Вкусные» игры с пользой для речи
Артикуляционная гимнастика. Почему это важно? Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться. Зачем нужна гимнастика Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей. Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений. Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом. Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии. Основные правила гимнастики Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:
· продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут; · во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык; · никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру; · занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс; · если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки; · задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла. Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж Виды упражнений Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата). Статические упражнения При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд. «Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу. «Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот. «Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.
Динамические упражнения Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи. «Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта. «Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу. «Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку. «Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем. Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.
Для детей 3 – 4 лет Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево). «Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт. «Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней. Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку». Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи. Для детей 4 – 5 лет Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы. «Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким. «Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается. «Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны. Для детей 5 – 7 лет Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик». К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух. «Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук. «Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк —..иск».
Вкусные» игры с пользой для речи Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами. 1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку. 2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы. 3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа. 4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии. 5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт. 6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|