В4. Типы национальных хозяйственных систем. Белорусская модель социально-экономического развития.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ТЕМА 1: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. В1. Сущность и предмет НЭ. В2. Теоритические и методологические основы формирования НЭ. В3. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. В4. Типы национальных хозяйственных систем. Белорусская модель социально-экономического развития. В1. Термин «НЭ» является синонимом понятий: экономика республики, экономика суверенного государства. В советский период экономика БССР являлась составной частью единого хозяйственного комплекса СССР. НЭ РБ начала формироваться после распада СССР в нач. 90ых г. НЭ любой страны – это сложная система, включающая хозяйственный, социальный, организационный, научный и другие компоненты. Национальная экономика имеет объект, субъект, предмет, инструментарий. Объект – хозяйственная система страны. Субъект НЭ – органы управления хоз. системой страны, её отраслями и регионами, реализующие те цели, функции и задачи, которые стоят перед НЭ. Предмет НЭ – социально-экономические процессы воспроизводства. Инструментарий – представлен совокупностью теоретико-методологических подходов к анализу развития системы и разработанные на этой основе меры по подготовке и реализации макроэкономических решений. Условия функционирования НЭ: 1. Суверенитет. 2. Территориальная целостность. 3. Единое экономическое и правовое пространство. 4. Наличие единого платежного средства. 5. Развитость внутреннего рынка. 6. Стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений. 7. Эффективное использование и преумножение национального богатства. Уровни функционирования НЭ: 1) Межстрановой, т. е. уровень взаимоотношения НЭ с экономиками других стран, их интеграционными группировками и с мировой хозяйственной системой в целом.
2) Общенациональный (макроэко-кий). Это совокупность внутрихоз-ных взаимоотношений НЭ в целом. 3) Региональный уровень. Это уровень хозяйственных взаимоотношений между отдельными регионами. 4) Внутри региональный уровень. Это система хоз-ных взаимоотношений внутри отдельного региона. Наиболее значимым яв-ся макроэкономический уровень, т. к. тенденции развития на данном уровне определяют перспективы развития НЭ, её взаимоотношение с другими экономиками и т. д. Важнейшими характеристиками НЭ являются её эффективность и конкурентоспособность. В2. Теоритическая основа формирования НЭ: 1. Постулаты и методы классической политической экономии. 2. Постулаты и методы «Экономикс» в части теоритических моделей рыночной экономики. 3. Постулаты и методы институциональной экономики в части формирования и развития институтов национального рыночного хозяйства в условиях глобализации. Методологическая основа формирования НЭ – системный подход (направление методологии научного познания, в основе кот. лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов). Важными методологическими принципами формирования НЭ являются: 1) Приверженность эволюционному пути развития в рамках белорусской модели. 2) Учет опыта высокоразвитых стран, построение социального рыночного хозяйства. 3) Соблюдение требований глобального и инновационного характера при построении структуры НЭ и разработки её функций. В экон-кой истории РБ чётко прослеживается действие принципа историч. детерминизма (развитие экон-кой науки и реализация её положений определялись состоянием общества и решаемыми практическими задачами). В качестве основных этапов эволюции белорусской экономической мысли можно выделить:
· с сер. XIX до нач. II мировой войны. На данном этапе Беларусь яв-сь индустриально неразвитым с/х регионом. Доля с/х на тот момент превышала 60%. В 20ые г. доминировали идеи организационно-производственной школы (Гавриил Горецкий, Аркадий Смолич, Иван Кисляков, Сергей Жданович и др.). Их исследования были нацелены на рационализацию деятельности крестьянских хозяйств с учётом природно-географических, эко-ких и историч. условиях, а также на оптимизацию их размещения и проведения эко-кого районирования. В этот период была выдвинута концепция «Беларусь-Дания», предполагающая использование в белор. условиях передового опыта высокоразвитых стран (Дания, Бельгия, Голландия). Данная концепция опиралась на исторически сложившиеся социально-эконом. условия, но не вписывалась в новую систему планового хозяйства СССР, поэтому она не была принята и реализована. · Послевоенный (советский период). На данном этапе проводилась широкомасштабная индустриализация белор. экономики. Были построены МАЗ и МТЗ, БМЗ, нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия в Новополоцке, Мозыре, Могилёве, а также ряд приборостроительных заводов. В результате белор. экономика превратилась в «сборочный» цех советской промышленности. Подавляющее боль-тво вновь созданных предприятий использовали ввозное сырьё и комплектующие, а произведённая продукция вывозилась за пределы рес-ки. Экономисты: В. А. Томашевич (изучал проблемы индустриализации белор. экономики), В. П. Уваров (организовал современную белор. школу истории эко-кой мысли, к кот. относился и Научитель), Н. И. Ведута (основоположник школы экономико-математического моделирования в Беларуси), М. С. Кунявский (первым из белор. экономистов проводил исследования в области формирования рыночных отношений и развития малого бизнеса). · Трансформационный период. Обретение РБ нац-ного суверенитета в начале 90ых проходило на фоне глубокого эко-кого кризиса. Первоначально в Беларуси следовали рецептам неоклассической школы, снижая участие гос-ва в управлении экономикой. Эти рекомендации, кот. назывались «шоковой терапией» предполагали проведение приватизации госсобственности в кратчайшие сроки, реорганизацию предприятий путем их разукрупнения, отказ от госрегулирования рынка труда, товаров и т. д. Но уже к середине 90ых годов стало очевидным, что в условиях белор. экономики данные рецепты не применимы и могут вызвать только более глубокий эко-кий кризис: основу белор. экономики составляли крупные экспорто-ориентированные предприятия, мощности кот. значительно превышали потребности внутреннего рынка; конкурентоспособность продукции была значительно ниже зарубежных аналогов, и разукрупнение данных предприятий могло привести их к банкротству, а необходимых инвестиций для их модернизации в стране не было. Т. о. с сер. 90ых годов коренным образом меняется макроэко-кая политика и значительная роль отводится уже государству и государственному управлению.
В3. Необходимым условием успешного осущ-ния трансформационных процессов яв-ся наличие определённых предпосылок: 1. Экономические. Это эко-кие условия, в кот. функционирует нац. экономика страны (отношения собственности, статус субъектов хозяйствования, их организационно-правовые формы). 2. Политические. Это полит условия, в кот. функционирует НЭ страны. Данные предпосылки определяют саму возможность осуществления трансформационных процессов. 3. Организационные. Проявляются через деятельность органов гос-ной власти и хозяйственного управления. В зависимости от того, на каком уровне функционирования НЭ проявляются данные предпосылки, выделяют общесистемные, системные, внутрисистемные предпосылки. Общесистемные – это фундамент построения новой экономики. Они носят конституционно-правовой, мировоззренческий и политический характер. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития РБ до 2020 г. ( НСУР-2020) в качестве общесистемных предпосылок приняты: 1) Построение унитарного демократического социально-правового государства. 2) Формирование современного гражданского общества. 3) Построение социально-ориентированной рыночной экономики. Мировоззренческая основа этих предпосылок – переориентация общественного прогресса на новые принципы взаимодействия человека, природы, общества.
Системные – предполагают создание единой институционально-правовой среды, формирование механизмов взаимодействия секторов экономики и её регионов. Условия данной группы определяются конституцией РБ, кодексами и законами РБ и другими правовыми документами. Системные условия определяются также и эко-кими условиями развития. Так РБ обладает долговременными факторами развития: квалифицированные кадры, значительный научно-технический, промышленный и агропромышленный потенциал. На ряду с этим есть и негативные аспекты: физически и морально устаревшее оборудование, несоответствие товарной структуры производства и потребления, низкая конкурентоспособность многих видов продукции. Внутрисистемные - обеспечивают перевод эко-ки на инновац-ный, высокотехнологичный тип развития. Все вышепереч-ные предпосылки учитываются при построении прогнозов и программ соц-эконом. развития. В4. В современной теории и практике хозяйствования принято выделять несколько типов нац. экономик: 1. По стадии развития рыночных отношений: · Экономика свободного капитализма (без влияния государства) · Экономика современного капитализма · Централизованно-планируемая (командно-административная) экономика · Экономика традиционного типа (эко-кая система, в кот. традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. При традиц. экономике земля и капитал находятся в общем владении, а эко-кие проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми) 2. По степени интеграции в мировое хозяйство: · Открытые · Закрытые 3. По социально-экономическому и технико-технологическому уровню развития: · Высоко развитые · Развивающиеся · Слабо развитые 4. По структуре хозяйства: · Аграрно-индустриальные · Индустриально-аграрные Можно также проводить классификацию по площади территории, этническому признаку и т. д. Современным вариантом рыночной экономике является смешанная экономика, кот. состоит в воздействии гос-ва на те звенья эко-ских и соц. процессов, где рынок проявляет свою неэффективность (общественные блага, военный комплекс, соц. сфера). Единой модели смешанной экономики не существует. Своеобразие истории, уровень эко-кого развития, соц. условия отдельных стран определяют существование нац. моделей смешанных экономик, кото. различают степенью и границами гос-го вмешательства. Наиболее известными являются американская, германская, японская, шведская и белорусская.
Американская модель – это либерально-рыночная капиталистическая модель. Цель: создание предпринимательского общества, основанного на приоритете частной собственности, рыночной конкуренции при незначительном прямом воздействии государства (государство обеспечивает соблюдение правил эко-кой игры, проведение НИОКР, также развитие образования и культуры). Проводится либеральная соц. политика. Задача соц. равенства в данной модели не ставится. Большое значение при этом менталитет американцев, а именно ориентация на личный успех. В итоге наблюдаются разрывы в уровне жизни бедных и богатых, резкое различие в уровне оплаты труда. Шведская модель. Основной целью данной модели является достижение полной занятости и соц-го равенства населения. Эта модель отличается сильной соц. политикой, кот. ориентирована на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения нац-го дохода в пользу наименее защищённых слоёв населения. Основой такой политики является высокий уровень налогообложения и особенно с физических лиц. Шведский тип организации жизни обеспечивает высокий уровень эко-кой эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически данная модель базируется на получении своеобразной «технологической» ренты на внутреннем и внешнем рынке за высокое качество и инновационность продукции. Недостаток модели – высокие налоги и высокая безработица (в РБ 107 тыс. пособие по безработице). Германская модель. Цель: эффективная поддержка конкурентных начал и частного предпринимательства наряду с сильной гос-ной властью. Характеризуется следующими чертами: 1. Значительный удельный вес государственной собственности. 2. Сильные позиции частного предпринимательства. 3. Социальное равенство. 4. Анти циклическое регулирование. 5. Стимулирование организационных и технических инноваций. 6. Проведение структурной политики. Считается, что накопление капитала в форме роста числа хозяйственных единиц создает больше предпосылок для роста рынка, чем накопление капитала в форме роста размеров хозяйственных единиц. 7. Защита и поощрение конкуренции. Японская модель. Японская смешанная экономика представляет собой регулируемый корпоративный капитализм, кот. сочетает свободу частного предпринимательства и активную структурную внешне эко-кую инвестиционную политику. Для данной модели характерно развитое планирование и координации деятельности правительства и частного сектора. Планы представляют собой своеобразные гос-ные программы, кот. активизируют и направляют определённые звенья экономики на решения общенациональных задач. Данная модель хар-ся отставанием уровня жизни населения от темпов роста производительности труда. В итоге наблюдается снижение себестоимости продукции и, как следствие, возрастает её конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках. Реализация данной модели возможна при исключительно высоком уровне развития самосознания населения, когда интересы нации преобладают над личными интересами. Каждая страна при переходе к рынку должна строить собственную модель НЭ отталкиваясь от опыта развитых стран, но с обязательным учетом национальных особенностей развития. Белорусская модель. Это социально-ориентированная рыночная экономика. Её важнейшими составляющими на современном этапе являются: 1. Сильная и эффективная гос-ная власть, обеспеч. политическую стабильность, безопасность, соц. справедливость и общественный порядок. 2. Равенство всех форм собственности, в основе кот. лежит главный критерий развития экономики – эффективность ведения хозяйства. Частный сектор развивается наряду с государственным, соблюдая интересы нации и основываясь на принципах социальной ответственности. 3. Многовекторность внешней экономической политики. 4. Активизация интеграционных процессов со странами Евросоюза, СНГ и Россией. 5. Эффективная соц. политика гос-ва (адресная соц. помощь, професс-ное и куль-ное развитие личности).
ТЕМА 2: ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОПОРЦИИ НЭ. + сообщения по этапам эволюции белор. эконом школы и о выдающихся экономистах
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|