Глава 3. Маркетинговое исследование эффективности рекламной кампании
Для оценки причин, обусловливающих эффективность рекламы, обычно используются следующие четыре критерия, характеризующие отдельные направления исследования эффективности рекламы, а именно: узнаваемость, способность вспомнить рекламу, уровень побудительности, влияние на покупательское поведение. Безусловно, такая классификация в известной мере является условной. Изучение степени узнаваемости рекламы заключается в определении, в состоянии ли респондент узнать рекламу, которую он видел некоторое время назад. В качестве промежуточной меры эффективности рекламы часто используются показатели способности вспомнить рекламу. В различных модификациях они используются также для измерения степени принятия новых товаров. Специалистами разработаны различные показатели воздействия рекламы, измеряющие процент читателей или наблюдателей, которые после завершения рекламной кампании правильно идентифицируют лежащее в ее основе рекламное объявление или сообщение, запоминают марку товара и, по крайней мере, один из визуальных или текстовых элементов рекламного сообщения. Существует большое количество вариантов показателей воздействия рекламы. Регулярно используются три следующих параметра эффективности печатной рекламы, получаемых главным образом путем интервьюирования потребителей: 1. Показатель замеченности, характеризующий процент читателей, которые, если заговорить об изучаемом товаре, отмечают, что они ранее видели его рекламу в печатных информационных средствах. 2. Показатель «доказано изложением», характеризующий процент читателей, которые, кроме того, способны правильно изложить содержание рекламного сообщения и, таким образом, подтверждают реальность своей способности запоминать.
3. Показатель «узнавание», характеризующий процент тех, кто узнает сообщение, когда ему его покажут.[11] Эти показатели воздействия определяются после нескольких демонстраций рекламы и являются кумулятивными. Выделяют два подхода к проведению подобных исследований: с помощью и без помощи. В первом случае респондентам демонстрируется фрагмент рекламы без указания марки товара и его изготовителя. Во втором случае называется только марка товара. Уровень побудительности обычно оценивается следующим образом. На основе выборочного метода по телефону формируется группа численностью в 25 человек. Исследование проводится в специально оборудованной аудитории. Хотя группа респондентов может формироваться непосредственно в магазине, где и проводится исследование. Респонденты отвечают на вопросы, появляющиеся на экране телевизора. Побудительность рекламы во многом определяется ее мотивационным воздействием, зачастую осуществляемым на подсознательном уровне, и это может явиться инструментом манипулирования поведением потребителей. Было проведено много экспериментов, изучающих влияние рекламы, помещенной на 25-м кадре видеофильма, изображений, выполненых с помощью скрытых красок. Такие способы рекламного воздействия в настоящее время считаются незаконными. Хотя есть результаты других экспериментов, которые опровергают силу такого воздействия. Изучение влияния рекламы на покупательское поведение может быть проведено следующим образом. В магазине случайным образом формируются две группы покупателей, тестируемая и контрольная. Тестируемой группе демонстрируется пять телевизионных / радио коммерческих реклам или шесть печатных реклам. После чего респонденты данной группы заполняют анкеты. Членам обеих групп присваивается определенный код, и даются пакеты купонов, включая купоны на испытываемую марку товара. Эти купоны могут быть реализованы в одном из ближайших магазинов. Определяется эффективность продаж, рассчитываемая как частное от деления отношения числа покупок товара исследуемой марки к общему числу покупок членов тестируемой группы к подобному отношению для членов контрольной группы. Эффективность продаж определяется влиянием, которое на покупки потребителей оказала исследуемая реклама.
Не меньшее значение имеет изучение изменения реакции потребителей на проводимую рекламную кампанию во времени. Для этих целей периодически опрашиваются представители выборки, характеризующей состав целевой аудитории. Это изучение необходимо для переоценки результативности рекламной кампании и для понимания, почему реклама «срабатывает» или «не срабатывает». При проведении подобных исследований измеряется, воспринимается ли рекламное сообщение в целом, его отдельные элементы в частности, рекламируемая марка товара, имидж марки товара и его рейтинг. Специальным предметом исследования может являться воздействие частоты появления рекламного сообщения на уровень его запоминаемости и возникновение у аудитории чувства раздражения, негативного отношения к определенной рекламе. При исследовании эффективности рекламы, как и при проведении других маркетинговых исследований, возникает вопрос о достоверности и надежности полученных результатов. Исходя из специфики исследования рекламы, необходимо, чтобы четко были определены цели проводимого исследования и выбраны адекватные, измеряющие уровень их достижения, показатели. Далее необходимо правильно сформировать выборку опрашиваемых. Существенное значение имеет реакция опрашиваемых на условия проводимого исследования и на используемые инструменты измерения. Сформулируем некоторые специальные рекомендации по проведению экспериментов в области рекламы: 1. Необходимо использовать случайные выборки контрольных регионов, городов, магазинов и т.п., в которых влияние рекламы можно отделить от действия других факторов, оказывающих влияние на объем продаж. Если возможно, эти контрольные группы должны соответствовать экспериментальным группам по показателям объема реализации или рыночной доли.
2. Измерения следует проводить как до начала, так и после эксперимента. 3. Необходимо проводить измерения для существенно различных затрат на рекламу. Это изменение должно составлять 50 или 100%. 4. Следует изучать не только изменение объема продаж в ответ на увеличение затрат на рекламу, но также и на уменьшение этих затрат. 5. Необходимо контролировать, или, по крайней мере, отслеживать влияние на конечные результаты эксперимента других параметров. 6. Необходимо быть уверенным, что эксперимент длится требуемое время.[12] Таким образом, в результате сопоставления спроса и возможностей его удовлетворения оценивается потенциал рыночных ниш, т. е. сфер неудовлетворенного спроса. Задача маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Заключение
Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность предприятия (научно-техническая, производственная, сбытовая и т. д.) основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Маркетинг означает разработку, производство и сбыт того, на что действительно есть потребительский спрос. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю. При реализации концепции маркетинга акцент принятия хозяйственных решений смещен от производственных звеньев предприятия к звеньям, чувствующим пульс рынка. Служба маркетинга является мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только для рыночной, но и для производственной, научно-технической и финансовой политики предприятия. Величайшим заблуждением руководителей, ориентированных только на разработку и производство новых продуктов, является утверждение, используя образное сравнение, заключающееся в том, что если в лаборатории изобрели оригинальную, очень эффективную мышеловку, то рынок сам проторит дорогу к данной лаборатории. Разработка и производство эффективных новых продуктов, безусловно, является одной из главных задач большинства организаций. Однако не менее важной задачей является их успешное продвижение на рынок.
Маркетинг вначале был связан с продажей физических продуктов (потребительских товаров, продукции производственного назначения). Сейчас же он используется применительно ко всем видам деятельности, направленным на удовлетворение запросов потребителей. В частности, говорят о маркетинге услуг, маркетинге организаций, маркетинге отдельных личностей, маркетинге идей, маркетинге места. Список использованной литературы
1. Академия рынка: маркетинг. // под ред. Голубкова Е.П. М.: Экономика, 2009.,543с. 2. Бове Кортлэнд Л., Аренс Уильямс Ф. Современная реклама. М.: Правоведъ.,2009., 544с. 3. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., Дело, 2005.,482с. 4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., Финпресс, 2009.,389с. 5. Дейян Арманд. Реклама. М., Прогресс, 2007., 376с. 6. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг. М., Высшая школа, 2008., 503с. 7. Кретов И. Маркетинг на предприятии. М., Статинформ, 2008., 367с. 8. Маркетинг. //Под ред. Романова А.Н. М.: Юнити, 2005., 522с. 9. Панкрухин А.П. Маркетинг-практикум. М.: Прайвит.,2008, 482с. 10. Сиденко А.В., Башкатов Б.И., Матвеева В.М. Маркетинг.М.: Дело и Сервис, 2008, 420с. 11. Современный маркетинг/Под ред. Хруцкого В.Е. М.:Финансы и статистика, 2007, 399с.
[1] Современный маркетинг/Под ред. Хруцкого В.Е. М.:Финансы и статистика, 2007, 399с.,с.185 [2] Сиденко А.В., Башкатов Б.И., Матвеева В.М. Маркетинг.М.: Дело и Сервис, 2008, 420с.,с.310 [3] Сиденко А.В., Башкатов Б.И., Матвеева В.М. Маркетинг.М.: Дело и Сервис, 2008, 420с.,с.311 [4] Панкрухин А.П. Маркетинг-практикум. М.: Прайвит.,2008, 482с.,с.265 [5] Панкрухин А.П. Маркетинг-практикум. М.: Прайвит.,2008, 482с.,с.266 [6] Маркетинг. //Под ред. Романова А.Н. М.: Юнити, 2005., 522с.,с.355 [7] Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., Финпресс, 2009.,389с.,с.243 [8] Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., Дело, 2005.,482с.,с.300 [9] Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., Дело, 2005.,482с.,с.302 [10] Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., Дело, 2005.,482с.,с.304 [11] Академия рынка: маркетинг. // под ред. Голубкова Е.П. М.: Экономика, 2009.,543с.,с.389 [12] Академия рынка: маркетинг. // под ред. Голубкова Е.П. М.: Экономика, 2009.,543с.,с.389
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|