Методы сбора и источники данных, их надежность. Примерная структура баз стратегической информации
Подсистемы сбора стратегических данных, их примерный состав, структура соответствующих данных
Базы исходных данных обычно соотносятся с процессом их формирования и тогда мы говорим о подсистемах сбора данных (ПССД), при обеспечении функционирования которых их администраторы должны постоянно решать следующие вопросы: - что нужно знать? - где можно получить данные? - кто должен обеспечивать сбор данных? - как следует собирать данные? -кто будет использовать (анализировать и интерпретировать) данные? - как лучше хранить данные для облегчения доступа к ним в настоящее время и в будущем? - как доводить данные до потребителей? - как предохранять систему от утечек и саботажа? Важнейшим методом сбора данных о внешней среде является анализ легальных источников. При этом должна обеспечиваться и охрана собственных секретов фирмы. Рекомендуются следующие 4 ПССД: 1) подсистема сбора данных о внешней репутации фирмы. Преимущественным методом сбора является интервьюирование. Даются бальные оценки по следующим характеристикам: - общие показатели; -репутация персонала; -его способность общения с потребителями; -умение и возможности в управлении проектами; -способность реагировать на особые требования потребителя; -умение вести переговоры; -специфические особенности фирмы;- характеристики продукта. На основе собранных данных можно установить расхождение во взглядах на фирму извне и изнутри; 2) подсистема сбора данных о потребителях (сведения о текущем положении на рынках сбыта, о тенденциях изменения обстановки на рынках, о конкретных потребителях и их группировках, в том числе потенциальных). Данные предназначены для последующей оценки конкретных секторов рынка, осуществления выбора наиболее перспективных из них.
3) подсистема сбора данных о конкурентах, обеспечивает систематизированное описание ключевых характеристик каждого конкурента: -квалификация персонала; - списки конкурентов, участвующих в торгах на выполнение заказов со стороны гос. и муниц. властей+частных фирм; особенности этих заказов; -комплекс направлений хозяйственной деятельности конкурента; -оценка стратегии конкурента в области маркетинга; -репутация фирмы-конкурента. Перечисленные данные используются для последующей оценки сильных и слабых сторон конкурентов, собственных сильных и слабых сторон фирмы в конкурентной борьбе, положения фирмы на рынке; 4) подсистема сбора данных о государственном регулировании, регламентирующем и ограничивающем свободу деятельности фирмы.
В итоге информация группируется в базах стратегической информации (БСИ). Процесс их формирования по сути дела является процессом преобразования исходных данных в информацию путем их анализа. Результатом этого процесса-аналитические отчеты,ориентированные на подготовку решений, на действия. В формировании БСИ принимают участие:профессионалов-аналитиков,руководители различных рангов. Набор информации в базе конкретизируется методиками выбора решений, что позволяет сузить круг необходимых показателей. Рекомендован следующий набор БСИ: 1) о сильных и слабых сторонах фирмы; 2) об отраслевых критериях и движущих силах отрасли; 3) о конкуренции и ключевых факторах успеха; 4) о возможностях и риске действий во внешней среде; 5) о мнениях и установках руководителей. Методы сбора и источники данных, их надежность. Примерная структура баз стратегической информации Важнейшим методом сбора данных о внешней среде является анализ легальных источников. При этом должна обеспечиваться и охрана собственных секретов фирмы. Основными источниками данных о внешней среде являются:
- торговые представители на местах(через контакт с др.агентами); - подразделения НИОКР(данные о научн. открытиях в своей области); - финансовая служба(сбор данных через контакты в фин. кругах); - высшие управляющие(через контакты с коллегами по отрасли деят.); - деловые издания, книги и другая деловая литература, содержащая интересующие фирму сведения; - правительственные источники; - покупатели(сведения о продукции конкурентов); - поставщики (сведения об используемых ресурсах конкурентов); - сбытовые и торговые организации (сведения о покупательских предпочтениях, имеющихся ресурсах, конкурентах, пользующихся той же сетью продвижения ресурсов и продуктов); - торговые ассоциации - специальная торговая и местная пресса; - биржевые маклеры (сведения деятельности конкурентов на бирже); - годовые отчеты, внутренние органы печати, реклама конкурентов; - местные и инвестиционные банки (сведения о финансовом положении и устремлениях конкурентов, поставщиков и потребителей); - биографические справочники, статьи; - антимонопольные данные; - бывшие служащие конкурентов и контрагентов, сплетни клиентов - и др. Дополнительные инф. источники в строительстве: заказчики; мэрия и другие местные органы власти, выполняющие лицензирование деятельности; инвесторы и кредитные организации; субподрядчики; проектные организации и пр. В итоге информация группируется в базах стратегической информации (БСИ). Рекомендован следующий набор БСИ: 1) о сильных и слабых сторонах фирмы; 2) об отраслевых критериях и движущих силах отрасли; 3) о конкуренции и ключевых факторах успеха; 4) о возможностях и риске действий во внешней среде; 5) о мнениях и установках руководителей. Перечисленные источники могут в том числе дезинформировать нас. Поэтому необходимо разработать систему оценки достоверности данных и их перепроверки в зависимости от степени надежности. Пример такой системы оценок: Оценка надежности данных и их источников: Совершенно надежный - Подтверждено другими источниками Обычно надежный - Вероятно, соответствует действительности
Возможно, соответствует действительности Довольно надежный - Возможно, соответствует действительности Не всегда надежный – Сомнительное Ненадежный - Невероятное (дезинформация) Надежность нельзя оценить - Достоверность нельзя оценить
56. Система стратегического планирования по временным периодам, ее недостатки
Исторически первая форма организации стратегического планирования - «стратегическое планирования по временным периодам» направленное на формирование внешних (корпоративных и конкурентных) стратегий на основе существующего организационно-управленческого потенциала (ОУП). Совершенствование управления при использовании данной формы стратегического планирования достигалось за счет: - переноса акцента управленческой деятельности на стратегические вопросы; - повышения внимания к рынку, конкуренции, внешним факторам; - более осознанного выделения и определения целей, информированности о них; - разработки обоснованных стратегий; - планирования большого количества программ с переносом основной работы по программированию на низовые подразделения-исполнители; - применения принципа "больше реализма, меньше колебаний"; - обеспечения возможности для лучшего выполнения планов; - обеспечения лучшего учета и контроля за результатами деятельности и увязки вознаграждения с результатами работы; - переноса акцента с голых цифр на содержательную сторону; - совершенствования информационной системы и применения технических средств передачи, обработки и отображения информации. Однако первый опыт применения «стратегического планирования по периодам» показал, что в большинстве случаев результаты внедрения этого вида систем оказались неудовлетворительными. Некоторые причины неудач: · недостаточное знакомство персонала с новой методикой управл.; · недостаточная квалификация руководителей; · трудности при постановке целей; · увеличение канцелярской работы; · слабая мотивация качественной работы в более сложных условиях;
· искажение концепции управления – если система используется для ужесточения контроля над исполнителями, ее внедрение встречает сильное сопротивление в форме саботажа; · отсутствие заинтересованности и поддержки высшего руководства на этапе внедрения и запуска новой системы. Основные же недостатки собственно системы проявились: § в отсутствии контроля реальных изменений условий функционирования внутри планового периода; § в неподготовленности персонала к работе в новых условиях стратегического управления, отсутствии проработки внутренних организационных стратегий развития; § при возникновении проблемных ситуаций, требующих быстрого разрешения, в интервалах между плановыми кампаниями. Первым шагом по устранению этих недостатков -использование в обратной связи стратегического контроля (контроля предпринимательского типа), после чего с полным основанием можно говорить о создании замкнутых систем стратегического управления. Второй и третий шаги – «планирования стратегических позиций», а также систем стратегического управления в реальном масштабе времени.
57. Отличительные особенности систем планирования стратегической позиции В системе «планирования стратегических позиций» большое внимание уделено методическому обеспечению процесса выбора стратегий. Другим новым моментом является акцент на организационной составляющей стратегического процесса (потребность внутреннего организационного развития, изменения стилей поведения руководителей и мышления всего персонала. Иными словами расширяются рамки выбора стратегий, процесс дополняется планированием развития организационного потенциала фирмы и управлением изменениями (функциональными стратегиями в рамках бизнес-функции общего руководства и управления персоналом, а также оперативными стратегиями внедрения организационных нововведений).
Дополнительные характеристики новой системы планирования: · В блоке анализа внутренней среды несколько б о льший акцент делается на сильных и слабых сторонах организационного и кадрового направлений деятельности фирмы. · На этапах изучения альтернатив и выбора стратегии также б о льшее внимание уделяется определению требуемого организационного профиля, соответствующего новым внешним стратегиям. Этот новый профиль должен найти отражение в целях развития системы, а пути организационных преобразований – в стратегиях. При этом различают следующие уровни организационных преобразований: - коренная перестройка организации, затрагивающая ее миссию и организационную культуру (смена отрасли,продуктов,рынков);
- радикальные преобразования (слияние фирмы с аналогичной); - умеренные преобразования (выход на рынок с новым продуктом; - обычные изменения(преобразования в маркетинговой сфере). · Организационный аспект находит отражение и в процессе реализации стратегий. · Перечень организационных мероприятий, программа преобразования организационного потенциала, соответствующие обеспечивающие планы включаются в состав стратегического плана развития фирмы. · Блок стратегического контроля в рассматриваемой системе включает дополнительный элемент – оценку соответствия стратегии и структуры. В основе этой оценки лежат следующие принципы: - новую стратегию на старую структуру налагать нельзя; - начало структурных изменений должно несколько опережать внедрение стратегий; - размеры, динамизм, сложность и квалификационный состав организационной структуры должны соответствовать внедряемой стратегии. Следует также заметить, что более ранний по времени возникновения вид стратегического планирования – «по временным периодам» – в настоящее время не используется, и под стратегическим планированием в современной литературе понимается именно «планирование (выбор) стратегических позиций».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|