Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап – коррекционно-развивающий




Индивидуальная программа развития детей

«группы риска»

Авторы: педагог-психолог МБОУ СОШ №2 Самойленко Г.В.

С.Дивное

Г.

Наименование программы:

Индивидуальная программа развития детей «группы риска».

Проблема:

Дети «группы риска» - неуправляемые, резкие, не желающие учиться…

В чём причина? Как изменить ситуацию? 160-170 дней в году у

школьников приходится на каникулы, праздники и выходные дни,

помимо этого, каждый ученик, сделав уроки, имеет время для отдыха.

Ребёнок, предоставленный сам себе, не всегда может правильно

использовать свободное время.

Цели программы:

1. Выявление детей с девиантным поведением на ранней стадии.

2. Создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей «группы риска».

3. Укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи программы:

1. Вовлечение детей «группы риска» в различные виды положительной деятельности.

2. Изменение условий семейного воспитания.

3. Популяризация спортивного стиля жизни детей.

4. Пробуждение в сознании детей чувство стремление к здоровому образу жизни.

Основные направления индивидуальной программы

Развития детей «группы риска».

1. Использование новых технологий, методов и форм работы с детьми «группы риска».

2. Организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Проведение семинаров классных руководителей и деловых встреч с активом классов, с родительским комитетом и с родителями.

4. Вовлечение родителей в процесс воспитательно-профилактической

деятельности.

Использование новых технологий, методов и форм работы

С детьми «группы риска».

1. Формирование банка данных – социальной картотеки.

2. Реализация программы через подростковые трудовые бригады с помощью центра занятости.

3. Организовать физкультурно-оздоровительные лагеря и лагеря труда и отдыха.

4. Занять детей «группы риска» посещением экскурсии, музеев, театра.

5. Составить специальные проекты, программы для детей «группы риска».

6. Организация игр-упражнений и игр-тренингов для детей «группы риска».

Мероприятия программы развития детей «группы риска».

Наименование мероприятий   Срок проведения
Выявление школьников и семей «группы риска», социально не запущенных детей, определение причин отклоняющегося поведения. Август
Составление социального паспорта класса, семьи и характеристик на детей «группы риска». Сентябрь
Посещение семей с детьми «группы риска». Постоянно
Составление дневников наблюдения за детьми «группы риска» и их семьями. Постоянно
Организация встреч с работниками РОВД, инспекторами по делам несовершеннолетних. Октябрь
Организация вечерних рейдов по местам массового пребывания молодёжи с привлечением учителей и родителей. Постоянно
Вести широкую разъяснительную работу против курения, алкоголя, наркотиков с использованием возможных учебных предметов. Постоянно
Вовлечение «трудных» учащихся во внеклассные и внешкольные мероприятия, кружки. Постоянно
Вовлечение «трудных» в организацию коллективных трудовых дел, в занятия художественным творчеством. Постоянно
Развить желание у детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Постоянно  
Организация с «трудными» детьми работы по благоустройству территории образовательного учреждения. Сентябрь Май
Проводить встречи с известными людьми, спортсменами, руководителями организаций. Декабрь
Разработать с активом школы формы работы и отдыха школьников в каникулярные дни и в летний период. Май
Регулярно проводить различные конкурсы, соревнования между учащимися и их родителями по баскетболу, волейболу, «Весёлые старты», «Папа, мама и я – дружная семья», «Папа, мама и я – спортивная семья». Постоянно
Вести постоянный контроль текущей успеваемости и посещаемости занятий. Постоянно  
Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися. Постоянно

Проведение семинаров классных руководителей и деловых встреч

С активом классов, с родительским комитетом и с родителями.

1. Провести семинар классных руководителей по темам:

- Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка.

- Здоровый ребёнок – здоровое общество.

- Особенности детской и подростковой психологии.

- Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитательную работу.

2. Отчёт классных руководителей о работе по профилактике правонарушений.

3. Совместно с родительским комитетом анализировать состояние профилактической работы, причины правонарушений среди несовершеннолетних.

Вовлечение родителей в процесс воспитательно-профилактической

Деятельности.

1. Проведение консультаций для родителей.

2. Приглашение родителей и детей «группы риска» на советы профилактики.

3. Выступление на родительских собраниях.

4. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.

5. Провести родительский всеобуч по темам:

- Семья и её роль в воспитании детей.

- Принципы творческой педагогики в семье

- Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение

- Традиции семейного чтения

6. Общение родителей детей, обучающихся в одном классе.

7. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.

Ожидаемый результат:

1. Осознание детьми «группы риска» необходимости глубоких знаний.

2. Снижение количества детей «группы риска».

3. Стремление детей к здоровому образу жизни.

4. Желание участвовать на внеклассных, внешкольных мероприятиях.

5. Уменьшение количества пропусков занятий.

 

Программа:

Индивидуальная программа развития детей «группы риска».

Дата разработки:

2010 год

Реализация программы:

Организация подростковой трудовой бригады через центр занятости, куда будут включены дети «группы риска».

 

Индивидуальные программы развития ребенка «Путь к успеху»:

Реализация и диагностика.

На основе психологической диагностики планируются и реализуются индивидуальные программы развития ребенка.

Этап – диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Проводить психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетными для нас являются следующие направления:

- диагностика познавательной деятельности учащихся;

- исследования эмоционально-личностной сферы;

- диагностика межличностных отношений;

- диагностика психологического здоровья;

- исследование в области профориентации.

2. Компьютеризировать полученные результаты, а именно – получать два вида информации:

- банк психологической информации, пользователями которой

являются психолог, куратор, администрация, преподаватели;

- популярная информация, которая специально спроектирована и

адаптирована для учащихся 5- 11 классов. Данные диагностики

преобразуются в график или так называемый профиль

компетентности, помещенный в личном дневнике учащегося «Карта

открытий и развития личных качеств». Данным видом информации

может обладать сам испытуемый, а также его родители, получая в

дальнейшем, по необходимости, консультацию психолога.

Таким образом, весь учебно-воспитательный процесс школы сопровождается серьезной психологической диагностикой, вследствие которой мы создаем банк психологической информации – компьютерную базу данных по каждому ребенку.

 

этап – коррекционно-развивающий

Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка. На основе диагностических данных (с помощью психолога и воспитателя) ребенком определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации.

Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация. Технологическая цепочка классного часа по целеполаганию:

1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2. Выстраивают цели по приоритетам.

3. Анализируя свой «профиль компетентности». На основе данного анализа ребенок определяет свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечает

«зону ближайшего развития». Это учит его рациональному целеполаганию проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4. Записывают в дневничок свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год.

5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с куратором, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7. Записываются поручения в дневничок.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого

ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программ развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

1. Планирование общешкольных ключевых дел (КД). План традиционных мероприятий и КД продумывается в августе – сентябре.

2. Создание матрицы КД. Перечень дел заносится в специальную компьютерную программу, «матрица КД». Матрица представляет собой файл, в которой записывается список класса, перечень дел, качества личности, на которое работает то или иное дело.

3. Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения КД. Участвовать в КД школьник может в трех различных качествах. Каждому статусу соответствует определенный балл.

 

Статус Статус «Организатор» присваивается ученику

«Организатор» которому дается поручение, связанное с организацией

3 балл деятельности группы, либо присваивается лидерская

позиция. Например, «Интеллектуальная игра». Статус

«Организатор» присваивается ученику, который либо

организует деятельность, какой либо группы, созданной

на этапе подготовки к игре, либо играет в команде.

 

 

Статус Статус «Участник» присваивается ученику, который

«Участник». выполняет конкретное поручение в одной из

2 балл созданных для подготовки дела групп. Например,

чемпионат школы по баскетболу. Статус «Участник»

присваивается ученику, который писал плакат

болельщиков, участвовал в танце группы поддержки,

готовил формы для команды и т. д.

 

Статус Статус «Зритель» присваивается ученику, который не

«Зритель». имел поручения на этапе подготовки дела, но

1балл присутствовал на заключительном этапе дела –

празднике, игре и т. д.

Вариант №1

Матрица КД (сентябрь)

Название КТД  
Дела Кросс Конкурс «Умей защитить себя в ЧС
Компетенции Активность участника Активность болельщика Умение работать в группе Ответственность
  План. Факт. План. Факт План. Факт. План. Факт.
Алексеев. А.                
Борисов. Б.                
                       

Вариант №2

Название КТД  
Дела Кросс Конкурс «Умей защитить себя в ЧС»
Компетенции Активность Умение работать в группе
  Статус Статус
Алексеев. А.    
Борисов. Б.   о

 

Занеся в компьютер индивидуальные планы развития ученика, мы получаем планы воспитательной работы, анализируя которые мы можем не только сравнивать классные коллективы по степени их активности в общешкольных акциях, но и проследить участие каждого ребенка во всех предлагаемых школой делах. Результаты работы класса и отдельных школьников подводятся так.

Внешний результат – участие класса в общешкольных ключевых делах. За 1 место в конкурсе – 4 балла, 2 место – 3 балла и т.д. Баллы, полученные за все конкурсы, суммируются и делятся на количество конкурсов. Таким образом, получаем балл класса. Итоги КТД (внешний результат) по школе оформляются в форме диаграммы.

Внутренний результат учитывает, как прошли по КД ученики лично. Максимальное количество баллов, которое может набрать школьник – 72 (если ребенку в каждом деле отводилась роль «Организатора»). Из суммы баллов каждого ученика класса, поделенной на количество учеников в классе, можно получить коэффициент развития класса (КР). И тогда при оценке участия класса в ключевых делах результат выглядит иначе. Итоги КТД по школе (внутренний результат) оформляются в виде диаграммы.

 

 

Приложение 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...