Грамматика, правописание и развитие речи. 2—4 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников. Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу. Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др. Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными. Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень. Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков. В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей). Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю. Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста. ПРОГРАММА 2 класс (5 ч в неделю) ПОВТОРЕНИЕ · Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. · Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. · Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов. ЗВУКИ И БУКВЫ · Звуки гласные и согласные, их различение. · Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
· Слова с гласной э. · Слова с буквами и и й, их различение. · Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. · Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. · Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. · Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. · Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. СЛОВО Изучение слов, обозначающих предметы: · называние предметов и различение их по вопросам кто? что?; · называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы); · различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки); · сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван). Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.). Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. Изучение слов, обозначающих действия: · называние действий предметов по вопросам что делает? что делают? · группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); · различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); · умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Практическое знакомство с построением простого предложения: · составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; · заканчивание начатого предложения (Собака громко...); · составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; · выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ · Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). · Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. · Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного. ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ · Совершенствование техники письма. · Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. · Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. · Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания. · Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. · Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. · Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. · Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. · Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы. УСТНАЯ РЕЧЬ · Повторение пройденного за год. · Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. · Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. · Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта). Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: · анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; · списывать по слогам с рукописного и печатного текста; · писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; · писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; · составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. 3 класс (5 ч в неделю) ПОВТОРЕНИЕ Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ · Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. · Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. · Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. · Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. · Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. · Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. · Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. · Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). СЛОВО Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: · называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; · нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; · подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); · согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. ПРЕДЛОЖЕНИЕ · Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). · Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. · Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. · Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). · Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ · Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. · Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно). · Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. · Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений: · 1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у; · 2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы; · 3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з; · 4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я; · 5-я группа — э, х, ж, к; письмо заглавных букв: · 1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; · 2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я; · 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В; · 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. УСТНАЯ РЕЧЬ · Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. · Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). · Повторение пройденного за год. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: · составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; · анализировать слова по звуковому составу; · различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; · определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; · списывать текст целыми словами; · писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы. Учащиеся должны знать: · алфавит. 4 класс ПОВТОРЕНИЕ Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении. ЗВУКИ И БУКВЫ · Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. · Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. · Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. · Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный). СЛОВО · Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. · Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. · Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами. · Разделительный ъ. · Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). · Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике. ПРЕДЛОЖЕНИЕ · Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. · Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. · Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). · Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ · Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. · Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. · Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. · Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. · Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. · Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте. ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ · Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма. · Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв: 1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я; 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д. · Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. · Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. · Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. · Выборочное списывание по указанию учителя. · Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания. · Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке. УСТНАЯ РЕЧЬ · Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя). · Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам. · Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему. · Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий. · Повторение пройденного. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: · составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения; · анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове); · списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; · писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов). Учащиеся должны знать: · алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|