Мозговая организация зрительного восприятия.
Структурно-функциональная организация головного мозга. Мозг – единая целостная система, состоящая из различных дифференцированных отделов, которые играют различную роль в реализации психических функций. Мозг развивается от затылка ко лбу. Сначала включается правое полушарие, позднее (примерно в 6 лет) – левое. Левое полушарие – логика, анализ, синтез. Правое – чувственное восприятие мира, эмоции.
Особенности формирования первичных, вторичных и третичных зон головного мозга. Процесс знаний о микроскопическом строении коры большого мозга и функциональном значении различных образующих ее групп нейронов, определяется историческим развитием концепции о локализации функций в мозговом веществе. Большую роль в современном представлении о локализации функций в коре головного мозга сыграло обнаружение в коре весьма дробной дифференцировки на цитоархитектонические (клетки) и миелоархитектонические (толщина нейрона) области и поля. Карты архитектонических полей мозговой коры составили: Кембелл (1905), Бродман (1909), Фогт (1919) и др. Вместе с полученными данными, относительно организации связей между различными отделами коры и между корой и подкорковыми образованиями мозга представили точное анатомическое обоснование сложных функциональных систем коры. Крайне сложна дифференциальная топографическая карта разделения коры головного мозга на области и поля головного мозга, являясь результатом длительного прогрессивного развития корковой организации. Выделяют 3 группы полей: - первичные (I) - вторичные (II) - третичные (III), которые формируются в определенной последовательности, как на протяжении эволюции, так и в течении индивидуального развития организма.
Первичные поля представлены клетками, которые передают импульсы из подкорковых отделов анализаторов. Кора первичных полей организованна по принципу вертикальных колонок, объединенных нейронов с общими рецептивными полями. Первичные поля организованны по топическому принципу – строго, модально специфичны. Обеспечивают ощущения. Вторичные поля по своей цитоархитектонике характеризуются большим развитием клеток. II поля частично связаны с ядрами анализаторов, преимущественно с первичными полями. Осуществляют синтез раздражений и обеспечивают базисное восприятие. Принимают участие в обеспечении различных гностических видах психической деятельности. Третичные поля находятся вне «ядерных» зон анализатора. Они находятся: - в верхней теменной области – 7, 40 поле по Бродману; - в нижней теменной области – 39 зона по Бродману; - в средневисочной области – 21, 37 поле по Бродману; - в зоне ТРО – 37, 39 поле по Бродману. Префронтальная область – 9, 10, 11, 12, 46, 47 поля. III зоны связаны с другими зонами и обеспечивают надмодальный синтез. Функциональное значение III полей коры – многообразно. С их участием осуществляются все виды психической деятельности, но самое главное – символическая, речевая и интеллектуальная деятельности.
Взаимодействие полей головного мозга. Функциональная организация мозга. Анатомические, клинические и физиологические данные свидетельствуют о ведущей роли коры больших полушарий мозговой организации в психических процессах. Кора больших полушарий является наиболее дифференциальной по строению и функциям отделов мозга. И.П. Павлов считал кору больших полушарий единственным мозговым образованием, где могут замыкаться условные связи, которые являются основой психической деятельности человека. Подкорковым структурам отводится вспомогательная роль. За ними признавались энергетическая и активационная функции. Однако в современной науке представление об их участии в реализации психических процессов изменилось. Они играют важную специфическую роль в психической деятельности человека при ведущем участии коры головного мозга.
В целом, все ВПФ имеют вертикальную (подкорковую) и горизонтальную (корковую) мозговую организацию. Значительно лучше изучены корковые механизмы психической деятельности. Кору и подкорку соединяют проекционные волокна. Они являются волокнами корковоядерного, корковомостового и корковоспинального путей. Самые длинные – корковоспинальные волокна. Корковые области в пределах одного полушария соединяют ассоциативные волокна, которые составляют основу белого вещества. Они соединяют как близ лежащие, так и отдаленные корковые области. Таким образом, все функционально значимые корковые области могут тесно взаимодействовать между собой, позволяя коре выполнять ее ассоциативные и интегративные функции. Центры между двумя полушариями, соединяют комиссуральные волокна, мозолистое тело. Волокна проходят через эту комиссуру, из одного полушария в другое, и затем расходятся в разных направлениях. В нейропсихологии на основе анализа нейропсихологических данных, была разработана общая структурно-функциональная модель мозга, как субстрата психической деятельности. Эта модель была предложена А.С. Лурия и характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого, являясь основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно этой модели, весь мозг может быть разделен на 3 основных структурно-мозговых блока. Каждая ВПФ осуществляется при участии всех трех блоков. 1 блок - регуляции общей и избирательной неспецифической активизации мозга (энергетический). В состав первого блока входят все неспецифичные подкорковые структуры разных уровней мозга: 1) ретикулярная формация ствола мозга; 2) диэнцефальные отделы; 3) лимбическая система; 4) базальные отделы коры лобных и височных долей. Недоразвитие этого блока у детей преимущественно проявляется в утомляемости, истощаемости, вялости, эмоциональной неустойчивости, двигательных нарушениях (дизартрические расстройства).
2 блок – приема, переработки и хранения информации («накопительный мозг»). В него входят задние отделы коры головного мозга: - слуховая и анализаторная система; - кожно-кинестетическая анализаторная система; - зрительная анализаторная система. Основными синдромами поражения структур 2 блока у детей являются агнозии, апраксии, алалии, дислексии, дисграфии, акалькулии 3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. В него входят: моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга. Основными показателями недоразвития этого блока у детей, является повышенная отвлекаемость, нарушение эмоциональной сферы. Апатичность, трудности переключения, упрощение программ, нарушения чтения, письма и неспособности решения смысловых задач.
Мозговая организация зрительного восприятия. Основную массу информации о внешнем мире, человек получает через зрительное восприятие, которое является ведущим для развития и формирования всех ВПФ. Основными препятствиями для правильного понимания была рецепторная теория об ощущении и восприятии (19 – начало 20 вв.). Согласно этой теории, ощущение является пассивным процессом, возникающее в результате органов чувств. Возбуждение сетчатки передается к рецепторным центрам коры головного мозга, где приобретает характер ощущений, перерабатывается и превращается в более сложные единицы познавательной деятельности. Первые этапы восприятия рецепторная теория рассматривает как пассивные физиологические процессы, последние этапы – как сложные и активные виды деятельности. Иначе подходит к этим явлениям рефлекторная концепция восприятия, основы которой были заложены И.М. Сеченовым, а разработаны И.П. Павловым. Согласно этой теории, ощущение и восприятие рассматриваются как активные, сложные процессы, которые избирают и включают эфферентные (моторные) компоненты. Ядром рефлекторной теории восприятия является избирательный анализ и синтез раздражителей, избирательное выделение сигнальных и отвлечение от побочных признаков.
По мнению И.М. Сеченова, зрительное восприятие включает в себе центростремительные (афферентные) и центробежные (эфферентные) механизмы. Процессы происходящие на отдельных этапах зрительного пути имеют двусторонний характер (афферентный и эфферентный). Наряду с регистрацией разрядов в зрительной коре можно констатировать изменения потенциала сетчатки. Эти исследования составляют обоснование рефлекторной теории ощущения. Роль коры в анализе и синтезе зрительных раздражений была подробно исследована И.П. Павловым. Было выявлено, что на низших этапах эволюции, элементарные формы зрительного анализа и синтеза, могут быть обеспечены подкорковыми образованиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|