Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и сущность психотехнологий, используемых в зависимости от уровня развития жизнеспособности личности, находящейся в ТЖС

Психотехнологии развития жизнеспособности человека, находящегося в ТЖС

Понятие жизнеспособности человека, находящегося в ТЖС

1) Основные понятия темы

В соответствии с 34 законом г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 “О социальном обслуживании населения города Москвы” в пункте 5 трудная жизненная ситуация определена как «совокупность факторов и условий, объективно нарушающих нормальную жизнедеятельность, действие которых гражданин или семья не может преодолеть самостоятельно (инвалидность,неспособность к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, одиночество, малообеспеченность, беспризорность или безнадзорность несовершеннолетних, отсутствие определенного места жительства, другие факторы и условия».

Отечественный исследователь социальный психолог Нестерова Альбина Александровна ввела определение понятие жизнеспособности личности, проанализировав более чем 200 статей по проблеме жизнеспособности личности. «Жизнеспособность личности - это способность субъекта осознать и использовать свои внутренние и внешние ресурсы, содействующие эффективному сопротивлению бедствиям и депривирующим факторам теми стратегиями, которые детерминируют благополучие, социальное здоровье, личностный рост и навыки конструктивного преодоления трудных жизненных ситуаций».

Нестерова А.А., проведя теоретический анализ литературы по проблеме позитивной адаптации и жизнеспособности личности в трудной жизненной ситуации, выделяет социально-психологические критерии и индикаторы жизнеспособного поведения человека в трудной жизненной ситуации. К ним относятся:

· позитивное социальное самочувствие

· позитивные межличностные отношения

· субъективная удовлетворенность социальной поддержкой

· субъективная удовлетворенность качеством жизни

· жизненная включенность

· наличие смысла и жизненных перспектив

· позитивная самооценка

· самореализованность

· конструктивные стратегии защитно-совладающего поведения

 

Способность субъекта осознать ресурсы поможет понятие:

Аутопсихологическая компетентность личности

Ø неосознанная некомпетентность личности

Ø осознанная некомпетентность личности

Ø осознанная компетентность личности

Ø неосознанная компетентность личности

Ресурсно-потенциальный подход исходит из положения, что человек существо биопсихосоциальное.

Термин «ресурс» многими исследователями рассматривается как резерв или как вспомогательное средство. Концепция мобилизации ресурсов начала приобретать популярность в 60-е годы. С точки зрения деятельностной парадигмы личность рассматривается как комплекс определенных ресурсов, при этом, «ресурс субъекта - это совокупность качеств, обеспечивающих не только его способность к выживанию, но и к расширению диапазона саморегуляции своего поведения, включая влияние на других субъектов (Ядов В.А., 1999).

Внешние и внутренние ресурсы личности

Внутренние ресурсы:

Опыт, навыки, знания, способности, интересы, достойные восхищения черты характера, оптимизм, самоуважение, самоконтроль, жизненные ценности, система верований, профессиональные умения, волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления трудных жизненных ситуаций или служат средствами достижения лично значимых целей

Внешние ресурсы: Социалъно-средовой (ресурсный потенциал социальных сетей), который характеризует условия жизни, социальные сети, качество межличностных отношений, наличие социальной поддержки (материальной, информационной, эмоциональной), семья, друзья, социальный статус, группы самопомощи, помощь добровольцев,….

Структурная модель жизнеспособности пожилого человека

Модель, обуславливающая жизнеспособность личности включает в себя макро, микросоциальный и личностный конструкты, каждый из которых имеет свои механизмы формирования и развития.

На макроуровне: социальная политика, общественные установки, социальные институты

На микроуровне: социальные сети, семья, референтные группы, группы самопомощи

На личностномуровне: Личностный компонент жизнеспособности определяется качественным своеобразием динамических, мотивационных, регуляторных, рефлексивно-оценочных, установочно-целевых, аффективных, когнитивных и продуктивных характеристик.

· Динамический компонент – активность, тонус

· Эмоциональный компонент (положительное эмоциональное отношение к себе) – эмоциональный комфорт, чувство удовлетворенности, ощущение покоя

· Когнитивный компонент (система знаний о себе как о субъекте; образ своих качеств, свойств, статуса) – субъективнапя картина мира, осознавание возможности получения поддержки, осознавание своего статуса и личной идентичности)

· Регуляторный компонент (навыки саморегуляции) – умение организовывать свое время, организованность

· Мотивационный компонент (смыслообразование) - осмысленность жизни,

· Рефлексивно-оценочный компонент – самоуважение

Виды и сущность психотехнологий, используемых в зависимости от уровня развития жизнеспособности личности, находящейся в ТЖС

Психотехнологии -совокупность техник, средств, приемов направленных на активизацию ресурсных потенциалов человека с целью повышения уровня их жизнеспособности, адаптивности, самореализации в современных условиях.

Ресурсно-потенциальный подход необходим для понимания жизнеспособности человека в трудной жизненной ситуации. Ресурсы необходимы человеку для позитивной адаптации и для того, чтобы его поведение можно было охарактеризовать как жизнеспособное в конкретных условиях изменения среды. Накопление ресурсов прямо или опосредованно связаны с жизнеспособностью личности.

Существуют несколько механизмов, задействованных в обеспечении жизнеспособности с помощью ресурсных технологий: 1) развитие ресурсов; 2) активизация ресурса; 3) накопление ресурса; 4) компенсация ресурса; 5) замена ресурса.

Технологии ресурсно-потенциального подхода представляют собой совокупность техник, средств, приемов направленных на активизацию ресурсных потенциалов человека с целью повышения уровня их жизнеспособности, адаптивности, самореализации в современных условиях.

Ресурсоформирующие технологии для группы с низким показателем жизнеспособности. Группа личностей, находящихся в ТЖС имеющие низкий показатель жизнеспособности, характеризуется пониженным уровнем жизненной активности, низкой удовлетворенностью жизнью, пессимистическим отношением к жизни. Люди, у которой наблюдается низкий уровень жизнеспособности, не уверены в собственных силах. У них часто возникают периоды тоски и подавленного настроения, для них характерны нестабильность всех структурных компонентов конструкта «жизнеспособность». Эта группа самая неблагополучная в ТЖС и требующая гораздо более весомых внешне обусловленных ресурсных вложений со стороны психолога и социального работника. Может наблюдаться блокировка механизмов идентификации, социальной адаптации, индивидуализации и интеграции, - все ресурсообразующие процессы нарушены. Данный тип личности не способен даже накапливать ресурс, что выражается в быстрой утомляемости, астении, пессимизме и деструктивных склонностях. Для данной категории целесообразно использовать ресурсоформирующие технологии. Ресурсоформирующие технологии работы должны опираться на концептуальные основы когнитивно-бихевиорального подхода, где основной акцент делается на перестройку неадаптивных установок и иррациональных убеждений, которые влияют на стратегии поведения и способы самоосуществления. К ресурсоформирующим технологиям можно ресурсоформирующий тренинг навыков.

Для пожилых людей после 60 лет – подходы нарративной социально-психологической практики, автобиографический метод, метод мемуаротерапии

Ресурсоразвивающие технологии для среднего уровня развития жизнеспособности предполагают замену ресурсов. Функции ресурсоразвивающих технологий состоят в осознании новых направлений и возможностей развития, новых смыслов, ориентиров, мировоззренческих установок, мотивации как одного из основных внутреннних ресурсов, побуждающих человека к выполнению определенных действий, а соответственно, и возможности повышения уровня адаптированности и интегрированности в обществе. Конкретными примерами данного вида технологий могут являться интегративные психотехнологии, экзистенциально-ориентированные технологии.

Ресурсосберегающие и ресурсонакапливающие технологии для высокого уровня жизнеспособности. Для каждого вида ресурсов характерна определенная способность к сохранению и накоплению, способность его к быстрой адаптации к изменяющимся условиям, способности ресурсов к взаимному влиянию друг на друга и многое другое. Ресурсонакапливающие технологии - технологии, обеспечивающие постоянное расширение качества и количества личностных ресурсов, создающих превентивные условия для позитивной адаптации в ситуации повышенной стрессогенности. Среди ресурсонакапливающих технологий можно выделить большой спектр технологий стресс-менеджмента. К ресурсосберегающим технологиям можно отнести технологии превентивного информирования и защиты субъекта от неблагоприятных факторов окружающей среды. Превентивная практика - это, в первую очередь, работа, построенная на «прогнозе», которая, опираясь на уже установленные закономерности и на конкретные исследования особенностей развития личности в определенных условиях, направлена на своевременное предупреждение возможных неблагоприятных тенденций, что обеспечивает предохранение и сохранение психологического здоровья личности

 

Формы психотехнологий

Группы тренинга умений

Социально- психологических тренинги, направленные

 На социализацию, на формирование социальной активности, способствующей успешному взаимодействию в различных социальных ситуациях, отработка навыков социальной самоидентификации, обучение конкретным социальным навыкам, ролевому поведению, развития жизненных целей

 на выработку умений и навыков, отработку приемов коммуникативного общения

 на повышение эмоциональной зрелости, например, воспитанников детей-сирот, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций

 на повышение способности осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей

 

Технология проведения тренинга:

• введение: знакомство, утверждение группой правил проведения тренинга;

• разминка для создания благоприятной и доверительной атмосферы в группе, актуализация проблемы;

• основная часть: комплекс психологических мероприятий, направленных на реализацию целей и задач, определенных возрастным составом участников и тематикой тренинга;

• завершение: рефлексия, мониторинг эмоционального состояния участников, подведение итогов тренинга

Для ведущего тренинга обязательно обучение навыкам ведения тренинга и знания групповой динамики в процессе тренинга (например, сопротивление участников тренинга)

Психотерапевтические группы

Ø Группы личностного роста (возможность самореализации, индивидуальное самочувствие)

Ø Межличностное развитие и самоактуализация(группы встреч)

Ø Расширение сферы осознания человеком организмических ощущений (группы телесной терапии

Ø Расширение сферы человеческих отношений и переживаний (группы танцевальной терапии)

Ø Освобождение от конфликтов и сильных переживаний (Т-группы терапии искусством)

Социальная групповая работа

Ø 1.Индивидуальная оценка (работа с обидами пожилых людей …)

Ø 2.Индивидуальная поддержка и обслуживание (поддержка групп, не способных к самообслуживанию…)

Ø 3.Индивидуальное изменение и социальный контроль (профилактическая работа с группами сексуальной агрессии..)

o Социализация (формирование социальных навыков для проживания в микросоциуме)

o Межличностное поведение (группы личностного роста)

o Индивидуальные ориентации и ценности (изменение ценностных ориентаций..)

o Материальные обстоятельства (с безработными, получающими пособие..)

o Личностная защита (с меньшинствами)

o Личностный рост и Т-группы

4. Образование, информирование, тренинг (правовые группы, образовательные группы)

5. Досуг / компенсация (группы развития, досуговые группы

6. Посредничество между личностями и социальными системами (между группами, агенствами, сервисом..)

7. Изменение окружающей среды (по изменению окружения жизненного пространства клиента)

8. Социальное изменение (групповые цели связаны с социальным и политическим взаимодействием группы и институтов..)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...