Список основной учебной литературы
Специальных учебников по данному курсу еще не разработано (на момент составления программы). Однако логической основе курса в целом соответствуют четыре учебных пособия:
Дополнительная учебная литература Имеется в наличии в библиотеке НФИ КемГУ 1. Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие [Текст] / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев/ М.: 2000.-
2. Данилов-Данильян В.И. Россия в окружающем мире: 2002. Аналитический ежегодник. МНЭПУ, 2002
3. Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития [Текст] / В.А. Василенко / 4. Эколого-экономические проблемы России и её регионов [Текст]: Под ред. В.Г. Глушковой, А.Т. Шевченко 5. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций [Текст] / Ю.В. Яковец/
6. Вайцзенкер Э. Фактор четыре: Затрат половина, отдача – двойная. Новый доклад Римскому клубу / Э. Вайцзенкер, ….и др./ 7. Сэндлер Тодд. Экономические концепции для общественных наук [Текст] / Тодд Сэндлер/ Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2006. – 376 с.
8. Буторина М.В. Инженерная экология и экологический менеджмент: Учебник [Текст] / М.В. Буторина, П.В. Воробьев, А.П. Дмитриева и др.: Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. – М.: Логос, 2003.- 528 с.: ил. 9. Экологическое состояние территории России: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений [Текст] / Под ред. С.А. Ушакова, Я.Г. Каца. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 128 с.
10. Григорьев В.А. Проблемы экологизации городов в мире, России, Сибири: Аналитический обзор [Текст] /В.А. Григорьев, И.А. Огородников/ ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2001. – 152 с. (Серия Экология. Вып. 63).
11. Акимова Т.А. Экология: Учебник для вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин - М.: ЮНИТИ, 1998. – 455 с. 12. Алексеев В.П. Очерки экологии человека: Учебное пособие [Текст] / В.П. Алексеев – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 232 с.: ил. 13. Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь [Текст] / Б.Б. Прохоров - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.- 364 с.
14. Экономическая география России: Учебник Изд. перераб. и доп. / под общей ред. акад. В.И. Выдяпина, д-ра экон. Наук, проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М: Российская экономическая академия, 2006. – 568 с. – (Высшее образование).
15. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества [Текст] / П. Штомпка - Пер. с польского С.М. Червонной. – М.: Логос, 2005. – 664 с. 16. Доклад о мировом развитии 2006 года. Справедливость и развитие. [Текст] / Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2006. – 312 с.
Средства обучения
Для более качественного усвоения материала и рассмотрения дополнительного объема материала в рамках отведенных часов занятия рекомендуется проводить в мультимедийном классе, используя тематические CD и DVD–диски.
1.8 Тематика и методические указания студенту по подготовке к семинарским занятиям Занятие 1. Разработка концепции социально-экономического развития г.Н-ка с позиций устойчивого развития. Работа в малых группах. Разработка концепции происходит в малых группах, сформированных по следующим признакам: Власть (Исполнительная и законодательная); Общество (население города и некоммерческие организации); Бизнес; Эксперты (экономисты и экологи).
Цель занятия – рассмотреть развитие города как сложной социоэколого-экономической системы с наличием взаимосвязанных составляющих: экологической, экономической и социальной.
Занятие 2. История концепции устойчивого развития, устойчивость сложных систем и механизмы биотической регуляции устойчивости 1. Взгляды мальтузианцев и корнукопианцев. 2. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. 3. Гипотеза «Геи» Дж. Лавлока. 4. Современные теории устойчивости биосферы. 5. Гипотеза саморегуляции биосферы на основании принципа Ле Шателье. 6. Круговорот углерода и функционирование биоты. 7. Биотическая регуляция. 8. Эволюция биосферы. 9. Биологическая эволюция и прогресс общества. 10. Эффективность энергопотребления в биосфере и техносфере. 11. Запасы и потоки информации в биосфере и техносфере. 12. Биосферные ограничения развития цивилизации. Занятие 3. Экологический кризис
- Общая характеристика. - Разрушение озонового слоя. - Кислотные дожди.
- Повышение температуры. - Таяние льда. - Повышение уровня моря. - Разрушительные бури и шторма. - Пересыхание рек. - Понижение уровня грунтовых вод. - Борьба с нехваткой воды.
- Сокращение рыбного промысла - Сокращение площади лесов. - Ухудшение качества природных пастбищ. - Эрозия почвы. Опустынивание. - Исчезновение биологических видов.
- Опасность накопления радиоактивных отходов. - Радиоактивное загрязнение вследствие аварий.
Примечание: При подготовке к практическому занятию необходимо обратить внимание на данные состояния регионов: Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа, Латинская Америка и Карибский бассейн, Северная Америка, Западная Азия полярные регионы. Рекомендуемые источники: 1. Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее [Текст] /- М.: ЮНЕПКОМ, 2002.- 504 с. (В печатном виде имеется в наличии в библиотеке РОО «ИнЭкА»). 2. Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее. [Электронный ресурс] - /http://www.unep.org/geo/geo3/russian/index.htm
Занятие 4. Основные проблемы перехода на устойчивое развитие (часть 1).
1. Обеспечение энергией: - Характеристика современной энергетики. - Роль использования природного газа. - Перспективы нетрадиционной энергетики: гелиоэнергетика, ветроэнергетика, геотермальная энергетика, приливно-отливная энергетика, гидроэнергетика. - Энергосбережение.
2. Минеральные ресурсы: - Масштабы потребления - Опасность исчерпания - Экономия минеральных ресурсов: новые подходы - Потенциал ресурсосбережения
3. Ресурсы воды: - Водопотребление - Последствия превышения норм водозабора - Водосбережение
4. Ресурсы древесины: - Потребление - Экономия - Лесные ресурсы России
5. Промышленные отходы - Общая характеристика загрязнение биосферы промышленными отходами - Утилизация отходов.
Примечание: При подготовке к практическому занятию необходимо обратить внимание на данные состояния регионов: Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа, Латинская Америка и Карибский бассейн, Северная Америка, Западная Азия полярные регионы. Рекомендуемые источники: 1. Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее [Текст] /- М.: ЮНЕПКОМ, 2002.- 504 с. (В печатном виде имеется в наличии в библиотеке РОО «ИнЭкА»). 2. Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее. [Электронный ресурс] - /http://www.unep.org/geo/geo3/russian/index.htm Занятие 5. Основные проблемы перехода на устойчивое развитие (часть 2).
Социальный кризис. 2.Регулирование роста населения: - Демографические реалии прошлого и настоящего. - Прогноз демографической ситуации в мире. - Демографическая ситуация в России. - Возможности управления демографическим процессом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|