Морфология и типология культуры
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Белорусский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета __________ С.Н. Ходин
“____”_________ 2010 г.
Регистрационный № УД-______/р.
Теория и история культуры Учебная программа для специальности: 1-23 01 12-01 “Музейное дело и охрана историко-культурного наследия”(по направлениям)
Факультет __ исторический _______________________________________ (название факультета) Кафедра _ этнологии, музеологии и истории искусства ____________ (название кафедры) Курс (курсы) __ 2 ____________________________ Семестр (семестры) __ _1,2 _________________________ Лекции __ 84 ________ Экзамен ________________ (количество часов) (семестр) Практические (семинарские) занятия ___ 52 _______ Зачет _______ 1,2 ___________ (количество часов) (семестр)
КСР _____ 4 _ (количество часов) Всего аудиторных часов по дисциплине ____ 140 _____ (количество часов) Всего часов Форма получения по дисциплине __________ высшего образования __ дневная ___ (количество часов) 2010 г. Учебная программа составлена на основе типовой программы курса «Теория и история культуры». Утверждена Мн., 2008. ___________________
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры этнологии, музеологии и истории искусства
«22» июня 2010 г., протокол № 19.
Заведующий кафедрой
___________________ Т.А. Новогродский
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом исторического факультета Белорусского государственного университета
«29» июня 2010 г., протокол № 8.
Председатель
________________ С.Н. Ходин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа как рабочий вариант по дисциплине «Теория и история культуры» предназначена для освоения студентами первой ступени высшего образования, обучающимися по специальности «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» на историческом факультете БГУ. Ее отличительными особенностями являются: акцентация на компетентностном подходе в обучении, усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использование современных педагогических технологий.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами: – Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени высшего образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь от 28.12. 2007 г.); – Образовательный стандарт «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-23 01 12 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям) (утвержден 07.08.2008 г.).
Цели и задачи учебной дисциплины Курс «Теория и история культуры» предназначен для студентов-музееведов. Главными задачами преподавания дисциплины являются: – формирование личности студента как гражданина, культурно толерантного, с глубоким пониманием сути культурологических процессов; – формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, становление современного стиля научно-практического мышления; – формирование фундамента культурологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной историко-философской мысли; В соответствии с требованиями образовательного стандарта к компетенциям выпускника по дисциплине «Теория и история культуры» выпускник должен знать: – структуру, основные понятия и методы культурологии; – основные этапы в становлении и развитии культурологического знания; – основные этапы истории мировой и национальной культуры, а также закономерности их последовательного развития;
– основные достижения в развитии материальной и духовной культуры. уметь: – характеризовать основные этапы в истории мировой культуры и закономерности их последовательного развития; – применять современные методологические приемы в анализе культуры; – определять место и роль белорусской культуры в истории мировой культуры; – использовать основные понятия, законы и фактический материал по истории и теории культуры в своей будущей теоретической и практической деятельности.
Структура содержания учебной дисциплины Структурирование содержания учебной дисциплины осуществляется посредством выделения в нём укрупнённых дидактических единиц (модуль, раздел). Структура содержания учебной дисциплины включает: – введение; – модули (разделы); – темы учебных занятий. По каждому учебному модулю (разделу) в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций преподавателем (кафедрой) планируются и проводятся лекционные и семинарские (практические) занятия.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Теория культуры Введение. Теория и история культуры в системе Гуманитарного знания Культура как форма жизнедеятельности общества. Система наук о культуре. Понятие культурологии, ее предмет и объект. Категориальный аппарат культурологии и основные принципы. Культурологические законы. Теория и история культуры как ядро культурологии. Методы исследования культуры. Использование социологического, компаративистского, историко-функционального, типологического, системно-структурного, герменевтического, семиотического методов в исследовании культуры. Единство и многообразие мировой культуры. Понятие культурной самобытности. Понятие культурного региона. Методологические основания региональной классификации мировой культуры. Культурные регионы и их границы. Процесс становления культурологии в системе гуманитарных наук. Основные научные школы и современные направления развития культурологии. Значение теории и истории культуры в формировании аксеологических, мировоззренческих, моральных, эстетических и политических установок специалистов музейного профиля.
Морфология и типология культуры Становление понятия культуры. Повседневное и теоретическое представление о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы). Понимание культуры как совокупного результата человеческой деятельности. Единство гносеологического, аксеологического, гуманитарного, социологического аспектов в культуре. Системные элементы культуры, их взаимосвязь и взаимодействие. Понятие архетипа, ментальной матрицы, социокода. Регулятивные и аккумулирующие элементы культуры: артефакты, концепты, ценности, нормы, идеалы. Обычаи, привычки, нравы, стереотипы, мифы, обряды, ритуалы, новации в культуре. Культура в знаковом, символическом, языковом, кодовом отражении. Основные функции культуры: социализаторская, преобразовательная, коммуникативная, ценностно-нормативная, творческая, информативная. Основные этапы накопления и передачи информации. Типология культуры. Подходы к типологии культуры. Понятие «слои культуры». Материальная, духовная, художественная культура, их виды и формы. Содержание художественной культуры. Классификация искусств. Пространственные, временные, пространственно-временные искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Основные виды архитектуры. Виды декоративно-прикладного искусства. Видовое и жанровое своеобразие художественной литературы и музыкального искусства. Виды и жанры синтетических искусств. Культура социальных общностей (элитарная, массовая, маргинальная, субкультура, контркультура). Культуры этно- и полинациональных общностей: этническая, национальная, общенациональная. Культура территориальных общностей. Культурные регионы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|