Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура предпрофильной подготовки и место элективного курса в ней




Введение

 

В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустиальному и информационному обществу означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразовательного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием не только несколько стран, но даже целые континенты.

В это же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Российская система образования пока еще способна конкурировать с системами образования передовых цивилизованных стран, однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет осуществлена глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

В начале 21 века стала очевидна необходимость серьезной модернизации школьного образования. Россия все больше становится страной, открытой миру, где строится рыночная экономика и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и личной ответственности. Эти фундаментальные процессы, изменяющие российскую действительность, «разворачиваются» в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию постиндустриального и информационного общества. К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой степени нашли свое отражение в содержании российского школьного образования, и именно они должны стать основой его кардинальной модернизации.

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниям, но и формировать у него потребность в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально - экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования.

Одним из направлений модернизации российского образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.

К числу дополнительных инновационных изменений относятся:

введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

организация информационной работы и профильной ориентации старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;

изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся, заканчивающих вторую ступень основной школы;

построение рейтингов оценки ученика поступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю: все это дополняется портфелем индивидуальных достижений - «портфолио».

Многие изменения встречались в предыдущем опыте российской школы, но сейчас они претерпели изменения, модификацию и рассматриваются на новом уровне развития общества, однако имеются и такие, которые должны пройти серьезную экспериментальную апробацию для изучения возможности (в последующем) использования в массовой школе. Эксперимент, проводимый в регионах по профильному обучению, позволит откорректировать теоретические разработки, по необходимости внести изменения, уточнения и дополнения, а возможно от чего-то отказаться.

Профессиональное становление сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью личности адаптироваться к изменяющимся социально - экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Важным является то, что образ профессии в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями. Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (американский, европейский, «новых русских» и др.).

Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

Необходимо учитывать, что мир профессий динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. Еще одной особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм.

В последнее время в Свердловской области активно развивается туристический бизнес. Существуют программы Правительства Свердловской области по развития строительства туристических комплексов. Можно прогнозировать высокую потребность этой отрасли в различных специалистах, в том числе и менеджеров этой сферы. Поэтому подготовка и переподготовка специалистов в области сферы услуг становится актуальной. В связи с этим приобретает большое значение разработка учебных программ обучения. По нашему мнению, познавать профессии этой сферы профессиональной деятельности можно в рамках предпрофильной подготовки в общеобразовательной школе через реализацию курсов по выбору.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволит:

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Предпрофильная подготовка позволит ученику выбрать профиль дальнейшего обучения.

При реализации курса «Сфера услуг» обязательно должны проводиться профессиональные пробы, они очень важны, так как являются завершающим маневрам во всей системе самореализации учащихся, позволяют учащимся познать себя и выявить свои способности, а также выявить свою пригодность к профессиям этой сферы. Профессиональные пробы можно проводить с помощью метода проектов.

Метод проектов - это спланированная работа, в основе которой лежит проект и его реализация. Такой метод дает нам полное представление о деятельности учащихся. Возникла идея разработать в качестве проектов различные формы проектирования уроков. Разрабатывая уроки, учащиеся познакомятся с такими видами педагогической деятельности как анализ, проектирование, общение.

Объект исследования: система предпрофильной подготовки в МОУ СОШ №5 г. Березовского.

Предмет исследования: блок профессиональных проб в элективном курсе по выбору «Сфера услуг».

Рабочее предположение: если будет разработан и внедрен элективный курс по выбору «Сфера услуг», то это будет способствовать более точному выбору учащимися профиля подготовки на ступени старшей школы.

Цель дипломной работы: разработка методического обеспечения блока профессиональных проб программы элективного курса по выбору «Сфера услуг» на основе метода проектов.

Задачи дипломной работы:

. Изучение литературы по проблеме профильного обучения, применения методик диагностики профессионально-значимых качеств личности, применения активных методов обучения, в том числе проектных.

. Разработка тематического плана блока профессиональных проб программы элективного курса по выбору «Сфера услуг».

. Подбор методов диагностики профессионально-значимых качеств специалистов в сферы услуг.

. Апробация и анализ результатов диагностики.

. Разработка методического обеспечения блока профессиональных проб программы элективного курса по выбору «Сфера услуг».

Работа основывается на исследованиях в области профильного обучения на старшей ступени общего образования таких авторов, как С.Н.Чистякова, П.С.Лернер, Н.Ф.Родичев, А.В.Гапоненко, О.Д.Палло, Е.О.Черкашин, И.Д.Чечель; использованы Государственные образовательные стандарты Свердловской области; использованы исследования Рогова Е.И. в области педагогической диагностики; исследования И.А.Зимней по вопросам педагогической психологии; Митиной Л.М. по вопросу психологического сопровождения выбора профессии, проанализирована информация об эксперименте по внедрению предпрофильного обучения в образовательных учреждениях в периодической печати.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 30 наименований и приложений.

1.
Инновации в образовании: предпрофильная подготовка

Структура предпрофильной подготовки и место элективного курса в ней

 

Как известно, становление профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации.

Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная школа является основной формой, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного образовательного учреждения.

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в ВУЗах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и ВУЗом, породила многочисленные подготовительные отделения ВУЗов, репетиторство, платны курсы и др.

Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в ВУЗе и построения профессиональной дальнейшей карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов.

Предварительным этапом введения профильного обучения является предпрофильное обучение в последнем классе основной ступени школы.

Перед введением профильного обучения в школе необходимо провести работу по обеспечению предстоящего выбора учащимися профилей обучения (анкетирование, беседы с родителями и др.)

Параллельно должна быть осуществлена разработка процедуры приема выпускников предпрофильных классов в профильные классы.

На следующем этапе должна быть проведена работа по созданию новой учебной литературы, уточнению базисного учебного плана разработка и утверждение учебных планов профилей.

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.

Основная функция курсов по выбору - профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности».

Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио - «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.

Курсы по выбору в 9-х классах, организуемые в целях предпрофильной подготовки, могут разделяться на два типа:

традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (напр. Обычные факультативные курсы, блоки дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.)

авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети).

Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу, прагматическую функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпускных экзаменов за 9-й класс); курсам второго типа будет в большей мере присуща развивающая функция.

Возможные авторские курсы по выбору, их структура и содержание, будут носить вариативный характер, в зависимости от ряда конкретных обстоятельств, в том числе таких как:

особенностей набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает ученику муниципальная образовательная сеть;

кадровой ситуации в данном образовательном учреждении и муниципальной образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в профильных классах ВУЗовских специалистов или использование кадрового потенциала ресурсных центров и т.п.);

специфики состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т.п.). Одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой - получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.

При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:

курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор;

курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («пойду на социально - гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»);

курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;

отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопросы о полезности для ученика данного курса для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе;

перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистантные и др.);

курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность - работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.);

следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педагогом, чем базовый курс по данному или родственному предмету;

курсы, по возможности, должны опираться на какое - либо пособие, что позволит исключить «монополию учителя на информацию»;

курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс.

Организация предпрофильной подготовки началась в России с разработки нормативной базы эксперимента. В соответствии с приказом Минобразования России от 26.06.2003г. №2757 «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения» с 2003/2004 учебного года начался первый этап эксперимента. На этом этапе апробировались подходы по организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

В связи с необходимостью предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности выпускника основной ступени предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.

К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования, профиля обучения в старшей школе.

Анализ действующего Базисного учебного плана (утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.1998 №322) и минимально необходимой потребности в учебном времени на предпрофильную подготовку позволяет определить, что базовый минимальный объем предпрофильной подготовки должен быть равен примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недели в году.

Эти 100 учебных часов на предпрофильную подготовку рекомендуется распределять следующим образом: ориентировочно 2/3 объема (или 2 учебных часа в неделю) отводить на два вида специально организованных курса по выбору: предметные курсы и ориентационные курсы; оставшуюся часть (1/3 объема) предпрофильной подготовки, примерно 30-35 учебных часов в год, предлагается использовать для информационной работы и профильной ориентации.

Следует отметить, что при полной 6-ти дневной учебной неделе на предпрофильную подготовку можно отводить и большие объёмы времени. По решению общеобразовательного учреждения для предпрофильной подготовки можно использовать и часть времени школьного компонента.

При 5-ти дневной учебной неделе, когда школьный компонент составляет всего 2 часа в неделю, возможности предпрофильной подготовки весьма ограничены. Это затрудняет ее результативную реализацию. Поэтому при 5-ти дневной учебной неделе информационную и профориентационную работу целесообразно совмещать с уроками технологии, проводить ее во внеурочное время по субботам и общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте, переходить на 6-ти дневную учебную неделю в 9-х классах. Органам местного самоуправления желательно изыскивать возможности для финансирования дополнительных занятий, проводимых во внеурочное время.

Общеобразовательные учреждения могут проводить занятия по предпрофильной подготовке во вторую смену. Кроме этого для всех образовательных учреждений одной муниципальной сети, либо для соседних образовательных учреждений можно определить один общий день для проведения курсов по выбору. При этом может апробироваться одна из возможных идей организации курсов по выбору, когда они являются сетевыми и их пользователями могут быть учащиеся нескольких школ данной территории.

В качестве дополнительных ресурсов для организации предпрофильной подготовки ученые рекомендуют:

делить классы на подгруппы при организации курсов по выбору, что позволит индивидуализировать процесс обучения, более активно применять проектные и исследовательские формы;

привлекать к преподаванию курсов предпрофильной подготовки работников начального, среднего и высшего профессионального образования, науки, производства и других сфер деятельности;

использовать ресурсы дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий, в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворению их широких познавательных интересов;

использовать современные телекоммуникационные возможности (Интернет, CD-диски, дистанционные формы и т.д.)

Предметные курсы - содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.

Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Эти курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).

Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся, должны способствовать удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов (из расчета по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, для того, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули (17 часов - по 4 курса за год).

Содержание курса по выбору должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Технологии, используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информация по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и т.д.).

Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно задуматься о следующем:

какой содержательный материал и какие формы работы могут наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки (помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха);

какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, сборники, дидактические материалы и др.)

какими видами деятельности возможно овладеть при работе с данным содержанием;

какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении;

какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, и может ли он может проявить инициативу;

как в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю;

чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Учеными-исследователями разработаны требования к программам элективных курсов профильного обучения. Однако в полной мере применить их для элективного курса предпрофильной подготовки мы считаем нецелесообразным, поэтому назовем те, которые, на наш взгляд, необходимы.

.Соответствие положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Курс позволяет осуществлять пробы, оценить свои потребности и возможности.

.Степень новизны для учащихся. Курс включает новые для учащихся знания и виды деятельности.

.По мотивирующему потенциалу курс. Курс содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.

.По практической направленности курса. Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

.По выбору методов обучения. Курс даёт возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается её содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.

Элективный курс «Сфера услуг», построенный в соответствии с этими требованиями, способен сформировать модель адаптивного поведения учащегося в виде выполнения им предписанных требований, правил, норм определенной профессии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...