Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список основной учебной литературы




Специальных учебников по данному курсу еще не разработано (на момент составления программы).

Однако логической основе курса в целом соответствуют четыре учебных пособия:

  1. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. - М.: Прогресс, 1993;
  2. Небел Б. Наука об окружающей среде. - М.: Мир, 1993;
  3. Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.
  4. Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее.- М.: ЮНЕПКОМ, 2002.- 504 с. [Электронный ресурс] - /http://www.unep.org/geo/geo3/russian/index.htm)

 

 

Дополнительная учебная литература

Имеется в наличии в библиотеке НФИ КемГУ

1. Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие [Текст] / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев/ М.: 2000.-

 

2. Данилов-Данильян В.И. Россия в окружающем мире: 2002. Аналитический ежегодник. МНЭПУ, 2002

 

3. Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития [Текст] / В.А. Василенко /

4. Эколого-экономические проблемы России и её регионов [Текст]: Под ред. В.Г. Глушковой, А.Т. Шевченко

5. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций [Текст] / Ю.В. Яковец/

 

6. Вайцзенкер Э. Фактор четыре: Затрат половина, отдача – двойная. Новый доклад Римскому клубу / Э. Вайцзенкер, ….и др./

7. Сэндлер Тодд. Экономические концепции для общественных наук [Текст] / Тодд Сэндлер/ Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2006. – 376 с.

 

8. Буторина М.В. Инженерная экология и экологический менеджмент: Учебник [Текст] / М.В. Буторина, П.В. Воробьев, А.П. Дмитриева и др.: Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. – М.: Логос, 2003.- 528 с.: ил.

9. Экологическое состояние территории России: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений [Текст] / Под ред. С.А. Ушакова, Я.Г. Каца. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 128 с.

10. Григорьев В.А. Проблемы экологизации городов в мире, России, Сибири: Аналитический обзор [Текст] /В.А. Григорьев, И.А. Огородников/ ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2001. – 152 с. (Серия Экология. Вып. 63).

 

11. Акимова Т.А. Экология: Учебник для вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин - М.: ЮНИТИ, 1998. – 455 с.

12. Алексеев В.П. Очерки экологии человека: Учебное пособие [Текст] / В.П. Алексеев – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 232 с.: ил.

13. Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь [Текст] / Б.Б. Прохоров - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.- 364 с.

 

14. Экономическая география России: Учебник Изд. перераб. и доп. / под общей ред. акад. В.И. Выдяпина, д-ра экон. Наук, проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М: Российская экономическая академия, 2006. – 568 с. – (Высшее образование).

 

15. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества [Текст] / П. Штомпка - Пер. с польского С.М. Червонной. – М.: Логос, 2005. – 664 с.

16. Доклад о мировом развитии 2006 года. Справедливость и развитие. [Текст] / Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2006. – 312 с.

 

Средства обучения

 

Для более качественного усвоения материала и рассмотрения дополнительного объема материала в рамках отведенных часов занятия рекомендуется проводить в мультимедийном классе, используя тематические CD и DVD–диски.

 


1.8 Тематика и методические указания студенту по подготовке к семинарским занятиям

Занятие 1. Разработка концепции социально-экономического развития г.Н-ка с позиций устойчивого развития. Работа в малых группах.

Разработка концепции происходит в малых группах, сформированных по следующим признакам: Власть (Исполнительная и законодательная); Общество (население города и некоммерческие организации); Бизнес; Эксперты (экономисты и экологи).

 

Цель занятия – рассмотреть развитие города как сложной социоэколого-экономической системы с наличием взаимосвязанных составляющих: экологической, экономической и социальной.

Занятие 2. История концепции устойчивого развития, устойчивость сложных систем и механизмы биотической регуляции устойчивости

1. Взгляды мальтузианцев и корнукопианцев.

2. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.

3. Гипотеза «Геи» Дж. Лавлока.

4. Современные теории устойчивости биосферы.

5. Гипотеза саморегуляции биосферы на основании принципа Ле Шателье.

6. Круговорот углерода и функционирование биоты.

7. Биотическая регуляция.

8. Эволюция биосферы.

9. Биологическая эволюция и прогресс общества.

10. Эффективность энергопотребления в биосфере и техносфере.

11. Запасы и потоки информации в биосфере и техносфере.

12. Биосферные ограничения развития цивилизации.

Занятие 3. Экологический кризис

  1. Загрязнение атмосферы:

- Общая характеристика.

- Разрушение озонового слоя.

- Кислотные дожди.

 

  1. Признаки напряжения: климат и водные ресурсы

- Повышение температуры.

- Таяние льда.

- Повышение уровня моря.

- Разрушительные бури и шторма.

- Пересыхание рек.

- Понижение уровня грунтовых вод.

- Борьба с нехваткой воды.

 

  1. Признаки напряжения: биологическая основа

- Сокращение рыбного промысла

- Сокращение площади лесов.

- Ухудшение качества природных пастбищ.

- Эрозия почвы. Опустынивание.

- Исчезновение биологических видов.

 

  1. Радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение:

- Опасность накопления радиоактивных отходов.

- Радиоактивное загрязнение вследствие аварий.

 

Примечание:

При подготовке к практическому занятию необходимо обратить внимание на данные

состояния регионов: Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа, Латинская Америка и Карибский бассейн, Северная Америка, Западная Азия полярные регионы.

Рекомендуемые источники:

1. Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее [Текст] /- М.: ЮНЕПКОМ, 2002.- 504 с. (В печатном виде имеется в наличии в библиотеке РОО «ИнЭкА»).

2. Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее. [Электронный ресурс] - /http://www.unep.org/geo/geo3/russian/index.htm

 

Занятие 4. Основные проблемы перехода на устойчивое развитие (часть 1).

1. Обеспечение энергией:

- Характеристика современной энергетики.

- Роль использования природного газа.

- Перспективы нетрадиционной энергетики: гелиоэнергетика, ветроэнергетика, геотермальная энергетика, приливно-отливная энергетика, гидроэнергетика.

- Энергосбережение.

 

2. Минеральные ресурсы:

- Масштабы потребления

- Опасность исчерпания

- Экономия минеральных ресурсов: новые подходы

- Потенциал ресурсосбережения

 

3. Ресурсы воды:

- Водопотребление

- Последствия превышения норм водозабора

- Водосбережение

 

4. Ресурсы древесины:

- Потребление

- Экономия

- Лесные ресурсы России

 

5. Промышленные отходы

- Общая характеристика загрязнение биосферы промышленными отходами

- Утилизация отходов.

 

Примечание:

При подготовке к практическому занятию необходимо обратить внимание на данные

состояния регионов: Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа, Латинская Америка и Карибский бассейн, Северная Америка, Западная Азия полярные регионы.

Рекомендуемые источники:

1. Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее [Текст] /- М.: ЮНЕПКОМ, 2002.- 504 с. (В печатном виде имеется в наличии в библиотеке РОО «ИнЭкА»).

2. Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее. [Электронный ресурс] - /http://www.unep.org/geo/geo3/russian/index.htm

Занятие 5. Основные проблемы перехода на устойчивое развитие (часть 2).

 

Социальный кризис.

2.Регулирование роста населения:

- Демографические реалии прошлого и настоящего.

- Прогноз демографической ситуации в мире.

- Демографическая ситуация в России.

- Возможности управления демографическим процессом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...