Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Альтернативные концепции и модели антропогенеза

Несмотря на признание и приоритет эволюционной и трудовой концепций антропогенеза, существуют и альтернативные подходы, связывающие происхождение человека с возникновением человеческой культуры (культурогенез), поскольку именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, а возникновение отдельных форм культуротворчества− морали, искусства, философии и т. д. никак не вписывается в модель практической целесообразности. Назовем версии (модели) происхождения и развития человека и культуры.

1. Игровая модель Хейзинги изложена в его книге "Человек играющий" (1938). В рамках этой модели игра рассматривается как основа происхождения религии, искусства, права, философии и т. п., как форма свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от бесконечных надо, гнета повседневности, практической целесообразности и выгоды. Хейзинга выявляет роль культуры во всех сферах человеческой жизни и во всей истории в целом, для него вся культура − игровая. Игра больше, чем культура, всякая форма культуры есть игра именно потому, что она развертывается как свободный выбор и есть "действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы и необходимости"[42].

2. Психоаналитическая модель Фрейда. Согласно этой модели возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого составляют тотем и табу. Зарождение их стало, по Фрейду, результатом Эдиповой драмы, разыгравшейся в первобытной орде и связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода. В то же время табуируются и сексуальные отношения, послужившие видимой причиной сыновьего бунта. В результате религия и мораль, появившиеся на почве стыда и страха, начинают определять последующее развитие человека и культуры. Фрейд обосновал новаторскую модель психики человека, состоящую из трех систем: бессознательное − предсознательное − сознание, и разработал основы психоанализа, распространив его модель на сферы культуры и ранние формы религиозных верований. Человек, с его точки зрения, уникальное существо, проходящее длительный период детства и впоследствии зависящее от него на протяжении еще более долгого срока.

3. Семиотическая модель антропо- и культурогенеза рассматривает культуру как специфическую знаково-символическую реальность, основой и универсальным посредником между человеком и миром в которой является язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком, причем в качестве языка могут выступать различные феномены, начиная от систем родства и кончая властными структурами, т. е. язык становится подлинным создателем культуры. Язык способен быть средством выражения, средством общения, частью социальной организации и культуры, а также соответствующим "образом мира".

 

 

Трансгумани́зм (от лат. trans — сквозь, через, за и homo — человек) — философская концепция, а также международное движение, поддерживающие использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными — страданий, болезней, старения и даже смерти[1]. Трансгуманисты изучают возможности и последствия применения таких технологий, опасности и преимущества их использования[1]. Частью трансгуманизма является идея конвергенции биологических, информационных, когнитивных и нанотехнологий[.

Впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в «Божественной комедии»[3] (1312), но в современном смысле это слово встречается впервые только у биолога-эволюциониста Джулиана Хаксли в его работе «Религия без откровения»[4] (1927). В духе своей эпохи, ознаменованной, в частности, проникновением методов естественных наук в биологию, становлением генетики как самостоятельного научного направления и началом освобождения повседневной жизни людей от влияния религии, Хаксли представлял «трансгуманизм» как новую идеологию, «веру» для Человечества, входящего в новую волну научно-технической революции. Близкие к Хаксли взгляды в это же время развивал генетик Дж. Б. С. Холдейн[5], фантаст О.Стэплдон и русские космисты. Крах надежд на появление реальных способов радикального изменения биологической природы человека быстро привел к угасанию широкого интереса к идеям в этой области.

Первым на практике к перспективе усиления возможностей разума человека с помощью специальных устройств, разработанных на научной основе, подошел русский изобретатель С. Н. Корсаков (1787—1853). В конце XIX века о дальнейшей эволюции человечества через преодоление ограничений человеческого тела, как о желанной перспективе, говорили, в частности, такие философы как Фрэнсис Виллард[6], Николай Фёдоров и Фридрих Ницше.

Современная волна научно технической революции возрождает интерес к идеям трансгуманизма. Хаксли вновь обращается к этой теме[7] в 1957 году. (Этот год принято считать датой официального рождения термина «трансгуманизм».) В 1962 году выходят в свет работы[8][9] Роберта Эттингера и Эвана Купера, положившие начало становления крионики как практической области деятельности. В 1972 году Эттингер расширяет эти идеи в более широком трансгуманистическом контексте[10].

С 1966 года активно продвигает трансгуманистические идеи ирано-американский футуролог ФМ-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари). Ему принадлежит определение трансгуманистов как людей, имеющих особое мировоззрение и направленный на самосовершенствование стиль жизни; людей, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеческой» форме существования. Ряд его книг[11][12][13] содержат размышления о различных аспектах предполагаемого будущего и выливаются в его собственную концепцию трансгуманизма[14], изложенную им в 1989 году.

Важно отметить, что как идеи Р. Эттингера, так и ФМ2030 были практически ориентированы, однако не получили широкой поддержки в обществе.

Значительное влияние на следующую волну в истории трансгуманизма оказали, в частности, концепции, созданные в 1950-е, 1960-е, 1970-е и 1980-е годы Тоффлером о футурошоке[15] (1970), Тьюрингом и фон Нейманом о перспективах «мыслящих машин»[16][17] (1950), которые впоследствии легли в основу идеи о технологической сингулярности, Фейнманом и Дрехлером о молекулярном производстве[18][19] (1960), (1985) и принятии решений о неопределенности.

Одно из первых определений трансгуманизма ввел философ Макс Мор.

В 1998 году философы Ник Бостром и Девид Пирс основали Всемирную ассоциацию трансгуманистов[20].

В 2000 году начало образования Российского трансгуманистического движения[21],

В 2005 году Российское трансгуманистическое движение провело первый междисциплинарный семинар по трансгуманизму и иммортализму в Москве[21].

В 2012 году появилась первая активность в области трансгуманистической политики: было начато формирование «Партии продления жизни».[22][23][24]

В 2013 году Аннали Ньюиц предложила создать Космическую Партию[25][ аффилированный источник? 216 дней ], и в 2014 году было создано политическое движение, называющее себя Космической Партией и считающее себя трансгуманистами[26][ аффилированный источник? 216 дней ].

В течение промежуточных выборов в США в 2014 году, Gabriel Rothblatt был первым трансгуманистом, который баллотировался в Конгресс США,[27]

В Октябре 2014 года Золтан Иштван (автор книги «The Transhumanist Wager») анонсировал свой план по созданию «Трансгуманистической Партии» в США и заявил, что планирует баллотироваться в президенты США на выборах 2016 года.[28]

В начале 2015 года началось формирование Трансгуманистических Партий в Европе и остальном мире.

Главной целью трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека, основанное на новейших открытиях научно-технического прогресса. Для достижения этой цели трансгуманизм предлагает[33]:

• всячески поддерживать технический прогресс;

• изучать достижения науки и техники, вовремя предотвращать опасности и нравственные проблемы, которые могут сопутствовать внедрению этих достижений;

• расширять свободу каждого отдельно взятого человека, используя научно-технические достижения;

• как можно более отдалить, а в идеале — отменить старение и смерть человека, дать ему право самому решать, когда умирать и умирать ли вообще;

• противостоять учениям и организациям, имеющим цели, противоположные идеям трансгуманизма — энвайронментализм в фанатичной форме (отказ от технического развития, «возвращение к природе»), религиозный фундаментализм, традиционализм, и прочие формы идеологий антимодернизма и антипрогрессизма.

Трансгуманисты поддерживают разработку новых технологий[ источник не указан 1432 дня ]; особенно перспективными они считают нанотехнологию, биотехнологию, информационные технологии[34], разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику.

Многие трансгуманисты (в частности известный футуролог и изобретатель Рэймонд Курцвейл) считают, что непрерывно ускоряющийся технический прогресс уже к 2050 годам позволит создать постчеловека, способности которого будут принципиально отличаться от способностей современных людей. Особенно в этом помогут генная инженерия, молекулярная нанотехнология, создание нейропротезов и прямых интерфейсов «компьютер—мозг».

 

Трансгуманистические технологии будущего.

 

• Искусственный интеллект является одной из важнейших технологий будущего. Использование инструментов послужило началом человеческой истории, приведя в итоге к развитию машин и возможности автоматизации ручного труда. Искусственный интеллект обещает произвести такую же, и даже большую революцию применительно к умственному труду. Во всех областях деятельности умные машины смогут взять на себя всё большую часть работы. Но искусственный интеллект будет не только слугой человека, но и его другом и партнёром. Создание человеком искусственного разума по значимости может быть сравнимо с возникновением разума человеческого. Мы больше не будем одиноки.

• Роботы обеспечат присутствие искусственного интеллекта в физическом мире. Роботы возьмут на себя большую часть работы, которой сегодня приходится заниматься человеку. В обществе ближайшего будущего число роботов, от крошечных, в несколько миллиметров MEMS-устройств, до километровых автоматизированных кораблей, быстро превзойдёт число людей и животных.

• Киборги — многие достижения робототехники могут быть использованы и для расширения человеческих возможностей. Искусственные механические конечности могут быть использованы как умными роботами, так и людьми, лишившимися своих рук или ног в результате несчастного случая или генетического дефекта. Тело человека во всё большей степени будет использовать искусственные компоненты, часто превосходящие по эффективности данные ему от природы.

• Генная инженерия — контроль человека над природой берёт своё начало в далёком прошлом, когда человек одомашнил первые виды животных и начал выращивать первые сельскохозяйственные культуры. Это позволило ему перейти к осёдлому образу жизни, дало начало городам, государствам и человеческой цивилизации. Сегодня генная инженерия обещает изменить нашу жизнь ещё сильнее. С её помощью мы сможем произвольным образом перестроить все те организмы, которые обеспечивают нашу жизнь. Генетически модифицированные растения обеспечат более здоровую пищу, новые лекарства, более прочные материалы. Генетически модифицированные бактерии станут, до появления нанороботов, нашими первыми инструментами в микромире, занимаясь выработкой лекарств, починкой наших тел, сбором отходов в окружающей среде, добычей полезных ископаемых и решением множества других задач. Генная инженерия также позволит человеку перестроить свой собственный организм, избавив его от множества болезней, усилив умственные и физические способности, изменив его в соответствии с новыми эстетическими представлениями и модой. Любые способности и характеристики живых организмов, существующие в природе: ночное видение, устойчивость к радиации, выносливость, способности летать в воздухе месяцами, плавать в крутом кипятке, жить под землёй, питаться сероводородом, солнечной энергией, красочное оперение, сверхпрочный панцирь, совершенное обоняние, устойчивость к заболеваниям и многие другие человек сможет придать любому существу, в том числе и себе.

• Продление жизни привлекает всё больше внимания с начала 21-го века. Всё больше людей, в том числе серьёзных учёных, политиков и предпринимателей, всерьёз обсуждают возможности использовать новые лекарства, генную инженерию, искусственные органы и другие технологии для борьбы со старением и смертью. Уже в самые ближайшие годы продление жизни может стать одной из важных задач системы здравоохранения и одной из потребностей любого человека.

• Бессмертие — уже сегодня понятно, что процесс старения можно не только замедлить, но и остановить, и повернуть вспять. А практически любые болезни и повреждения человеческого организма, кроме, разве что, полного физического уничтожения, могут быть вылечены. Теперь уже ясно, что простого увеличения продолжительности жизни человеку будет недостаточно. Очень скоро медицина лишит это понятие смысла, сделав жизнь человека практически неограниченной. Бессмертие сделает человека по-настоящему свободным, избавив его от самого главного экзистенциального страха и одной из основных причин несчастья и страданий на Земле.

• Крионика позволяет людям уже сегодня воспользоваться плодами будущих научных и технических достижений в области продления жизни и бессмертия. Тело умершего человека пока нельзя вернуть к жизни, но с помощью крионики можно остановить все процессы распада и разложения, идущие в нём, не победив, но остановив смерть. При этом память человека и его личность будут спасены от разрушения. В обозримом будущем с помощью нанотехнологий можно будет исправить все повреждения сохранённого человеческого организма, устранить причины смерти, омолодить и вылечить тело и вернуть человека к жизни в новом теле и новом мире.

• Нанотехнологии смогут не только вернуть к жизни пациентов крионики, но и сделать всё остальное. Вообще всё. Нет ни одной сферы человеческой и нечеловеческой деятельности, где не найдётся применения нанотехнологиям. Это поистине универсальная технология, которая затмит изобретение машин в промышленную революцию и даже само изобретение инструментов на заре человечества. Нанотехнологии дадут человеку почти полный контроль над материей на атомарном уровне, позволят создавать любые материальные объекты быстро, практически бесплатно, без загрязнения окружающей среды. Они радикально увеличат возможности человеческого тела и в буквальном смысле слова преобразуют нашу планету. Земля вряд ли останется просто летящим в космическом пространстве куском бездумной материи — нанотехнологии перестроят каждую её песчинку, превратив её в невидимых глазу нанороботов и нанокомпьютеры, готовые исполнить любое желание человека.

• Экономика изобилия рассматривает существование и развитие человеческого общества в новых для него условиях отсутствия дефицита ресурсов. Эволюционное наследие человека — жадность, агрессивность — это лишь следствие борьбы за существование в условиях ограниченности ресурсов, через которую пришлось пройти предкам человека. Экономика человеческого общества тоже была построена на допущении, что ресурсы ограничены и ключевой проблемой является их распределение и контроль за использованием. Частная собственность столь глубоко вошла в жизнь человека, что некоторые стали считать её естественным правом. Но появление совершенных роботов и нанотехнологий радикально изменит положение дел. Если сегодня для создания 100-граммового телефона требуется более 75 килограмм ресурсов, то нанотехнологии легко смогут уместить аналогичную функциональность в 1 тысячную грамма, использовав для этого ровно 1 тысячную грамма вещества. Любые, самые сложные, редкие и дорогие материальные предметы смогут быть скопированы так же легко, как сегодня копируется информация в компьютерных сетях. Почти все мыслимые сегодня потребности человека смогут быть удовлетворены легко и практически бесплатно. Даже то, что противоречит законам природы или желаниям других людей, сможет быть легко воплощено в жизнь в индивидуальной виртуальной реальности.

• Когнитивная наука — если нанотехнологии будут означать полный контроль человеческого разума над материей, то развитие когнитивной науки будет означать полный контроль человеческого разума над самим собой. В скором будущем человек сможет, наконец-то, выполнить древний завет греческих мудрецов, начертанный золотыми буквами на храме Дельфийского оракула. «Гноти се аутон», познай себя. С помощью сканирования мозга, компьютерных симуляций и качественного скачка в развитии науки о разуме станет возможным полностью объяснить работу человеческого мозга, природу сознания, разума, личности. Человек сможет вмешаться в свои собственные мыслительные и психические процессы, корректируя их по своему желанию. Усилить творческие способности, способность к сопереживанию, ослабить агрессию, вызвать гениальность, расширить память и способность к осмыслению сверхсложных систем — всё это и намного большее станет возможным для человека.

• Парадайз-инжиниринг — изобилие ресурсов и полный контроль человека над собственным разумом ставят вопрос о возможности радикального преобразования мира с целью раз и навсегда уничтожить страдания, боль, скуку, разочарования, беспокойство, мучения и скорбь. Удовлетворение всех потребностей человека, в том числе, потребности в неограниченном развитии, возможность перестройки человеческого разума и экосистемы Земли делают возможным осуществление проекта по построению, в самом буквальном смысле слова, рая на Земле.

• Загрузка — кульминацией в покорении собственного разума станет возможность загрузки, переноса человеческой личности из мозга в компьютер. Это освободит человека от телесных потребностей, кардинально расширит его возможности, на много порядков умножив мощь разума, обезопасит его от несчастных случаев, обеспечит возможность прямой работы с информацией и знаниями без посредства органов чувств. Это позволит человеческому разуму входить в прямой контакт, обмениваться частями и полностью объединяться с разумами других людей и с искусственным разумом. Загрузка позволит человеку принять самое непосредственное участие в возникновении на Земле сверхразума, не через своё творение — искусственный интеллект, а лично (пусть и не во плоти).

• Сингулярность — сколь захватывающими не являлись бы описанные выше возможности, все они покажутся мелкими, обыденными и практически не заслуживающими нашего внимания по сравнению с технологической сингулярностью. Технологическая сингулярность — это чудо, обретение человеком сказочного могущества, его стремительный выход на сверхбожественный уровень. Мало того, что в нашем языке нет слов для адекватного описания этого волшебного преобразования, сам человеческий мозг пасует перед задачей представить усиление возможностей человеческого разума в миллиарды миллиардов раз. Не будет преувеличением сказать, что переход через сингулярность даст начало разуму, который превосходит человека настолько же сильно, насколько человек превосходит амёбу. Казалось бы, этого достаточно, чтобы представить огромное значение этого события. Но два обстоятельства ещё более усиливают его важность. Во-первых, сингулярность может произойти всего за несколько лет, а может быть, и намного быстрее. А, во-вторых, мы в ней участвуем.

• Сказать, что сингулярность — это самое важное в жизни каждого человека — это значит ничего не сказать. Сингулярность — это единственно важное, что в ней есть, если не считать, конечно, тех неописуемых и непредставимых чудес, которые за ней последуют. Но что же это всё-таки такое?

Как ни странно, понять природу сингулярности достаточно просто. Сингулярность — это гипотетический момент в будущем, когда технологическое развитие станет настолько стремительным, что график технического прогресса станет практически вертикальным. Сингулярность станет результатом синергетического взаимодействия нанотехнологий, искусственного интеллекта и когнитивной науки. Развитие нанотехнологий сделает возможным создание сверхмощных компьютеров. На этих сверхмощных компьютерах смогут работать с огромной скоростью программы искусственного интеллекта, не менее разумные, чем человек. Одной из задач, которые на себя сможет взять такой искусственный интеллект, станет разработка более быстрых компьютеров и оптимизация алгоритмов искусственного интеллекта и человеческого разума. Как и любую компьютерную программу, этот искусственный интеллект можно будет перенести на новые более быстрые компьютеры и оптимизировать с использованием новых алгоритмов. И чем больше такой искусственный интеллект будет работать над этими задачами, тем быстрее и лучше он сможет работать, и тем быстрее он сможет сделать следующий шаг в своём развитии. Всего за несколько лет мы сможем подняться с уровня пока ещё людей до планетарного разума в триллионы раз более мощного, чем разум человека.

 

Критика трансгуманизма с гуманистических позиций [править | править вики-текст]

Идея и реальные перспективы практического вмешательства в природу Человека вызвали множество споров и дискуссий. Ряд авторов склоняются к полному отрицанию трансгуманистического мировоззрения.

Наиболее системный критический довод против трансгуманизма заключается в концепции расчеловечивания — постепенной утраты Человеком своей видовой, сексуальной, социальной и духовной самоидентификации ещё до практического вмешательства в природу собственного тела, уже в ходе размышления над самой возможностью этого. В этой концепции сходятся как духовные[36], так и светские авторы[37].

Другой широко известный довод против трансгуманизма связан с именем Фрэнсиса Фукуяма, который определил его как «самую опасную идею в мире» на том основании, что по его мнению трансгуманизм — это попытка вступить в бесконечную гонку самоулучшений с недостижимым (по причине постоянной конкуренции со стороны других индивидов) призом и непредсказуемыми побочными эффектами.[38][39]

Широко пропагандируемое трансгуманистами в обществе нетерпеливое ожидание новых технологий зачастую наталкивается на пессимистическое ожидание того, что технологии совершенствования Человека лишь усилят существующее неравноправие между людьми в социуме и нациями в мире, рождая новые, более жесткие, чем до сих пор известные, формы такого неравенства.

Фактором, неизменно присутствующим на заднем плане любой дискуссии сторонников и противников трансгуманизма, является отсутствие практического результата. Наиболее ярко этот фактор проявляет себя в дискуссиях вокруг крионики.

Критика трансгуманизма с позиции постгуманизма [править | править вики-текст]

Центральным тезисом современной формы постгуманизма является принятие равенства Человека, Природы и Общества как трех совместно эволюционирующих сущностей.[40] С этих позиций большая часть течений трансгуманизма рассматриваются как ущербные на том основании, что в них эволюция Человека рассматривается обособленно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...