Производственная инфраструктура.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Производственной структурой предприятия называется его разделение на подразделения (производства, цехи, участки, хозяйства, службы и т.п.), осуществляемое по определенным принципам их построения, взаимосвязи и размещения. Важнейшим принципом формирования производственной структуры предприятия является разделение труда между его отдельными элементами, проявляющееся во внутризаводской специализации и кооперировании производства. В соответствии с этим и в зависимости от масштабности предприятия и сложности процесса изготовления выпускаемой продукции каждое промышленное предприятие расчленяется как на крупные подразделения (первый уровень): цехи, производства, хозяйства, так и на более мелкие подразделения (второй уровень): участки, отделения, рабочие места. Любой производственный процесс осуществляется на оборудованных соответствующим образом рабочих местах. Некоторая их совокупность образует производственный участок, наиболее характерной особенностью которого является его целевое назначение. Производственный участок представляет собой подразделение цеха, на котором осуществляются технологические процессы изготовления изделий конкретного назначения или отдельные стадии (переделы) технологического процесса по производству готовой продукции или полуфабриката. На производственном участке все расположенные на нем рабочие места объединяются транспортно-накопительными устройствами, средствами технического, инструментального, метрологического обслуживания и управления. Более крупной производственной структурой предприятия является цех. В отдельных отраслях промышленности основной структурной единицей предприятия может выступать не цех, а производство, объединяющее в себе по сути несколько цехов. В таком случае говорят о безцеховой производственной структуре предприятия.
Все цехи крупных промышленных предприятий в зависимости от выполняемой роли в общем процессе производства продукции подразделяются на: • основные производственные, совокупность которых образует основное производство; • вспомогательные (вспомогательное производство); • обслуживающие (обслуживающее хозяйство); • подсобные (подсобное хозяйство); • побочные (побочное производство); • экспериментальные (экспериментальное производство). Основные цехи, формирующие основное производство предприятия, предназначены для осуществления основных технологических процессов по производству продукции, по которой специализируется конкретное предприятие. В основных цехах сосредоточены технологические процессы по качественному изменению состояния и формы обрабатываемых предметов труда (исходного сырья) для превращения их в готовую продукцию. Вспомогательные цехи создаются для обеспечения эффективной деятельности основного производства. Вспомогательное производство и входящие в его состав цехи осуществляют поставку для нужд основных цехов предприятия средств технологической оснастки, электроэнергии, газа, пара и других видов энергии, а также осуществляют ремонт оборудования и зданий основных цехов, изготовляют нестандартное оборудование и запасные части для оборудования основного производства. Обслуживающее хозяйство включает в себя цехи, обеспечивающие все производственные структуры предприятия различными видами услуг. Отдельные цехи обслуживающего хозяйства предоставляют транспортные услуги автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта, обеспечивают выполнение функций по хранению сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, готовой продукции и полуфабрикатов (складское хозяйство), а также осуществляет выполнение услуг основным цехам по проведению различных лабораторных испытаний.
Подсобное производство включает в себя цехи, осуществляющие производство тары, необходимой для упаковки готовой продукции, добычу и переработку вспомогательных материалов (карьеры по добыче формовочных земель), огнеупорных изделий, смазочно-охлаждающих жидкостей, а также переработку и подготовку к использованию металлолома (копровый цех). На особо крупных предприятиях помимо перечисленных структур подсобного производства могут функционировать подсобные хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (скотоводческие фермы, тепличное хозяйство и др.) и обеспечением заводских подразделений общественного питания необходимыми продуктами. Побочные цехи, формирующие побочное производство, осуществляют изготовление продукции из образующихся отходов производства, в том числе и товаров народного потребления, переработкой и подготовкой к реализации на сторону отходов основного производства. Кроме того, на некоторых предприятиях могут функционировать побочные подразделения по регенерации вспомогательных материалов для их повторного использования в основном производстве (цех регенерации формовочных земель, масел и др.). Экспериментальное производство организуется в основном на крупных машиностроительных предприятиях, занимающихся выпуском сложных, наукоемких изделий, подвергающихся постоянному обновлению и совершенствованию. В экспериментальных цехах совместно с заводскими конструкторскими, опытно-конструкторскими бюро и отделами главного конструктора изготавливаются и используются опытные образцы новых изделий. На предприятиях большинства отраслей промышленности важнейшими факторами, формирующими производственную структуру того или иного предприятия, являются: • отраслевая принадлежность предприятия; • характерные особенности технологических процессов; • уровень специализации и кооперирования производства; • масштаб (объем выпуска) производства продукции.
Поскольку производственная структура предприятия во многом определяет эффективность его деятельности, то очень важным с этой точки зрения является вопрос рационального формирования этой структуры, т.е. выбор правильного соотношения между основным производством и вспомогательными, обслуживающими, подсобными и другими структурными подразделениями. Обусловлено это тем, что процесс изготовления конечной целевой продукции предприятия совершается в его основных производственных цехах, которые и должны занимать преобладающее место не только по своей роли в деятельности предприятия, но и по числу работающих, по стоимости основных производственных фондов и занимаемых ими производственных площадей. Помимо перечисленных выше подразделений, формирующих производственную структуру промышленного предприятия, в его состав входят структурные подразделения непроизводственного назначения, образующие так называемую инфраструктуру предприятия. Они не принимают непосредственного участия в производственном процессе, т.е. в переработке каких-либо предметов труда в готовый продукт. Главное назначение таких подразделений сводится к обеспечению производства необходимыми материально-энергетическими ресурсами, к организации и осуществлению процессов реализации готовой продукции. Следовательно, подразделения инфраструктуры предприятия находятся вне стадии производства, а функционируют в сфере обмена, т.е. они выполняют в основном снабженческо-сбытовые функции. Основная задача службы материально-технического снабжения — своевременное, полное и бесперебойное снабжение предприятия всеми видами необходимых для производства материально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами. Отдел (служба) снабжения предприятия — это организационно-структурное подразделение, в обязанности которого входит поставка на предприятие основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструмента, необходимого оборудования при обязательном использовании наиболее рациональных и эффективных схем закупки и транспортировки.
Важнейшим структурным подразделением инфраструктуры предприятия является служба сбыта готовой продукции. Процесс реализации продукции можно разделить на четыре этапа. Первый сводится к организации и осуществлению процедуры заключения договоров на поставку продукции. Второй — составление плана реализации продукции и остатков нереализованной продукции, находящихся на складе предприятия. На третьем осуществляется отгрузка (иногда и транспортировка) продукции потребителю. Четвертый этап — поступление денежных средств на расчетный счет предприятия-поставщика. В состав данного структурного подразделения предприятия в целях повышения эффективности процесса реализации продукции могут включаться структуры товаропроводящей сети, в состав которой входят магазины оптовой и розничной торговли, фирменные магазины и товарные базы. Для обеспечения эффективного функционирования таких инфраструктурных подразделений, как службы материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции в их состав входят и подразделения обслуживающего хозяйства: складское и транспортное хозяйство.
Социальная инфраструктура В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве. Основные фонды учреждений социальной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фондов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учреждений из консолидированного бюджета Российской Федерации ежегодно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований. Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.
С расширением масштабов производства и общественного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, производственных отношений, с изменением образа жизни, сопровождающимся изменением структуры потребления и ростом социальных потребностей населения, значение инфраструктуры неуклонно возрастает. Свидетельством тому служит рост производительных сил, используемых в этой сфере народного хозяйства. Затрачиваемый в инфраструктурных отраслях живой труд увеличивает объем национального дохода страны. При этом вклад этих отраслей в объем произведенного национального дохода растет. За последние 30 лет доля этого вклада возросла с 16 до 25%. В то же время наблюдалось неуклонное повышение удельного веса производственных фондов основных отраслей народного хозяйства, что вызывалось необходимостью развития промышленного потенциала в районах нового освоения и совершенствования материально-технической базы сельского хозяйства. В этих условиях при абсолютном росте основных фондов социальной инфраструктуры их удельный вес в общем объеме всех основных фондов народного хозяйства снижался. Такое отставание темпов роста основных фондов инфраструктурных отраслей увеличивало диспропорции в развитии отраслей основного производства и обслуживающих отраслей и сдерживало перевод экономики на интенсивный путь развития. Необходимость расширения учреждений социальной инфраструктуры диктуется тем, что достигнутый уровень их развития еще не обеспечивает потребности населения в социальных услугах. Все это требует увеличения объема финансовых ресурсов на эти цели. В современных условиях на содержание и развитие социальной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: • бюджета; • внебюджетных фондов; • средств предприятий и населения. Общественные фонды потребления — это средства бюджета, внебюджетных средств и предприятий, направляемые на социальную инфраструктуру. Главное их назначение — социальное развитие общества и социальная защищенность населения. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Бюджетные ассигнования. Более 2/3 средств общественных фондов потребления составляют бюджетные ассигнования. Поэтому эти фонды доводятся до населения в основном через бюджетную систему в виде расходов: 1) на социально-культурные мероприятия; 2) жилищно-коммунальное хозяйство. Бюджетные ассигнования на социально-культурные мероприятия и жилищно-коммунальное хозяйство являются финансовой гарантией конституционных прав граждан на минимальный размер социально-культурных и жилищно-коммунальных услуг. Эти права зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 г. 1. Каждый гражданин России имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты груда. Кроме того, каждый гражданин имеет право на оплачиваемый ежегодный отпуск. Это право граждан, работающих в организациях и учреждениях, финансируемых из бюджетных средств, гарантируется бюджетом, в котором предусматриваются соответствующие ассигнования (ст. 37). 2. Гарантируется защищенность материнства, детства и семьи (ст. 38). Финансовым выражением этой гарантии со стороны государства являются бюджетные ассигнования на содержание медицинских учреждений, связанных с обеспечением материнства и обслуживанием детей, на выплату пособий по рождению детей, по уходу за ними, многодетным семьям, одиноким матерям, на содержание дошкольных детских учреждений и др. 3. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39). Средства на эти цели выделяются как из бюджета, так и из внебюджетных фондов. 4. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).При этом установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна быть оказана гражданам бесплатно. Источником финансирования этих услуг должны быть бюджетные ассигнования и фонды, создаваемые за счет страховых взносов. 5. За счет бюджетных средств гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего среднего профессионального и высшего образования в государственных и муниципальных учреждениях (ст. 43). 6. Малоимущим гражданам России, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных жилищных фондов (ст. 40). Финансовые ресурсы для этих целей предусматриваются в местных бюджетах. В развитие этих положений Конституции Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. предусмотрен механизм осуществления конституционных прав граждан. В ст. 37 этого Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Для выполнения этих стандартов федеральные и региональные органы государственной власти должны передавать в доходы местных бюджетов часть своих финансовых ресурсов. В целях организации проведения мероприятий по социальной защите населения Правительство РФ разрабатывает и осуществляет федеральные целевые программы. В их числе такие программы: «Дети России», «Чернобыль», «Развитие образования», «Социальная поддержка инвалидов», «Радиационная реабилитация населения и территорий», «Молодежь России». «Жилище» и др. Государственными заказчиками таких программ выступают федеральные министерства и ведомства. В республиках, краях и областях Российской Федерации разрабатываются и осуществляются региональные целевые программы, в том числе связанные с социальной защитой населения.
Заключение Т.о., переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций. Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада СССР является глобальная несбалансированность (несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла. Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка. Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составления политического прогноза. Литература:
1.Курс экономической теории:Учебное пособие./Под ред.А.Н.Тур, М.И. Плотницкий. – Мн.:”Мисанте”1998. 2.А.М. Лемешевский. Микроэкономика: Теория национальной экономики. Ч.2.Мн.1994 3.Теория национальной экономики:Учебное пособие.Ч.1.Мн.,1994 4.Шимов, Богданович, Крюков.Беларусь:ретроспектива и перспектива.//Белорусский экономический журнал N1,Мн.2000 5.Основные направления социально – экономического развития РБ на период до 2010г.// /Белорусский экономический журнал N2,Мн.2000 6.Ванкевич.Избыточная занятость. Истоки и последствия.// Белорусский экономический журнал N2,Мн.2000 7.Головачев,Раковец.Денежно- кредитный механизм регулирования экономики//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000 8.А.О.Тихонов.Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000 9.Е.Г.Каштанова.Налоговые реформы конца 20 в.- путь к социальному прогрессу//Белорусский экономический журнал N3,Мн.2000 10.Л.А.Ковалев. СНС как информационная база управления материальными и денежными потоками в стране//Белорусский экономический журнал N4,Мн.2000 11.Экономическая теория. Учебник для ВУЗов/ Под ред.Камаева.М.1998 12. Экономическая теория./Под ред. Базылева, гурко,Мн.БЭГУ,1999 13.Курс экономической теории. Учебник./Под ред.М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой,Мн.,1998 14.Особенности и тенденции белорусской экономики в минувшем году./Национальная экономическая газета,N11,2001
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|