Критерии оценки результатов преддипломной практики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по производственному обучению
____________ А. А. Пильщикова
| УТВЕРЖДАЮ
Директор УО МГТК
____________ Г. В. Космач
«__» _________ 200_г.
|
Рабочая программа
Преддипломной практики
Специальность 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность»
Специализация 2-25 01 10 32 «Товароведение продовольственных товаров»
Специализация 2-25 01 10 33 «Товароведение непродовольственных товаров»
Минск
Автор: И. Н. Хмельницкая, преподаватель УО «Минский государственный торговый колледж»
Рецензенты: А. П. Яйкус, О. А. Касабуцкая, преподаватели УО «Минский государственный торговый колледж»
Обсуждено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии организационно-технических дисциплин
протокол № __ от «__» ______________ 200_ г.
РЕЦЕНЗИЯ
на Рабочую программу по преддипломной практике по специальности
2-25 01 10 «Коммерческая деятельность»
специализация 2-25 01 10 32 «Товароведение продовольственных товаров»
специализация 2-25 01 10 33 «Товароведение непродовольственных товаров»
Рабочая программа по преддипломной практике для учащихся, обучающихся по специальности 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность» специализация 2-25 01 10 32 «Товароведение продовольственных товаров» специализация 2-25 01 10 33 «Товароведение непродовольственных товаров», разработана в соответствии с «Положением о практике учащихся средних специальных учебных заведений Республики Беларусь» №04-2-6/882 от 30.11.2001 г., учебным планом и требованиями образовательного стандарта РД РБ 02100.4.040-2004 года «Среднее специальное образование специальность 2-25 01 10 Коммерческая деятельность».
Рабочая программа по преддипломной практике включает в себя пояснительную записку, примерный тематический план прохождения практики, содержание программы.
Содержание программы включает в себя содержание тем, формируемые умения и навыки, виды выполняемых работ, рабочее место (оборудование).
В программе рассматриваются темы, характеризующие технологический процесс торговой деятельности на предприятиях торговли. За время прохождения практики учащиеся должны ознакомится с типом торгового предприятия, его подчиненностью, планировкой, материально-техническим оснащением, правилами внутреннего распорядка, охраной труда на предприятии. В процессе прохождения практики учащиеся должны изучить и отработать должностные обязанности заведующего отделом и его заместителя; администратора торгового зала и товароведа торгового предприятия.
В программе преддипломной практики предусматривается: приобретение учащимися профессиональных умений и навыков по специальности, закрепление, углубление и систематизация знаний по специальным предметам, изучение технологии и организации производства, приобретение практического опыта, развитие профессионального мышления, а также повышение уровня квалификации по рабочей профессии продавца.
Рецензенты: А. П. Яйкус
О. А. Касабуцкая
Пояснительная записка
Практическое обучение является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса и эффективной формой подготовки специалиста товароведа и товароведа-организатора к трудовой деятельности.
Практика организуется в соответствии с учебным планом специальности 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность», Положением о практике учащихся средних специальных учебных заведений Республики Беларусь.
Организация практического обучения должна обеспечить выполнение государственных требований к содержанию и уровню подготовки специалиста в соответствии с образовательным стандартом специальности, последовательное расширение формируемых у учащихся практических умений и навыков, подготовку специалиста к выполнению основных трудовых функций, участие учащихся в творческой деятельности, профессиональную и социальную адаптацию учащихся в условиях производства, целенаправленную подготовку к самостоятельной производственной деятельности.
Задачами преддипломной практики является:
· приобретение умений решения практических ситуаций, связанных с организацией и ведением коммерческой работы;
· развитие профессионального мышления;
· приобретение умений организаторской работы в коллективе;
· формирование экономического мышления;
· приобретение умений анализа и прогнозирование состояния рынка товаров и услуг.
В период преддипломной практики в соответствии с её принципами учащийся выполняет обязанности, определённые квалификационным справочником должностей служащих, занятых в торговле, таких как:
· товароведа торгового (коммерческого) отдела;
· начальника коммерческого отдела;
· руководителя торгового предприятия.
Преддипломная практика проводится на базовых объектах торговли различных организационно-правовых форм. Они должны отвечать следующим требованиям:
· гарантировать возможность выполнения программы практики;
· иметь высокую культуру обслуживания, широкий ассортимент товаров;
· иметь современное торгово-технологическое оборудование, применять современные методы продажи товаров и обслуживание покупателей, использовать в работе персональные компьютеры;
· располагать квалификационными специалистами для руководства практикой и контроля за работой учащихся-практикантов;
· создать практикантам нормальные бытовые условия и безопасные условия труда.
Преподаватели выставляют каждому учащемуся по преддипломной практике отметку на основании анализа дневника – отчёта, результатов собеседования с учащимися, личных наблюдений за их самостоятельной работой и отзывов о работе, составленных специалистами-руководителями практики от предприятий.
Рекомендуемые формы отчетности для учащихся по итогам прохождения преддипломной практики – письменный отчет, где отражаются выполняемые работы, предусмотренные программой. К отчету прилагаются все необходимые документы (схемы, заполненные формы бухгалтерской или статистической отчетности, образцы документов, на основании которых осуществляется коммерческая деятельность торговых предприятий). В конце отчета размещается отзыв-характеристика руководителя практики торгового объекта, заверенный печатью отдела кадров.
Примерный тематический план
№ п/п
| Тема
| Продолжительность практики
|
в днях
| в часах
|
1.
| Вводное занятие. Изучение структуры
управления коммерческой деятельностью
|
|
|
2.
| Дублирование должностных обязанностей
работников коммерческого отдела.
|
|
|
3.
| Экономический анализ хозяйственной
деятельности торгового объекта.
|
|
|
ИТОГО
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Содержание темы
| Формируемые умения и навыки
| Виды выполняемых работ
| Рабочее место (оборудование)
|
Тема 1. Вводное занятие. Изучение структуры управления коммерческой деятельностью.
|
Ознакомление с целью и задачами преддипломной практики, порядком и календарным графиком ее проведения, оформления отчета.
1. Организация управления коммерческой деятельностью.
| Анализировать структуру управления коммерческой деятельностью торгового объекта, выделять и анализировать факторы, влияющие на организационную структуру коммерческих служб. Анализировать должностные обязанности работников коммерческих служб. Оценивать роль руководителя в деятельности торгового объекта.
| Изучение основных элементов организации управления коммерческой деятельностью торгового предприятия, задач и функций отдельных подразделений, занимающихся коммерческой работой (коммерческого (торгового) отдела, отдела маркетинга и др.).
Изучение факторов, влияющих на организационную структуру коммерческих служб, структуру коммерческого отдела. Выявление взаимосвязи работников коммерческого отдела с другими основными подразделениями и службами торгового объекта. Выявление влияния руководителя на организацию деятельности всех служб и подразделений торгового объекта.
| Коммерческий отдел, помещения торгового предприятия.
|
Тема 2. Дублирование должностных обязанностей работников коммерческого отдела.
|
1. Информационное обеспечение коммерческой работы.
2. Основные источники закупки товаров, поставщики товаров на торговом предприятии.
3. Организация хозяйственных связей торгового предприятия.
4. Товароснабжение торгового предприятия.
5. Порядок заключения договоров.
6. Формирование ассортимента товаров на торговом предприятии. Ассортиментный перечень.
7. Организация учета и контроля за закупками товаров.
8. Конкурентная среда торгового предприятия.
9. Формирование и регулирование ассортимента товаров.
10. Методы оценки покупательского спроса.
11. Рекламная деятельность торгового объекта.
| Формировать умения и навыки по сбору и использованию различных источников коммерческой информации.
Формировать умения по обеспечению защиты коммерческой тайны.
Анализировать эффективность работы коммерческого (торгового) отдела по поиску источников закупки конкурентоспособных товаров.
Приобрести умения и навыки в организации хозяйственных связей. Анализировать эффективность коммерческой работы по поиску конкурентоспособных поставщиков.
Анализировать и определять наиболее эффективные способы товароснабжения на торговом предприятии по конкретным группам товаров.
Научиться вести переговоры с поставщиками, оформлять договоры поставки и другие виды деловой документации, связанной с поставкой товаров.
Анализировать особенности формирования ассортимента товаров торговым объектом, широту и глубину ассортимента, обновляемость, наличие известных брэндов. Вносить рациональные предложения по его совершенствованию.
Осуществлять учет и контроль за закупками товаров.
Научиться оценивать конкурентов торгового предприятия, определять сильные и слабые стороны конкурентов и самого торгового объекта.
Формировать умения и навыки в работе с ассортиментом товаров, узнать современные подходы коммерческой деятельности по управлению торговым ассортиментом. Анализировать эффективность коммерческой работы по формированию ассортимента товаров.
Формировать умение анализировать методы оценки покупательского спроса. Формировать умение изучать покупательский спрос.
Формировать умение анализировать рекламную деятельность торгового предприятия, научиться планировать рекламную работу, выбирать средства стимулирования сбыта товаров.
| Изучение видов и источников информации, используемой в работе коммерческого отдела и проанализировать значение информации для принятия управленческих решений. Ознакомление с методами сбора и анализа информации, применяемыми торговым предприятием. Изучение отчетности торгового объекта, связанной со сбором и обработкой информации. Оценка эффективности методов сбора информации коммерческими службами.
Изучение сведений, относящихся к коммерческой тайне и ознакомление с методами обеспечения защиты коммерческой тайны.
Ознакомление с основными источниками закупки товаров, их месторасположением. Ознакомление с товарными знаками поставщиков, ассортиментом. Оценка конкурентоспособности поставщиков.
Изучение работы товароведа по планированию и проведению закупок товаров, условий закупочной деятельности, форм закупки товаров (ярмарочной и внеярмарочной).
Определение наиболее эффективных способов товароснабжения по конкретным группам товаров. Изучение порядка оформления товарных документов.
Изучение договорной работы торгового объекта, анализ договоров поставки и оценка соответствия их содержания требованиям Положения о поставках товаров в Республике Беларусь.
Изучение различных видов деловой документации, связанной с поставкой товаров(заявок, заказов, протоколов намерения, протоколов согласования цен, протоколов разногласий, деловых писем, спецификаций, предложений поставщиков).
Анализ факторов, определяющих формирование ассортимента товаров торгового объекта.
Анализ обязательного ассортиментного перечня, сроков его действия. Изучение особенностей его составления, согласования и утверждения. Контролирование соблюдения ассортиментного перечня товаров.
Изучение форм учета договоров поставки, анализ направлений осуществления контроля выполнения договоров (по общему объему, развернутому ассортименту, срокам и т.д.). Изучение форм ответственности сторон за нарушение исполнения договоров поставки.
Определение и изучение основных конкурентов торгового объекта (конкурентов-поставщиков и конкурентов-продавцов), составление конкурентной карты, оценка позиций конкурентов и выявление их сильных и слабых сторон. Определение сильных и слабых сторон торгового предприятия. Разработка предложений по усилению конкурентоспособности торгового объекта.
Ознакомление с работой товароведа по формированию и регулированию ассортимента товаров.
Проведение анализа ассортимента на соответствие требованиям потребителей, выявление товаров-лидеров и товаров-аутсайдеров, анализ жизненного цикла товаров. Разработка плана мероприятий по улучшению структуры ассортимента, созданию оптимальной широты и глубины ассортимента.
Определение роли, цели и задач изучения спроса при формировании конкурентоспособного ассортимента торгового объекта. Определение факторов, оказывающих наибольшее влияние на спрос и выделение тех факторов, которые являются постоянно действующими для того района, где находится торговый объект.
Анализ методов изучения реализованного, удовлетворенного и формирующегося спроса. Разработка предложений по совершенствованию работы по изучению спроса.
Определение роли и задач рекламы торгового объекта. Изучение внешней и внутренней рекламы.
Изучение психологической и экономической эффективности рекламы торгового предприятия.
Ознакомление с планированием рекламной деятельности на текущий год. Разработка рекомендаций по совершенствованию рекламно-информационной работы торгового объекта.
Изучение мероприятий по стимулированию сбыта товаров: распродажи, скидки, дисконтные расчетные карты, распространение купонов, дегустации, презентации и показы товара, конкурсы, лотереи и др.
Разработка предложений по совершенствованию стимулирования сбыта товаров.
|
Коммерческий отдел, кабинеты специалистов.
Коммерческий отдел.
Рабочее место товароведа.
Коммерческий отдел.
Рабочее место товароведа.
Коммерческий отдел.
Ассортимент товаров в торговом зале, рабочее место товароведа.
Коммерческий отдел, склады торгового предприятия.
Торговые помещения предприятий-конкурентов, коммерческий отдел.
Торговый зал, коммерческий отдел.
Торговый зал, коммерческий отдел, кабинеты специалистов.
Помещения торгового объекта.
|
Тема 3. Экономический анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия.
|
1.Оценка экономических показателей торгового объекта.
| Формировать умения оценивать экономические показатели торгового объекта, рассчитывать факторы, влияющие на изменение розничного товарооборота, анализировать показатели товарооборачиваемости, издержки обращения, валовой доход, рассчитывать прибыль, факторы влияющие на валовой доход и прибыль.
| Анализ динамики и выполнение плана розничного товарооборота.
Анализ состояния товарных запасов по отдельным товарным группам.
Изучение источников формирования валового дохода.
Изучение издержек обращения по отдельным статьям затрат и в целом по организации.
Изучение штатного расписания торговой организации и плана по труду.
Изучение «Отчета о прибылях и убытках»(форма № 2).
| Экономический отдел
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ.
Баллы
| Показатели оценки
|
десять
| Изучены все вопросы преддипломной практики, материал в отчете систематизирован, проанализирован, логически изложен, представлены аргументированные выводы по каждому изученному вопросу, дана оценка работы предприятия за анализируемый период, проведены необходимые экономические расчеты, внесены предложения по улучшению коммерческой работы торгового предприятия.
К отчету прилагаются документы по договорной работе, изучению спроса, рекламные материалы, материалы по стимулированию сбыта, должностные инструкции работников коммерческих служб, схема организационной структуры торгового предприятия и другие необходимые документы.
Получены положительные отзывы о прохождении преддипломной практики со стороны работников торгового предприятия.
Отчет оформлен аккуратно, согласно требованиям стандарта и сдан в установленный срок.
|
девять
| Отчет выполнен согласно требованиям на балл 10, но при этом:
-выводы неполные, либо недостаточно аргументированные,
-предложения по улучшению коммерческой работы не в полной мере связаны с деятельность торгового предприятия,
- имеются отдельные недочеты в оформлении отчета.
|
восемь
| Отчет выполнен согласно основным требованиям на балл 10, но при этом:
-выводы краткие, неаргументированные,
-по отдельным вопросам отсутствуют предложения по улучшению коммерческой работы предприятия,
-допущены единичные ошибки при проведении расчетов в экономической части отчета.
|
семь
| Изучены все вопросы преддипломной практики, но при этом:
-отсутствует системный подход в анализе коммерческой работы торгового предприятия,
-выводы не глубокие, поверхностные, отсутствуют предложения по улучшению организации коммерческой работы предприятия,
-имеются отдельные ошибки в расчетах показателей хозяйственной деятельности предприятия.
Замечаний по прохождению преддипломной практики со стороны работников торгового предприятия и руководителя преддипломной практики со стороны колледжа нет.
|
шесть
| Изучены все вопросы преддипломной практики, но при этом:
-практически отсутствует анализ изученного материала,
-нет системного подхода к изложению изученного материала,
-отсутствует 30% предложений,
-в экономической части отчета данные сведены в таблицы без пояснений, имеются ошибки в расчетах.
Имеются отдельные замечания по прохождению преддипломной практики со стороны руководителей.
|
пять
| Все вопросы преддипломной практики изучены поверхностно, неглубоко, отсутствует 50% предложений, имеются ошибки в экономических расчетах.
Имеются замечания со стороны руководителей практики.
|
четыре
| Изучены не все вопросы преддипломной практики, но в отчете представлены не все вопросы. Изложение материала представлено конспективно, выводы краткие, представлено менее 50% приложений, много ошибок в оформлении, отсутствует обобщающая оценка эффективности работы торгового предприятия.
|
три
| Изучены не все вопросы преддипломной практики, в отчете изложено менее 50% вопросов, много ошибок в расчетах экономических показателей, нет выводов и предложений.
|
два
| Изучено менее 40% вопросов преддипломной практики, отсутствует экономическая часть.
Много замечаний по прохождению практики со стороны руководителей практики. Приложения отсутствуют.
|
один
| В отчете представлены отдельные вопросы преддипломной практики (менее 20%). Приложения отсутствуют.
Много замечаний со стороны руководителей практики.
|
ноль
| Отчет и характеристика о прохождении преддипломной практики не представлены.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: