нереальной и затягивание сеансов будет означать дополнительные и нерациональные расходы времени и средств. Работа психолога должна быть прекращена и в том случае, если клиента следует направить к другому специалисту, например, психиатру.

Ответственность психолога проявляется и в том, что он не должен вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...