Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Морфология и типология культуры




Белорусский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

__________ С.Н. Ходин

 

“____”_________ 2010 г.

 

Регистрационный № УД-______/р.

 

Теория и история культуры

Учебная программа для специальности:

1-23 01 12-01 “Музейное дело и охрана историко-культурного наследия”(по направлениям)

 

Факультет __ исторический _______________________________________

(название факультета)

Кафедра _ этнологии, музеологии и истории искусства ____________

(название кафедры)

Курс (курсы) __ 2 ____________________________

Семестр (семестры) __ _1,2 _________________________

Лекции __ 84 ________ Экзамен ________________

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия ___ 52 _______ Зачет _______ 1,2 ___________

(количество часов) (семестр)

 

КСР _____ 4 _

(количество часов)

Всего аудиторных

часов по дисциплине ____ 140 _____

(количество часов)

Всего часов Форма получения

по дисциплине __________ высшего образования __ дневная ___

(количество часов)

2010 г.


Учебная программа составлена на основе типовой программы курса «Теория и история культуры». Утверждена Мн., 2008. ___________________

 

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры этнологии, музеологии и истории искусства

 

«22» июня 2010 г., протокол № 19.

 

Заведующий кафедрой

 

___________________ Т.А. Новогродский

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом исторического факультета Белорусского государственного университета

 

«29» июня 2010 г., протокол № 8.

 

Председатель

 

________________ С.Н. Ходин

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа как рабочий вариант по дисциплине «Теория и история культуры» предназначена для освоения студентами первой ступени высшего образования, обучающимися по специальности «Музейное дело и охрана исто­рико-культурного наследия» на историческом факультете БГУ. Ее отличитель­ными особенностями являются: акцентация на компетентностном подходе в обучении, усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использова­ние современных педагогических технологий.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:

– Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени высшего образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь от 28.12. 2007 г.);

– Образовательный стандарт «Высшее образование. Первая ступень. Спе­циальность 1-23 01 12 Музейное дело и охрана историко-культурного на­следия (по направлениям) (утвержден 07.08.2008 г.).

 

Цели и задачи учебной дисциплины

Курс «Теория и история культуры» предназначен для студентов-музее­ведов. Главными задачами преподавания дисциплины являются:

– формирование личности студента как гражданина, культурно толе­рантного, с глубоким пониманием сути культурологических процессов;

– формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятель­ности, становление современного стиля научно-практического мы­шления;

– формирование фундамента культурологических знаний на основе изуче­ния достижений мировой и отечественной историко-философ­ской мысли;

В соответствии с требованиями образовательного стандарта к компе­тенциям выпускника по дисциплине «Теория и история культуры» выпускник должен знать:

– структуру, основные понятия и методы культурологии;

– основные этапы в становлении и развитии культурологического знания;

– основные этапы истории мировой и национальной культуры, а также закономерности их последовательного развития;

– основные достижения в развитии материальной и духовной культуры.

уметь:

– характеризовать основные этапы в истории мировой культуры и закономерности их последовательного развития;

– применять современные методологические приемы в анализе культуры;

– определять место и роль белорусской культуры в истории мировой культуры;

– использовать основные понятия, законы и фактический материал по ис­тории и теории культуры в своей будущей теоретической и практической де­ятельности.

 

Структура содержания учебной дисциплины

Структурирование содержания учебной дисциплины осуществляется по­средством выделения в нём укрупнённых дидактических единиц (модуль, раз­дел). Структура содержания учебной дисциплины включает:

– введение;

– модули (разделы);

– темы учебных занятий.

По каждому учебному модулю (разделу) в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов конкретных компетенций преподавателем (кафедрой) планируются и проводятся лекционные и семинар­ские (практические) занятия.

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Теория культуры

Введение. Теория и история культуры в системе

Гуманитарного знания

Культура как форма жизнедеятельности общества. Система наук о куль­туре. Понятие культурологии, ее предмет и объект. Категориальный аппарат культурологии и основные принципы. Культуро­логические законы. Теория и история культуры как ядро культурологии.

Методы исследования культуры. Использо­вание соци­ологического, компа­ративистского, историко-функционального, ти­пологи­ческого, системно-стру­ктурно­го, герменевтического, семиотического методов в исследовании куль­туры.

Единство и многообразие мировой культуры. Понятие культурной са­мо­бытности. Понятие культурного региона. Методологические основания реги­ональной классификации мировой культуры. Культурные регионы и их гра­ницы.

Процесс становления культурологии в системе гуманитарных наук. Основ­ные научные школы и современные направления развития куль­ту­рологии.

Значение теории и истории культуры в формировании аксеологических, мировоззренческих, моральных, эстетических и политических установок спе­циалистов музейного профиля.

 

Морфология и типология культуры

Становление понятия культуры. Повседневное и теоретическое пред­став­ление о куль­туре (философский, социологический, гуманитарный, культур­но-антропо­логи­ческие подходы). Понима­ние культуры как совокупного резуль­тата чело­ве­ческой деятельности. Един­ство гносеологического, аксеоло­гичес­кого, гума­нитарного, социологического аспектов в культуре.

Системные элементы культуры, их взаимосвязь и взаимодействие. Поня­тие архетипа, ментальной матрицы, социокода. Регулятивные и аккуму­ли­рующие элементы культуры: артефакты, концепты, ценности, нормы, иде­алы. Обычаи, привычки, нравы, стереотипы, мифы, обряды, ритуалы, новации в культуре. Культура в знаковом, символическом, языковом, кодовом отражении.

Основные функции культуры: социализаторская, преобразовательная, ком­муника­тивная, ценностно-нормативная, творческая, информативная. Ос­новные этапы накоп­ления и передачи информации.

Типология культуры. Подходы к типологии культуры. Понятие «слои культуры». Материальная, духовная, художественная культура, их виды и формы. Содержание художественной культуры. Классификация искусств. Про­стран­ственные, временные, пространственно-временные искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Основные виды архитектуры. Виды деко­ративно-прикладного искусства. Видовое и жанровое своеобразие худо­жественной литературы и музыкального искусства. Виды и жанры синтети­ческих искусств.

Культура социальных общностей (элитарная, массовая, маргинальная, суб­культура, контркультура). Культуры этно- и полинациональных общностей: этническая, национальная, общенациональная. Культура территориальных общностей. Культурные регионы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...