ВЭД г. Гродно за первые 2-ва месяца 2003 г.
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 ВЭД - как неотъемлемая часть в развитии 4 внешнеэкономических связей ВЭД г. Гродно за первые 2-ва месяца 4 Прогноз показателей по внешней торговле на 2003год 9 Глава 2 Сотрудничество с Российской Федерацией 10 Торгово-экономические отношения субъектов 10 Хозяйствования г. Гродно и Российской Федерацией Глава 3 Развитие торгово-экономических связей с Республикой Польша 15 Торгово-экономическое сотрудничество с субъектами Хозяйствования 16 3.2 Предложения по сотрудничеству с Республикой Польша 22 Глава 4 Торгово-экономические отношения г. Гродно и Украины 25 Глава 5 Развитие торгово-экономических связей с ЛИТВОЙ 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 Список использованных источников 34 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
ВВЕДЕНИЕ
Благодаря своему географическому положению, наша республика заслуживает пристального внимания в сфере развития внешнеэкономических связей, особенно со своими соседями.
Цель работы заключается в изучении развития внешнеэкономических связей г. Гродно. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить направления, приоритеты по которым развиваются внешнеэкономические связи города, изучить основных торговых партнеров, возможные проблемы при взаимодействии с ними, дать по возможности оценку сегодняшней ситуации в отношениях с социально – экономическими партнерами и сделать прогноз о развитии этих отношений. На сегодняшний момент, городу принадлежит 60,4 % объема внешней торговли Гродненской области, в том числе 59,8 % - объема экспорта и 61,4 % объема импорта. 434 субъекта хозяйствования осуществляют торговую деятельность с 40 странами мира. Продукция города экспортируется на рынки 28 стран, и 31 страна стала его импортером. Основные экспортные потоки ориентированы на страны дальнего зарубежья – 52,5% в общем объеме экспорта. В страны ближнего зарубежья поставлено 47,5% экспортной продукции, в том числе доля экспортных операций с Российской Федерацией составила 93,2%. Россия – основной торговый партнер города.
Глава 1 ВЭД - как неотъемлемая часть в развитии внешнеэкономических связей ВЭД г. Гродно за первые 2-ва месяца 2003 г. В январе-феврале 2003 года продолжалась работа по выполнению прогнозных показателей по внешней торговле и мероприятий программы развития экспорта. Объем внешнеторгового оборота составил 91,6 млн. дол. США и возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16,5 млн. дол. США или 23,7%. Объем экспорта - 57 млн. дол. США, возрос на 13,6 млн. дол. США. Темп роста экспорта составил 131,4% при прогнозе 99,1%. Объем импорта – 34,6 млн. дол. США, возрос на 4 млн. дол. США, Темп роста составил 112,8% при прогнозе 107,8%. Сальдо внешней торговли сложилось положительное в размере 22,4 млн. дол. США. Рост товарооборота наблюдался по всем направлениям внешнеторговой деятельности: со странами СНГ- на 42,8%, со странами дальнего зарубежья – на 6,9%. Основными торговыми партнерами города были: Россия – 43% от общего объема товарооборота, Украина – 10,3%, Германия – 6,3%.
В структуре товарооборота объем экспорта составил 62,2% и увеличился на 3,5% к соответствующему периоду прошлого года. На экспорт отгружено 54,6% от общего объема реализованной продукции. Сохранена положительная динамика экспорта, как в страны СНГ (темп роста – 136,2%), так и в дальнее зарубежье (127,7%). Экспорт в Россию увеличился на 21,3%, в Украину – в 2,8 раза. Достижение таких показателей обеспечено успешной работой на внешних рынках, в январе-феврале, промышленных предприятий, таких как: ОАО «Гродно Азот» (темп роста –117,6%), ОАО «Гродно Химволокно» (211,0%), РУПП «Гродненский завод автомобильных агрегатов» (147,2%), ОАО «Белкард» (121,1%), РУП «Гродненское кожевенное объединение» (203,7%), ОАО «Гродненский мясокомбинат» (278,9%) и других. Вместе с тем, не выполнили прогнозные показатели по темпам роста объемов экспорта следующие промышленные предприятия города: ОАО «Швейно-торговая фирма «Элод» (93,8%) в связи с потерей крупнейшего иностранного заказчика и поставщика давальческого сырья, РУП «Гродненский завод торгового машиностроения» (95,8%), ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман» (71,4%), РУП «Гродненский завод токарных патронов «БелТАПАЗ» (55,1%), СООО «Дифа» (42,9%), ОАО «Гродненская мебельная фабрика» (24,8%) в связи с низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции на российском рынке. На общее невыполнение прогнозного показателя по импорту оказала влияние деятельность отдельных предприятий по закупке сырья и материалов, необходимых для осуществления производственного процесса. Вместе с тем, весьма существенной является роль ведущего импортера – ОАО «Гродно Азот», которое занимает 38,4% в общем объеме импорта. Темп роста - 152,4% - сложился в связи с ростом цен на российский природный газ (до 53,5 дол. США за 1 м3), отпускаемый предприятию, а также увеличением в 2 раза цены на бензол (до 500-520 дол. США за 1 тонну). РУП «Гродненское кожевенное объединение» - темп роста импорта - 154,7% сложился по причине увеличения закупки кожевенного сырья.
РУП «Гронитекс» - темп роста - 228,4% - в связи с осуществлением в текущем году прямых закупок хлопкового волокна, минуя концерн «Беллегпром», что было ранее. В условиях низкой инвестиционной и инновационной деятельности, недостатка собственных оборотных средств для модернизации и реконструкции производства наиболее остро стоит задача по повышению эффективности экспортно-импортных операций. В связи с этим промышленные предприятия города все более активно применяют современные информационные технологии. WEB-сайты в сети Интернет имеют большинство предприятий, что позволяет рекламировать предприятие и производимую продукцию, осуществлять эффективный маркетинг, формировать ценовую политику. При этом создаются условия для налаживания прямых связей между товаропроизводителем и потребителем. Важным условием сохранения существующих рынков сбыта и их расширения является организация собственной товаропроводящей сети за пределами республики. В 2003 году ОАО «Белкард» зарегистрировало Торговый дом «Белкард» в г. Набережные Челны по реализации карданных валов к автомобилям КАМАЗ. Также на территории России функционируют зарегистрированные ранее торговые дома ОАО «Дифа» и РУП «Гродненский завод автомобильных агрегатов». Расширяется дилерская сеть. В текущем году ОАО «Гродненский стеклозавод» создал дилерскую сеть по продаже стекла и стеклоблоков на территории России. Необходимым условием присутствия на внешних рынках является качество продукции, соответствующее мировым стандартам. Отдельные предприятия города настойчиво работают в этом направлении. ГПО «Азот» сертифицировало систему управления качеством производства основной продукции на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9002-96. На ГПО «Химволокно» создана и внедрена системы качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-96. Разработана политика объединения в области качества, осуществляется обучение специалистов. Проведен оценочный аудит Морским регистром в соответствии с МС ИСО серии 9001 по созданию системы качества на объединении.
На ОАО «Белкард» разработана программа по созданию на предприятии системы качества по СТБ ИСО 9001-96, которая включает в себя разработку стандартов предприятия по 17 элементам. При условии достаточного финансирования реализация вышеназванных мероприятий и программ позволит промышленным предприятиям создавать конкурентоспособную продукцию, наращивать экспортный потенциал, осваивать новые рынки. Принимаемые субъектами хозяйствования меры позволят сохранить в текущем году положительные тенденции во внешней торговле. Ниже приведена таблица, отражающая объемы внешней торговли промышленных предприятий г. Гродно по странам за период январь-декабрь 2002 года.
Таблица 1
ВТО |
Экспорт |
Импорт | ||||||||||||||||||||||||||
тыс.дол. | Удельный вес,% | тыс.дол. | Удельный вес,% | тыс.дол. | Удельный вес,% | |||||||||||||||||||||||
1. | Австрия | 1223,1 | 0,3 | 1000,0 | 0,4 | 223,1 | 0,2 | |||||||||||||||||||||
2. | Англия | 45,9 | - | - | - | 45,9 | - | |||||||||||||||||||||
3. | Аргентина | 54,8 | - | - | - | 54,8 | - | |||||||||||||||||||||
4. | Армения | 89,6 | - | - | - | 89,6 | - | |||||||||||||||||||||
5. | Азербайджан | 588,3 | 0,2 | - | - | 588,3 | 0,5 | |||||||||||||||||||||
6. | Болгария | 200,2 | 0,1 | 119,5 | - | 80,7 | - | |||||||||||||||||||||
7. | Бельгия | 1472,9 | 0,4 | 1250,8 | 0,5 | 222,1 | 0,2 | |||||||||||||||||||||
8. | Бразилия | 6940,9 | 1,9 | 6940,9 | 2,7 | - | - | |||||||||||||||||||||
9. | Вьетнам | 109,5 | - | 109,5 | - | - | - | |||||||||||||||||||||
10. | Венгрия | 3,4 | - | 3,4 | - | 0,1 | - | |||||||||||||||||||||
11. | Великобритания | 134,3 | - | 90,0 | - | 44,3 | - | |||||||||||||||||||||
12. | Германия | 20954,7 | 5,6 | 15122,0 | 5,9 | 5832,7 | 5,0 | |||||||||||||||||||||
13. | Греция | 806,0 | 0,2 | - | - | 806,0 | 0,7 | |||||||||||||||||||||
14. | Дания | 1491,2 | 0,4 | 1003,7 | 0,4 | 487,5 | 0,4 | |||||||||||||||||||||
15. | Стр.ЕС и Лат.Амер. | 39016,3 | 10,5 | 37233,8 | 14,5 | 1782,5 | 1,5 | |||||||||||||||||||||
16. | Индонезия | 291,2 | 0,1 | - | - | 291,2 | - | |||||||||||||||||||||
17. | Испания | 546,8 | 0,1 | 45,0 | 0,2 | 501,8 | - | |||||||||||||||||||||
18. | Италия | 9019,7 | 2,4 | 4392,4 | 1,7 | 4627,3 | 4,0 | |||||||||||||||||||||
19. | Ингушетия | 1,5 | - | 1,5 | - | - | - | |||||||||||||||||||||
20. | Ирландия | 20,3 | - | - | - | 20,3 | - | |||||||||||||||||||||
21. | Индия | 166,1 | - | - | - | 166,1 | - | |||||||||||||||||||||
22. | Израиль | 13,0 | - | - | - | 13,0 | - | |||||||||||||||||||||
23. | Казахстан | 197,1 | - | 115,4 | - | 81,7 | - | |||||||||||||||||||||
24. | Канада | 1,6 | - | - | - | 1,6 | - | |||||||||||||||||||||
25. | Кыргыстан | 1294,5 | 0,3 | 20,7 | - | 1273,8 | 1,1 | |||||||||||||||||||||
26. | Китай | 4389,1 | 1,2 | 4188,5 | 1,6 | 200,6 | - | |||||||||||||||||||||
27. | Корея | 138,0 | - | 137,6 | - | 0,4 | - | |||||||||||||||||||||
28. | Ливан | 233,9 | - | - | - | 233,9 | - | |||||||||||||||||||||
29. | Литва | 8722,7 | 2,3 | 7828,9 | 3,1 | 893,8 | 0,8 | |||||||||||||||||||||
30. | Латвия | 487,8 | 0,1 | 465,2 | - | 22,6 | - | |||||||||||||||||||||
31. | Молдова | 686,7 | 0,2 | 78,6 | - | 608,1 | 0,5 | |||||||||||||||||||||
32. | Малайзия | 47,0 | - | 47,0 | - | - | - | |||||||||||||||||||||
33. | Мексика | 2208,8 | 0,6 | 2208,8 | 0,9 | - | - | |||||||||||||||||||||
34. | Норвегия | 1232,7 | 0,3 | - | - | 1232,7 | 1,1 | |||||||||||||||||||||
35. | Нидерланды | 5502,6 | 1,5 | 3478,3 | 1,4 | 2024,3 | 1,7 | |||||||||||||||||||||
36. | Польша | 8978,9 | 1,6 | 1174,9 | 0,5 | 84804,0 | 4,1 | |||||||||||||||||||||
37. | Россия | 140634,2 | 37,8 | 82537,0 | 32,2 | 58097,2 | 50,1 | |||||||||||||||||||||
38. | Румыния | 91,6 | - | 91,6 | - | - | - | |||||||||||||||||||||
39. | США | 3149,0 | 0,8 | 722,1 | 0,3 | 2426,9 | 2,1 | |||||||||||||||||||||
40. | Словакия | 94,1 | - | - | - | 94,1 | - | |||||||||||||||||||||
41. | Словения | 49,8 | - | - | - | 49,8 | - | |||||||||||||||||||||
42. | Тайвань | 28,9 | - | 28,9 | - | - | - | |||||||||||||||||||||
43. | Турция | 233,4 | - | 219,8 | 0,1 | 13,6 | - | |||||||||||||||||||||
44. | Туркменистан | 721,7 | 0,2 | 721,7 | 0,3 | - | - | |||||||||||||||||||||
45. | Узбекистан | 502,2 | 0,1 | 8,6 | - | 493,6 | 0,4 | |||||||||||||||||||||
46. | Украина | 41793,4 | 11,2 | 16716,0 | 6,5 | 25077,4 | 21,6 | |||||||||||||||||||||
47. | Франция | 1398,0 | 0,4 | 1000,0 | 0,4 | 398,0 | 0,3 | |||||||||||||||||||||
48. | Чехия | 5054,3 | 1,4 | 4454,7 | 1,7 | 599,6 | 0,5 | |||||||||||||||||||||
49. | Швейцария | 410,8 | 0,1 | - | - | 410,8 | 0,4 | |||||||||||||||||||||
50. | Швеция | 85,3 | - | - | - | 85,3 | - | |||||||||||||||||||||
51. | Эстония | 245,4 | - | 30,3 | - | 215,1 | 0,2 | |||||||||||||||||||||
52. | Южная Корея | 4639,5 | 1,2 | 4639,5 | 1,8 | - | - | |||||||||||||||||||||
53. | Япония | 779,5 | 0,2 | - | - | 779,5 | 0,7 | |||||||||||||||||||||
54. | Юго-Восточная Азия | 55043,1 | 14,8 | 55043,1 | 21,5 | - | - | |||||||||||||||||||||
55. | Страны неизв.происх. | 2922,0 | 0,8 | 2922,0 | 1,1 | - | - |
|
|
|
|