Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивационная характеристика темы занятия




Министерство Здравоохранения Республики Беларусь

Белорусский государственный медицинский университет

КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

Е.В. Леонова

 

Патологическая физиология мозгового кровообращения

Учебно-методическое пособие

 

 

Минск 2007

 


УДК 616.831–005–092(075.8)

ББК 54.10я73

Л47

 

 

Автор: д-р мед. наук, проф. Е.В. Леонова

 

 

Рецензенты: профессор кафедры нервных и нейрохирургических болезней БГМУ, д-р мед. наук А.Е. Семак;

профессор кафедры нормальной физиологии БГМУ, д-р мед. наук В.А. Переверзев

 

 

Утверждено Научно-методическим советом университета

в качестве учебно-методического пособия, протокол №

 

Леонова Е.В

Л47 Патологическая физиология мозгового кровообращения. Учебно-метод. пособие/Изд. 2-е перераб. и доп./Е.В. Леонова – Мн.: БГМУ, 2007. – с.

 

 

В кратком виде освещаются вопросы, касающиеся кровоснабжения головного мозга в норме и при патологии. Определенное внимание уделяется механизмам регуляции мозгового кровообращения и компенсации его нарушений. Рассматриваются патологические реакции мозговых артерий и изменения мозгового кровотока. Дается представление об основных формах нарушений мозгового кровообращения, их этиологии и патогенезе. Первое издание вышло в 1988 г. Настоящее издание дополнено новыми данными литературы; сокращено число таблиц и рисунков, введены тесты для самоконтроля усвоения темы.

Предназначается для студентов 3-го курса всех факультетов медицинского университета.

 

УДК 616.831–005–092(075.8)

ББК 54.10я73

 

 

© Минский государственный

медицинский институт, 1988

 

© Оформление, Белорусский государственный медицинский университет, 2007

с изменениями


Мотивационная характеристика темы занятия

(Общее время занятия – 2 академических часа)

Сосудистая патология головного мозга является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины, имеющей важное социальное и экономическое значение, поскольку во многих случаях данная патология приводит к гибели или инвалидности людей в расцвете творческих сил и возможностей. Поэтому будущему врачу необходимо знать возможные причины, факторы риска, основные формы, механизмы развития и компенсации расстройств мозгового кровообращения. Однако в существующей учебной литературе по патофизиологии имеются лишь отрывочные, явно недостаточные сведения по этому вопросу, что и определяет целесообразность издания настоящего пособия, предназначенного для изучения рассматриваемой темы в разделе «Патологическая физиология сердечно-сосудистой системы», тесно связанном с разделами «Гипоксия», «Патология периферического кровообращения», «Патология микроциркуляции».

Целью занятия является изучение сосудистого компонента компенсаторно-приспособительных реакций при нарушениях мозгового кровообращения, компенсации последних, механизмов автономной регуляции, факторов, приводящих к их срыву, а также патологических реакций мозговых артерий, изменений мозгового кровотока, изучение этиологии, патогенеза и основных форм нарушений мозгового кровообращения.

Задачи занятия – овладение студентами соответствующими знаниями и умениями в области рассматриваемой темы. Каждый студент должен:

1. Знать:

- основные источники (анастомозы) компенсации нарушенного мозгового кровообращения;

- механизмы саморегуляции мозгового кровообращения и компенсации его нарушений;

- патологические реакции мозговых артерий и изменения мозгового кровотока;

- понятие о недостаточности мозгового кровообращения;

- основные формы недостаточности мозгового кровообращения, их этиологию и патогенез;

- причины и механизмы развития отека мозга.

2. Уметь:

- анализировать возможности развития коллатерального кровообращения при выключении сосудов, питающих головной мозг;

- характеризовать изменения в ткани головного мозга при недостаточности мозгового кровообращения.

3. Иметь представление об основных клинических проявлениях острых и хронических нарушений мозгового кровообращения.

Контрольные вопросы по смежным дисциплинам

1. Особенности мозга как органа.

2. Основные источники кровоснабжения головного мозга.

3. Понятие о черепно-мозговом круге кровообращения.

4. Физиологические механизмы регуляции мозгового кровообращения.

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Основные источники компенсации при недостаточности мозгового кровообращения. Условия их реализации. Синдром «обкрадывания» мозга.

2. Внутренние (автономные) механизмы регуляции мозгового кровообращения, их роль в компенсации нарушений последнего.

3. Нарушения механизмов саморегуляции мозгового кровообращения, их причины.

4. Патологические реакции мозговых артерий, виды, причины. Синдром Робина Гуда.

5. Патологические изменения мозгового кровотока.

6. Этиология и общий патогенез нарушений мозгового кровообращения.

7. Недостаточность мозгового кровообращения (определение понятия, основные формы).

8. Пароксизмы, кризы, инсульты: определение понятий, разновидности, основные проявления.

9. Отек мозга: причины, механизмы, виды.

10. Феномен отсутствия капиллярной перфузии (феномен невосстановленного кровотока).


Учебный материал

Головной мозг человека – уникальный, самый сложный и совершенный продукт эволюции, регулятор всех жизненных функций организма и его взаимоотношений со средой, орган сознания и умственной деятельности. Исключительные особенности головного мозга определяют и особые черты его деятельности как органа. Он представляет собой единое целое, состоящее из различных по строению и функциям частей. Его клеточные элементы требуют непрерывного притока кислорода. В естественных условиях функционирования мозг получает необходимую для его жизнедеятельности энергию только при окислительных превращениях углеводов и кетоновых тел и практически не располагает запасами кислорода. Резервный кислород, имеющийся в веществе мозга, расходуется в течение 10 – 12 с. Поэтому даже кратковременное прекращение кровоснабжения может привести к необратимым процессам в нем.

Являясь органом взаимодействия с внешней средой и регулятором всех процессов, происходящих в организме, мозг пребывает в активном состоянии не только во время бодрствования человека, но и во время его сна, хотя степень этой активности качественно различается в разные моменты жизнедеятельности организма. Так, во время сновидений (фаза быстрого сна) уровень обмена во многих структурах мозга может быть даже бóльшим, чем в состоянии бодрствования.

Мозг заключен в герметически замкнутую костную коробку – череп, что определяет специфические условия его функционирования.

Мозг обладает высокой пластичностью, огромными возможностями компенсации при поражении различных его отделов, что приобретает важное значение в условиях патологии. Одним из основных факторов, обеспечивающих в таких условиях реализацию чрезвычайной пластичности мозга, является поддержание кровообращения на оптимальном уровне. Усиленное функционирование мозговых структур, участвующих в процессе компенсации, всегда должно сопровождаться усилением их кровоснабжения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...