Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Справочно-информационное обслуживание (СИО)

Можно кратко сформулировать сущность понятия СИО как "совокупность процессов по удовлетворению информационных запросовпотребителей информации". Данное определение СИО взято из отечественного стандарта и расширено нами с научно-технической информации на любой вид информации.

Характерной особенностью СИО является его преимущественная ориентация на выявленные устойчивые или длительно существующие информационные потребности определенных групп пользователей. Реализация СИО предполагает выполнение библиотеками и информационными органами достаточно стандартизированных в рамках организаций видов работ по комплектованию справочно-информационных фондов, их каталогизации, созданию и ведению баз данных (БД), поиску и распространению информации по заявленным в форме "запросов" или "подписки" на обслуживание потребностям пользователей и т. п. В отличие от справочно-библиографического обслуживания (СБО), ориентированного на предоставление пользователям (в том числе читателям) сведений библиографического характера, СИО распространяется на подготовку и выдачу заинтересованным лицам и организациям данных любого вида. В указанном контексте СБО можно рассматривать как одну из разновидностей СИО.

По своим основным признакам СИО может быть отнесено к категории сравнительно недорогих массовых или стандартных видов услуг. Оно не предусматривает возможности удовлетворения потребностей слишком привередливых или не вписывающихся в общий ряд "сложных" клиентов, нуждающихся в индивидуальной подготовке документов и данных, а также в специальном порядке и сроках их предоставления.

Необходимость устранения указанного недостатка привела к появлению другого режима обслуживания и связанного с ним понятия — "информационное обес печение".

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ИО)

1. ГОСТ 7.27—80 трактует ИО как "совокупность процессов по подготовке и предоставлению специально подготовленной научно-технической информации (НТИ) для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их решения".

Отдавая должное уважение времени и специалистам, породившим этот термин, отметим, что жизнь требует его более расширенного толкования. На наш взгляд, ограничение ИО только научно-технической составляющей должно быть снято, как и состав задач, на которые оно распространяется. В этом случае понятие "ИО" получит следующее определение:

"ИО — совокупность процессов по подготовке и предоставлению специально подготовленной информации для решения управленческих, научных, технических, производственных, коммерческих и других задач в соответствии с этапами их решения".


 

ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ

АЛГОРИТМ [ algorithm ]

1. Последовательность действий (операций) и правил их выполнения или команд, предназначенных для решения определенной задачи или группы задач.

2. Предписание, определяющее ход вычислительного процесса, связанного с
преобразованием данных от некоторого их исходного состояния к требуемому результату. Формальные описания алгоритмов аналогичны представлениям основных частей программ, которые их реализуют, поэтому многое, что относят к описанию конкретных программ, применимо к алгоритму, и наоборот.

Некоторые виды алгоритмов

Адаптивный алгоритм [ adaptive algorithm ] — алгоритм, обладающий свойством настраиваться на условия применения.

Линейный алгоритм [ serial algorithm ] — алгоритм, не содержащий ветвей и циклов, все элементы которого выполняются последовательно.

Логический алгоритм [ logical algorithm ] — алгоритм решения логической задачи.

Алгоритм маршрутизации [ routing algorithm ] — алгоритм решения задачи определения оптимального пути, по которому будут передаваться данные в коммуникационной сети.

Параллельный алгоритм [ parallel algorithm ] — алгоритм, в котором часть или все операции независимы и могут выполняться одновременно (параллельно).

Последовательный алгоритм [ sequential algorithm ]

1. Алгоритм, все действия которого выполняются последовательно.

2. Алгоритм обслуживания, реализующий принцип очереди — "первый на входе — первый на выходе" [ FIFO — First Input — First Output ].

Циклический алгоритм [ round - robin algorithm ] — алгоритм обслуживания в системах с разделением времени, при котором задача, использовавшая выделенный ей ресурс времени центрального процессора, прерывается и помещается в конец очереди.

ПРОГРАММА [program, routine]

1.Последовательность операций, в том числе нескольких параллельных, выполняемых ЭВМ для достижения поставленной цели или задачи.

2. Описание на языке программирования или в машинном коде действий,
которые должна выполнить ЭВМ в соответствии с алгоритмом решения конкретной задачи или группы задач (синоним — машинная программа).

3.Упорядоченная последовательность команд, подлежащих обработке.

Некоторые понятия, связанные с термином "программа"

Машинная программа [ computer (machine) program ] — программа, написанная на машинном языке (в машинном коде).

Структура программы [ program structure ] — общая схема построения программы, рассматривающая ее составные компоненты (программные блоки) и взаимосвязи между ними.

Спецификация программы, программная спецификация [ program specifi cation ] — точная и полная формулировка определенной задачи или группы задач, содержащая сведения, необходимые для построения ее алгоритма (программы) или решения. Содержит описание результата, который должен быть достигнут с помощью конкретной программы, а также того, что для достижения этого результата программа должна делать без упоминания, как достигнут указанный результат.

Верификация программы [ program verification ]

1. Установление любым корректным методом факта соответствия программы заданным целям ее создания или приобретения — установление правильности программы.

2. Формализованный контроль или проверка работоспособности программы.

Отладка программы [ debugging ] — обнаружение, локализация и устранение

ошибок в компьютерной программе.

Отладчик [ debugger ] — программа, предназначенная для анализа поведения другой программы, обеспечивающая ее трассировку (отслеживание и распечатку выполняемых программой команд, изменений переменных или данных о других событиях, связанных с выполнением программы), останов в указанных точках или, при выполнении указанных условий, просмотр и изменение ячеек памяти, регистров процессора и команд программы.

Трассировка [ trace ] — метод проверки правильности функционирования программ при их выполнении путем отображения изменений всех значений переменных. Этим достигается сокращение поиска ошибочных команд, из-за которых переменные принимают неверные значения. Трассировка выполняется при помощи ввода в проверяемую программу специальных команд или с использованием специальных сервисных программ.

Тестирование программы [ program testing ] — проверка программы в рабочих условиях с некоторым специально созданным (тестовым) массивом данных в целях определения ее работоспособности в соответствии с заданными критериями оценки.

Испытания программы [ program verification and validation ] — всесторонняя (по формализованным признакам — " Verification " и общей субъективной оценке — " Validation ") проверка и тестирование программы при сдаче ее в эксплуатацию или аттестации.

ПОДПРОГРАММА [ subroutine ]

Небольшая часть программы, связанная с реализацией какой-либо повторяющейся функции, процедуры или операции и вызываемая для выполнения из разных мест программы.

Б зависимости от того, являются ли подпрограммы частью разработки исполь зующей их программы или заимствуются из других программ, они подразделяют ся на внутренние подпрограммы [ internal subroutines ] и внешние подпрограммы [ external subroutines ]. В качестве последних могут использоваться и так называемые стандартные подпрограммы или программы [ standard subrou tines, standard programs ] — программы, помещенные в библиотеку программ1.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ [programming]

  Совокупность процессов, связанных с разработкой программ и их реализацией. В широком смысле к указанным процессам относят все технические операции, необходимые для создания программ, включая анализ требований, все стадии разработки, а также реализации в виде готового программного продукта. В уз ком смысле под программированием часто понимают только процессы выбора структуры, кодирования и тестирования программ.

В зависимости от назначения и/или способа написания программ различают:

Прикладное программирование [ application programming ] — разработка и отладка программ для конечных пользователей, например бухгалтерских, обработки текстов и т. п.

Системное программирование [ system programming ] — разработка средств общего программного обеспечения, в том числе операционных систем, вспомогательных программ, пакетов программ общесистемного назначения, например: автоматизированных систем управления, систем управления база ми данных и т. д.

Декларативное (логическое, продукционное) программирование [ declarative programming, logical programming ] — метод программирования, предназначенный для решения задач искусственного интеллекта. В указанном контексте программа описывает логическую структуру решения задачи, указывая преимущественно, что нужно сделать, не вдаваясь в детали, как это делается. Используются языки программирования типа Пролог.

Объектно-ориентированное программирование, объектное программи рование, ООП [ OOP — Object - Oriented Programming ] — метод программиро вания, основанный на использовании концепции объекта, абстрагирующего конкретные его реализации в предметной области. При этом данные тесно связываются с выполняемыми над объектами процедурами. Например, круг на экране монитора может рассматриваться как объект, данные о котором характеризуют положение (координаты) центра, величину радиуса, толщину и цвет линии. Процедуры, связанные с этим объектом, — перемещение, изменение размера, стирание и т. д. Объектно-ориентированное программирование разрабатывалось и усовершенствовалось в 1960—1970-х гг. В настоящее время используется в ряде языков программирования высокого уровня (Си++, Java, Смолток, ObjectLisp и др). В начале 90-х гг. была выявлена потребность в выработке единых спецификаций, которые должны позволить программным продуктам различных фирм взаимодействовать друг с другом в общей информационной среде. Решение указанной задачи взяла на себя фирма OMG (США). Выработанная ею идеология "Бизнес-объ екта" к 1997 г. получила достаточно широкое распространение при выработке промышленных программных приложений. Основу этой идеологии составляет "Об щая архитектура брокера объектных запросов" — COBRA (Common Object Request Broker Architecture), центральной частью которой является спецификация на программный продукт (ORB — Object Request Broker), представляющий собой набор доменов или динамических библиотек, обеспечивающих взаимодействие различных программ в распределенной компьютерной среде. Кроме того, фирма OMG разработала спецификации обмена данными между брокерами различных фирм-производителей — GIOP (General Inter ORB Protocol), а с той же целью для Internet — HOP (Internet Inter ORB Protocol). Поддержкой и развитием бизнес-объектной технологии занимается организованный в рамках OMG специальный комитет — BODTF (Business Object Domain Task Force). В 1998 г. этим комитетом была выпущена спецификация (BOCA — Business Object Component Architecture), регламентирующая построение программных систем из компонент-объектов, созданных на основе технологии CORBA/IIOP. Подробнее см. [407, 423, 434].

Параллельное программирование [ concurrent programming ] — разработка программ, обеспечивающих одновременное (параллельное) выполнение операций, связанных с обработкой данных.

Процедурное (процедурно-ориентированное) программирование [ proce dure - oriented programming ] — метод программирования, в соответствии с которым программы пишутся как перечни последовательно выполняемых команд. При этом используются процедурно-ориентированные языки программирования.

Структурное программирование, модульное программирование [ structured programming, modular programming ] — метод написания программ небольшими независимыми частями — модулями, каждый из которых связан с какой-либо процедурой или функцией. При этом результирующая программа организуется в виде совокупности взаимосвязанных по определенным правилам модулей. Это упрощает разработку сложных программных продуктов и их тестирование.

 

Функциональное программирование [ functional programming ] — метод программирования, основанный на разбиении алгоритма решения задачи на отдельные функциональные модули, а также описании их связей и характера взаимодействия. Для функционального программирования наиболее широко используются языки НОРЕ и ML. Элементы функционального программирования реализуются также другими языками, например Си.

Эвристическое программирование [ hueristic programming ] — метод программирования, основанный на моделировании мыслительной деятельности человека. Используется для решения задач, не имеющих строго формализованного алгоритма или связанных с неполнотой исходных данных.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПО [ software ]

Совокупность программных средств, управляющих работой ЭВМ и/или автоматизированной системы, а также документация, необходимая для эксплуатации этих средств. Различают общее и прикладное (специальное) программное обеспечение.

ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ [ program documentation ]

Комплект документов, содержащих полное описание программы и необходимый состав сведений для ее распространения (в том числе продажи) и использования.

 


ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ [ programming language ]

Формализованный язык, предназначенный для описания программ и алгоритмов решения задач на ЭВМ. Языки программирования являются искусственными. В них синтаксис и семантика строго определены. Поэтому они не допускают свободного толкования выражения, что характерно для естественного языка. Языки программирования разделяются на две основные категории — языки высокого уровня и языки низкого уровня.

Язык высокого уровня [ high - level language ] — язык программирования, средства которого обеспечивают описание задачи в наглядном, легко воспринимаемом виде, удобном для программиста. Он не зависит от внутренних машинных кодов ЭВМ любого типа, поэтому программы, написанные на нем, требуют перевода в машинные коды программами транслятора либо интерпретатора. К языкам высокого уровня относят Фортран, ПЛ/1, Бейсик, Паскаль, Си, Ада и др.

Язык низкого уровня, [ low - level language ] — язык программирования, предназначенный для определенного типа ЭВМ и отражающий его внутренний машин ный код.

Различают также следующие виды языков программирования:

Алгоритмический язык [ algorithmic language ] — совокупность символов, соглашений и правил, используемых для однозначного описания алгоритмов и обычно являющихся частью языка программирования.

Неалгоритмический язык [ nonalgorithmic language ] — язык программирования, тексты которого не содержат указаний на порядок выполнения операций и служат лишь исходным материалом для синтеза алгоритма решения задачи.

Формальный язык [ formal language ] — я зык программирования, построенный по правилам некоторого логического исчисления или формальной грамматики [ formal grammar ], представляющей собой систему правил построения в заданном алфавите конечных знаковых последовательностей, множество которых образует формальный язык.

Исходный язык [ source language ] — язык программирования, на котором написана программа, в отличие от машинного языка, на котором программы выполняются компьютером. Исходные языки классифицируются на языки высокого уровня и языки низкого уровня.

Машинный (абсолютный) язык, язык ЭВМ [ computer (machine) language ] — язык программирования, предназначенный для представления программ в форме, обеспечивающей возможность их выполнения техническими средствами.

Машинно-зависимый (машинно-ориентированный) язык, машинно-зависимый язык программирования [ computer - sensitive (computer - oriented) language ] — язык программирования, учитывающий структуру и характеристики ЭВМ определенного типа или конкретной ЭВМ.

Машинно-независимый язык [ machine - independent language ] — язык программирования, структура и средства которого не связаны ни с какой конкретной ЭВМ и позволяют выполнять составленные на нем программы на любой ЭВМ, снабженной трансляторами (см. далее) с этого языка.

Символический язык, язык символического кодирования [ symbolic language ] — язык программирования, ориентированный на конкретные ЭВМ и основанный на кодировании машинных операций при помощи определенного набора символов.

Гибридный (комбинированный) язык [ hibrid language ] — язык програм мирования, использующий также и средства другого языка.

Графический язык [ graphic language ] — язык, предназначенный для написания программ машинной графики и пользования ими.

Базовый язык [base language]

1. Машинный язык, общий для семейства ЭВМ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...