8. Рекомендации родителям по формированию правильной речи у детей
С первых проявлений речи, именуемым гулением, в два-три месяца, необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребёнка, но не переутомляя его нервную систему. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам; мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос и т. д. ) – плач. Следует поддерживать появляющийся у него лепет как здоровую основу будущей речи. Родители могут разговаривать с ребёнком, повторять его лепетные звуки (да-да, ба-ба и др. ), вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им. Произношение взрослых должно быть четким с хорошей артикуляцией. Несколько позже, к шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мама и др. В это время начинается разговор с ребёнком. В дальнейшем, с семи до десяти месяцев, для развития понимания речи следует называть громко, чётко всё, что привлекает внимание ребёнка. Например, при встрече с кошкой мама скажет: Это киса. Киса, киса, мяу-мяу. Киса брысь! и т. д. Можно петь ребёнку песенки с хлопаньем в ладоши, а затем научить его самого хлопать; поиграть (например: Дай ручку!, До свиданья! и т. д. ). Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка, так как речевой центр находится в коре головного мозга в одной области с двигательным. Сначала развиваются движения пальцев рук, а когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Так что работу по тренировке пальцев можно начинать, когда у ребёнка появляется лепетная речь, то есть с шести-семи месяцев. В этот период полезно делать массаж (поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (брать каждый пальчик ребёнка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его). Делать так надо ежедневно 2-3 минуты. С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши, например, деревянные раскрашенные бусы, сделанные из настольных счётов и нанизанные на нитку.
В это же время, развивая у ребёнка понимание речи, можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: Дай игрушку!, Дай кису!, Садись! и т. д. Когда ребёнок произнесёт первое слово (примерно в десять – двенадцать месяцев), наступает самый ответственный этап участия матери и окружающих в развитии речи ребёнка. При разговоре с ребёнком, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующими смыслу слова интонацией и темпом, чётко выделять ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, то есть, произнося его, одновременно надо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит. Так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребёнок сам произносит новое слово или предложение, надо с радостью повторить сказанное им, похвалить: он охотнее будет разговаривать, и развитие речи пойдёт быстрее. Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки разные предметы и игрушки, произнося, например: Это что? Это собачка – ав-ав. Посмотрим собачку. Хорошая собачка (погладить её). На собачку. Дай собачку и т. д. То же самое можно говорить, рассматривая картинки с изображением птиц, животных. Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания. В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражания.
После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. Уже следует отучать ребёнка пользоваться “детскими”, лепетными словами, взрослым желательно в разговоре с ребёнком употреблять обычные: кошка, корова, собака и так далее, односложные предложения заменять двух- и трёхсловными; помогать ему вместо жестов пользоваться словами. Например, если малыш, желая получить мяч, указывает на него рукой, надо сказать: Ты хочешь мяч? Скажи: дай мне мяч и т. д. В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением. Например: 1) “Машина”. Ребёнок стоит на месте, руками крутит руль и произносит би-би; 2) “Барабанщик”. Ребёнок марширует, ударяет в барабан и произносит ба-ба-ба. Игру с ребёнком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: “ Пальчик-мальчик”, “Водичка, водичка”. Благодаря прослушиванию потешек, словарь ребёнка пополняется новыми словами (например: щечки, роток, глазки и др. ), развивается умение строить предложения. Наблюдения за природными явлениями, птицами, животными тоже можно сопровождать чтением стихотворных текстов. От этого детские впечатления станут более яркими и точными. Например, радость ребёнка при виде неожиданно выглянувшего солнца станет ещё больше, если в это время он услышит слова песенки “Солнышко-вёдрышко”. Читая потешки (“Курочка-рябушечка”, “Кисонька-мурысенька” и др. ), можно учить малышей звукоподражанию птицам и животным. Инсценирование сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок” и др. ) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл. Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
Речь взрослых должна быть: - чёткой, неторопливой; - доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями; - грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения. Речь взрослых – образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное речевое и психиеское развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки. В то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребёнка первые слова появляются до одного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить развёрнутыми фразами, ускоренным темпом, как бы “захлёбываясь”, то всё это может повлечь за собой невротическую форму заикания. Такого малыша нельзя “перегружать” речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Главная роль в коррекции речи ребёнка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|