Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления государственной политики по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Человек в современном мире

Учебная программа для факультативных занятий

XI класс

 

 

 


Пояснительная записка

Знание о мире, в котором живет человек, является непременным гарантом успешности и гармоничности существования в нем. Это та необходимая и первоначальная основа, на которой строятся векторы жизнедеятельности человека на личностном и социальном уровнях. Факультатив «Человек в современном мире» интегрирует знания о различных аспектах социокультурного состояния и перспективах развития ближайшего для учащегося окружения – современного белорусского общества. Содержание факультатива позволяет ознакомить учащихся с тем, что, как и почему происходит в наблюдаемой ими социокультурной действительности, установить причинно-следственные связи и разобраться в закономерностях происходящего, выработать рациональные и эффективные способы поведения и деятельности, предвидеть ход развития тенденций развития белорусского общества. Актуальность и значимость содержания факультативного курса обуславливается сложностью современной стадии развития общества в целом и белорусского общества в частности – его транзитивностью, сложностью и стохастичностью происходящих процессов. Изучение факультатива позволит уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект для манипуляций.

Целью факультативных занятий является формирование у учащихся социальной компетентности – способности адекватно и эффективно действовать и критически осмыслять происходящие в современном белорусском обществе события и процессы.

Достижение данной цели возможно через решение факультативом следующих задач:

усвоение системы знаний, необходимой для эффективного взаимодействия с социальной средой;

развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах гражданской и общественной деятельности, познавательной и коммуникативной деятельности.

Программа факультатива «Человек в современном мире» коррелирует с учебной программой по предмету «Обществоведение» для XI класса и выстраивается через рассмотрение понятий, процессов и явлений, предусмотренных для изучения в базовой программе в различных аспектах и отработку способов учебно-познавательной деятельности, заложенных для усвоения учащимися XI класса в базовой программе.

Большое внимание в программе факультатива уделено правовому блоку – закреплению умений оперирования ими и формированию опыта деятельности в правовом контексте. Это поможет учащимся разобраться в политико-правовых процессах, происходящих в обществе и государстве. Факультатив дает представление о месте Беларуси в современном контексте, об участии Беларуси в решении современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, которые будут реализованы нынешними школьниками.

Приоритет деятельностной компоненты перед знаниевой в содержании факультатива предполагает использование педагогических технологий, которые помогут сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе (дебаты, дискуссии, диспуты, ролевые игры, практикумы и др.).

Изучение факультатива рассчитано на 35 часов (в том числе 1 час – резервное время).


XI класс

Человек в современном мире

(35 часов, в том числе 1 час – резервное время)

 

Введение (1 ч). Соотношение государства, права и закона. Взаимосвязь правового и социального характера государства.

Тема I. Основной Закон и Я (7 ч).

Конституция: фундамент государства. История развитияКонституции РБ. Порядок пересмотра Конституции РБ и принятия конституционных поправок. Отражение норм морали в Конституции РБ. Конституция РБ и общепризнанные принципы международного права.

«Мы, народ…». Суверенитет народа. Основы конституционного строя Республики Беларусь.

Иду на выборы. Формы участия граждан в политической жизни страны.Роль электората в выборах.

Высшие органы власти – принцип разделения властей. Полномочия Президента Республики Беларусь, Национального собрания, Совет Министров Республики Беларусь и судебной власти. Система слежки и противовесов. Законодательный процесс в Республике Беларусь.

Права человека и гражданина в Республике Беларусь. Международно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина

Занятие-практикум.

Занятие обобщения. Интеллектуальный турнир «Знаешь ли ты Конституцию Республики Беларусь?».

Тема II. Юридическая консультация (8 ч).

Практикум по теме «Гражданское право». Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве. Гражданство Республики Беларусь: понятие, законодательное регулирование, принципы. Ситуация с гражданскими правами человека в современном мире.

Практикум по теме «Трудовое право». Отражение норм морали в Трудовом праве. Трудовые споры и порядок их разрешения. Общая характеристика права социального обеспечения.

Практикум по теме «Административное право».

Практикум по теме «Семейное право». Отражение норм морали в Семейном праве.

Закон и порядок. Юридическая ответственность и ее виды. Организация правосудия в РБ. Права задержанного несовершеннолетнего. Ответственность за преступления против личности.

Правонарушение или преступление? Как не стать жертвой преступления. Правопорядок и милиция. Механизмы борьбы государства и граждан с преступностью; законные пути защиты себя и своих близких от преступных посягательств.

Подросток и правоотношения. Твои права. Если твои права нарушены. Твои обязанности как гражданина РБ. Ответственность за совершенное правонарушение либо преступление. Организации по защите твоих прав.

Тенденции развития правовой сферы: мировой опыт и белорусская практика. Всегда ли справедлив вердикт суда присяжных?

Урок обобщения.

 

Тема III. Политика РБ в документах, фактах и цифрах (9 ч)

Конституционные основы социальной политики Республики Беларусь. Основные направления и задачи социальной защиты населения, перспективы развития отраслей социально-культурного комплекса в РБ. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. Основные направления кадровой политики РБ.

Эволюция экономических процессов в РБ. Прогнозирование научно-технического развития приоритетных отраслей экономики РБ. Внешнеполитический вектор в модели устойчивого развития РБ.

Основные направления инновационного развития РБ на пути в постиндустриальную цивилизацию. Политика белорусского государства в области развития инновационных технологий.

Основные направления государственной политики по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Современная религиозная ситуация и национальный вопрос в РБ. Тенденция политики экуменизма. Толерантность и гуманистический подход к этническим проблемам. Культура межнациональных отношений.

Основные направления деятельности государства и общественных организаций по защите детства в РБ. Политика РБ в области национальной системы образования.

Беларусь, Россия и ЕС: перспективы взаимодействия. Международные обязательства РБ. Межнациональное сотрудничество в современном мире. Экономическая интеграция – процесс сближения народов.

Легко ли быть молодым? Труд молодежи в современном обществе Символы молодежи Беларуси.

Урок обобщения.

 

Тема IV. Мы в будущем. Будущее в нас (8 ч).

Проблема типологической характеристики современного белорусского общества. Цивилизационная специфика РБ. Модернизация белорусского общества: исторический опыт и перспективы.

Современные тенденции социально-экономического и социально-культурного взаимодействия РБ с различными регионами страны и мира (экономическое сотрудничество, культурные связи, взаимодействие в решении глобальных проблем). Новые тенденции в развитии современных международных отношений. Республика Беларусь в системе международных отношений на современном этапе.

Безопасно ли жить в современном мире? Глобальная безопасность: кто кому и чем угрожает в современном мире? Угрозы Беларуси в XXI в.

Положение и перспективы РБ в глобальной экономике. Структура глобальной экономики. Признаки новой экономической эпохи.

Становление постиндустриального и информационного общества в РБ. Связь представлений о современном обществе с идеей модернизации и концепцией постиндустриального общества. СМИ и интересы общества в РБ.

Задачи Беларуси в XXI в. Спектр национальных задач Беларуси.Умножение человеческого капитала РБ. Модернизация Вооруженных сил. Надежное обеспечение национальной безопасности страны.

Каким будет новый глобальный мир? Глобализация: трактовки и оценки феномена. Современные теории глобального мироустройства. Методы социального прогнозирования. Альтернативные сценарии будущего.

Урок обобщения. Беларусь: безопасность в собственном развитии и суверенитете.

 

Заключение (1 ч).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...