Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культовая архитектура Астрахани

В городе было 30 церквей, 5 - армяно-григорянских, 2 - римско-католических, 8 - татарских мечетей, 2 - синагоги, лютеранская кирха (утрачена, находилась вблизи канала 1 Мая – ныне улица Мечникова), персидская мечеть, калмыцкий курул.

До революции в Астрахани было много мечетей, в том числе шиитская, персидская и ногайская. Свою мечеть имел каждый торговый двор (Бухарский, Гилянский, Агрыжанский). В настоящее время в Астрахани, наряду с новыми, действуют одни из древнейших мечетей области, это Белая или Ак–мечеть (1810 г.), Кавказская (1900 г.), Черная (1816 г.),Зеленая (1831 г.) мечети.
Мечеть Белая Татарского общества, 1810 г., кон.19-нач.20 вв. г. Астрахань,
Ул. З. Космодемьянской 41, Бэра ул., 15, Спартаковская ул., 34

Главный фасад. План 1-го этажа. Продольный разрез. Белая мечеть

Краткие исторические сведения: соборная Ак-мечеть (Белая мечеть) является древнейшей сохранившейся мусульманской мечетью Астрахани. Являлась главной мечетью в городе, а у татар главную мечеть называли «белой», отсюда и название. В данное время мечеть действующая.

Архитектурный анализ: в плане - вытянутый прямоугольник с апсидой.Татарская Белая мечеть (Ак-мечеть) в своем решении несет печать позднего классицизма. С древними предшественниками их сближает использованная в объеме форма куба. Минарет Белой мечети (позднее разобранный) был близок звонницам православных церквей, строившихся во второй половине XIX века.

Основа главного здания мечети представлена тремя объёмами.

1 одноэтажный. Во всю высоту - арочные окна. Между ними - расположены пилястры которые укрепляют весь объем. Главная особенность первого объёма - его двухъярусный минарет. Нижний ярус минарета покоится на восьмигранном объёме, устроен четырьмя оконными проемами с балясинами.

Карниз минарета делит его на подъярус. Сразу над карнизом расположены четыре полукруглых слуховых окна.

Второй ярус минарета решен обходным балкончиком, четырьмя оконными проемами Окна украшают небольшие фронтончики. Минарет завершен конусным куполом, фонарём, небольшой сферой, шпилем и полумесяцем.

2 двухэтажный, имеет прямоугольную форму, двухсводчатые окна второго этажа приближены к форме квадрата. Второй объём украшен пилястрами, крыша двускатная.
3 представляет собой куб, завершающийся большим шестигранным куполом, фонарем, небольшой сферой, шпилем и полумесяцем.

Характерен трехъярусным решением оконных проемов. На первом ярусе оконные проемы в виде вертикально вытянутого прямоугольника, второй ярус имеет форму куба и третий ярус завершается большим оконным проемом в форме арки. В южной части объёма расположен михраб, представляющий апсиду которая украшена небольшими витражами. Цветовое решение всех фасадов гармонично: стены белые, а кровля – лазурного цвета, сфера, шпиль и полумесяц покрыты позолотой. Внутреннее пространства мечети: стены украшены разнообразным орнаментом, что характерно для исламской архитектуры.

В городе Астрахани было построено огромное количество православных храмов. Но каждый храм имеет свое объемно-пространственное и стилистических отличие.

Храм Иоана Златоуста. Ул.Донбасская 61. Внешний вид храма сейчас мало отличается от дореволюционного. Храм построен в стиле классицизма, венчается мощным шлемообразным куполом. Фасад храма украшают лепные изображения. Главной чертой обращение к формам античного зодчества как к эталону. Архитектуре церкви присуща регулярность планировки и четкость объема. Симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, ордер, в пропорциях и формах близкий к античности, характерные черты классицизма, которые наблюдается в храме Иоанна Златоуста. Храм Иоанна Златоуста украшен скульптурой и лепниной. Фасад решен в насыщенном желтом и зеленном цвете, преобладание строгих повторяющихся вертикальных и горизонтальных линий. Расписанный иконной живописью портик поддерживается коринфским ордером. Окна прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением. Церковь несколько раз перестраивали, и план её в конце концов получил форму креста, а фасады приобрели декор позднего классицизма. Фасады во вт.пол. 19 века еще раз подвергались переделке, тогда появились лепные барельефы с изображением святых.

Храм св. Владимира ул.Генерала Армии Епишева 4 построен в подражание стилю византийских храмов. По первоначальному проекту храм не имел боковых алтарей. Основой формы храма стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму; купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса. Здание представляло два яруса продолговатых окон с округленным верхом, расположенных соответственно двум этажам сооружения. Эти окна группируются попарно или по три, сама группа обрамлена фальш-аркой. Внутри храма св. Владимира вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея наподобие хоров. Она предназначалась для женщин, присутствующих при богослужении, и потому называлась гинекеем. Снизу эту галерею поддерживали колонны, антаблемент которых был, не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну.

Церковь Казанской Божьей Матери. Ул. Чехова 10а
Храм называли жемчужиной Поволжья. Церковь трехапсидная, одноглавая, луковичная. Построен в древнерусском стиле с богатым декором внешнего фасада. Храм увенчан мощным восьмисветовым барабаном с куполом в форме царского венца. Барабан имеет вытянутую пропорцию, на нем - луковичный купол и шлемовидные главы. Барабан украшают узоры: арки и треугольнички. Фасад украшен декоративными элементами. Раньше фасад украшали спокойные чередование закомар. Крест стройной восьмиконечной формы. Храм был пятиглавым. По бокам главного барабана были установлены четыре небольших глухих, украшенных куполами-луковичками. Высокая двухъярусная колокольня была устроена в несколько готическом стиле с остроконечным шестигранным верхом и с маковкой-луковкой наверху. По бокам от неё находились две деревянные башенки в намеренно уменьшенном виде, копирующие второй ярус колокольни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...