Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Основы музыкальной грамоты.




Пояснительная записка

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

С первого класса слабослышащие дети, начиная обучатся в специальном коррекционном учреждении чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей с особыми образовательными возможностями к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир звуков.

Практически каждый ребенок, имеющий слуховую депривацию, нуждается в развитии речевых (музыкальных) коммуникативных навыков. В решении этих проблем особое значение имеет занятие ребенка в вокальном кружке, поэтому и возникла необходимость в разработке данной программы на базе специальной коррекционной школы для слабослышащих детей.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него.

Цель программы

Формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся со слуховой депривацией.

Общие коррекционные задачи:

Образовательные:

· Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

· Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

· Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

· Привить навыки сценического поведения;

· Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

· Развить музыкально-эстетический вкус;

· Развить музыкальные способности детей;

Коррекционные

· Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.

Набор в вокальный кружок «Веселые нотки» осуществляется на базе 2 – 4 классов. Программа рассчитана на 3 года и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально- творческой деятельности детей 7- 13 лет. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов:

- музыкально- теоретическая подготовка;

- вокально- хоровая работа;

- концертно- исполнительская деятельность.

 

 

Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

· Показ;

· Объяснение;

· Инструктаж;

· Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

· Самостоятельная работа;

· Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

· Поощрение;

· Контроль;

· Самоконтроль;

· Оценка;

· Самооценка;

· Вручение подарка;

· Одобрение словом;

Методы поощрения:

· Благодарность;

· Благодарственное письмо родителям;

· Устное одобрение.

Коррекционные методы:

· Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;

· Работа над дикцией, ударением.

 

Все занятия вокального кружка строятся по схеме:

- прослушивание музыкального произведения;

- разбор текста песни;

- работа с труднопроизносимыми словами;

- разучивание музыкального произведения;

- работа над выразительностью исполнения.

Формы проведения занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.

Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.

 

Обеспечение программы

- специализированный кабинет;

- фортепиано;

- баян;

- музыкальные произведения в СД записи;

- таблицы, плакаты с текстами песен (нотированные);

- портреты композиторов;

- детские музыкальные инструменты

(бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик.)

 

Учебно-тематический план

Учебный план рассчитан на 3 года обучения, занятия 2 раза в неделю, продолжительностью 40 мин. Количество обучающихся в группе 12-14 человек.

Всего (В) количество часов в год 68, в учебный план включены часы теории (Т) и практики (П).

Тема занятий 1 год 2 год 3 год
Т П В Т П В Т П В
1. Вводное занятие                    
  Музыкально - теоретическая подготовка  
1. Основы музыкальной грамоты                    
2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти                    
3. Развитие чувства ритма                    
  Вокально – хоровая работа  
1. Прослушивание голосов                    
2. Певческая установка. Дыхание                  
3. Распевание                    
4. Дикция                    
5. Работа с солистами                    
6. Сводная репетиция                    
  Концертно – исполнительская деятельность
1. Открытые занятия                    
2. Праздники, фестивали                    
3. Экскурсии, театры                    
  Итоговое занятие                  
                     

 

Содержание программы 1 года обучения

Вводное занятие

Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.

Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.

Музыкально- теоретическая подготовка

Тема 1. Основы музыкальной грамоты.

Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности.

Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...