Общая схема выставления баллов за ответ на вопрос 1(б)
РУССКИЙ ЯЗЫК (ПЕРВЫЙ ЯЗЫК) 10 класс
Экзаменационная работа 1
ОБРАЗЕЦ СХЕМЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ БАЛЛОВ
Максимальное количество баллов: 50
В экзаменационной работе 1 используются два вида схем выставления баллов — общая и конкретная.
Общая схема выставления баллов может применяться к разным вопросам и не содержит ссылки на содержание какого-либо отдельного ответа. Общая схема показывает баллы, начисляемые в каждом диапазоне, например диапазoн 5: 13–15 баллов. При использовании общей схемы, нужно учитывать полный спектр баллов каждого диапазона. Принцип оценивания заключается в том, чтобы отправной точкой был средний балл диапазона.
Конкретная схема выставления баллов демонстрирует возможное приемлемое содержание ответа на индивидуальный вопрос и написана специально для этого вопроса. Эта схема должна использоваться только в качестве примера для экзаменаторов. Другие приемлемые варианты ответа допускаются.
Для оценивания ответов на вопросы 1(a) и 2 применяются индивидуальные конкретные схемы выставления баллов. Они применяются совместно с одной «Общей схемой выставления баллов за ответы на вопросы 1(а) и 2». Для оценивания ответа на вопрос 1(б) применяется отдельная «Общая схема выставления баллов за ответ на вопрос 1(б)». К вопросу 1(б) конкретная схема выставления баллов не применяется из-за творческого характера ответа.
Общая схема выставления баллов за ответы на вопросы 1(a) и 2
Данная общая схема применяется для оценивания ответов на вопросы 1(а) и 2 совместно с индивидуальными конкретными схемами, прилагаемыми к этим вопросам, которые представлены соответственно на стр. 3 и стр. 7.
Диапазон
Баллы
Описание
13–15
· Демонстрируется отличное понимание типов текстов; выделяются наиболее характерные признаки формы и жанра, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса.
· Очень широкий спектр лексики и языковых конструкций, используемых уместно и уверенно.
10–12
· Демонстрируется хорошее понимание типов текстов; выделяются основные характеристики формы и жанра, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса.
· Широкий спектр лексики и языковых конструкций, используемых уместно.
7–9
· Демонстрируется удовлетворительное понимание типов текстов; выделяются некоторые отличительные характеристики формы и жанра, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса.
· Удовлетворительный спектр лексики и языковых конструкций, используемых в целом уместно.
4–6
· Демонстрируется ограниченное понимание типов текстов; выделяется незначительное количество отличительных признаков формы и жанра, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса.
· Ограниченный спектр лексики и языковых конструкций, используемых часто неуместно.
1–3
· Демонстрируется очень ограниченное понимание типов текстов; выделяется очень незначительное количество отличительных признаков формы и жанра, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса.
· Очень ограниченный спектр лексики и языковых конструкций, используемых в основном неуместно.
· Демонстрируется полное непонимание типов текстов; не выделяются отличительные признаки формы и жанра, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка.
· Скудный спектр лексики и языковых конструкций, используемых в основном неуместно.
Конкретная схема выставления баллов за ответ на вопрос 1(a)
Данная конкретная схема применяется для оценивания ответа на вопрос 1(а) совместно с «Общей схемой выставления баллов за ответы на вопросы 1(а) и 2», представленной на стр. 2.
Нижеследующая схема демонстрирует возможное приемлемое содержание ответа на вопрос 1(а) и должна использоваться только в качестве примера для экзаменаторов. Учащиеся пишут ответ в форме связного текста имогут иметь свою интерпретацию прочитанных текстов с примерами, отличающимися от представленных ниже.
СХОДСТВА ТЕКСТОВ
для широкого круга читателей, интересующихся драгоценными камнями и их историей
Цель — проинформировать читателя
Оба текста сочетают фактическую информацию и мнения.
письменная речь
публицистический стиль
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТЕКСТАМИ
Текст А
Текст Б
Форма (жанр)
· запись в блоге путешественника
· отрывок статьи в журнале
· специальный репортаж на тему кровавых алмазов
Цель
· рассказать о знаменитом алмазе и его истории
· поделиться своими впечатлениями и мыслями
· заитересовать читателей
· проинформировать или повысить осведомлённость читателей о проблеме кровавых алмазов
Стиль
· публицистический с элементами художественного стиля
· публицистический с элементами научного стиля
Язык
Лексика
· разговорная лексика (мне посчастливилось)
· лексика, присущая литературно-художественному стилю
(изысканной природной красоты, завораживающим голубым блеском)
· метафоры (умопомрачительная сумма, посетители замирают)
· эмоционально-окрашенная лексика (Безумно хотелось)
Предложение
· риторический вопрос
· сочетание простых и сложных предложений
Текст
· повествование с элементами описания
· выражение собственного мнения (стоит увидеть своими глазами)
· целостный текст (вступление, основная часть, заключение)
Лексика
· научная и официально-деловая лексика — термины (инициатива, международная сертификация, страны-участницы, важным этапом в решении проблемы)
· местами оценочная (к сожалению)
Предложение
· страдательный залог
· преобладают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения
· причастные обороты как характеристика письменной речи
Текст
· прослеживается чёткая структура текста
· текст разделён на параграфы, в каждом параграфе развивается своя мысль
· текст логически выстроен, но, возможно, отсутствует вступление
.
Общая схема выставления баллов за ответ на вопрос 1(б)
Данная общая схема применяется для оценивания ответа на вопрос 1(б). Вопрос 1(б) не требует конкретной схемы выставления баллов из-за творческого характера ответа.
Диапазон
Коммуникативность
Языковая компетентность
9–10 баллов
· Тонкое понимание аудитории, цели, формы, условностей текста и производимых ими эффектов.
· Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; высокий уровень использования уместного стиля.
9–10 баллов
· Демонстрируется очень хорошее понимание грамматических и лексических норм для выражения сложных понятий.
· Язык повсеместно грамотный, возможны редкие случайные описки.
7–8 баллов
· Хорошее понимание аудитории, цели, формы, условностей текста и производимых ими эффектов.
· Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; повсеместное и в основном непрерывное использование уместного стиля.
7–8 баллов
· Демонстрируется хорошее понимание грамматических и лексических норм для выражения простых и некоторых сложных мнений.
· Язык в целом грамотный, возможны редкие ошибки.
5–6 баллов
· Удовлетворительное понимание аудитории, цели, формы, условностей текста и производимых ими эффектов.
· Удовлетворительная переработка материала в поддержку своей точки зрения; удовлетворительное использование стиля.
5–6 баллов
· Демонстрируется удовлетворительное понимание грамматических и лексических норм для выражения простых мнений.
· Грамотность языка удовлетворительна. Ошибки заметны, но обычно не препятствуют пониманию.
3–4 балла
· Ограниченное понимание аудитории, цели, формы, условностей текста и производимых ими эффектов.
· Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля.
3–4 балла
· Ограниченное понимание грамматических и лексических норм для выражения только очень простых мнений.
· Язык в целом безграмотный, понимание временами затруднено.
1–2 балла
· Очень ограниченное понимание аудитории, цели, формы, условностей текста и производимых ими эффектов.
· Очень ограниченная попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; использование неподходящего стиля.
1–2 балла
· Очень ограниченное понимание грамматических и лексических норм; изложение часто бессвязно.
· Очень частые, повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание.
0 баллов
· Совершенно неправильное понимание аудитории, цели, формы, условностей текста и производимых ими эффектов.
· Недостаточная по объёму или бессвязная работа.