Исполнение судебных решений
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 · Судная Грамота содержит мало норм, регулирующих исполнение судебных решений. Известно лишь, что по делам о побоях на рынке, на улице или на пиру виновный выдавался с головой потерпевшему. Кроме того, виновный должен был уплатить князю продажу (ст. 27). · Лицами, выполнявшими функции судебных исполнителей, являлись подвойские или приставы и княжеские, слуги, которые получали за выполнение своих обязанностей с проигравшей дело стороны судебные пошлины. § Образование русского централизованного государства: предпосылки и этапы. Московское княжество в XII—XV вв., усиление власти Московских князей. Предпосылки централизации ØК середине XIV в. на Руси в основном было завершено восстановление хозяйства, разрушенного нашествием Батыя и последующими вторжениями войск Золотой Орды на русские земли, особенно частыми во второй половине XIII в. В результате общенародной борьбы против завоевателей и неустанного труда русских крестьян и ремесленников постепенно создавались условия для дальнейшего развития феодальной экономики. Ее основу, как и прежде, составляли сельское хозяйство и ремесло. Со второй половины XIV в. наблюдается существенный прогресс в главной отрасли хозяйства — земледелии, выражающийся в увеличении посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных участков, в распространении паровой зерновой системы земледелия, возможно, с трехпольным севооборотом, несомненные свидетельства о существовании которого относятся к первой половине XV в Во второй половине XV — начале Л.У1 вв. трехполье (по-видимому, в сочетании с элементами пе-релога и подсеки) становится господствующей системой земледелия в основных, давно освоенных под земледелие, районах как ^-Западной, так и Северо-Восточной Руси. В середине в- паровая зерновая система земледелия в форме трехполья утверждается в центральных районах России. Процесс распроранения и упрочения трехполья связан с развитием основных вообрабатывающих орудий, что вело к повышению эффективности пахоты
Øследует сказать о скотоводстве и птицеводстве: уже были известны все типичные для географических условий тогдашней Руси виды домашнего скота и птицы, а также приемы ведения этой отрасли хозяйства, характерные и для последующего времени существования феодального хозяйства. Важными отраслями хозяйства, дававшими дополнительные пищевые ресурсы (рыбу, мед и т. д.) и сырье для ремесла, были промыслы: рыболовство, бортничество, охота, солеварение, также успешно развивавшиеся на протяжении XIV — первой половины XVI вв.1. ØСовершенствовалось и ремесло, являвшееся неотъемлемой частью феодальной экономики. После застоя (до XIV в.), связанного с нашествием Батыя, уже в течение второй половины XIV в. оно достигло значительных успехов, а затем, особенно во второй половине XV — первой половине XVI вв., находилось на подъеме. Углублялся процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, росла дифференциация ремесел, умножалось число ремесленных специальностей2. Все это вело к возрастанию ремесленной продукции, все большему вовлечению ремесленников в производство изделий на рынок. ØОтделение ремесла от сельского хозяйства приводит к необходимости обмена между городом и деревней, который происходит в форме все расширяющейся торговли. На этой базе создаются местные рынки, оживляются и укрепляются экономические связи внутри отдельных русских земель. Постепенно такие связи выходят за локальные рамки, появляются экономические узы в масштабе всей Руси. Так, Новгород издавна нуждался в привозном хлебе из Ростово-Суздальской («Низовской») земли. Москва и другие города все более становятся потребителями самых разнообразных привозных продуктов. Установлению внутренних экономических связей способствовало развитие внешней торговли.
ØУкрепление экономических связей объективно требовало и политического объединения русских земель, т. е. в конечном итоге создания централизованного государства. В этом были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, а также купцы и ремесленники. ØОбъединению различных слоев господствующего класса способствовало усиление классового сопротивления феодальному гнету со стороны крестьянства и трудового населения городов. ØПодъем хозяйства и появление возможности получать все больший прибавочный продукт побуждали феодалов расширять свои владения путем приобретения новых земель, привлекать на них работников и усиливать эксплуатацию уже имевшихся в вотчине крестьян. При этом феодалы стремились юридически закрепить, закрепостить их за своими вотчинами и поместьями. Подобные тенденции вызывали естественное сопротивление крестьянства (и холопов), приобретавшее разнообразные формы. Крестьяне упорно отстаивали свои земли, обращаясь в суд за управой, явочным порядком пытались возвратить себе отнятые у них участки волостных земель, захватывали господское имущество, поджигали имения, даже убивали феодалов и их слуг. Формами классовой борьбы выступали иногда татьба (тайное похищение имущества) и разбой, нередко направленные против феодалов. ØЗначительные масштабы принимают отказы крестьян, которые переходят от одного земельного собственника к другому, а также бегство крестьян и холопов сначала в северные районы Европейской России, а позднее, по мере расширения границ Русского государства, на юг — в степные районы «Дикого» поля, на еще свободные от помещиков земли. ØБорьба народных масс против усиления эксплуатации как со стороны отдельных феодалов, так и феодального государства ставила перед господствующим классом задачу удержать в узде крестьянство и довести до конца его закрепощение. Она могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию феодального обще-ства — подавление сопротивления трудящихся масс.
ØКлассовая борьба происходила в XIV — первой половине XVI вв. и в русских городах. Известно большое число восстаний в Москве, Новгороде Великом, Твери, Ростове. Нередко они переплетались с борьбой против золотоорды некого гнета и набегов ханских войск (например, московские восстания 1382 и 1445 гг.), но многие из них носили и чисто классовый характер, будучи направлены против феодальной эксплуатации. Особенно мощным было выступление посадского населения в Москве летом 1547 года. ØУказанные предпосылки — социально-экономическое развитие и классовая борьба — играли ведущую роль в деле государственного объединения Руси. Без них процесс централизации не был бы осуществлен. Но само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV — первой половине XVI вв. вряд ли могло привести к образованию централизованного государства. ØФактором, ускорившим централизацию Руси, была необходи мость борьбы против золотоордынского гнета за освобождение от иноземного ига, независимость, обеспечение обороноспособности страны ØЭтот фактор проявился уже в конце XIV в при разгроме полчищ Мамая на Куликовом поле А когда Ивану III удалось объединить почти все русские земли и их ресурсы, ордынское иго было свергнуто Процесс централизации государства
ü Образование централизованного государства на Руси — процесс длительный и сложный. Он начался в конце XIII в. и отчетливо проявился к началу XIV в. Одной из граней процесса образования Русского централизованного государства, весьма существенной и во многих отношениях решающей, являются 80-е годы XV в. Если до этого для Руси была характерна политическая раздробленность, в условиях которой происходило постепенное объединение русских земель и нарастали предпосылки для создания централизованного государственного аппарата, то для периода, наступившего с 80-х годов XV в., имеются все основания говорить о Русском централизованном государстве как уже существующем. Завершение процесса складывания единой государственной территории и политической централизации, оформление единой системы управления, происходившие в конце XV и на протяжении XVI в., мы должны изучать уже в рамках истории централизованного государства. В чем же заключается то качественно новое, что отличает государственное устройство Руси, начиная с 80-х годов XV в., от политического строя более раннего времени? Каковы же те признаки централизованного государства, которые позволяют утверждать его существование (хотя еще в самой начальной, зародышевой форме) именно с указанного рубежа?
ü Прежде всего к 80-м годам XV в. была ликвидирована политическая независимость ряда важнейших русских княжеств и феодальных республик. Объединение в составе Русского централизованного государства земель московских, суздальско-нижегородских, ростовских, ярославских, тверских, новгородских, частично рязанских и других означало не только образование единой государственной территории, но и начало перестройки всей политической системы на Руси. Это объединение означало становление монархии централизованного типа, оно сопровождалось ломкой государственного аппарата в утративших свою самостоятельность частях Руси, ранее представлявших собой в большей или меньшей степени независимые государственные образования. Конечно, темпы, методы, формы, степень этой ломки были различны в каждом отдельном случае. И при всем том, если до 80-х годов XV в. взаимоотношения московской великокняжеской власти с князьями тверскими, рязанскими, с Новгородом и т. д. регулировались специальными договорами, не всегда отражавшими реальное соотношение сил, но всегда предполагавшими, что речь идет о соглашениях между правительствами отдельных русских земель, то с указанного времени эти земли уже рассматриваются как части единого государства. ü Ликвидация раздробленности и формирование централизованной монархии были связаны также с перестройкой и изживанием типичной для периода феодального раздробления Руси так называемой «удельной» системы на территории самого Московского княжества, явившегося основным территориальным ядром единого Русского государства и центром политического объединения страны. Изживание этой системы выражалось в предельном сокращении великими московскими князьями территории уделов, уничтожении ряда удельных княжеств, лишении удельных князей значительной части государственных прав в пределах их княжений, превращении их в служилых вотчинников. Процесс ликвидации «удельных» порядков занял длительное время, растянулся даже на вторую половину XVI в., но переломным моментом в этом процессе являются 80-е годы XV в.
ü Для объединенного государства характерны новые формы аппарата центрального и местного управления. Именно с 80-х годов XV в. наблюдается реорганизация административной системы, существовавшей в период феодальной раздробленности. В качестве постоянного центрального государственного органа при великом князе оформляется боярская Дума с более или менее устойчивым составом членов. С усложнением государственных функций их выполнением начинают ведать специально выделяемые великим князем и боярской Думой дьяки. Тем самым закладываются основы приказной системы управления ü Урезывалисьиммунитетные привилегии землевладельцев, лишавшихся права суда по наиболее важным делам (об убийстве, разбое и т. д.) над населением принадлежавших им вотчин. Указанные судебные функции, принадлежавшие ранее землевладельцам, передавались великим князем наместникам, управлявшим в провинциальных городах, или же специально назначаемым для этих целей боярам в Москве. ü Образование централизованного государства сопровождалось кодификацией феодального права в общерусском масштабе. В 80-х годах XV в. московским правительством был проведен пересмотр законодательных актов, сложившихся в отдельных феодальных центрах, в целях их приспособления к новым государственным потребностям. Тогда же начались подготовительные работы по составлению Судебника централизованного государства, который был утвержден боярской Думой в 1497—1498 гг. ü. ü Особенности процесса централизации в россии. Несмотря на общие для ряда стран закономерности процесса образования централизованных государств, этот процесс в России имел некоторые существенные особенности. Главная особенность заключалась в том, что Россия в это время не только еще не вступила в ту стадию позднего феодализма, на которой уже намечаются признаки его будущего разложения, но в ней "продолжалось „.поступательное развитие и укрепление феодального способа производства, его распространение вширь и "вглубь. Возникновение централизованного государства в России было связано с ростом и укреплением крепостничества в масштабе всей страны. Ведущей социальной силой в процессе складывания единого Русского государства был класс землевладельцев: на более раннем этапе — главным образом боярство, на более позднем — дворянство. ü Второй особенностью процесса образования централизованного государства в России являлось более слабое по сравнению со странами Западной Европы развитие городов. Страна сохраняла аграрный в основном облик"и роль города в ее экономике была менее заметной, чем на Западе. Самый уровень развития городов в России XV в. был ниже, чем городов западноевропейских. Причин этому много: и незавершенность процесса феодализации на территории всей страны, и замедленность экономического развития в условиях татаро-монгольского ига, и оторванность от морских торговых путей, и т. д. И тем не менее без выяснения участия города и горожан в процессе формирования Русского централизованного государства понять этот процесс нельзя. ü Третью особенность процесса формирования Русского централизованного государства составляло активное воздействие на этот процесс со стороны политической надстройки. Это воздействие объясняется в свою очередь тремя причинами: 1) сравнительно слабым уровнем экономических связей между различными районами громадной по территории страны; 2) поступательным развитием крепостничества, требовавшим вмешательства сильной власти, чтобы помочь господствующему классу удержать в подчинении закрепощенные и закрепощаемые народные массы; 3) внешней опасностью, грозившей России с нескольких сторон (от Золотой орды и от возникших в результате ее распада татарских ханств, от Литовского государства, Ливонского ордена и Швеции) и требовавшей активного строительства вооруженных сил Москва – центр объединения. ØОбразование централизованного государства включало в себя два взаимосвязанных процесса формирование единой государ ственной территории за счет объединения русских земель и установление реальной власти единого монарха над всей этой территорией ØРусское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которая со временем стала столицей великой державы ØВозникнув как город в XII в, Москва первоначально не была центром особого княжества Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей Только с конца XIII в Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем ØПервым таким князем был сын крупного политического и во енного деятеля, героя борьбы против агрессии шведских и не мецких феодалов в XIII в, Александра Невского — Даниил. При нем на грани XIII и XIV вв. началось объединение русских земель, успешно продолженное его преемниками. ØПроводя линию на объединение русских княжеств, московские князья скупали земли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае силой, используя для этого нередко и Золотую Орду, присоединяли земли дипломатическим путем, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, которых делали своими вассалами. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения верхнего Заволжья. ØОснова могущества Москвы была заложена при сыне Даниила— Иване Калите (1325—1340 гг.). При нем продолжалось объединение русских земель. Иван Калита сумел получить у татар ярлык на великое княжение, приобрел право собирать дань для татар со всех или почти всех русских княжеств, сохранявших самостоятельность. Такое положение было использовано московскими князьями в целях постепенного подчинения этих княжеств. Благодаря гибкой внешней политике московских князей удалось на несколько десятилетий обеспечить мир на Руси. Москва стала и центром православной церкви — в нее была перенесена из Владимира митрополичья кафедра. ØРасширяя территорию Московского государства, великие князья превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья переставали быть государями в своих владениях и приравнивались к боярам, т. е. становились подданными великого московского князя. Они уже не могли теперь вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. ØК концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что смогло перейти от политики умиротворения золотоордын-ских ханов к активной борьбе против иноземного ига, за его свержение. Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значительным из которых явилась победа русских войск под командованием великого князя московского Дмитрия Ивановича на Куликовом поле (1380 г.). ØПри Иване III (1462—1505 гг.) объединение русских земель вступило в завершающую фазу. К Московскому княжеству были присоединены важнейшие земли — Новгород Великий (1478 г.), Тверское великое княжество (1485 г.), чернигово-се-верские русские земли. В 1480 году после известного «стояния на Угре» Русь окончательно освободилась от татарского ига. ØПроцесс объединения русских земель был закончен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве Рязанское княжество (1521 г.), Псков (1510 г.), освободил Смоленск от господства литовских феодалов (1514 г.). ØВместе с объединением русских земель росла и власть великих князей над ними, которая стала реальной для каждого уголка русской земли. Московское великое княжество перестало быть совокупностью более или менее самостоятельных княжеств. Существенным стало деление не на уделы, а на простые административные единицы — уезды, возглавляемые представителями центра — специальными должностными лицами. ØС XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, обра-ауются новые монастыри, крепости и города, покоряется и ассимилируется местное население. ØГоворя о «централизации» следует иметь в виду два процесса — объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве. ØВ ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т. д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, «родословцев», отдельных феодальных родов и семей. ØФормируется сословие дворян, имеющее весьма давнее происхождение. Первой служилой категорией, из которой позже разовьется дворянство, были «отроки» или «гриди», младшие дружинники князя. Затем появляются княжьи «дворные» слуги или «слуги под дворским», в состав которых входили как вольные люди, так и холопы. Все эти категории объединяются в группу «детей боярских», так и не доросших до бояр и «княжьих мужей», но составивших социальную базу дворянства. ØУкрепляющее свои позиции служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения. ØСерьезной политической силой становится церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея «Москва — третий Рим», «православное царство», «царь — помазанник божий»). ØВ складывающейся политической ситуации все три социальные силы — феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сословно-представительной системы правления. ØЦентрализация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии ØУсиление власти великого князя (царя) проходило параллельно с формированием новой системы государственного управления — приказно-воеводской. Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская Дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристократический совещательный орган. ØВ течение XV в. московские великие князья из князей-вотчинников становились монархами централизованного государства. Усиление их власти происходило за счет сокращения власти удельных князей и татарских ханов. Формировалась самодержавная, т. е. политически независимая, власть. С идеологических позиций эта власть представлялась в качестве обязанности, общегосударственного, державного служения.
o Государственная централизация XIV—XV вв. Преобразование политической системы и административных органов. Кормления. Боярская Дума. Органы власти и управления § Хотя общественное развитие страны, усиление государственного единства обусловили заметную эволюцию всех органов государства, все же принципиальная схема их до середины XVI в. мало отличалась от прежней. § С конца XV в. главой Русского централизованного государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, руководил государственным управлением, имел полномочия высшей судебной инстанции. § Княжеская власть с течением времени все больше укрепляется. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва обычно делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями Московского дома. Как уже отмечалось, постепенно в руки старших сыновей великих князей стала переходить большая часть доходов, поступающих с населения Москвы. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. § Ф. Энгельс считал власть главы централизованного государства прогрессивным явлением, «представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства. Таким образом централизация государства во внутриполитическом отношении проявлялась в усилении великокняжеской власти. Во внешнеполитическом отношении ее усиление было связано с падением власти Золотой Орды.Если в начале рассматриваемого периода московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский «стол», то после Куликовской битвы эта зависимость стала существенно ослабевать, а с 1400 года московские великие князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. § Новому содержанию великокняжеской власти были приданы и новые формы. Начиная с Ивана III, московские великие князья именовали себя «государями всея Руси». Иван III и его преемник Василий III пытались присвоить себе и царский титул. Правда, этот титул мало признавался за границей. Однако то, что не удалось Василию III, с успехом получилось у его сына, провозглашенного царем в 1547 году. § Дворянские историки, начиная с Н. М. Карамзина, считали, что с Ивана III в России устанавливается самодержавие. Это верно в том смысле, что Иван III, завершивший освобождение Руси от ордынского ига, «сам держал» свой княжеский стол независимо от Орды. Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова, т. е. как о неограниченной, абсолютной монархии в XV и даже XVI вв. не приходится. Власть монарха еще ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего — Боярской Думой. § Боярская Дума выросла из совета при князе, существовавшего еще в Древнерусском государстве. Оформление Думы как постоянного совета при великом князе (а затем царе) следует отнести к XV в. Боярская Дума отличалась от прежнего совета своей большей юридической, организационной оформленностью. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые думные чины — введенные бояре и окольничьи. § Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо его решение могло быть не проведено в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу осуществлялась политика, угодная и выгодная боярству. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую Думу, что связано с общим процессом централизации власти. Это особенно относится к княжениям Ивана III и Василия III. Значительная роль Боярской Думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов является одной из характерных особенностей русской монархии XIV — XVI вв.Боярская Дума сохраняет свое значение и в условиях сослов-но-представительной монархии, хотя со временем ее состав и значение, реальная власть существенно изменяются. При Иване IV создается специфический орган сословно-представитель-ной монархии — Земский собор. Собиравшиеся в XIII —XIV вв. феодальные княжеские съезды имели примерно тот же характер, что и во времена Киевской Руси, но по мере укрепления централизации государства практика их созывов постепенно отмирала. § Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, дворцово-вотчинную систему - Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкновение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления. § Преобразование старой системы государственного управления начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий, имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворецкий ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые пути, т. е. ведомства, обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов с населения выделенных им владений, привлечением его к выполнению тех или иных работ и контролем за несением повинностей трудовым населением этих местностей. Пути выступали и как административные и судебные органы для населения. Руководители путей именовались путными боярами. § Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов расширялась и их компетенция, а также функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, его семьи и двора, они все больше превращались в учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией14. Вместе с тем выполнение конкретных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца (дьяки) специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовых учреждений выделилась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными придатками. это подготавливало переход к новой, приказной, системе управления, выраставшей из прежней. Этот процесс начался в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ ». первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь обслуживавший не только личные потребности князя, но и связанные с развитием конного дворянского ополчения. К 30-м годам XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший обороной государства, управлением служилыми людьми, их чинами и должностями. Развитие приказной системы прошло несколько этапов. На первом произошло расширение функций дворцовых ведомств, которые превращаются в органы общегосударственного управления, приказы (XV—нач. XVI в.). На втором этапе внутри дворцовых ведомств появляются самостоятельные учреждения, возглавляемые дьяками, получившими специальное поручение («изба» или «приказ»). На третьем этапе приказное управление окончательно превращается в систему центрального государственного управления (с середины XVI в.). С этого времени приказы становятся монопольными органами центрального управления (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещавшими административные и судебные функции и состоявшими из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже стали возникать территориальные, ведавшие делами отдельных регионов. Основным участком административно-территориального деления в Русском государстве был уезд, составленный из крупных земельных частей: пригородов и земель. Цельные земли распадались на волости, станы, трети и четверти. В качестве основной хозяйственной единицы сохранялась волость. § § Для содержания приказов каждому из них в ведение передавалась определенная территория, с населения которой приказ собирал доходы и над которым он вершил суд. § Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились общегосударственными учреждениями. Но приказы как целостная система управления были свойственны уже новому периоду, новой форме государства — сословно-представительной монархии. § В 1535 году вместо существовавших двух денежных систем (новгородской и московской) была установлена единая система. Эта реформа явилась следствием объединения русских земель и, в свою очередь, важным рычагом централизации Русского государства. § Местное управление до середины XVI в. строилось на основе системы кормлений. Государство подразделялось на уезды — наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы — на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где сохранялись еще «земли» Не всегда четко различались станы и волости. Существовали также «разряды» — военные округа, с 30-х годов XVI в. возникают «губы» — судебные округа § Во главе отдельных административных единиц, на которые стало делиться Русское государство, стояли должностные лица — представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости — волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения — получали от него «корм», т. е проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины (конское пятно, пола-вочное, поворотное и др.). Кормление, таким образом, было одновременно видом государственной, военной и иной службы и формой вознаграждения княжеских вассалов за нее. § Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т. е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков, праведчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение было обычно сравнительно краткосрочным — на год-два. Все интересы наместников и волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. § Система кормления была не способна в условиях обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере подавление сопротивления крестьянства и посадского трудового населения феодальному гнету. От этого особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые не могли самостоятельно обезопасить себя от лихих людей. Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли боярам-кормленщикам и что система занятия постов в государственном местном управлении обеспечивала боярству большой политический вес. § Система кормления была упразднена в середине XVI в. и заменена губным и земским самоуправлением, что явилось одним из признаков складывания в России сословно-представительной монархии. § Местные органы власти и управления, как правило, не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но и «государями», администраторами и судьями в своих деревнях и селах. § Городское управление в Московском государстве изменилось по сравнению с временами Древней Руси. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наряду с сельской местностью. § С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя земли уделов обычно за их прежними владельцами, изымали города из юрисдикции бывших удельных князей и распространяли на них непосредственно свою власть, так как города были не только экономическими центрами, но прежде всего крепостями, и обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках, и оборону от внешних врагов. § Первоначально великие князья управляли городами так же, как раньше удельные князья, т. е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя уездом или волостью, ведали в той же мере и городами, находящимися на их территории. Не случайно, очевидно, в XIV — XVI вв. под «городом» понималось не только собственно городское поселение, но и прилегающий к нему уезд. Позже появляются специальные органы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов — в первую очередь как крепостей. В середине XV в. вводится должность городчика — своеобразного военного комен<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|