Генезис государственности у мордвы в домонгольский период.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В начале II тыс. начался процесс формирования на базе древнемордовской семьи племен мордовской народности как этнической общности нового типа, отличного от семьи племен. Процесс этот был обусловлен изменением социально-экономической структуры древней мордвы, становлением раннеклассовых отношений. Этническая территория мордвы того времени определяется лишь приблизительно. Западной границей ее расселения можно считать реку Оку, о чем свидетельствуют не только летописные источники, но и гидронимы, производные от этнонима мордва, локализуемые в Окском бассейне: Мордвес, Мордовка и некоторые другие. Северная граница проходила также по Оке и Волге, восточная — по Суре, южная — по естественному рубежу леса и степи. Эрзя занимала северную часть «Мордовской земли», мокша — южную. На западе и северо-западе соседями мордвы были мурома, восточные славяне, затем русские (по-морд. рузт). Соседями ее с юга являлись хазары, потом печенеги, с XI в. — половцы и огузы (по-морд. гузт), а затем татары (по-морд. печкаст). На севере — по Оке, а также северо-востоке в правобережье Волги соседями мордвы были марийцы (летописные черемисы). На востоке, за Сурой, с мордвой соседствовали волжские булгары, потом чуваши, издавна известные мордве под этнонимом ветьке. Мордва неодинаково плотно размещалась по всей своей этнической территории, сосредоточиваясь в основном в наиболее благоприятных для ведения земледельческого и скотоводческого хозяйства местах. Такими местами были в первую очередь долины рек Волго-Окского бассейна и открытые пространства, расположенные в глубине лесов. Характерные типы мордовской селитьбы в это время, судя по русским летописям, — села, погосты, зимницы и тверди. Первые три типа поселений не имели укреплений, тверди же сооружались в лесах в виде крепостей-городищ, в них укрывались в случае опасности.
Экономической основой раннесредневекового мордовского общества являлось сельское хозяйство, которое базировалось на земледелии и приселищном животноводстве. Такому направлению хозяйственной деятельности мордвы способствовали природно-географические условия. Племенные объединения древней мордвы, образовывавшиеся по этническо-территориальному принципу, в I тыс. были еще непрочными. Это объясняется в основном рассредоточенным характером расселения племен, разделенных многокилометровыми свободными пространствами. Конгломераты родственных племен возникали, как правило, под воздействием внешнеполитических факторов (например, в случае серьезной военной опасности) или при переселении на новые земли. Во главе таких объединений вставал совет родоплеменных старейшин, который мог назначать предводителя на период военных действий. Начало II тыс. явились периодом кардинальных перемен в социально-экономической и политической структуре мордовского общества. Главной социальной организацией средневековой мордвы постепенно становится малая семья и территориальная община, в которой господствовала индивидуальная собственность малых семей на земельные наделы при сохранении общинной собственности на луга, леса и другие угодья. Эти изменения были обусловлены прежде всего успехами в земледелии, связанными с широким распространением сохи как главного пахотного орудия и применением двухпольной системы землепользования. Плотное заселение Примокшанья и бассейна Теши в XI в., а также освоение основного фонда пахотных земель на этих пространствах способствовали налаживанию принудительного севооборота в рамках общины. Мордовские поселения этого времени представляют собой обычно небольшие усадьбы с хозяйственными постройками, рассчитанные на малые семьи. Наряду с ними в общине сохранялись и большие семьи, ведущие хозяйственную деятельность общими усилиями. В целом первые века II тыс. нужно считать переходным этапом от большесемейной к территориальной общине. Ее важной функцией становится регулирование поземельных отношений. В связи с развертывающейся борьбой русских и булгарских феодалов за приоритет на Окско-Сурских пространствах все члены общины принимали участие в возведении городищ-убежищ, сеть которых густо покрывает мордовские земли в начале II тыс.
В общине продолжали существовать тесные родственные отношения. Мордовские могильники XI - XIII вв. по-прежнему представляют собой родовые кладбища, однако на многих из них нарушается традиционная рядовая планировка расположения могил, а мужские и женские погребения сосредоточиваются в различных частях кладбища. Особенно заметные сдвиги происходят в социально-политической организации мордовского общества. В первые века II тыс. политическая власть народного собрания постепенно утрачивает свое значение и усиливается индивидуальная власть вождей, выделившихся из племенной верхушки. Эти перемены были вызваны как внутренними закономерными процессами, связанными с ускоренным распадом родовых отношений в ходе перехода к территориальной общине, так и усиливавшейся внешней угрозой со стороны Древней Руси и Волжской Булгарии. Некоторые сведения о социально-политической структуре мордвы того времени можно почерпнуть из памятников ее фольклора. Особый интерес представляет поздний цикл мордовских эпических песен о Тюште, в которых он выступает как никем не избираемый единовластитель. Если в цикле ранних песен о тюштях этот термин выступает в нарицательном значении как социальный титул, обозначающий выборного племенного вождя, то в позднем цикле он выступает в качестве собственного имени мордовского владыки, к которому добавляются нарицательные слова — новые титулы: Тюш-тя инязор, Тюштя оцязор, Тюштя каназор (эрз. ине — великий, азор — хозяин, владетель; мокш. оцю — большой, азор — хозяин, владетель; мокш., эрз. кан — хан, азор — хозяин, владетель). Титул хан, надо полагать, проник в мордовскую среду не ранее первых контактов с тюркскими этническими общностями во второй половиной I тыс. н.э.
«Тюштянское время» настолько прочно закрепилось в народном сознании мордвы, что отразилось в выражении «тюштянь пиньге» («тюштянский век»), которым она до сих пор обозначает, датирует древний период своей истории. Эта была та стадия в истории становления раннеклассового общества, которая в последнее время получила в науке название вождества и которая рассматривается в качестве промежуточного этапа от общества чисто родового к собственно государственной организации. Возникающее единовластие нуждалось в идеологическом оформлении, в религиозной сакрализации, в божественной санкции. Именно в этот период развития общественных отношений, т. е. с возникновением у мордвы социального неравенства, угнетения, во главе многочисленного пантеона ее божеств появился самый могущественный, верховный бог Ине Шкай (Оцю Шкай). Он подчинил себе все другие божества, считавшиеся сначала покровителями, держателями, а затем и хозяевами тех или иных сфер природы и жизнедеятельности человека. Именем верховного бога Шкая мордовские инязоры (оцязоры) стремились утвердить свое авторитарное положение в обществе. Немаловажную роль в процессе этнической консолидации мордовской народности играла и международная обстановка, которая в то время была весьма напряженной. Передвижение племен и народностей, их столкновения, связанные с «великим переселением народов», появление булгар в Среднем Поволжье и образование волжско-булгарского государства, усиление Киевской Руси и другие процессы и события на международной арене оказывали огромное влияние на этнические процессы не только в Поволжье, но и в Восточной Европе в целом. Постоянная внешняя угроза ускорила в начале II тыс. сплочение мордовских племен. Аморфные племенные объединения предшествующего времени уступают место более сплоченным и устойчивым союзам. Мокшанский племенной союз контролировал территорию Верхнего и Среднего примокшанья, а эрзянский – пространства по рекам Теша и Пьяна.
К этому времени относится сообщение венгерского миссионера Юлиана о «царстве Мордванов» 1237 г.), в котором правили 2 князя. Одним из его структурных подразделений была упомянутая в русских летописях «Пургасова волость» в связи с походом 1228 г. владимиро-суздальского князя Юрия в мордовские земли. Возможно, «Пургасова волость» занимала территорию в бассейне рек Сура, Алатырь, Пьяна и среднего течения р. Мокша. Здесь были расположены многочисленные мордовские поселения, среди которых Саровское городище – крупный ремесленно-торговый и политический центр. Археологические данные свидетельствуют о притоке на эти земли в основном эрзянского и мокшанского населения. «Пургасова волость» стала наиболее известной, но не единственной мордовской «волостью». Об этом свидетельствуют летописные сведения о походах русских князей на «власти» «земли Мордовской». Судя по всему, и некоторым другим мордовским инязорам удавалось сплотить под единой властью значительные массы мордвы, что имело важное значение в деле консолидации мордовской народности. Возможно, одним из них был Пуреш, чьи владения возможно охватывали бассейн Цны, верховьев Мокши и Суры. До сих пор в среде историков не выработано единого мнения по поводу политического развития мордовских земель до монгольского вторжения. Так, В. К. Абрамов считает, что Мордовия по русским летописям представляла собой в XII – начале XIII вв. представляла собой независимое сильное государство, способное на равных бороться с Волжской Булгарией или объединенными силами северо-восточной Руси. Другие сдержаны в своих оценках: Н. В. Заварюхин считает, что в начале 2 тыс. у мордвы только еще стали оформляться государственные образования; В. А. Юрченков – развитие союзов племен, возникших во второй половине 1 тыс. привело к формированию условий для их перерастания в суперсоюз – непосредственную предтечу «варварского» государства. Существуют разногласия и по поводу этнической принадлежности Пургаза и Пуреша. Так, часть историков (И. Н. Смирнов, С. К. Кузнецов, А. П. Смирнов, В. К. Абрамов, С. М. Букин) считает Пургаса эрзянским князем, а Пуреша - мокшанским. В тоже время историк-этнограф Н. Ф. Мокшин высказал сомнение относительно мордовского происхождения Пуреша, считая его половецким военноначальником.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|