Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные требования к знаниям и умениям учащихся




Учащиеся должны уметь:

правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

 

1 Элементарные математические представления, перечисленные в программе подготовительного класса до раздела «Числа 1—5».

2 При отсутствии возможности изучить все темы, внесенные в программу 1 класса, учитель имеет право отложить знакомство учащихся с числами 11—20 до следующего года.

 

МУЗЫКА И ПЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки. Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения. Задачи образовательные: формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности; формировать музыкально-эстетический словарь; формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки. Задачи воспитывающие: помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; активизировать творческие способности. Задачи коррекционно-развивающие: корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи. Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение. После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников. Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен. Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется: музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа и др.); техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компактдисков, видеоаппаратура, диапроектор); музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература). В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т. п.). Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя. Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные мероприятия: специальные музыкальные занятия, кружки, массовые мероприятия, введение музыки в режимные моменты учащихся. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида имеется возможность проведения внеклассных музыкальных занятий с группами постоянного состава, совпадающими с воспитательными группами учащихся одного класса. Занятия могут проводиться в малых группах, подгруппах, с учетом эмоционально-поведенческих расстройств или индивидуально с детьми, имеющими тяжелые, стойкие психопатоподобные расстройства поведения, ограничивающие участие таких детей в коллективных видах деятельности. Дополнительное музыкальное образование и воспитание представляется в виде кружков. Занятия кружков проводятся не только со способными в музыкальном отношении учащимися, но и со всеми желающими. Вся кружковая работа как форма дополнительного образования и воспитания направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных способностей, умений и их дальнейшее развитие. Из массовых форм проводятся следующие мероприятия: утренники, посвященные календарным датам; музыкальные праздники; постановка музыкальных спектаклей; представлений; конкурсы песни; смотры художественной самодеятельности; танцевальные вечера, дискотеки; посещение концертов, оперных и балетных спектаклей. Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки). Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информацию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок- и рэп-музыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания. Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке. На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью; эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией. Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры. Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.   ПРОГРАММА   1 класс (2 ч в неделю) ПЕНИЕ Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. Певческий диапазон (ре1 — си1). Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера. Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников. Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста. Получение эстетического наслаждения от собственного пения. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание. Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба. Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений. Игра на музыкальных инструментах. Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).   Примерный музыкальный материал для пения П е р в а я ч е т в е р т ь Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Во поле береза стояла. Русская народная песня. Савка и Гришка. Белорусская народная песня. Веселые гуси. Украинская народная песня. В т о р а я ч е т в е р т ь Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой. Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука). К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен. Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой. Т р е т ь я ч е т в е р т ь Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина. Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина. Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина. Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.   Музыкальные произведения для слушания И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1. К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок». Е. Крылатов — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Д. Кабалевский. Клоуны. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка». И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор. М. Глинка. Полька. П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро». Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой. Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.   Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара). Учащиеся должны уметь: петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков; одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу; правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов; правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1; различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне; различать песню, танец, марш; передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).   2 класс (1 ч в неделю) ПЕНИЕ Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до2. Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне. Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла). Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения. Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.   СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие). Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях. Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта. Игра на музыкальных инструментах. Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне.   Примерный музыкальный материал для пения П е р в а я ч е т в е р т ь На горе-то калина. Русская народная песня. Каравай. Русская народная песня. Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой. В т о р а я ч е т в е р т ь Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского. Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева. Т р е т ь я ч е т в е р т ь Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской. Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой. Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова. Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь Бабушкин козлик. Русская народная песня. Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.   Музыкальные произведения для слушания К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных». Л. Боккерини. Менуэт. Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк». П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома». А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка». Рамиресс. Жаворонок. С. Рахманинов. Итальянская полька. Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина. Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.   Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: высокие и низкие, долгие и короткие звуки; музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта); характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр). Учащиеся должны уметь: исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.   3 класс (1 ч в неделю) ПЕНИЕ Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами. Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания). Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог. Развитие умения контролировать слухом качество пения. Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен. Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.   СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения. Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка. Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне. Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).   Примерный музыкальный материал для пения П е р в а я ч е т в е р т ь Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова. Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского. В т о р а я ч е т в е р т ь Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова. Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова. Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко. Т р е т ь я ч е т в е р т ь Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского. Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой. Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова. Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.   Музыкальные произведения для прослушивания Ф. Шуберт. Аве Мария. Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен». Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида». В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525. М. Теодоракис. Сиртаки. П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик». Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника». Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3. Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина. Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова. Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная); музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка). Учащиеся должны уметь: выделять мелодию в песне и инструментальном произведении; сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре; распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками; сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог; воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.   4 класс (1 ч в неделю) ПЕНИЕ Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предьщущих классах, а также на новом материале. Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни. Работа над кантиленой. Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте. Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх). Развитие умения определять сильную долю на слух. Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения. Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо). СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы. Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод). Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации). Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др. Игра на музыкальных инструментах. Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах. Обучение детей игре на фортепиано.   Примерный музыкальный материал для пения П е р в а я ч е т в е р т ь Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко. Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. В т о р а я ч е т в е р т ь Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова. Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина. Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского. Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Т р е т ь я ч е т в е р т ь Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова. Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова. Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина. Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой. Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня. Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого. Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового. Во кузнице. Русская народная песня. Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.   Музыкальные произведения для слушания В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР». Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко». К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад». Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости». Монте. Чардаш. В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331. Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома». М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера. Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева. Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе. В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева. Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.   Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: современные детские песни для самостоятельного исполнения; значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо); народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание. Учащиеся должны уметь: петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и четко произносить слова к песнях подвижного характера; исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно; различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.   РИТМИКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом. Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения». В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности. На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы <
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...