Кшиштоф занусси, эдвард жебровский
«МИЛОСЕРДИЕ, ОПЛАЧЕННОЕ ЗАРАНЕЕ» Перевод с польского В.Фенченко Действующие лица:
МАРКИЗА МИЛЕНА ФЛОРЕНТИНА - служанка
Большая комната, погруженная в полумрак. На ампирном ложе, опираясь на высоко поднятые подушки, лежит МАРКИЗА - пожилая женщина, сохранившая следы былой красоты. Иронично улыбаясь, она перелистывает журнал с Фотографиями молодых, красивых и поразительно похожих одна на другою девушек. В ногах Маркизы лежит, свернувшись в клубок, собачка, мальтанский пинчер. Раздается звонок. Собачка рычит. МАРКИЗА (не прерывая чтения). Тихо, Жу-Жу... Иди ко мне. Собачка, продолжая ворчать, ковыляет к хозяйке. В комнату входит служанка маркизы ФЛОРЕНТИНА - старая, некрасивая, с короткой шеей, делающей ее похожей на карлицу. ФЛОРЕНТИНА. Она пришла. МАРКИЗА (не отрываясь от журнала, перебирая пальцами шерсть собаки). Как выглядит? ФЛОРЕНТИНА молчит, тупо уставившись в пространство. МАРКИЗА (очень громко). Как она выглядит?!! ФЛОРЕНТИНА. Нормально. МАРКИЗА. Молодая? ФЛОРЕНТИНА. Да. МАРКИЗА (откладывает журнал, снимает очки). Который час? ФЛОРЕНТИНА. Половина девятого. МАРКИЗА. Значит, она пришла слишком рано... Пусть уйдет... и вернется в девять. Или нет... П о д з ы в а е т. ...пусть ждет. Ты проверила ее паспорт? ФЛОРЕНТИНА. Нет. Но у нее направление от старшей медсестры. МАРКИЗА. Она могла его найти или ваять у подруги. Возьми у нее паспорт и принеси сюда. Поняла? Поняла? СЛУЖАНКА выходит. Собачка сердито ворчит. МАРКИЗА осторожно поправляет подушки и, закрыв глаза, некоторое время лежит неподвижно, поглаживая собаку. Входит СЛУЖАНКА с паспортом в руках. МАРКИЗА надевает очки, раскрывает документ, внимательно рассматривает фотографию
МАРКИЗА (читает по слогам). Ми-ле-на Ду-ка-но-вич. Переворачивает страницы, не находит визы. Улыбается, закрывает паспорт и, после минутного колебания, кладет его на полочку ночного столика. Пригласи ее, пусть войдет. Говорит тихим голосом. Поняла? СЛУЖАНКА выходит. МАРКИЗА с болезненной гримасой усаживается повыше. В комнату входит ДЕВУШКА, скромная, гладко причесанная. На ней джинсы и просторный свитер, в руках дорожная сумка. Собачка разражается лаем, спрыгивает с кровати. ДЕВУШКА смущенно замирает. МАРКИЗА (смотрит на нее с болезненной гримасой, слегка улыбаясь). Не бойся, он не кусается. Пес обнюхивает девушку и, ворча, возвращается на кровать. Ты вытерла ноги? Извини, что я спрашиваю, но у меня есть дурной опыт. Сейчас, летом, в клинике остался только второсортный персонал. Но ты, конечно же, будешь исключением. Подойди поближе. Почему ты с сумкой? МИЛЕНА. Это мои личные вещи. МАРКИЗА. А зачем? Девушка смущенно молчит. Ах, понимаю. Бедный ребенок. Тебе негде оставить... Девушка краснеет. Стыдиться нечего... Но сумку оставь ж прихожей. Видя колебания девушки, добавляет. Деточка... в моем доме прислуга не ворует. МИЛЕНА (поясняющим жестом указывает на паспорт, лежащий на столике, и вежливо говорит). Я бы хотела его забрать. Спрячу в сумку, а то потом, боюсь, забуду. МАРКИЗА отдает ее паспорт, ДЕВУШКА убирает его в сумку и выходит. Пес ворчит. МАРКИЗА удовлетворенно улыбается и нажимает на кнопку звонка. Входит СЛУЖАНКА. Следом за ней в комнату возвращается МИЛЕНА и останавливается у изголовья кровати. МАРКИЗА. Подай мне ужин. СЛУЖАНКА не отзывается. (Громко, резким тоном). Подай ужин. На одну персону. СЛУЖАНКА выходит. МАРКИЗА закрывает глаза. Продолжает лежать с закрытыми глазами. ДЕВУШКА, не зная, как ей поступить, неуверенно останавливается посреди комнаты. Некоторое время она наблюдает за маркизой, затем начинает осматривать комнату. Подходит к туалетному столику.
МАРКИЗА (внезапно, не открывая глаз). Сядь. МИЛЕНА. Я думала, что вы... дремлете. МАРКИЗА (болезненно улыбаясь). В эту пору? Деточка, ночью я вообще не сплю. Это большое несчастье - не иметь возможности уснуть. Но почему ты в халате? Сними его, прошу тебя. Разве тебе не сказали, что я не выношу всего, что напоминает мне больницу? МИЛЕНА (снимая халат, вполголоса). Сиделок тоже? МАРКИЗА (смотрит на девушку с внезапно возникшим интересом, удовлетворенно улыбается. Браво! Действительно... Но это потому, чти обычно они старые и некрасивые... и пахнут больницей. Н е о ж и д а н н о Подойди ко мне. ДЕВУШКА подходит к кровати. МАРКИЗА принюхивается. Ты пахнешь потом. Слишком долго ходишь в этом свитере. Это здоровый запах, но несколько... тривиальный. На туалетном столике стоит мой одеколон... МИЛЕНА. У меня есть свой. МАРКИЗА. Там лучше. З в о н о к. ДЕВУШКА выходит, унося с собой халат. В дверях она разминулась с ФЛОРЕНТИНОЙ, которая привезла на столике изысканно сервированный ужин. МАРКИЗА накладывает себе на тарелку еду и тут же начинает ее с явным удовольствием поглощать. ФЛОРЕНТИНА уходит, вновь разминувшись в дверях с Миленой. Ты разрешишь мне поужинать? Сама ты, конечно, уже поела перед дежурством? ДЕВУШКА кивает головой. Присаживается на пуфик около кровати. Но пришла ты слишком рано, поэтому сейчас ты мой гость! Ты действительно не голодна? МИЛЕНА. Нет, спасибо. МАРКИЗА. А, может, все-таки поешь вместе со мной? Трюфели превосходны. МИЛЕНА (сглатывая слюну). Нет, я правда не хочу. МАРКИЗА. Может, хотя бы попробуешь... Мне неприятно есть одной. МИЛЕНА (нерешительно). Спасибо. Это можно было понять, как согласие, но МАРКИЗА больше не настаивает и спокойно заканчивает ужин. МАРКИЗА. Надеюсь, на ночь у тебя с собой есть какой-нибудь сэндвич? МИЛЕНА. Нет, ночью я на испытываю голода. МАРКИЗА. Когда человек не спит, ему хочется есть, а ведь ты спать не будешь. С м е е т с я. А может быть ты на голодной диете? Пожалуй, ты потеряла чувство меры. ДЕВУШКА улыбается, скрывая легкое раздражение. Однако, все-таки что-нибудь съешь? Не выношу, когда у кого-то урчит в животе.
МИЛЕНА с неприязнью смотрит на маркизу. Внезапно лицо МАРКИЗЫ перекашивает болезненная гримаса, и она откидывается на подушки. МИЛЕНА встает. МАРКИЗА (спустя некоторое время). Мне страшно неприятно... Прошу тебя, подай мне капли... И извини, что я утруждаю тебя до дежурства... ДЕВУШКА растерянно перебирает пузырьки, МАРКИЗА наблюдает за нею из-под полуприкрытых век. О... эти. Накапай десять капель на кусочек сахара. МИЛЕНА капает. Большое тебе спасибо... МАРКИЗА берет из рук девушки ложечку и начинает сосать сахар. Входит ФЛОРЕНТИНА. (кричит). Убери тарелки! Бросает взгляд на Милену. Войдя, сюда ты подумала, что я страшная ведьма, правда? Впрочем, ты, видимо, уже слышала от старшей медсестры... ДЕВУШКА смущенно краснеет. Признайся. ФЛОРЕНТИНА уходит с подносом МИЛЕНА. Ничего я не слышала. МАРКИЗА. Но подумала? МИЛЕНА. Ничего я не подумала. МАРКИЗА. В самом деле? Но ведь все это выглядит хуже некуда. А тебе интересно. Как пройдет ночь, поэтому ты должна внимательно за всем наблюдать. А может, ты лицемерка и не хочешь признаться, что подумала обо мне очень плохо?.. МИЛЕНА (с улыбкой подхватывая тон маркизы). Похоже на то, что вам очень хочется это услышать. МАРКИЗА. Ну, что ты! Мне было бы действительно очень неприятно... Но еще хуже, если ты так подумала, но не сказала... Ты должна пообещать, что будешь со мной откровенна... хорошо? Обещай. МИЛЕНА. Не понимаю, почему вам это так важно. МАРКИЗА. Это просьба старой и больной женщины. Обещай. МИЛЕНА. Я постараюсь. МАРКИЗА. Спасибо, ты очень мила. Кричит, обращаясь к Флорентине. Что ты возишься? М и л е н е. Я жду ночи, как избавления. Кивает в сторону служанки. Она мне житья не дает. Ужас, как неделикатна. Видя смущение Милены, добавляет. К тому же притворяется глухой. ФЛОРЕНТИНА вздрагивает, продолжает уборку после ужина с нарочной медлительностью. Впрочем, возможно, это не так. Быть может, она только чувствует, что говорят о ней, но ничего не слышит и не понимает. Так, как Жу-Жу. Пес гавкает. Ты так смотришь, словно бы тебя задело это сравнение. Дитя мое, порой собаки бывают гораздо лучше людей. Правда, Жу-Жу не так мил, как его мать, но обычно я предпочитаю общаться с ним, а не с двуногими существами. Возьми кофе.
МИЛЕНА берет. И сядь сюда. МИЛЕНА садится на край постели. Ты очень симпатична. Кричит Флорентине. Можешь идти! ДЕВУШКА помешивает кофе. Боюсь, что ты проголодаешься. Я забыла, как тебя зовут? МИЛЕНА. Милена. МАРКИЗА. Милена. Какое смешное имя. А ты откуда? МИЛЕНА. Из Югославии. МАРКИЗА. Это где-то в Руритании... Правда? Ох, извини, я не хотела тебя обидеть, но в мои времена Югославии не было... И из какой же части Югославии? МИЛЕНА. Из Сербии. МАРКИЗА. Ничего не знаю о Сербии. Хотя есть такая мелодия... «На сербском базаре». Может быть, это ваш национальный гимн? МИЛЕНА. Не слышала. МАРКИЗА. Как ты могла не слышать? Это очень известная мелодия. Напевает насколько тактов «На персидском базаре» Каттельбея. МИЛЕНА (улыбнувшись). Это называется «На персидском базаре». МАРКИЗА. А... действительно. Но это так недалеко от вас. Вдруг скривилась, как от резкой боли. МИЛЕНА встает, ставит чашку на журнальный столик, смотрит на часы. Который час? МИЛЕНА. Девять. МАРКИЗА. Значит, я уже могу тебя попросить... поправь мне подушки. МИЛЕНА подходит к больной. Ты должна помочь мне подняться. МИЛЕНА. Обхватите меня за шею. МАРКИЗА выполняет указание, ДЕВУШКА помогает ей одной рукой, а другой приподнимает подушки. МАРКИЗА (стонет). Осторожно... Ты видишь, какая я слабая. Бывают дни, когда у меня нет сил взять даже стакан сока со столика. МИЛЕНА. Это анемия? Или ревматизм? МАРКИЗА. С чего ты взяла ревматизм? МИЛЕНА. У вас несколько увеличены суставы. МАРКИЗА (кивнув головой). Ты наблюдательна. У меня действительно ревматизм. Смотрит на свои руки. А когда-то у меня были очень красивые руки. Покажи свои. Почему ты так коротко стрижешь ногти? МИЛЕНА. Я медсестра. МАРКИЗА. В самом деле... Но это почти мужская рука. Следи за кожей, а то она у тебя грубеет. МИЛЕНА. Вы принимаете золото? МАРКИЗА (подозрительно смотрит на девушку). Почему ты говоришь о золоте? МИЛЕНА. Это один из методов борьбы с ревматизмом. У меня на родине он применяется очень часто... Когда я была на практике, то видела очень хорошие результаты... Садится на край кровати. МАРКИЗА. Если бы мой доктор об этом слышал, то я бы, конечно, это принимала. Но откуда ты знаешь, что у меня есть золото? МИЛЕНА. Не знаю. Но его принимают очень мало. Два-три миллиграмма... Изображает укол. МАРКИЗА. Интересно. Но почему ты во всем этом разбираешься? Ведь это не входит в обязанности медсестры. А... ты говорила, что у себя на Балканах ходила на практику. Что это было?
МИЛЕНА. Я изучала медицину. МАРКИЗА. И бросила? МИЛЕНА. Нет. Я закончила институт. Сейчас у меня перерыв перед стажировкой. МАРКИЗА. Понятно. Так ты уже врач. Приподнимается на постели. Но ты плохо поправила постель. Сделай это еще раз. Приподнимается. МИЛЕНА смущена. Одной рукой обнимая больную, другой она поправляет подушки. Что ты делаешь? Почему так долго?! МИЛЕНА. Извините. Осторожно опускает больную. МАРКИЗА (вздыхает). Ты сильная, но неловкая. Что это за вода? МИЛЕНА. Какая? Смотрит вокруг себя. МАРКИЗА. Которой ты пахнешь. Какая-то дешевая гадость. К тому же я чувствовала твой пот. МИЛЕНА (Резко). Мне очень неприятно, но каждый человек выделяет свой пот. Наклоняется к Маркизе. Вы тоже. МАРКИЗА. Но за то, что ты должна меня нюхать, я тебе плачу. А ты мне нет. На туалетном столике стоит одеколон. Можешь вылить на себя всю бутылку. ДЕВУШКА с трудом сдерживается, чтобы не ответить. Она подходит к туалетному столику, открывает флакон и, как было ей сказано, демонстративно выливает на себя все содержимое. П р и н ю х и в а е т с я. МИЛЕНА. Я это еще как-то выдержу. Но не уверена, что вы тоже. С вызывающим видом подходит к маркизе и присаживается на постель. МАРКИЗА. Я начинаю сомневаться в твоем профессионализме. Разве тебя в больнице не учили, что нельзя садиться на постель больного? ДЕВУШКА встает. МАРКИЗА принюхивается. Пожалуй, я действительно переборщила. Сядь подальше. Я не могу дышать одним «Бондом». ДЕВУШКА садится в на пуфик. СТАРУХА откидывается на подушки и прислушивается к тишине. МИЛЕНА тоже начинает невольно прислушиваться. МАРКИЗА (констатируя). И все-таки у тебя урчит в животе. МИЛЕНА. Это у собаки. МАРКИЗА (берет пса на руки). Это невозможно и... ты врешь. Я же просила тебя что-нибудь съесть, угощала... МИЛЕНА (встает и внимательно смотрит на больную). Мне кажется, вам плохо... Вы побледнели. МАРКИЗА. Тебе кажется, деточка. Не надо слишком уж входить в свою роль... Ты очень мила. Я рада, что познакомилась с тобой. Но не стой... садись. МИЛЕНА садится на пуфик. Итак, ты родом из Боснии... МИЛЕНА. Из Сербии. МАРКИЗА. Ах, да, из Сербии... Видишь, это типичный симптом старости... Я помню, что происходило перед войной, но не помню, что мне было сказано полчаса назад. Продолжает несколько двусмысленным тоном. Я очень стара. И, может быть, поэтому так нуждаюсь в сочувствии... Старики, как дети... Расскажи мне что-нибудь о себе... Кто твои родители? МИЛЕНА. Мой отец - директор банка. МАРКИЗА. Да? Так значит, ты просто француженка, выросшая в Сербии? МИЛЕНА (удивленно). Нет. Я сербка. Югославка. А почему вы так подумали? МАРКИЗА. Я не знала, что у вас есть банки. Наверное, это заграничный банк? МИЛЕНА (сориентировавшись в игре, иронично). Разумеется. Французский. МАРКИЗА. И они доверяют туземцам такую руководящую должность? МИЛЕНА. В силу необходимости. Иностранцы не выносят нашего климата. Джунгли - это смерть для них. МАРКИЗА. Джунгли? Ты говоришь так, словно бы твоя страна в тропиках. Может, ты шутишь? МИЛЕНА. Вы наблюдательны. Но ведь вы тоже шутили. МАРКИЗА. Я? На минуту задумывается. А у вас там есть какой-то язык? Скажи мне что-нибудь по-сербски. МИЛЕНА встает. МИЛЕНА. Что я должна сказать? МАРКИЗА. Может, какой-нибудь стишок. У вас есть поэты? МИЛЕНА стоит лицом к залу. Произносит на своем родном языке что-то оскорбительное. (прыснув от смеха). Ты так шелестишь, словно мыши что-то грызут! Это были стихи? МИЛЕНА. Да. МАРКИЗА. Не было рифм. МИЛЕНА. Это были белые стихи. На некоторое время устанавливается тишина. МИЛЕНА ходит по комнате. МАРКИЗА. Ты знаешь. Моя сестра была когда-то на Балканах и говорила, что там полно воров. Конечно, это было очень давно... Но обычаи быстро не меняются. У вас все еще воруют? МИЛЕНА (спокойно). Да. Но не так, как в Париже. Меня уже дважды обокрали в отелях. МАРКИЗА (улыбнувшись). Ох, деточка, в Париже столько иностранцев... Полиция ничего на может поделать... Вновь воцаряется тишина. МИЛЕНА устраивается в кресле поудобнее. СТАРУХА неотрывно за ней наблюдает. МАРКИЗА. Расскажи мне что-нибудь о себе. МИЛЕНА. Мне кажется, вас это утомляет. МАРКИЗА. Ничего меня не утомляет. Наоборот, я не выношу тишины. МИЛЕНА. Но разговоры утомляют. А если я посижу тихо, то, может быть, вы уснете. МАРКИЗА. Я усну! С м е е т с я. Уже много лет по ночам я не сплю? А вот ты выглядишь уставшей! МИЛЕНА (возмущенно). Нет, совсем наоборот! МАРКИЗА. Как это нет! У тебя такие красные глаза... Признайся, ты ведь не выспалась. МИЛЕНА слегка улыбается. Это нехорошо. Перед дежурством нужно высыпаться. МИЛЕНА (спокойно). Я надеялась выспаться у вас. МАРКИЗА (с живым интересом смотрит на Милену). Твой цинизм становится тривиальным. МИЛЕНА. Почему? МАРКИЗА. Ты рассчитываешь, что я тебя сейчас выгоню. Знаешь, что в больнице этому никто не удивится, поскольку я часто выгоняю сиделок. Ты также знаешь, что дежурства оплачиваются заранее, авансом. Это цинично... МИЛЕНА. Да. МАРКИЗА. Но я тебя не выгоню. Ты пришла, чтобы нахально здесь выспаться, потому что экономишь на отелях не так ли? МИЛЕНА. Разумеется. МАРКИЗА. В этом доме на втором этаже восемь комнат. Они пустуют. Мне достаточно первого этажа, а бедной Флорентине хватает места и в подвале... В с т а е т. МИЛЕНА. Это предложение? МАРКИЗА. А ты сообразительна. Конечно, ты можешь там поселиться, хотя бы на время... Мне нужна постоянная сиделка. МИЛЕНА. Я не ищу постоянную работу. Но, в принципе... МАРКИЗА (раздраженно взглянув на Милену, внезапно говорит). Подай мне судно. МИЛЕНА. Что-что? МАРКИЗА. Судно. У старым людей тоже существуют физиологические потребности. Тебя, как врача, это не должно шокировать. МИЛЕНА встает, беспомощно оглядывается. Смотрит под кровать. (кротко). В ванной. По коридору до конца. Надеюсь, ты знаешь, как выглядит этот предмет. МИЛЕНА выходит. МАРКИЗА нажимает на кнопку звонка. Входит заспанная ФЛОРЕНТИНА. МАРКИЗА подзывает ее пальцем. Служанка делает два шага в ее сторону. МАРКИЗА (громким шепотом). Ближе! ФЛОРЕНТИНА делает еще шаг. Наклонись! ФЛОРЕНТИНА склоняется над постелью. Поройся у нее в сумке и принеси мне паспорт. Поняла?.. Поняла? ФЛОРЕНТИНА кивает головой и выходит. Возвращается МИЛЕНА с судном в руках. Она останавливается около кровати. МИЛЕНА. Пожалуйста... Кладет судно рядом с кроватью. МАРКИЗА (болезненным тоном). Я очень сожалею, деточка, но ты должна мне помочь... Я знаю, что старость омерзительна... МИЛЕНА. Дома я несколько лет ухаживала за больной бабушкой... Пытается подложить судно. ...а кроме того я сотни раз делала это уже в больнице. МАРКИЗА. Да, да деньги чего не сделаешь... МИЛЕНА. Обнимите меня за шею. Приподнимает маркизу и подсовывает судно под одеяло. МАРКИЗА. Осторожно! Больно! Сильно щиплет девушку. МИЛЕНА. Ай! МАРКИЗА. Больно! Ты сделала мне больно... Ты такая неуклюжая... Я готова подумать, что ты делаешь это нарочно. ДЕВУШКА молча отходит от кровати и садится за стол. Потом вдруг встает и направляется в холл. МАРКИЗА (встревоженно). Подожди! Ты куда? МИЛЕНА. Я хотела взять книгу... МАРКИЗА. Подожди... Заберешь судно... Сейчас... МИЛЕНА подходит к кровати. МАРКИЗА смотрит на нее с болезненной сосредоточенностью. К сожалению, еще нет... Открой окно. МИЛЕНА направляется к окну, МАРКИЗА провожает ее взглядом, прислушиваясь к тому, что происходит в холле. Нет, не так широко... Чуть-чуть приоткрой... Вот так... А теперь включи телевизор... Нет, только ту ручку... убери звук... ненавижу шум... Из холла доносятся шаги поднимающейся по лестнице ФЛОРЕНТИНЫ. МАРКИЗА, смотревшая телевизор, вдруг начинает смеяться. (сотрясаясь от смеха). Не могу. Когда я начинаю смеяться, то не могу... МИЛЕНА подходит к кровати, вынимает судно, бросает на маркизу злой взгляд. Надеюсь, ты не забудешь вымыть руки... МИЛЕНА выходит. МАРКИЗА нажимает на кнопку звонка. Входит ФЛОРЕНТИНА. Взяла? СЛУЖАНКА молчит. (Громким шепотом). Давай! ФЛОРЕНТИНА быстрым движением подает паспорт Милены. МАРКИЗА прячет его под подушку. Возьми ее сумку и поставь в шкаф. Поняла? ФЛОРЕНТИНА хочет уйти. МАРКИЗА исподлобья смотрит на нее. МАРКИЗА (кричит). Поняла? ФЛОРЕНТИНА. Да, ваша милость. Шаркая ногами, уходит. МАРКИЗА вздыхает и, улыбнувшись, вновь обращается к телевизору. Хихикает. Слышит шаги. Закрывает глаза и поудобней устраивается на подушках. Входит МИЛЕНА с книгой в руках. Смотрит на Маркизу, которая продолжает лежать с закрытыми глазами. ДЕВУШКА садится за стол, перелистывает несколько страниц. З е в а е т. МАРКИЗА (ласково). Ты совсем сонная. Бедная девочка... МИЛЕНА (краснеет от смущения). Я думала, вы спите... МАРКИЗА. Я? Я не сплю уже много лет... Который час? МИЛЕНА (подходит к столику и смотрит на часы). Около одиннадцати. МАРКИЗА (заботливо). А у тебя нет часов? МИЛЕНА. Есть, но они испортились. МАРКИЗА. Ты живешь, как влюбленная. МИЛЕНА (иронически улыбается). У меня нет денег на ремонт. МАРКИЗА. Не нужно этого стыдиться... ДЕВУШКА молчит. Я тоже когда-то была бедной и мне негде было спать. Но я тогда была гораздо моложе тебя. В твоем возрасте я уже была женой маркиза де Виллер. Он любил меня до безумия. Я обожала его дразнить. А потом я просто была вдовой маркиза де Виллер. А теперь я просто маркиза де Виллер. Во всяком случае, в твоем возрасте я уже не занималась глупостями. А с успехом преумножала унаследованную фортуну в казино. Мне очень везет в игре. А тебе? МИЛЕНА. Думаю, что тоже. Ходит по комнате. МАРКИЗА. Но ты пробовала? МИЛЕНА. Да. Поправляет постель. Берет в руки подушку. МАРКИЗА. Ну и как? МИЛЕНА (двусмысленно улыбаясь). Еще попробую. Возникает пауза. А вы не боитесь? Подходит со спины к маркизе и держит подушку над ее головой. МАРКИЗА. Чего? МИЛЕНА (дерзко смотрит на маркизу). Ночь... Пустой дом... чужая женщина... к тому же иностранка... МАРКИЗА. Я не одна... есть еще Флорентина... Хочет дотянуться до звонка. МИЛЕНА быстро убирает звонок. МИЛЕНА. Вы же не сомневаетесь, что я сильнее Флорентины... К тому же она глухая... МАРКИЗА. Это не так уж бесспорно... ЖЕНЩИНЫ пристально смотрят друг другу в глаза. МАРКИЗА улыбается. МИЛЕНА. Однако, вы боитесь... МАРКИЗА не отвечает, смотрит на девушку с улыбкой. У вас очень красивые драгоценности... МАРКИЗА. Откуда ты знаешь? МИЛЕНА. Вижу. МАРКИЗА с притворным удивлением смотрит на свою брошь, потом на кольцо. МАРКИЗА (пренебрежительным тоном). Эти?.. А может они искусственные? МИЛЕНА. Мне бы очень хотелось рассмотреть это поближе. Встает и подходит к кровати. ЖЕНЩИНЫ смотрят друг на друга. Вы мне покажете? МАРКИЗА. Да, разумеется Отстегивает брошку и протягивает ее девушке. МИЛЕНА (берет брошь). Можно примерить? МАРКИЗА. Да. ДЕВУШКА подходит к туалетному столику и перед зеркалом пристегивает брошку. Смотрится в зеркало, затем поворачивается к маркизе. МИЛЕНА. Вот видите... Ваша брошка у меня... Думаю, что она дорого стоит... МАРКИЗА (улыбаясь). А твой паспорт стоит недорого... потому что ж нам нет визы... Так недорого, что если я позвоню... МИЛЕНА (потупившись). Я пошутила... Пытается прикрыть растерянность улыбкой. МАРКИЗА (тоже улыбается). А я нет. ДЕВУШКА пытается отстегнуть брошку. Оставь себе, она тебе очень идет... МИЛЕНА. Нет, спасибо. МАРКИЗА. Очень тебя прошу, сделай мне приятное... МИЛЕНА. Вы говорите серьезно? МАРКИЗА усаживает Милену на кровать лицом к залу. МАРКИЗА. Серьезно... Ты доставишь мне большое удовольствие... МИЛЕНА. Но я не могу это принять. МАРКИЗА. Почему? Я настолько богата, что это не имеет для меня никакого значения. У меня есть деньги, но нет ни одного близкого человека... Когда ты так одинок, как я, сделать кому-то приятное - большая радость... Эта брошка будет тебе напоминать обо мне... Прошу тебя... МИЛЕНА (неуверенно, явно ожидая, что маркиза будет и дальше настаивать). Нет, я не могу. СТАРУХА громко смеется. ДЕВУШКА замирает, краснеет от стыда. МАРКИЗА (задыхаясь от смеха). Извини. Кивает на телевизор. Он так смешно пнул его под зад... Глупо, но, видя это, я всегда умираю со смеху. МИЛЕНА (пунцовая от стыда, она отстегивает брошку, подходит к столику и кладет на него драгоценность). Вы должны быть осторожны... В вашем возрасте это может плохо кончиться... Раздается телефонный звонок. МАРКИЗА поднимает трубку. МАРКИЗА. Слушаю... С удивлением смотрит на девушку. Да... здесь... Но вам не кажется, что вы звоните слишком рано?.. Пожалуйста... Сейчас она подойдет... МИЛЕНА (смущенно). Извините, я... оставила ваш номер... но это очень важное дело... МАРКИЗА. Коль так... пройди в холл... там есть второй аппарат... Ты сможешь спокойно поговорить. ДЕВУШКА выходит. МАРКИЗА вновь берет трубку. Слушает. Улыбается. Берет ручку и что-то быстро записывает в блокнот. Еще некоторое время прислушивается к разговору, а затем с гримасой отвращения кладет трубку и закрывает глаза. Входит МИЛЕНА с записной книжкой в руке. Убрав книжку в карман, смотрит на больную. Садится за стол. Смотрит на часы. Зевает. МАРКИЗА. Это был... как это вы теперь говорите... твой хахаль? МИЛЕНА (вздрогнув от неожиданности). Да. МАРКИЗА. Француз? МИЛЕНА. Да. Студент. МАРКИЗА. Расскажи мне что-нибудь о нем. Вы любите друг друга? МИЛЕНА. Не пойму... Вы о чем? МАРКИЗА (смеется). О постели! МИЛЕНА (обозлившись). В вашем возрасте это не должно интересовать. МАРКИЗА. Представь себе, ты снова ошибаешься... Это вообще одна из немногих вещей, достойных интереса. МИЛЕНА (встает). В таком случая я вам сочувствую. На некоторое время воцаряется тишина. МАРКИЗА. Поправь постель. ДЕВУШКА подходит к кровати и, приподняв старуху, одной рукой поправляет постель. Она делает это с особой осторожностью, ядовито улыбаясь при этом. МАРКИЗА откидывается на подушки. МАРКИЗА (заботливо). А твой парень тебе никогда не говорил, что у тебя пахнет изо рта? ДЕВУШКА кипит от злости, но ничего не отвечает. Хотя, возможно, он отворачивался... или кусал тебя в шею, когда ты хотела поцеловать его в губы... Ты должна следить за этим... Сейчас есть столько препаратов... МИЛЕНА. Спасибо за совет. Надеюсь, мы исходите из собственного опыта... МАРКИЗА. Выключи телевизор. Я хочу отдохнуть. Который час? МИЛЕНА. Половина двенадцатого. Подходит к телевизору и выключает его. МАРКИЗА закрывает глаза и через некоторое время начинает слегка похрапывать. ДЕВУШКА садится за стол. С ядовитой ненавистью смотрит на старуху. Потом лезет рукой под свитер и достает из кармана рубашки пудреницу. Открывает ее, приблизив зеркало ко рту, пытается уловить запах своего дыхания. МАРКИЗА хихикает. ДЕВУШКА резко оборачивается. МИЛЕНА (с нескрываемой ненавистью). Вы знаете, что вы омерзительны? МАРКИЗА. Правда? Мне очень неприятно. А я хотела тебе понравиться. МИЛЕНА. Вы отвратительная. Отвратительная и злая. И глупая. Вы думайте, что, если у вас есть деньги... то можете все... МАРКИЗА. К сожалению, это правда. Я долго не хотела в это поверить. МИЛЕНА. А вы никогда не думали, что можете их лишиться? МАРКИЗА. Ох, много раз... Но как-то не лишилась... Я же тебе говорила: мне везет... С м е е т с я. МИЛЕНА (со злой настойчивостью). Вы одиноки. Вы никого не любите. Вы никому не нужны. МАРКИЗА. Что ты болтаешь, детка! Почему я должна быть кому-то нужна? Это мне нужны люди, и этого совершенно достаточно. МИЛЕНА. А вас не интересует, что испытывают люди по отношению к вам? МАРКИЗА. Интересует. Разве ты не заметила, как внимательно я за тобой наблюдаю? МИЛЕНА. А вы не заметили, что я испытываю к вам ненависть? МАРКИЗА. Заметила, конечно. Но ведь ты знаешь, что любовь и ненависть - две стороны одной медали. Я тебе не безразлична. Сидишь ты со мной по обязанности, но чувства, которые ко мне испытываешь, пожалуй, очень даже горячи, поскольку сейчас, к примеру, ты покраснела. МИЛЕНА. И вам это нравится? МАРКИЗА. Не всегда, но пока да. МИЛЕНА. Вы любите наблюдать, как люди мучаются? И вы заставляете их страдать. МАРКИЗА. Да, я делаю это. Потому что у меня есть деньги. МИЛЕНА. И это приятно?! МАРКИЗА. Очень. Только сегодня для этого мало кто подходит. МИЛЕНА (закрыв глаза, спокойным, приглушенным голосом). У вас прогрессирующий ревматизм и слабое кровообращение. Кроме того, целый комплекс болезней, связанных с повышением давления. Вы можете умереть в любую минуту. МАРКИЗА закрывает глаза. МАРКИЗА (спокойно). Подумай, не слишком ли далеко ты зашла? Ты пугаешь старого человека смертью. Ведь это унижает тебя саму. МИЛЕНА продолжает сидеть, не двигаясь, со спокойным выражением лица. МАРКИЗА (тихим, грустным голосом. Подумай о ком-нибудь из своих близких. О бабушке, за которой ты ухаживала. Если бы ей кто-нибудь такое сказал... МИЛЕНА. Вы сами меня довели! МАРКИЗА. А если даже и так, то как врач ты, однако, должна понимать человеческие слабости. Ведь ты же знаешь, как годы меняют характер. Я думала, что ты более сердечна. Последние слова МАРКИЗА произносит шепотом, ломающимся голосом, можно подумать, что она очень взволнована, но пытается это скрыть. МИЛЕНА. Извините. Осторожно притрагивается к руке маркизы. МАРКИЗА (внезапно оживившись, торжествующе кричит). Ну, вот, ты опять, двумя словами позволила себя обезоружить! Ты сентиментальна. Видимо, это типичная черта твоей расы... Однако, я полагала, что ты смелее. МИЛЕНА смотрит на маркизу, все еще не понимая, чем вызвана внезапная перемена ее настроения. Когда-то у меня была одна бельгийка или шведка, даже чем-то похожая на тебя. Ты знаешь, что она мне сказала? Прочла исповедь на тему убийства из жалости. О том, что старых людей нужно усыплять, как старых собак или кошек. Откровенно говоря, чего-нибудь подобного я ожидала и от тебя. Ну, что ж, славянская натура... Ты позволила провести себя на сентиментальности! МИЛЕНА (спокойно смотрит на маркизу). Возможно. Но что вы думаете о самой этой проблеме? Я вам напомнила о смерти. Но вы, как видно, вообще не принимаете в расчет такую возможность. МАРКИЗА. Что ты, деточка. Очень даже принимаю. Только это ничего не меняет. По сути дела, у нас с тобой равные шансы. Ты можешь умереть первой, попав под машину. Я, по крайней мере, не выхожу из дома. Рано или поздно, но всегда одно и то же. Если нет Бога, то смерть не страшнее инъекции морфия. МИЛЕНА. А если Бог есть? МАРКИЗА. Это похоже на спор Паскаля. Ну, а если он есть, то я проиграла. Но на протяжении всей моей жизни чутье меня не подводило, так что не думаю, чтобы в этом случае фортуна сделала исключение. Как бы то ни было, ты пыталась меня испугать, а я к этому невосприимчива. Прикрой окно, а то дует. И очисть мне апельсин. ДЕВУШКА продолжает с изумлением смотреть на старуху. И очисть мне, пожалуйста, апельсин... Там... Показывает на вазу. ...должен быть ножик... ДЕВУШКА встает, подходит к вазе, берет апельсин, чистит его, продолжая глядеть на старуху. Ты делаешь это плохо... А это так приятно... если хорошо надрезать, то кожура сама отходит от мякоти. Берет апельсин из рук девушки и начинает с наслаждением высасывать сок. МИЛЕНА (чуть склонившись над маркизой). Может быть, уже завтра вы не сможете... МАРКИЗА (удивленно улыбаясь). Но сегодня могу. П а у з а. Ты устала? МИЛЕНА. Да. Но я помню, что дежурю у вас до восьми. МАРКИЗА. Наварное, уже недолго? МИЛЕНА. Еще три часа. МАРКИЗА. Я бы могла тебя уже отпустить, если бы ты обещала прийти ко мне завтра. МИЛЕНА. Я не приду. МАРКИЗА. Жаль. Но по сути дела, я ожидала именно такого ответа. И, пожалуй, именно поэтому настаиваю. Я не люблю слабых людей и меня привлекает твоя независимость. Я бы очень хотела когда-нибудь ее сломать. Последние слова МАРКИЗА произносит таким провокационным тоном, что МИЛЕНА настораживается. МИЛЕНА. К счастью, эта работа не принудительная. МАРКИЗА. Неужели я действительно не смогу тебя заполучить? МИЛЕНА (вызывающе смеется). Ваша власть не простирается так далеко. МАРКИЗА (лукаво) А, может, ты снова ошибаешься? МИЛЕНА настораживается. У меня твой паспорт и я его не отдам. МИЛЕНА (серьезно). Не надо шутить... МАРКИЗА. Я не шучу. Флорентина взяла его из твоей сумки. МИЛЕНА (наивно, по-детски улыбаясь). Я прошу вас... МАРКИЗА. Не смеши. Ты ведь знаешь, что если я хочу чего-то добиться... МИЛЕНА. Я обращусь в посольство. МАРКИЗА (иронически улыбаясь). А почему не в полицию? МИЛЕНА. Хорошо, я обращусь в полицию! МАРКИЗА (торжествующе). Ты забыла, что у тебя нет визы. МИЛЕНА. Я могу ее продлить. МАРКИЗА. Разумеется. Но за тебя кто-то должен поручиться. Кто-то влиятельный. А раз ты за насколько месяцев такого человека не нашла, то, видимо, это не так просто, французы не очень-то отзывчивы. Старшая медсестра и так оказала тебе большую любезность. А, может, она просто не знает, что ты уже лишилась права пребывания в стране. Тебя могут выслать в любую минуту. МИЛЕНА. Не пугайте меня. Я сама могу выехать в любую минуту. МАРКИЗА. Неужели? А этот твой парень хочет переехать в Югославию? Думаю, что ты с ним уже все обговорила. Конечно, если он тебя любит, то сделает это. Бросит дом, семью, учебу... Это не проблема. МИЛЕНА опускает голову. Воцаряется тишина. СТАРУХА не спускает глаз с девушки, которая начинает тихо плакать. (тихим голосом). Не плачь. Осторожно берет девушку за руку. Не плачь. Я продлю тебе визу. Ты сможешь здесь поселиться. Ну, на какое-то время, не на всю жизнь. Будешь за мной ухаживать. По ночам мы будем разговаривать, как сегодня. А раз в неделю у тебя будет выходной... МИЛЕНА плачет навзрыд. СТАРУХА приподнимается и хлопает ее по щеке. Не плачь. «Чего ты плачешь»? Наверное, боишься, что парень от тебя сбежит. Не расстраивайся. Я по собственному опыту знаю... Чем больше преград, тем больше любовь... В конце концов, ты можешь принимать его днем. МИЛЕНА склоняется в рыданиях, и вдруг ловким движением выхватывает из-под головы маркизы подушку. Паспорт падает на пол. Жу-Жу начинает лаять. МАРКИЗА с неожиданной энергией срывается с постели, но МИЛЕНА оказывается проворнее. ОНА хватает паспорт и, спрятав его за спину, отступает к двери. МАРКИЗА в растерянности стоит посреди комнаты. МИЛЕНА (торжествующе). Ничего вы мне не сделаете. Вы не знаете, где я живу, а в клинику я больше не вернусь. Мы никогда больше не увидимся. На лице старухи отражается боль. МАРКИЗА. Я очень сожалею, Милена. МИЛЕНА. Вы сами виноваты. МАРКИЗА. И ты не оставляешь мне никаких шансов... МИЛЕНА (решительно). Нет. Вы нечестно играете. Вы не заслуживаете сочувствия. А кроме того, зачем вам сиделка? Вы здоровы, как лошадь. МАРКИЗА (с надеждой в голосе). Ты так думаешь? МИЛЕНА. Я в этом уверена. А потому советую не приближаться ко мне и не пытаться задержать меня силой. Я буду с вами драться на равных. МАРКИЗА (с упреком). Я бы хотела, чтобы ты сама осталась... МИЛЕНА. Не могу. Вы опасный человек. Вы хотели меня связать - так, как связываете всех вокруг себя. Но на сей раз вы проиграли. Прощайте. ОНА уже почти в дверях. МАРКИЗА (неожиданно оживляясь). Может быть, тебя можно купить? Ты знаешь, я богата. МИЛЕНА. Не так, чтобы я продалась. Выходит из комнаты. МАРКИЗА бежит за ней. МАРКИЗА. Я заперла твой багаж! Ты пойдешь без сумки? МИЛЕНА. Это низко. Конечно, пойду. МАРКИЗА. Сумка в шкафу. Возвращается в комнату, подходит к окну, смотрит вслед уходящей Милене. Затем улыбается, подходит к постели, берет телефонную трубку, набирает какой-то номер. Адвокат Ювенн? Вы спали? Не страшно, зато день у вас будет длиннее. Позвоните, пожалуйста, в префектуру. Вы знаете комиссара Файена?.. Вот именно. Дайте ему адрес: Рю де Сэн, двадцать семь... Там будет молодая сербка, Милена Дуканович... Запишите фамилию. Мне нужно, чтобы какой-нибудь филер под любым предлогом проверил у нее документы. У нее нет визы. Обеспечьте ее продление. Ну, пока на два месяца. И пусть ее там продержат до вечера... но не позже, чем до семи. Нет, не приходите... у меня есть альбом Босха... Предпочитаю рассматривать его, а не вас... МАРКИЗА кладет трубку и нажимает кнопку звонка. Некоторое время лежит с открытыми глазами. За окном начинают чирикать пробуждающиеся птицы. МАРКИЗА счастливо улыбается. Входит заспанная ФЛОРЕНТИНА. Флорентина! Подготовь комнату наверху. У нас будет жить н
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|