Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производственная инфраструктура.




Производственной структурой предприятия называется его раз­деление на подразделения (производства, цехи, участки, хозяйства, службы и т.п.), осуществляемое по определенным принципам их построения, взаимосвязи и размещения. Важнейшим принципом формирования производственной структуры предприятия является разделение труда между его отдельными элементами, проявляющее­ся во внутризаводской специализации и кооперировании производ­ства. В соответствии с этим и в зависимости от масштабности предприятия и сложности процесса изготовления выпускаемой продукции каждое промышленное предприятие расчленяется как на крупные подразделения (первый уровень): цехи, производства, хо­зяйства, так и на более мелкие подразделения (второй уровень): участки, отделения, рабочие места.

Любой производственный процесс осуществляется на оборудо­ванных соответствующим образом рабочих местах. Некоторая их совокупность образует производственный участок, наиболее харак­терной особенностью которого является его целевое назначение. Производственный участок представляет собой подразделение цеха, на котором осуществляются технологические процессы изготовле­ния изделий конкретного назначения или отдельные стадии (пере­делы) технологического процесса по производству готовой продук­ции или полуфабриката. На производственном участке все распо­ложенные на нем рабочие места объединяются транспортно-накопительными устройствами, средствами технического, инстру­ментального, метрологического обслуживания и управления.

Более крупной производственной структурой предприятия явля­ется цех. В отдельных отраслях промышленности основной струк­турной единицей предприятия может выступать не цех, а производ­ство, объединяющее в себе по сути несколько цехов. В таком случае говорят о безцеховой производственной структуре предприятия.

Все цехи крупных промышленных предприятий в зависимости от выполняемой роли в общем процессе производства продукции подразделяются на:

• основные производственные, совокупность которых образует основное производство;

• вспомогательные (вспомогательное производство);

• обслуживающие (обслуживающее хозяйство);

• подсобные (подсобное хозяйство);

• побочные (побочное производство);

• экспериментальные (экспериментальное производство).

Основные цехи, формирующие основное производство пред­приятия, предназначены для осуществления основных технологиче­ских процессов по производству продукции, по которой специали­зируется конкретное предприятие. В основных цехах сосредоточены технологические процессы по качественному изменению состояния и формы обрабатываемых предметов труда (исходного сырья) для превращения их в готовую продукцию.

Вспомогательные цехи создаются для обеспечения эффективной деятельности основного производства. Вспомогательное производ­ство и входящие в его состав цехи осуществляют поставку для нужд основных цехов предприятия средств технологической оснастки, электроэнергии, газа, пара и других видов энергии, а также осуще­ствляют ремонт оборудования и зданий основных цехов, изготов­ляют нестандартное оборудование и запасные части для оборудова­ния основного производства.

Обслуживающее хозяйство включает в себя цехи, обеспечиваю­щие все производственные структуры предприятия различными ви­дами услуг. Отдельные цехи обслуживающего хозяйства предостав­ляют транспортные услуги автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта, обеспечивают выполнение функций по хранению сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, готовой продукции и полуфабрикатов (складское хозяйство), а так­же осуществляет выполнение услуг основным цехам по проведению различных лабораторных испытаний.

Подсобное производство включает в себя цехи, осуществляю­щие производство тары, необходимой для упаковки готовой про­дукции, добычу и переработку вспомогательных материалов (карье­ры по добыче формовочных земель), огнеупорных изделий, смазочно-охлаждающих жидкостей, а также переработку и подготовку к использованию металлолома (копровый цех).

На особо крупных предприятиях помимо перечисленных структур подсобного произ­водства могут функционировать подсобные хозяйства, занимаю­щиеся производством сельскохозяйственной продукции (скотовод­ческие фермы, тепличное хозяйство и др.) и обеспечением завод­ских подразделений общественного питания необходимыми про­дуктами.

Побочные цехи, формирующие побочное производство, осуще­ствляют изготовление продукции из образующихся отходов произ­водства, в том числе и товаров народного потребления, переработ­кой и подготовкой к реализации на сторону отходов основного производства. Кроме того, на некоторых предприятиях могут функ­ционировать побочные подразделения по регенерации вспомога­тельных материалов для их повторного использования в основном производстве (цех регенерации формовочных земель, масел и др.).

Экспериментальное производство организуется в основном на крупных машиностроительных предприятиях, занимающихся вы­пуском сложных, наукоемких изделий, подвергающихся постоян­ному обновлению и совершенствованию. В экспериментальных це­хах совместно с заводскими конструкторскими, опытно-конструкторскими бюро и отделами главного конструктора изготав­ливаются и используются опытные образцы новых изделий.

На предприятиях большинства отраслей промышленности важ­нейшими факторами, формирующими производственную структуру того или иного предприятия, являются:

• отраслевая принадлежность предприятия;

• характерные особенности технологических процессов;

• уровень специализации и кооперирования производства;

• масштаб (объем выпуска) производства продукции.

Поскольку производственная структура предприятия во многом определяет эффективность его деятельности, то очень важным с этой точки зрения является вопрос рационального формирования этой структуры, т.е. выбор правильного соотношения между основ­ным производством и вспомогательными, обслуживающими, под­собными и другими структурными подразделениями. Обусловлено это тем, что процесс изготовления конечной целевой продукции предприятия совершается в его основных производственных цехах, которые и должны занимать преобладающее место не только по своей роли в деятельности предприятия, но и по числу работаю­щих, по стоимости основных производственных фондов и занимае­мых ими производственных площадей.

Помимо перечисленных выше подразделений, формирующих производственную структуру промышленного предприятия, в его состав входят структурные подразделения непроизводственного на­значения, образующие так называемую инфраструктуру предприятия. Они не принимают непосредственного участия в производст­венном процессе, т.е. в переработке каких-либо предметов труда в готовый продукт. Главное назначение таких подразделений сводит­ся к обеспечению производства необходимыми материально-энергетическими ресурсами, к организации и осуществлению про­цессов реализации готовой продукции. Следовательно, подразделе­ния инфраструктуры предприятия находятся вне стадии производ­ства, а функционируют в сфере обмена, т.е. они выполняют в ос­новном снабженческо-сбытовые функции. Основная задача службы материально-технического снабжения — своевременное, полное и бесперебойное снабжение предприятия всеми видами необходимых для производства материально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами. Отдел (служба) снабжения предпри­ятия — это организационно-структурное подразделение, в обязан­ности которого входит поставка на предприятие основных и вспо­могательных материалов, топлива, энергии, покупных полуфабри­катов, комплектующих изделий, инструмента, необходимого обору­дования при обязательном использовании наиболее рациональных и эффективных схем закупки и транспортировки.

Важнейшим структурным подразделением инфраструктуры предприятия является служба сбыта готовой продукции. Процесс реализации продукции можно разделить на четыре этапа. Первый сводится к организации и осуществлению процедуры заключения договоров на поставку продукции. Второй — составление плана реализации продукции и остатков нереализованной продукции, на­ходящихся на складе предприятия. На третьем осуществляется от­грузка (иногда и транспортировка) продукции потребителю. Четвер­тый этап — поступление денежных средств на расчетный счет предприятия-поставщика. В состав данного структурного подразде­ления предприятия в целях повышения эффективности процесса реализации продукции могут включаться структуры товаропрово­дящей сети, в состав которой входят магазины оптовой и рознич­ной торговли, фирменные магазины и товарные базы.

Для обеспечения эффективного функционирования таких инфра­структурных подразделений, как службы материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции в их состав входят и подраз­деления обслуживающего хозяйства: складское и транспортное хо­зяйство.

 

Социальная инфраструктура

В современном индустриальном и урба­низированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении челове­ка играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, куль­туры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве. Основные фонды учреждений соци­альной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фон­дов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учрежде­ний из консолидированного бюджета Российской Федерации еже­годно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.

Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня раз­вития материального производства, объема созданного здесь на­ционального дохода и его распределения между производствен­ной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей матери­ального производства без социальной инфраструктуры. Матери­альные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя лич­ные потребности людей, являются важнейшим фактором вос­производства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.

С расширением масштабов производства и общественного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, производственных отношений, с изменением образа жизни, сопровождающимся изменением структуры потребления и ростом социальных потребностей населения, значение инфраструктуры неуклонно возрастает. Свидетельством тому служит рост произ­водительных сил, используемых в этой сфере народного хозяй­ства. Затрачиваемый в инфраструктурных отраслях живой труд увеличивает объем национального дохода страны. При этом вклад этих отраслей в объем произведенного национального до­хода растет. За последние 30 лет доля этого вклада возросла с 16 до 25%.

В то же время наблюдалось неуклонное повышение удель­ного веса производственных фондов основных отраслей народ­ного хозяйства, что вызывалось необходимостью развития про­мышленного потенциала в районах нового освоения и совер­шенствования материально-технической базы сельского хозяйст­ва. В этих условиях при абсолютном росте основных фондов со­циальной инфраструктуры их удельный вес в общем объеме всех основных фондов народного хозяйства снижался. Такое отставание темпов роста основных фондов инфраструктурных отраслей увеличивало диспропорции в развитии отраслей ос­новного производства и обслуживающих отраслей и сдерживало перевод экономики на интенсивный путь развития.

Необходимость расширения учреждений социальной инфра­структуры диктуется тем, что достигнутый уровень их развития еще не обеспечивает потребности населения в социальных ус­лугах. Все это требует увеличения объема финансовых ресурсов на эти цели.

В современных условиях на содержание и развитие социаль­ной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из не­скольких источников:

• бюджета;

• внебюджетных фондов;

• средств предприятий и населения.

Общественные фонды потребления — это средства бюджета, внебюджетных средств и предприятий, направляемые на соци­альную инфраструктуру. Главное их назначение — социальное развитие общества и социальная защищенность населения. Средства общественных фондов потребления позволяют предос­тавлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обес­печения.

Бюджетные ассигнования. Более 2/3 средств общественных фондов потребления составляют бюджетные ассигнования. По­этому эти фонды доводятся до населения в основном через бюджетную систему в виде расходов:

1) на социально-культурные мероприятия;

2) жилищно-коммунальное хозяйство.

Бюджетные ассигнования на социально-культурные мероприятия и жилищно-коммунальное хозяйство являются финансовой гарантией конституционных прав граждан на минимальный размер социально-культурных и жилищно-коммунальных услуг.

Эти права зафиксированы в Конституции Российской Федера­ции 1993 г.

1. Каждый гражданин России имеет право на вознагражде­ние за труд не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты груда. Кроме того, каждый граж­данин имеет право на оплачиваемый ежегодный отпуск. Это право граждан, работающих в организациях и учреждениях, финансируемых из бюджетных средств, гарантируется бюдже­том, в котором предусматриваются соответствующие ассигно­вания (ст. 37).

2. Гарантируется защищенность материнства, детства и се­мьи (ст. 38). Финансовым выражением этой гарантии со сторо­ны государства являются бюджетные ассигнования на содержа­ние медицинских учреждений, связанных с обеспечением мате­ринства и обслуживанием детей, на выплату пособий по рожде­нию детей, по уходу за ними, многодетным семьям, одиноким матерям, на содержание дошкольных детских учреждений и др.

3. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспече­ние по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор­мильца, для воспитания детей (ст. 39). Средства на эти цели вы­деляются как из бюджета, так и из внебюджетных фондов.

4. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоро­вья и медицинскую помощь (ст. 41).При этом установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных уч­реждениях здравоохранения должна быть оказана гражданам бесплатно. Источником финансирования этих услуг долж­ны быть бюджетные ассигнования и фонды, создаваемые за счет страховых взносов.

5. За счет бюджетных средств гарантируются общедоступ­ность и бесплатность дошкольного, основного общего среднего профессионального и высшего образования в государственных и муниципальных учреждениях (ст. 43).

6. Малоимущим гражданам России, нуждающимся в жили­ще, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных жилищных фондов (ст. 40). Финансовые ресурсы для этих целей предусматриваются в мест­ных бюджетах.

В развитие этих положений Конституции Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» 1995 г. предусмотрен механизм осуществления конституционных прав граждан. В ст. 37 этого Закона преду­смотрено, что органы местного самоуправления должны обеспе­чивать удовлетворение основных жизненных потребностей насе­ления не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Для выполнения этих стандартов федеральные и ре­гиональные органы государственной власти должны передавать в доходы местных бюджетов часть своих финансовых ресурсов.

В целях организации проведения мероприятий по социаль­ной защите населения Правительство РФ разрабатывает и осу­ществляет федеральные целевые программы. В их числе такие программы: «Дети России», «Чернобыль», «Развитие образова­ния», «Социальная поддержка инвалидов», «Радиационная реа­билитация населения и территорий», «Молодежь России». «Жилище» и др. Государственными заказчиками таких программ выступают федеральные министерства и ведомства.

В республиках, краях и областях Российской Федерации раз­рабатываются и осуществляются региональные целевые программы, в том числе связанные с социальной защитой населения.

 

Заключение

Т.о., переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.

Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада СССР является глобальная несбалансированность (несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла.

Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка.

Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составления политического прогноза.


Литература:

 

1.Курс экономической теории:Учебное пособие./Под ред.А.Н.Тур, М.И. Плотницкий. – Мн.:”Мисанте”1998.

2.А.М. Лемешевский. Микроэкономика: Теория национальной экономики. Ч.2.Мн.1994

3.Теория национальной экономики:Учебное пособие.Ч.1.Мн.,1994

4.Шимов, Богданович, Крюков.Беларусь:ретроспектива и перспектива.//Белорусский экономический журнал N1,Мн.2000

5.Основные направления социально – экономического развития РБ на период до 2010г.// /Белорусский экономический журнал N2,Мн.2000

6.Ванкевич.Избыточная занятость. Истоки и последствия.// Белорусский экономический журнал N2,Мн.2000

7.Головачев,Раковец.Денежно- кредитный механизм регулирования экономики//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000

8.А.О.Тихонов.Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000

9.Е.Г.Каштанова.Налоговые реформы конца 20 в.- путь к социальному прогрессу//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000

10.Л.А.Ковалев. СНС как информационная база управления материальными и денежными потоками в стране//Белорусский экономический журнал N4,Мн.2000

11.Экономическая теория. Учебник для ВУЗов/ Под ред.Камаева.М.1998

12. Экономическая теория./Под ред. Базылева, гурко,Мн.БЭГУ,1999

13.Курс экономической теории. Учебник./Под ред.М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой,Мн.,1998

14.Особенности и тенденции белорусской экономики в минувшем году./Национальная экономическая газета,N11,2001

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...