Расчет валов на изгиб с кручением
1. По чертежу узла составляют расчетную схему 2. Определяют действующие на вал силы; если они действуют не в одной плоскости, то их необходимо разложить по двум взаимно перпендикулярным плоскостям. При угле между плоскостями менее 30° все силы можно рассматривать как действующие в одной плоскости. В схеме (см. рис.11, а) Мк — крутящий момент, возникающий в поперечных сечениях вала; FB и FT — силы, действующие на вал в вертикальной и в горизонтальной плоскостях. 3. Определяют опорные реакции: в вертикальной плоскости в горизонтальной плоскости 4. Изгибающие моменты Ми и их эпюры: в вертикальной плоскости — в сечении А и С Ми.в = 0; в сечении В (рис.11, б); в горизонтальной плоскости — в сечении А и С Ми.г = 0; в сечении В (рис.11, в). 5. Суммарный изгибающий момент в сечении В (10) 6. Определяют крутящий момент и строят эпюру (см. рис.11, г): (11) где Р — мощность, Вт; — угловая скорость, рад/с. 7. По формуле (7) определяют эквивалентный момент, диаметр вала между опорами определяют по формуле (12) Полученное значение d округляют до ближайшего большего стандартного. 8. Определяют диаметры под подшипниками don округляют до большего стандартного значения. Подшипники качения Подшипники качения предназначены для поддержания вращающихся осей и валов. Подшипники качения состоят из двух колец — внутреннего 1 и наружного 3, тел качения 2 (шариков или роликов) и сепаратора ). В зависимости от: формы тел качения различают подшипники шариковые и роликовые. Разновидностью роликовых подшипников являются игольчатые подшипники (рис. 16, д). Основными элементами подшипников качения являются тела качения — шарики или ролики, установленные между кольцами и удерживаемые сепаратором на определенном расстоянии друг от друга.
Материалы. Материалы подшипников качения назначаются с учётом высоких требований к твёрдости и износостойкости колец и тел качения. Здесь используются шарикоподшипниковые высокоуглеродистые хромистые стали ШХ15 и ШХ15СГ, а также цементируемые легированные стали 18ХГТ и 20Х2Н4А. Твёрдость колец и роликов обычно HRC 60...65, а у шариков немного больше – HRC 62... 66, поскольку площадка контактного давления у шарика меньше. Сепараторы изготавливают из мягких углеродистых сталей либо из антифрикционных бронз для высокоскоростных подшипников. Широко внедряются сепараторы из дюралюминия, металлокерамики, текстолита, пластмасс. Для обеспечения нормальной и долговечной работы подшипников качения к качеству их изготовления и термической обработке тел качения и колец предъявляют высокие требования. Подшипники качения — это опоры вращающихся или качающихся деталей. Подшипники качения в отличие от подшипников скольжения стандартизованы. Подшипники качения различных конструкций (диапазон наружных диаметров 1,0—2600 мм, масса 0,5—3,5 т, например, микроподшипники с шариками диаметром 0,35 мм и подшипники с шариками диаметром 203 мм) изготовляют на специализированных подшипниковых заводах. Радиальные подшипники (см. рис. 16, а—е) воспринимают (в основном) радиальную нагрузку, т. е. нагрузку, направленную перпендикулярно к геометрической оси вала. Упорные подшипники (см. рис. 16, и, к) воспринимают только осевую нагрузку. Радиально-упорные (см. рис. 16, ж, з) и упорно-радиальные подшипники могут одновременно воспринимать как радиальную, так и осевую нагрузку. При этом упорно-радиальные подшипники предназначены для преобладающей осевой нагрузки. В зависимости от соотношения размеров наружного и внутреннего диаметров, а также ширины подшипники делят на серии: сверхлегкую, особо легкую, легкую, среднюю, тяжелую, легкую широкую, среднюю широкую.
В зависимости от серии при одном и том же внутреннем диаметре кольца подшипника наружный диаметр кольца и его ширина изменяются. По классам точности подшипники различают следующим образом: "0" – нормального класса; "6" – повышенной точности; "5" – высокой точности; "4" – особовысокой точности; "2" – сверхвысокой точности. При выборе класса точности подшипника необходимо помнить о том, что "чем точнее, тем дороже". По форме тел качения подшипники делят на шариковые (см. рис. 16, а, б, ж, и), с цилиндрическими роликами (см. рис. 16, в), с коническими роликами (см. рис. 16, з, к), игольчатые (см. рис. 16, д), с витыми роликами (см. рис. 16, е), с бочкообразными роликами (сферическими) (см. рис. 16, г). Тела качения игольчатых подшипников тонкие ролики — иглы диаметром 1,6—5 мм. Длина игл в 5—10 раз больше их диаметра. Сепараторы в игольчатых подшипниках отсутствуют. По числу рядов тел качения различают однорядные (см. рис. 16, а, в, д—к) и двухрядные (см. рис. 16, б, г) подшипники качения. По конструктивным и эксплуатационным признакам подшипники делят на самоустанавливающиеся (см. рис. 16, б, г) и несамоустанавливающиеся (см. рис. 16, а, в, д—к). Характеристики подшипников качения. Наибольшее распространение получили шариковые радиальные однорядные подшипники (см. рис. 16, а). Эти подшипники допускают сравнительно большую угловую скорость, особенно с сепараторами из цветных металлов или из пластмасс, допускают небольшие перекосы вала (от 15' до 30') и могут воспринимать незначительные осевые нагрузки. Допустимая осевая нагрузка для радиальных несамоустанавливающихся подшипников не должна превышать 70% от неиспользованной радиальной грузоподъемности подшипника. Роликовые радиальные подшипники с короткими роликами (см. рис. 16, в) по сравнению с аналогичными по габаритным размерам шарикоподшипниками обладают увеличенной грузоподъемностью, хорошо выдерживают ударные нагрузки. Однако они совершенно не воспринимают осевых нагрузок и не допускают перекоса вала (ролики начинают работать кромками, и подшипники быстро выходят из строя).
Роликовые радиальные подшипники с витыми роликами (см. рис. 16, е) применяют при радиальных нагрузках ударного действия; удары смягчаются податливостью витых роликов. Эти подшипники менее требовательны к точности сборки и к защите от загрязнений, имеют незначительные радиальные габаритные размеры. Игольчатые подшипники (см. рис. 16, д) отличаются малыми радиальными габаритными размерами, находят применение в тихоходных (до 5 м/с) и тяжелонагруженных узлах, так как выдерживают большие радиальные нагрузки. В настоящее время их широко используют для замены подшипников скольжения. Эти подшипники воспринимают только радиальные нагрузки и не допускают перекоса валов. Для максимального уменьшения размеров применяют подшипники в виде комплекта игл, непосредственно опирающихся на вал, с одним наружным кольцом. Самоустанавливающиеся радиальные двухрядные сферические шариковые (рис. 16, б) и роликовые (см. рис. 16, г) подшипники применяют в тех случаях, когда перекос колец подшипников может составлять до 2—3°. Эти подшипники допускают незначительную осевую нагрузку (порядка 20% от неиспользованной радиальной) и осевую фиксацию вала. Подшипники имеют высокие эксплуатационные показатели, но они дороже, чем однорядные. Конические роликоподшипники (см. рис. 16, з) находят применение в узлах, где действуют одновременно радиальные и односторонние осевые нагрузки. Эти подшипники могут воспринимать также и ударные нагрузки. Радиальная грузоподъемность их в среднем почти в 2 раза выше, чем у радиальных однорядных шарикоподшипников. Их рекомендуется устанавливать при средних и низких угловых скоростях вала (до 15 м/с). Аналогичное использование имеют радиально-упорные шарикоподшипники (см. рис. 16, ж), применяемые при средних и высоких угловых скоростях. Радиальная грузоподъемность у этих подшипников на 30—40 % больше, чем у радиальных однорядных. Их выполняют разъемными со съемным наружным кольцом и неразъемными. Шариковые и роликовые упорные подшипники (см. рис. 16, и. к) предназначены для восприятия односторонних осевых нагрузок. Применяются при сравнительно невысоких угловых скоростях, главным образом на вертикальных валах. Упорные подшипники радиальную нагрузку не воспринимают. При необходимости установки упорных подшипников в узлах, где действуют не только осевые, но и радиальные нагрузки, следует дополнительно устанавливать радиальные подшипники.
В некоторых конструкциях, где приходится бороться за уменьшение радиальных габаритов, применяются т.н. "бескольцевые" подшипники, когда тела качения установлены непосредственно между валом и корпусом. Однако нетрудно догадаться, что такие конструкции требуют сложной, индивидуальной, а, следовательно, и дорогой сборки-разборки. Достоинства подшипников качения: - низкое трение, низкий нагрев; - экономия смазки; - высокий уровень стандартизации; - экономия дорогих антифрикционных материалов. Недостатки подшипников качения: - высокие контактные напряжения, и поэтому ограниченный срок службы; - высокие габариты (особенно радиальные) и вес; - высокие требования к оптимизации выбора типоразмера; - большая чувствительность к ударным нагрузкам вследствие большой жесткости конструкции; - повышенный шум; - слабая виброзащита, более того, подшипники сами являются генераторами вибрации за счёт даже очень малой неизбежной разноразмерности тел качения.
Подшипники скольжения. Область применения, достоинства и недостатки подшипников скольжения. В современном машиностроении применение подшипников скольжения ограниченно. Достоинства подшипников скольжения: - сохранение работоспособности при высоких угловых скоростях валов (газодинамические подшипники в турбореактивных двигателях при n >10 000 об/мин); - при больших скоростях вращения - при необходимости точного центрирования осей; - выдерживание больших радиальных нагрузок; - возможность изготовления разъемной конструкции, что допускает их применение для коленчатых валов; - небольшие габариты в радиальном направлении, что позволяет применять в машинах очень малых и очень больших габаритах; - сохранение работоспособности в особых условиях (в химически агрессивных средах, воде, при значительном загрязнении); - бесшумность работы; - виброустойчивость; - простота изготовления и ремонта. Недостатки подшипников скольжения: - большое изнашивание вкладышей и цапф валов из-за трения; - необходимость постоянного ухода и большой расход дорогих смазочных материалов, необходимость его очистки и охлаждения; - значительные потери на трение в период пуска и при несовершенной смазке.
- значительные габариты в осевом направлении (длина вкладышей может достигать 3d, где d — диаметр цапфы вала). Кроме того, следует иметь в виду, что массовое производство подшипников скольжения не организовано. Подшипники скольжения следует применять там, где нельзя применить подшипники качения, а именно: а) когда подшипник должен быть разъемным по оси (например, подшипники средних шеек коленчатого вала); б) для очень больших нагрузок, когда подходящих стандартных подшипников качения подобрать нельзя; в) для сверхбыстроходных валов, где центробежные силы инерции не допускают применения подшипников качения; г) для работы в сильно загрязненной среде или воде. Область применения: - Для валов с ударными и вибрационными нагрузками (двигатели внутреннего сгорания, молоты и др.). - Для коленчатых валов, когда по условиям сборки необходимы разъемные подшипники. - Для валов больших диаметров, для которых отсутствуют подшипники качения. - Для высокоскоростных валов, когда подшипники качения непригодны вследствие малого ресурса (центрифуги и др.). - При очень высоких требованиях к точности и равномерности вращения (шпиндели станков и др.). - В тихоходных машинах, бытовой технике. - При работе в воде и агрессивных средах, в которых подшипники качения непригодны. Распространенное мнение, что подшипники скольжения дешевле подшипников качения, глубоко ошибочно. Характерные дефекты и поломки подшипников скольжения вызваны трением: - температурные дефекты (заедание и выплавление вкладыша); - абразивный износ; - усталостные разрушения вследствие пульсации нагрузок. 66. Материалы для вкладышей ПСК Материал вкладышей выбирают с учетом условий работы, назначения и конструкции опор, а также стоимости и дефицитности материала и должен иметь: 1) малый коэффициент трения и высокую сопротивляемость заеданию в периоды отсутствия режима жидкостного трения (пуски, торможение и т. п.); 2) достаточную износостойкость наряду со способностью к приработке. Износостойкость вкладыша должна быть ниже износостойкости цапфы, так как замена вала обходится значительно дороже, чем замена вкладыша; 3) достаточно высокие механические характеристики и особенно высокую сопротивляемость хрупкому разрушению при действии ударных нагрузок. При невысоких скоростях скольжения ( м/с) применяют чугуны. Чугун обладает хорошими антифрикционными свойствами благодаря включениям свободного графита, но прирабатывается хуже, чем бронзы, имеет высокую хрупкость и высокую стоимость При значительных нагрузках (р до 15 МПа) и средних скоростях скольжения ( до 10 м/c) широки используют бронзу. Бронзы оловянные, свинцовые, кремниевые, алюминиевые и прочие обладают достаточно высокими механическими характеристиками, но сравнительно плохо прирабатываются и способствуют окислению масла. Наилучшими антифрикционными свойствами обладают оловянные бронзы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|