Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Разрушение крепости. 8. Вахта памяти. . Брестская крепость – уроки истории




7. РАЗРУШЕНИЕ КРЕПОСТИ.

На самом деле крепость, гордость нескольких наций, сейчас представляет из себя печальное зрелище. И если центральная её часть хоть как-то приведена в порядок (хотя туалеты до сих пор с советских времён), то остальные части крепости зарастают и разрушаются. В крепостных рвах лежат поваленные деревья, и они превратились в болота. Деревья растут не только на валах, но уже и на воротах, разрушая их. Казематы тоже представляют из себя в большинстве своём печальное зрелище. На территории крепости сдаются помещения под мастерские и автомобильные сервисы, здесь живут люди и даже есть дачные участки.

Кобринское укрепление местами похоже на лес

Крепостной ров

Дачные участки…

А ведь чтобы навести тут порядок, не нужно особых вложений. Я уверен, что люди готовы приехать за свои деньги из самых дальних уголков Беларуси и России и вырубить лес, очистить каналы…

8. ВАХТА ПАМЯТИ.

Прошлым летом я узнал, насколько массовое движение поисковиков в России. Да, очень сложно копать леса/болота, но площадь Брестской крепости не такая большая. Несколько слётов – а на такое мероприятие слетятся многие – и можно перерыть всю территорию крепости за несколько лет. Её всё равно нужно перекапывать, чтобы разровнять и засадить газонной травой. И деревья надо выкорчёвывать. Почему бы не сделать всё это сразу? Субботник + облагораживание территории + раскопки. Тысячи людей приедут за идею. А в результате можно найти десятки и сотни незахороненных бойцов, остановить разрушение крепости, облагородить территорию.

Если есть идеи, что ещё можно сделать в Брестской крепости – присылайте мне на почту. Я с удовольствием их здесь опубликую, естественно, указав ваше имя либо ссылку на ваш профиль в соцсетях (при желании).

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ – УРОКИ ИСТОРИИ

Эту статью я начал с предложения «Хронология обороны Брестской крепости хорошо известна…» не просто так. Всё, что я рассказываю, действительно не является тайной – все документы в открытом доступе.

Можно спорить о терминологии, количестве пленных, убитых, направлениях прорывов и количестве тех, кто в этих прорывах участвовал, о вырвавшихся из окружения, судьбах выживших и подвигах погибших, но есть один факт, который уже не оспаривает никто: 29 июня 1941 года был подавлен последний очаг сопротивления, и на этом оборона Брестской крепости закончилась. Этот факт известен уже очень давно. По большому счёту, это было известно всегда.

Для интереса я решил узнать, что же пишут про оборону Брестской крепости в учебниках истории, что преподают в современной российской школе? Казалось бы, в век информационных технологий, когда практически любую информацию и на любом языке можно прочитать, буквально не выходя из дома, грубо фальсифицировать исторические события уже не получится – дети стали умными, они задают вопросы. Но я очень удивился!

Из учебника истории за 10 класс:

«С первых же минут войны советские воины, представляющие все республики и национальности огромной страны, проявляли высочайшие образцы мужества, героизма и самопожертвования. Гарнизон пограничной Брестской крепости под командованием майора П. М. Гаврилова под постоянным обстрелом из тяжёлых орудий и бомбёжкой с воздуха оборонял её от немецких атак больше месяца, когда фронт ушёл далеко на восток. Подвиг защитников Брестской крепости навсегда останется в сердцах живущих».

Свежий учебник, между прочим:
Никонов В. А. Девятов С. В.
История России. 1914 г. – НАЧАЛО XXI в.
Учебник для 10 класса общеобразовательных организаций.
Год издания 2019.
Часть 1. 1914–1945.

Всё написанное в учебнике про оборону Брестской крепости – заведомая ложь: крепость не оборонялась больше месяца. Более того, Гаврилов не командовал её гарнизоном! Люди, которые писали этот учебник, и люди, которые его утверждали, точно знали, что это неправда. Получается, что государство учит врать? Преследует какую-то свою цель?

Вообще, странно призывать граждан страны быть честными, когда ложь, как основа мировоззрения и гражданского поведения, закладывается ещё школой, причём с ведома и одобрения государства (в лице Министерства образования).

P. S. В учебниках для 11 класса российских общеобразовательных заведений всё то же самое: «Более месяца сопротивлялись вермахту оказавшиеся в глубоком тылу германской армии защитники Брестской крепости…» – и так далее по тексту.

Вопрос: а что тогда должно быть написано в учебниках?

Эта часть далась мне особенно сложно. Ведь задача состоит в том, чтобы передать хронологию тех событий максимально правдиво и при этом избежать самоуничижения и не скатиться в охаивание прошлого. Нам есть чем гордиться! Да, не было месячной обороны. Да, сдавались в плен. Но были и те, кто не сдался! А те, кто сдались, часто делали это в безвыходной ситуации – без оружия, патронов, командиров, надежд… Они вряд ли заслуживают осуждения и уж точно не нами.

Следы от пуль на перилах моста

И вот какой текст у меня получился:

Особенно трагическая ситуация сложилась в Брестской крепости, где части 2-х советских дивизий оказались окруженными в неприспособленной для обороны крепости уже через час после начала войны. Ситуацию осложняли постоянные обстрелы и отсутствие единого командования, оружия, боеприпасов, продовольствия и воды. В этой безнадёжной ситуации многие солдаты начали сдаваться уже в первый день обороны.

Но наряду с массовой сдачей в плен некоторые части крепости и отдельные бойцы продолжали оказывать отчаянное сопротивление. Они сдерживали целую дивизию врага у стен крепости в течение 8 дней – последний очаг сопротивления был подавлен 29 июня. К сожалению, подвиг защитников Брестской крепости не смог остановить продвижение немецких войск на восток. Уже 28 июня был занят Минск, а ещё через несколько недель – Смоленск.

Потери защитников крепости оказались огромными: на каждого убитого немецкого солдата – приходилось около 20 убитых и взятых в плен советских солдат, большинство пленных погибло.

Примерно так, поучительно и честно, без перегибов и вымыслов, можно было бы рассказать о тех же событиях.

Лично у меня меньше гордости за историю своей страны не стало. Зато появилось чёткое понимание всего трагизма ситуации и того, какой подвиг был совершён теми, кто всё же не выпустил оружия из рук в безнадёжной ситуации и сражался до конца.

Если есть свои варианты того, как можно было бы правдиво описать события обороны Брестской крепости в учебнике истории, – пишите.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...