Основные направления государственной политики по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.
Человек в современном мире Учебная программа для факультативных занятий XI класс
Пояснительная записка Знание о мире, в котором живет человек, является непременным гарантом успешности и гармоничности существования в нем. Это та необходимая и первоначальная основа, на которой строятся векторы жизнедеятельности человека на личностном и социальном уровнях. Факультатив «Человек в современном мире» интегрирует знания о различных аспектах социокультурного состояния и перспективах развития ближайшего для учащегося окружения – современного белорусского общества. Содержание факультатива позволяет ознакомить учащихся с тем, что, как и почему происходит в наблюдаемой ими социокультурной действительности, установить причинно-следственные связи и разобраться в закономерностях происходящего, выработать рациональные и эффективные способы поведения и деятельности, предвидеть ход развития тенденций развития белорусского общества. Актуальность и значимость содержания факультативного курса обуславливается сложностью современной стадии развития общества в целом и белорусского общества в частности – его транзитивностью, сложностью и стохастичностью происходящих процессов. Изучение факультатива позволит уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект для манипуляций. Целью факультативных занятий является формирование у учащихся социальной компетентности – способности адекватно и эффективно действовать и критически осмыслять происходящие в современном белорусском обществе события и процессы. Достижение данной цели возможно через решение факультативом следующих задач:
усвоение системы знаний, необходимой для эффективного взаимодействия с социальной средой; развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке; овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах гражданской и общественной деятельности, познавательной и коммуникативной деятельности. Программа факультатива «Человек в современном мире» коррелирует с учебной программой по предмету «Обществоведение» для XI класса и выстраивается через рассмотрение понятий, процессов и явлений, предусмотренных для изучения в базовой программе в различных аспектах и отработку способов учебно-познавательной деятельности, заложенных для усвоения учащимися XI класса в базовой программе. Большое внимание в программе факультатива уделено правовому блоку – закреплению умений оперирования ими и формированию опыта деятельности в правовом контексте. Это поможет учащимся разобраться в политико-правовых процессах, происходящих в обществе и государстве. Факультатив дает представление о месте Беларуси в современном контексте, об участии Беларуси в решении современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, которые будут реализованы нынешними школьниками. Приоритет деятельностной компоненты перед знаниевой в содержании факультатива предполагает использование педагогических технологий, которые помогут сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе (дебаты, дискуссии, диспуты, ролевые игры, практикумы и др.).
Изучение факультатива рассчитано на 35 часов (в том числе 1 час – резервное время). XI класс Человек в современном мире (35 часов, в том числе 1 час – резервное время)
Введение (1 ч). Соотношение государства, права и закона. Взаимосвязь правового и социального характера государства. Тема I. Основной Закон и Я (7 ч). Конституция: фундамент государства. История развитияКонституции РБ. Порядок пересмотра Конституции РБ и принятия конституционных поправок. Отражение норм морали в Конституции РБ. Конституция РБ и общепризнанные принципы международного права. «Мы, народ…». Суверенитет народа. Основы конституционного строя Республики Беларусь. Иду на выборы. Формы участия граждан в политической жизни страны.Роль электората в выборах. Высшие органы власти – принцип разделения властей. Полномочия Президента Республики Беларусь, Национального собрания, Совет Министров Республики Беларусь и судебной власти. Система слежки и противовесов. Законодательный процесс в Республике Беларусь. Права человека и гражданина в Республике Беларусь. Международно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина Занятие-практикум. Занятие обобщения. Интеллектуальный турнир «Знаешь ли ты Конституцию Республики Беларусь?». Тема II. Юридическая консультация (8 ч). Практикум по теме «Гражданское право». Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве. Гражданство Республики Беларусь: понятие, законодательное регулирование, принципы. Ситуация с гражданскими правами человека в современном мире. Практикум по теме «Трудовое право». Отражение норм морали в Трудовом праве. Трудовые споры и порядок их разрешения. Общая характеристика права социального обеспечения. Практикум по теме «Административное право». Практикум по теме «Семейное право». Отражение норм морали в Семейном праве. Закон и порядок. Юридическая ответственность и ее виды. Организация правосудия в РБ. Права задержанного несовершеннолетнего. Ответственность за преступления против личности. Правонарушение или преступление? Как не стать жертвой преступления. Правопорядок и милиция. Механизмы борьбы государства и граждан с преступностью; законные пути защиты себя и своих близких от преступных посягательств.
Подросток и правоотношения. Твои права. Если твои права нарушены. Твои обязанности как гражданина РБ. Ответственность за совершенное правонарушение либо преступление. Организации по защите твоих прав. Тенденции развития правовой сферы: мировой опыт и белорусская практика. Всегда ли справедлив вердикт суда присяжных? Урок обобщения.
Тема III. Политика РБ в документах, фактах и цифрах (9 ч) Конституционные основы социальной политики Республики Беларусь. Основные направления и задачи социальной защиты населения, перспективы развития отраслей социально-культурного комплекса в РБ. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. Основные направления кадровой политики РБ. Эволюция экономических процессов в РБ. Прогнозирование научно-технического развития приоритетных отраслей экономики РБ. Внешнеполитический вектор в модели устойчивого развития РБ. Основные направления инновационного развития РБ на пути в постиндустриальную цивилизацию. Политика белорусского государства в области развития инновационных технологий. Основные направления государственной политики по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Современная религиозная ситуация и национальный вопрос в РБ. Тенденция политики экуменизма. Толерантность и гуманистический подход к этническим проблемам. Культура межнациональных отношений. Основные направления деятельности государства и общественных организаций по защите детства в РБ. Политика РБ в области национальной системы образования. Беларусь, Россия и ЕС: перспективы взаимодействия. Международные обязательства РБ. Межнациональное сотрудничество в современном мире. Экономическая интеграция – процесс сближения народов. Легко ли быть молодым? Труд молодежи в современном обществе Символы молодежи Беларуси. Урок обобщения.
Тема IV. Мы в будущем. Будущее в нас (8 ч). Проблема типологической характеристики современного белорусского общества. Цивилизационная специфика РБ. Модернизация белорусского общества: исторический опыт и перспективы.
Современные тенденции социально-экономического и социально-культурного взаимодействия РБ с различными регионами страны и мира (экономическое сотрудничество, культурные связи, взаимодействие в решении глобальных проблем). Новые тенденции в развитии современных международных отношений. Республика Беларусь в системе международных отношений на современном этапе. Безопасно ли жить в современном мире? Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире? Угрозы Беларуси в XXI в. Положение и перспективы РБ в глобальной экономике. Структура глобальной экономики. Признаки новой экономической эпохи. Становление постиндустриального и информационного общества в РБ. Связь представлений о современном обществе с идеей модернизации и концепцией постиндустриального общества. СМИ и интересы общества в РБ. Задачи Беларуси в XXI в. Спектр национальных задач Беларуси.Умножение человеческого капитала РБ. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны. Каким будет новый глобальный мир? Глобализация: трактовки и оценки феномена. Современные теории глобального мироустройства. Методы социального прогнозирования. Альтернативные сценарии будущего. Урок обобщения. Беларусь: безопасность в собственном развитии и суверенитете.
Заключение (1 ч).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|