Социальные корни детской лжи
У лжи не индивидуальные, а социальные корни происхождения. В нашем обществе, ложь закономерное явление, как некий защитный механизм или приспособление. В детской душе имеют место процессы, которые совсем не являются, в своей сущности, ложью, но которые, под влиянием социальных условий, становятся настоящей ложью. Детская ложь происходит на социально-психологической основе и несет в себе социальную функцию. Было выявлено, что до наступления кризиса взросления (1-1,5 года), ребенок не использует ложь и манипуляцию по отношению к своим родителям. Им руководит нужда, всеми его потребностями. Если он начинает плакать, значит ему необходимо присутствие мамы. До 2 лет ребенок связан с матерью, она как его продолжение. Она сделает, что он попросит. Все его потребности связаны с ней, в еде, тепле, внимании. До двух лет ребенок полностью связан со своей матерью и зависит от нее. С 2-3 лет все начинает меняться, ребенок имеет потребность в самостоятельности. Начинает упорствовать. Вот тут и начинают проскальзывать первые попытки манипулирования. Ребенок настаивает на выполнении своих желаний. Ребенок будет себя плохо вести рыдать, истерить, что бы получить желаемое. Несмотря на капризы ребенка, родители должны устоять. Дать понять малышу, что не все его прихоти будут удовлетворены. Но ребенок так просто не сдастся, он будет понимать, что есть пределы желаемого, но он еще не изучил их в полной мере. Проверка родителей на прочность продолжится. И тут ребенок может впервые прибегнуть к простому обману. В детской психологии существует такое понятие, как «синдром стеклянного сосуда». До определенного возраста дети думают, что все их желания известны родителям, как будто они находятся в стеклянном сосуде. И часто малышу не понятно, почему мама не сразу поняла его агуканье, когда он просился на ручки. Он начинает обижаться на маму. В один прекрасный день до малыша доходит, что мама может и не догадываться о моих желаниях, я могу их скрыть. У малыша пропадает чувство стеклянного сосуда, он расширяет свои возможности. Эксперименты в этой области, говорят о фактическом обмане родителей, как о игре, в которую ребенок играет снова и снова. Как мы знаем, игра это источник познания мира для ребенка. Возможность научиться уживаться с другими людьми. И чем важнее для ребенка будет такой жизненный опыт, тем чаще он будет его использовать в игре. И поэтому, то, что выглядит, как совершенствование во лжи, может быть игрой, исследование себя и родителей. Распознают ли они ложь или нет? Дети начинают обманывать как бы "понарошку", сами не осознавая, что этим они обижают родителей и нарушают этические нормы. Но иногда обман может быть способом самоутверждения. Это сигнал того, что в отношениях между родителями и ребенком разлад. Необходимо родителям распознать такую ситуацию и найти альтернативный способ самоутверждения. Итак, мы выяснили, что впервые попытки неосознанного обмана/манипулирования возникают в возрасте 2-х лет. К этому возрасту психика ребенка созревает настолько, что он в состоянии планировать свои действия и осуществлять их. Не учитывая тот факт, как к этому отнесутся взрослые. Малыш не имеет понятия, что поступает плохо, так как не в состоянии сам оценивать свои поступки. За этим должны проследить родители. Прежде, чем накричать и пытаться выпытать, почему он так себя ведет, следует объяснить «что хорошо, а что плохо». Не просто рассказать ему, но сделать так, что бы ребенок это усвоил и действовал по этим правилам. Строгость и терпение должны быть в равновесии в данном случае.
Детская ложь
С детской ложью рано или поздно приходится сталкиваться всем родителям. Ребенок использует ложь, как один из способов привлечения к себе внимания и приспособления к жизни в обществе, хоть это и не одобряется. Причиной того, что дети говорят неправду, может быть что угодно. Мы все обманываем: и мужчины, и женщины, и дети. Ученые в Англии выяснили, что люди начинают врать с полугодовалого возраста. Так уже шестимесячные дети могут фальшиво смеяться или кричать, чтобы привлечь к себе внимание. После, повзрослев, дети начинают что-то умалчивать. С двух же лет дети лгут прямо в открытую, их любимая фраза: «Это не я».[1] Человека, который ни разу в своей жизни не соврал, на свете не существует. Но обман обману - рознь, так же, как различны причины, заставляющие человека врать. Каждому родителю неприятно осознавать, что в воспитании его ребенка пошло что - то не так. Для начала, хотелось бы дать четкое определение, что же такое детская ложь. Популярный психолог Пол Экман утверждает, что: ложь - это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своем желании это сделать. Временами простые детские фантазии называют ложью. Склонностям к фантазированию у детей, легко найти объяснения. Я имею ввиду личностные особенности каждого ребенка. (незрелость, инфантильноть, некритичность). Разлад в эмоциональной жизни ребенка, потеря доверия окружающему его миру, разлад в взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями. Это может завести ребенка в мир грез и мечтаний, толкает его на построение фантазий, более идеального мира, который впоследствии и становится заменой реального мира.
Виды и мотивы лжи у детей
Как нам быть, что сделать, если ребёнок нам врет? Прежде всего, стоит задуматься, зачем он этот делает. Какую выгоду он для себя извлекает, когда врет? Ведь есть какая - ни будь причина, заставляющая его врать. Ребенок лжет, пытаясь, таким образом, защитится, или он так нападает на вас? Либо, его ложь - это стереотип поведения, то, что он видит постоянно в своем окружении?
Ложь ребёнка - это сигнал, посылаемый его родителям. Ведь никто не станет врать, если в его жизни всё в полном порядке. Родителям важно понять, какая именно неудовлетворенная потребность лежит в основании его лжи. Разобравшись в этом, легко понять причину детской лжи. Ребенок начинает врать не потому, что не любит и не уважает свои родителей и не потому что у него слабо развиты моральные ценности. Очень много причин может лежать в основании детской лжи. Ребенок может использовать разные формы вранья. Начиная от умолчания - сокрытия правды, искажения - сообщение ложной информации и заканчивая отрицанием очевидного и тому подобное. Попытаемся понять, так какой же бывает детская ложь и как её можно объяснить. Есть много разных видов лжи. Начиная стремлением избежать наказания. Заканчивая желанием сохранить неприкосновенным свой внутренний мир. Ученый П.Экман выделяет, особой вид лжи, он имеет ввиду те случаи, когда ложь не влечет за собой значительные последствия. Например, в ответ на звонок в дверь незнакомого человека ребенок, находящийся один, может сказать, что его родители находятся дома, но они спят. Для того, что бы понять причину, из- за которой ребенок начинает врать, важно подумать: ) Каков его мотив лжи (почему он вас обманул?); ) последствия лжи (на кого и как повлияла ложь?). Осознав мотивы лжи, взрослому человеку будет легко понять и принять решение, как себя вести, что бы ребенок снова не солгал. Причины детской лжи
При анализе причин лжи, надо обратить внимание на социальное окружение ребенка. Были выявлены следующие факторы, которые способствуют формированию лживости у детей: . Дети, которые врут, возникают в тех семьях, в которых родители тоже лгут. Часто родители целенаправленно учат детей врать: «Скажем твоей классной руководительнице, что у тебя болел живот, поэтому ты не выполнил задание». Часто родители не замечаю, как сами учат врать своих детей, это происходит тогда, когда они общаясь с другими людьми могут позволить себе неискренность, думая что их дети ничего не заметят. Но дети учатся не только тому, чему их учат родители, но и тому, как сами родители поступают в тех или иных ситуациях.
. Обычно дети-лжецы имеют недостаток в родительском внимании и заботе. Как и другие формы плохого поведения, ложь - единственный способ который ребенок использует, что бы привлечь к себе внимание: «Пусть меня ругают, но меня заметили». Ложь детей часто встречается в тех семьях, где дети отвержены или их родители завышают требования, требуя от ребенка то, что он сделать, не может ввиду своих возрастных особенностей развития. . Как говорится, с кем поведешься…Дети, которые часто лгут, обычно общаются в кругу таких же детей лгунов. В подростковом возрасте дети еще больше становятся подвержены влиянию сверстников. Это легко найти объяснение. Дело в то, что готовность следовать асоциальному примеру своих сверстников имеет непосредственную связь с разочарованием во взрослых - в их силе, мудрости, доброй воле и здравом смысле». 4. Задумайтесь, соответствуют ли ваши требования, предъявляемые вашему ребенку и его возрастным возможностям. Не унижает ли это? Бесконечные нотации и нравоучения. В таких случаях начинает доминировать страх наказания, что конечно принудит вашего ребенка вам врать. . Низка самооценка, так же может быть причиной лжи ребенка. Ребенок использует ложь, как один из способов привлечения к себе внимания, из-за того, что он отвержен одним из родителей, или ему так кажется. В основании такого вида поведения лежит потребность получить внимание от родителей и других важных для ребенка людей. Ребенок хочет соответствовать их требованиям и желаниям хотя бы в мире своих фантазий. . Ложь, которую ребенок использует для самоутверждения - ложь манипуляция. Ребенок говорит ложь, чтобы удивить, заставить им восхищаться. Ребенок хочет манипулировать другими чувствами людей для своей же выгоды. Могут использоваться байки о себе и своих успехах или наоборот, рассказы как его обидели, что его никто не любит и т.д. Главное - быть в центре внимания, пусть и не долго. . Ложь из мести. Многим детям кажется, что родители разлюбили их и солгав наказание для такого ребенка «победа» - ведь родители обратили на него внимание, даже если оно негативное. Ребенок начинает постоянно конфликтовать с родителями. Он думает, что родители перестали его любить, а может, вообще и не любили. Ребенок лжет, таким образом, он пытается отомстить им за недостаток любви. «Отверженный» ребенок отчаянно пытается привлечь к себе внимание любыми способами. Пусть родители накажут его, но он будет рад, что на него обратили внимание. И будет дальше добиваться внимания этим же способом.
Взрослые обязаны обращать на такое внимание. Искать причины такого поведения и вернуть доверие ребенка. Почаще хвалить малыша, но хвалить только за дело, ведь хвала авансом снова породит ложь. . Так же гиперопекание ребенка может сделать из него лжеца. Ребенок начнет врать, что бы сбежать от контроля. Это вроде бунта против излишне опекающих родителей. В таки случаях дети могут лгать для проверки своей силы. Мотивом будет - вызов чужой власти. Ребенок начинает осознавать свою силу когда, взрослые подозревают об обмане, но не могут ничего с этим сделать. Этот вид лжи, что то вроде поддразнивания взрослых. Вроде розыгрыша. Например, в ответ на вопрос: «Съел ли ты брокколи?» - ребенок скорчит грустную гримасу, отрицательно покачает головой, а после покажет пустую тарелку и обрадуется тому, что провел маму и она ему поверила. . Ложь используется тогда, когда чрезмерно опекающие родители суют свой нос во все щели жизни ребенка, не оставляя ему свободного пространства. Таким образом, лишают его приватности своего собственного мира. Иногда ребенку надо побыть наедине с самим собой, в своих мыслях и переживаниях, без вмешательства других. Настойчивость родни может ранить и заставить ребенка закрыться и начать умалчивать о своих проблемах или успехах. Это признак взросления, родителям следует проявить понимание. По - чаще говорите вашему подрастающему ребенку о том, как сильно вы его любите. Ведь зная об этом, ему будет трудно вам врать. . Ложь - соперничество. Простое соперничество между детьми в семье заставляет их врать. Дети наговаривают друг на друга, ребенок с завышенной самооценкой, наговаривает на брата, пытается повысить самооценку еще больше. Это делается потому, чтобы еще раз доказать свое превосходство над младшим. Такие ситуации происходят в тех семьях, где родители сравнивают своих детей, тем настраивают их против друг друга и делают соперниками. Важно знать, что для того, чтобы научить ребенка честности, надо самим быть честными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|