Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к материально-техническому оснащению кабинета детского психолога




 

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ И ИНТЕРЬЕРУ

 

Кабинет может быть создан на базе стандартного классного помещения на основе принципиально новых форм организации пространства в связи с его функцио­нальным назначением.

Архитектурно-художественная концепция проекта предполагает осознанный отход от прямого угла (они скругляются), а также формирование среды кабинета через создание образов природы.

Интерьер кабинета и его архитектурное решение свя­заны с применением средств для изменения форм, объе­ма, а также цветового, светового и звукового оформ­ления пространства.

Идеи архитектуры и дизайна кабинета детского пси­холога отражены в чертежах проекта кабинета.

Температурный режим

Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время, в связи с повышенной сухостью воздуха, для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт». Желательно также наличие установки для кондицио­нирования воздуха.

Звукоизоляция

Для изоляции от шумов коридора комната должна быть оборудована двойной дверью, а для уменьшения шума от работы звуковоспроизводящей аппаратуры це­лесообразно обеспечить выносной пульт управления.

Во время занятий на входной двери необходимо вы­весить предупреждение о соблюдении тишины. Необходима изоляция помещений от шума, вибрации и других неблагоприятных факторов. Максимальная громкость звучания записей — 30 дБ.

Освещенность и цвет

Интенсивность освещения должна регулироваться е широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Максимальный уровень общей освещен­ности - до 1000 лк. Рекомендуется комбинированное освещение как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих, релак­сационных или развивающих занятий применяется обыч­ное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеле­ным светом. Сеансы релаксации проходят в полузатемненном помещении, что способствует снятию на­пряжения.

Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается по принципу использования спокойных и нейтральных то­нов, не вызывающих дополнительного возбуждения или раздражения. В цвето- световом интерьере предпочти­тельными являются голубые и зеленые тона (голубой потолок для имитации неба, зеленый пол для создания образа природы).

Организация пространства

Для занятий корригирующей гимнастикой и релак­сационными упражнениями необходимо мягкое покры­тие пола: это важно также и для освоения так называ­емой «детской территории» в психологическом каби­нете.

С учетом задач работы детского психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каж­дая из которых имеет специфическое назначение и со­ответствующее оснащение.

 

1. Зона ожидания приема представляет собой от­дельные небольшие помещения, закрытые от посто­ронних. В оформлении их рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.

 

2. Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом; картотекой с данными о клиентах (детях, учителях, родителях); закрытой кар­тотекой, содержащей данные и результаты обследова­ний, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, пла­каты, методический материал и другой инструмента­рий для психологического обследования.

 

3. Зона консультативной работы оформляется мак­симально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра. Все это вместе создает обстановку уюта, защищенности, распо­лагает к расслаблению, успокоению, способствует от­крытому доверительному общению в условиях индиви­дуального, группового или семейного консультирования.

 

4. Зона игровой терапии в специализированном ка­бинете детского психолога приобретает особое значе­ние и поэтому должна быть по особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способ­ствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбо­мы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и на­сыщение его детскими поделками, рисунками на сте­нах и т.д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне взаимодополняют друг друга в создании «детского про­странства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.

 

5. Зона релаксации и снятия психоэмоциональ­ного напряжения предполагает свободное размеще­ние удобных мягких кресел для отдыха, снятия уста­лости и восстановления работоспособности в сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональ­ная разрядка в этой зоне может достигаться и специ­фическим решением интерьера, изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией про­странства с помощью временных перегородок. Эф­фект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут и под воздействием опреде­ленных элементов обстановки, изменений слайдовых изображений и светового оформления, а также функци­ональной музыки.

Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной трени­ровки с просмотром слайд- и видеопрограмм с музы­кальным сопровождением. Особое значение эти заня­тия приобретают для контингента лиц, проживающих в районах неблагоприятных экологических воздействий или испытавших травматический стресс. Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и зада­чам функционирования специализированного кабинета детского психолога в учебно-воспитательном учреж­дении, где основным контингентом посещающих каби­нет или нуждающихся в его работе целесообразно счи­тать учащихся различного возраста и дошкольников, их родителей и воспитателей, учителей школ.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СВЕТО-ЦВЕТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ

Природа всегда дарила человеку бесконечный веер цветовых переживаний. У большинства людей есть оп­ределенная симпатия к одним цветам и антипатия к другим, т.е. личная цветовая шкала, которую можно рассматривать как выражение индивидуальности. Шка­ла любимых цветов изменяется в течение жизни чело­века. Так, дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет всем другим. Они гораздо больше, чем взрослые, отдают предпочтение интенсивным цветам. С наступлением старости излюбленными становятся серые и пастельные тона. При изменении состояния человека или внешних условий меняется оценка цвета. Меняются и ощущения человека в зависимости от цве­товой среды: в комнате, окрашенной в сине-зеленый или синий цвет, кажется холоднее, чем в комнате с такой же температурой, но окрашенной в оранжевый цвет или цвет охры. Влияние цветовосприятия на со­стояние психики человека изменяется в условиях спе­циального воздействия.

В психологической практике цвет используется как элемент создания психологического комфорта и как средство эмоционально-эстетического воздействия на организм человека.

По воздействию на человека все цвета можно раз­делить на две группы: так называемые теплые (оттен­ки красного и желтого) и холодные (голубовато-фио­летовые тона).

Наиболее благоприятное влияние на зрение и цент­ральную нервную систему оказывает зеленый и голу­бой цвет. Все светлые тона хорошо влияют на психо­физиологическое состояние человека, вызывают хоро­шее настроение. Темные же тона, насыщенные оттен­ки цвета угнетают настроение, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют центральную нервную систему.

Цвет также связан и со слухом. При восприятии шума усиливается функция зрительных рецепторов, и поэтому усиливается и восприятие зеленого цвета, а повышенное восприятие зеленого цвета в известной степени «покрывает» шум. При слушании звуковых тонов оранжевый цвет кажется светлее и желтее, чем в тишине. При мрачных, угрюмых звуках красный цвет кажется темнее. Правильное применение цвета в оформлении помещений позволяет изменять настрое­ние человека, затрагивает весь его телесно-духовный организм. Поэтому в оформлении интерьера надо ис­ходить из законов цветовой динамики, учитывать то, что интерьер своей цвето- световой средой создает определенные впечатления у ребенка, влияет на его ощущения и настроение. Влияние цвета на психиче­ское состояние ребенка должно непременно учиты­ваться при организации пространства его жизнедеятельности. Таким образом, правильное использова­ние цвета является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы кабинета.

Для выбора цветовой гаммы кабинета детского пси­холога можно использовать «естественный цветовой круг» И.В. Гёте. В основе его — оценка цвета по категориям и выделение основных и составных цветов первой и второй степени.

Основные цвета — желтый, синий, красный, из ко­торых теоретически могут быть составлены все ос­тальные цвета.

Составные цвета первой степени получаются смеше­нием двух основных цветов.

Составные цвета второй степени образуются смеше­нием составных цветов первой степени.

«Естественный цветовой круг» И.В. Гёте строится по вершинам равностороннего треугольника, на кото­рых находятся основные цвета — желтый, синий и красный. В построенный по этим вершинам круг впи­сывается такой же равносторонний треугольник, на вершинах которого располагаются составные цвета первой степени. На таком круге на противоположных точках будут взаимно противостоять два цвета. Они называются противоположными или дополнительны­ми. Противоположные цвета всегда создают резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты воз­действия. Составные цвета производят иное впечатле­ние, чем цвета их составляющие. Так, составной цвет из синего и зеленого не успокаивает, а скорее вызыва­ет чувство неуверенности и беспокойства, и наши гла­за в таких случаях бессознательно ищут компенсиру­ющий оранжево-красный цвет, как естественный до­полнительный цвет. Знание этих эффектов влияния цвета на состояние психики можно использовать при планировании территориального пространства кабине­та в зависимости от задач работы.

Например, в ситуации семейного консультирования желательно оформить зону ожидания и консультативную зону как пространство, обес­печивающее относительный по­кой, настроенность на диалог, свободное общение, поэтому цве­товое решение здесь должно быть выдержано в основных тонах. Ис­пользование насыщенных оттен­ков красно-оранжевого цвета в этой зоне противопоказано. Не рекомендуется также создавать в этой зоне резкие цветовые кон­трасты в восприятии.

В ситуации организации игро- терапии, наоборот, пространство оформляется с применением на­сыщенных тонов, иногда резко контрастирующих. Здесь допус­тимо смешение основных тонов, применение составных цветов первой и второй степени. При этом следует учитывать, что в по­мещении с хорошей акустикой при музыкальном сопровождении звучные цвета (оранжево-крас­ные) усиливаются.

Цветовой климат кабинета выступает, таким обра­зом, важной составной его частью. Цветовое реше­ние интерьера можно изменить при помощи специ­альных технических приспособлений — светофильт­ров, светорегуляторов, цветодинамического панно, цветных подвижных перегородок для перепланиров­ки пространства. Целесообразно иметь специальную цвето- световую программу, сопровождающую заня­тие с детьми.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИТОДИЗАЙНА

Растения, обогащая воздух кислородом, благотвор­но воздействуют на организм человека, способствуют созданию оптимальных санитарно-гигиенических и эс­тетических условий для занятий и отдыха.

Правильно организованное озеленение психологиче­ского кабинета, основанное на принципах фитоди­зайна, является наиболее полноценной формой ком­пенсации потребности человека в естественной при­родной среде, биологическое влияние которой на че­ловека сравнительно хорошо изучено в экологиче­ской психологии. Психологи установили также, что дети реагируют на окружающую среду более непо­средственно, чем взрослые. Поэтому нужно с боль­шим вниманием, знанием рекомендаций проектиро­вать детские помещения, комнаты для игр, занятий, защищая детей от неблагоприятных воздействий ок­ружающей среды. В равной мере эти требования от­носятся и к организации среды специализированного кабинета детского психолога, где обязательно долж­но быть озеленение, основанное на принципах фито­дизайна.

Удачным взаимодополнением к комфортным усло­виям фитодизайна является использование во время занятий записей звуков природы, шума леса, морского прибоя, птичьего пения, что оказывает весьма благо­приятное воздействие на организм и особенно хорошо воспринимается детьми.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

В качестве одного из психологических средств воз­действия во время индивидуальных и групповых заня­тий в кабинете применяются специально подобранные музыкальные программы, влияние которых характери­зуется многоплановыми изменениями функционально­го состояния организма. Музыка оказывает на чело­века своеобразное действие: так, варьируя музыкаль­ный фон, можно управлять работоспособностью чело­века или усиливать релаксацию.

Тихая мелодичная музыка обладает седативным дей­ствием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы, напротив, музыкальные отрывки с более рез­кими звуковыми переходами повышают ее функцию.

Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса ске­летной мускулатуры по механизму акустико-моторного рефлекса, усиливает поток импульсов, которые по­добно моторно-висцеральным рефлексам оказывают благоприятное влияние на деятельность внутренних ор­ганов и систем.

Музыка в психологическом кабинете должна быть субдоминантным раздражителем, который можно ре­гулировать по силе и времени звучания. Максималь­ная громкость звучания не должна превышать уров­ня 30 дБ, а общая продолжительность звучания — от 15 до 30 минут.

Музыкальные программы по характеру произведе­ний должны четко соотноситься с возрастными, пси­хологическими особенностями клиентов, сопровождать каждый этап оптимизации состояния человека, спо­собствуя снятию эффектов утомления и психоэмоцио­нальной напряженности.

При составлении музыкальных программ, сопровож­дающих аутотренинг или социально-психологический тренинг, необходимо помнить о том, что подбор музы­кальных произведений должен осуществляться руко­водителем индивидуально в соответствии с задачами работы, собственным стилем и методикой ведения за­нятий. Особенно важно учесть и соблюдать правила соотнесения ритма произносимых формул самовнуше­ния с ритмом звучащей музыки. Обязательным усло­вием является совпадение начала и окончания каждой речевой формулы с началом и окончанием музыкаль­ной фразы. Важно также, чтобы формулы для выпол­нения определенного упражнения завершались вместе с завершением музыкального отрывка. Музыка слу­жит фоном занятия, а поэтому она всегда должна зву­чать тише голоса руководителя. Для психотерапевти­ческих целей необходимо подбирать музыку с относи­тельно низким эмоциональным насыщением.

В музыкальном сопровождении тренинговых заня­тий не рекомендуется использовать модные шлягеры, широко известные и популярные классические произ­ведения, так как в этом случае музыка может ассоци­ироваться с какими-то личностно значимыми событи­ями и отвлекать от выполнения упражнений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...