Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В.В. Зеленским, под общ. ред. В.В. Зеленского. – СПб.: Азбука, 2001.





[1] В русле данного научного направления в дальнейшем проводили изыскания некоторые из названных здесь отечественных учёных-психологов и многие другие отечественные учёные-психологи.

[2] Дже́мс Уи́льям (Ви́льям), годы жизни: 1842-1910, - американский психолог, теоретик психологии и философ. Следовал идее о том, что жизненная ценность сознания уясняется (проявляется), только исходя из эволюционной теории, согласно которой сознание является орудием адаптации к среде. На этом основании У. Джемс разработал моторно-биологическую концепцию психики как особой формы активности организма, призванной обеспечить его эффективное выживание. Членение сознания на элементы У. Джемс отвергал. Он выдвинул положение о целостности сознания, представленной в динамике ("поток сознания"). Динамическое развитие сознания, согласно У. Джемсу, обеспечивает нужды (потребности) индивида. По У. Джемсу индивид (субъект) реализует свои изменяющиеся потребности, благодаря развитию своего сознания как целостного психического образования. Эти положения стали основополагающими для философии психологических исследований в США.

[3] Фре́йд (Фро́йд) Зи́гмунд (1856-1939) - австрийский психолог, создатель психоанализа. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, З. Фрейд пришёл к выводу, что источником многих физических и психических заболеваний (психосома́тика, неврозы, депрессии и пр.) являются неосознаваемые больными психические ("сексуально-эмоциональные") комплексы, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают патологические симптомы (расстройства движений, расстройства восприятия, памяти, эмоциональной сферы и пр.).

[4] А́длер Альфре́д (1870-1937), австрийский психолог, один из создателей (наряду с Карлом Густавом Юнгом) аналитического направления в психологии. А. Адлер создал научную школу "индивидуальной психологии". В своём учении А. Адлер отстаивал принципы внутреннего единства психической жизни личности, отмечал отсутствие жёсткой границы и антагонизма между сознанием и бессознательным (в противовес З. Фрейду).

[5] Ю́нг Ка́рл Гу́став (1875-1961), - швейцарский психолог, психиатр и психоаналитик. Один из основателей и лидеров международного психоаналитического движения. Создатель аналитической психологии. К. Юнг разработал так же метод ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом. Заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение расценивалось в качестве "индикатора комплекса", как свидетельство наличия эмоционально окрашенных представлений. В качестве основной задачи психотерапии К. Юнг выдвигал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики. Имелись значимые расхождения в толковании сновидений и ассоциаций между К. Юнгом и З. Фрейдом. З. Фрейд считал, что символы, используемые человеком, замещают другие, вытесненные предметы и влечения. В противовес З. Фрейду К. Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ (в качестве неосознаваемого, - "снящегося" или ассоциативного) является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ, по К. Юнгу ничего не замещает, но отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Символ как бы и есть само это состояние. Поэтому К. Юнг возражал против символической интерпретации снов и ассоциаций, разрабатываемой З. Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Постепенно К. Юнг пришел к мысли о том, что его интерпретация символа дает ему ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обращая внимание на их символику. Это и привело К. Юнга к одному из важнейших его научных открытий – «открытию» коллективного бессознательного (индивидуальное бессознательное было "открыто" З. Фрейдом).

[6] Хо́рни Ка́рен (1885-1952), американский психолог, неофрейди́стка. Разделяла основные положения фрейдизма о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального. При этом, Карен Хорни подчеркивала значение воздействия окружающей среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства - "коренной тревоге", которая возникает у ребёнка из-за "изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире".

[7] Фро́мм Э́рих (1900-1980), немецкий психолог, неофрейди́ст. Основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии, которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и, на этой основе, с другими людьми и с самим собой.

[8] Экзисте́нция – "сущность" ("экзисте́нтс" - сущностное (лат.). Здесь – психическая сущность.

[9] Э́риксон Э́рик (1902-1993), американский психолог, создатель эго-психологии. В противоположность тезису З. Фрейда об антагонизме личности и общества, Э. Эриксон подчёркивал биосоциа́льную природу (социально-психологические аспекты развития) и адаптивный характер поведения личности. При этом, Э. Эриксон "отталкивался" от стадий психосексуа́льного развития личности, выделенных З. Фрейдом. Однако, Э. Эриксон существенно иначе оценивал (и называл) данные стадии и "добавлял" к характеристикам данных стадий социально-психологические аспекты, тем самым, дополняя их с позиций социально-культурного анализа.

[10] Бё́рн (Бе́рн) Э́рик (1902-1970), американский психолог и психиатр. Разработал т.н. "транса́ктный анализ" - оригинальное направление как в теоретической психологии, так и в практической психотерапии. Развивая идеи психоанализа, Э. Бёрн сосредоточился на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих "трансакций" (три эго-состояния: "взрослый" (приблизительно "Супер-Э́го"), "родитель" (приблизительно "Эго"), "ребёнок" (приблизительно "Ид")). В каждый момент времени, (акт взаимоотношений с другими людьми), человек, по Э. Бёрну, находится либо в "состоянии взрослого", либо в "состоянии родителя", либо в "состоянии ребёнка".

[11] Понятие транса́кция ("транза́кция"), - обозначает собою некий психический "переход" ("перетекание") личности из одного Эго-состояния в другое. Таким образом, трансакция («транзакция») понимается как внутриличностное взаимодействие эго-состояний личности человека.

[12] Салливен (Са́лливан или Са́лливэн) Гарри (Генри) Стэк (1892-1949), американский психиатр и психолог, представитель неофрейдизма (или - неопсихоанализа). Подобно другим представителям неофрейдизма произвёл социально-психологическую модификацию классического фрейдизма (классического психоанализа), выдвинув «межличностную теорию психотерапии», согласно которой главной детерминантой психического развития выступают межличностные отношения (как реальные, так и воображаемые), в которых личность формируется и проявляется. Отвергая фрейдовское представление о либидо как доминирующем энергетическом источнике поведения человека, Салливен рассматривал в качестве первого и важнейшего компонента личности систему динамизмов – особых «образцов энергии», проявляющихся в межличностных отношениях и обеспечивающих удовлетворение потребностей. Несоответствие потребностей способам их удовлетворения, а так же «беспокойство» личности по поводу своей безопасности, передающееся ребёнку от матери и развивающееся в неблагоприятных межличностных ситуациях, вызывают, по мнению Салливена, многочисленные личностные «напряжения», конфликты. Основным механизмом защиты от них выступает «система самости» - особая инстанция личности, предписывающая и запрещающая определённые образцы поведения, в зависимости от конкретных межличностных ситуаций. Второй компонент личности составляет система персонификаций – образов себя и окружающих, которые, раз возникнув, продолжают стереотипно определять отношение к себе и другим. Третий компонент личности – когнитивные процессы: прототаксис – бессвязное течение идей, свойственное ребёнку; паратаксис – фиксация причинных связей лишь между рядоположенными во времени событиями; синтаксис – оперирование символами, значение которых разделяется определённой социальной группой. На этой основе Салливен выделил ряд стадий онтогенетического развития личности, связанных с изменением сложившихся межличностных отношений. Основная цель психотерапии Салливена – выработка защитных механизмов личности, обеспечивающих её адекватное приспособление к окружающим – достигалась посредством выдвинутого им метода «психиатрического интервью», предполагающего воздействие психиатра на межличностную ситуацию, возникающую при контакте с пациентом.

[13] «Диспози́ция» – это, первоначально, так называемый "военный термин", обозначающий, в буквальном, смысле, – "месторасположение войск перед боем". Отметим, что понятие "диспозиция" активно используется в психологии (конечно, "на психологический терминологический лад"). Наиболее частое использование данного понятия производится (осуществляется) в психологии относительно социально-психологических установок, представленных (имеющихся) в такой структуре личности как "Эго". Отсюда, - психологический термин "Эго-диспозиция".

[14] О́лпорт Го́рдон (1897-1967), американский психолог. Инициатор разработки системного подхода к изучению личности. Согласно концепции Г. О́лпорта, личность представляет собой развивающуюся и открытую систему, ядро которой составляет человеческое "Я". Генеральной особенностью данной психологической системы является стремление личности к реализации своего потенциала, - стремление к самоактуализа́ции. Г. Олпорт полагал, что системный подход в психологии позволит преодолеть ограниченность как механического воззрения на человека, свойственного бихевиоризму и кибернетике, так и теорий, объясняющих специфику поведения личности скрытыми в глубинах её внутреннего мира бестелесными актами.

[15] Ски́ннер Бе́ррес Фредери́к (1904-1990), - американский психолог, создатель концепции "опера́нтного бихевиоризма". Одним из центральных понятий этой концепции является понятие «опера́нтное обусло́вливание», которое выражает особый путь образования условных рефлексов (в отличие от «классического», «па́вловского» пути). Б. Скиннер выдвинул теорию "опера́нтного" (от понятия "операция" как некое действие) научения, согласно которой индивид приобретает новые реакции благодаря тому, что сам "подкрепляет" их (определённая модификация теории условных рефлексов И.П. Павлова). Опера́нтный бихевиоризм Б. Скиннера по смыслу может быть соотнесён с классическим бихевиоризмом Дж. Уотсона, которому свойственна та же механистичность в понимании поведения и отрицание качественных различий в поведении животных и человека.

[16] Опера́нтное науче́ние, согласно Б. Ски́ннеру, заключается в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не повторения стимула в качестве подкрепления. Б. Скиннер отрицал необходимость введения «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией и считал возможным в психологии лишь описание связей между стимулами, реакциями и подкреплением.

[17] Банду́ра Альбе́рт (1925-1988), - канадско-американский психолог украинского происхождения, психолог социального направления, автор теории так называемого социального науче́ния, через которое, по его мнению, протекает развитие и социализация личности. Начав с методологии "стимул-реакция", А. Бандура пришёл к выводу, что для поведения человека данная модель не совсем применима и предложил свою модель. Подход А. Бандуры заключался в том, что развитие и социализация личности происходит за счёт т.н. инструментального обусло́вливания, детерминированного наблюдением за т.н. образцами поведения. При этом, внешнее социальное подкрепление рассматривалось А. Бандурой не как единственная детерминанта науче́ния, а лишь как способствующий развитию личности (в определённом направлении) фактор. Главной же детермина́нтой науче́ния человека А. Бандура считал наблюдение им за образцами поведения других людей и наблюдение за последствиями этого поведения. По А. Бандуре, та или иная форма поведения становится мотивирующей (внутренне принятой) именно потому, что человек обучается предвосхищать последствия своих действий в "выбранной" им поведенческой парадигме (па́ттернах поведения).

[18] Особенно важную роль здесь, по А. Бандуре, играет мышление — cognition (англ.). Отсюда - понятие "когни́ция" (нечто "мыслительное") в названии данной теории.

[19] В частности, А. Банду́ра полагал, что дети развиваются путём прямого подражания взрослым и друг другу, - обучаясь чему либо в процессе наблюдения за окружающими и в ходе повторения их действий.

[20] Выго́тский Ле́в Семё́нович (1896-1934), выдающийся отечественный психолог с мировым именем. Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знания, прежде всего знаки языка, служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект воздействует на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты). Психические функции, данные природой («натуральные») преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие – произвольным и т.п. Все эти внутренние процессы – продукт интериориза́ции (психического познавательного «присвоения» опыта, знаний, смыслов, значений, представлений, де́ятельностных приёмов и т.п.). Л.С. Выго́тский писал: «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, – сперва социальном, потом – психологическом. Сперва между людьми как категория и́нтерпсихическая, затем внутри ребёнка как категория и́нтрапсихическая. Зарождаясь в прямых социальных контактах ребёнка со взрослыми, высшие функции затем «вра́щиваются» в его сознание». («История развития высших психических функций», 1931). На основе этой идеи Л.С. Выго́тским было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее большое влияние на современные Л.С. Выго́тскому и последующие отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребёнка. Принцип развития сочетался в концепции Л.С. Выго́тского с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под которыми понимались целостные психические образования в виде различных форм межфункциона́льных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем – значению как «клеточке», на которой разрастается психологическая ткань человеческой психики. Совместно со своими учениками Л.С. Выго́тский экспериментально проследил основные стадии преобразования значений в онтогенезе («Мышление и речь», 1934), предложил адекватную принципу развития гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Идеи Л.С. Выго́тского развили не только психологию и её различные отрасли, но так же продвинули другие науки о человеке.

[21] Ме́рлин Во́льф Соломо́нович (1892-1982), видный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии. Выдвинул принцип «много-многозна́чной зависимости» психических явлений от физиологических, который позволил раскрыть сложный, опосредованный характер взаимоотношений между различными уровнями организации индивидуальных особенностей личности – нейродинамическим, психодинами́ческим и личностным. Исследования в этой области привели к созданию Ме́рлиным В.С. концепции темперамента человека «Очерк теории темперамента», 1964; «Очерк интегрального исследования индивидуальности», 1986. Ме́рлин В.С. – создатель Пермской школы психологов.

[22] Мяси́щев Влади́мир Никола́евич (1982-1973), видный отечественный психолог. Мяси́щев В.Н. разрабатывал концепцию отношений личности, восходящую своими корнями к воззрениям Алекса́ндра Фё́доровича Лазу́рского и являющуюся конкретно-научным воплощением понимания социально-психологической сущности человека. Ядро личности, по Мяси́щеву В.Н., составляет система её отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. Данная теория составляла основу исследований Мясищева В.Н. в области медицинской психологии («Личность и неврозы», 1960).

[23] Ана́ньев Бори́с Гера́симович (1907-1972), видный отечественный психолог, действительный член АПН СССР (1968). Следуя научным традициям Влади́мира Ива́новича Бе́хтерева, Борис Герасимович Ана́ньев выступал с идеей создания единой концепции человекозна́ния как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке («Человек как предмет познания», 1969), которые группируются в четыре раздела: 1 - человек как биологический вид, 2 - онтогенез и жизненный путь человека как индивида, 3 - изучение человека как личности, 4- проблема человечества. Б.Г. Ана́ньев выделял иерархические соподчинённые уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Наряду с указанным выше, особый интерес представляют исследования Б.Г. Ана́ньева в области сенсо́рных и перцепти́вных процессов («Психология чувственного познания», 1960) и его исследования в области педагогической психологии («Психология педагогической оценки», 1935; «О проблемах современного человекозна́ния», 1975). Так же, широкую известность приобрели научные труды Б.Г. Ана́ньева по исследованию ощущений, чувств, познания, внутренней речи. Помимо этого, существенную научную значимость имеют труды Б.Г. Ананьева по дифференциальной и возрастной психологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...