Информационное, или постиндустриальное, общество
Традиционное общество (от древних цивилизаций до ХVІІ в.) Экономическая сфера общественной жизни: _ господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла; _ экстенсивная технология и ручные орудия труда; _ человек максимально приспосабливался к окружающей среде и подчинялся ритмам природы; _ господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности; _ распределение материальных благ зависит от положения человека в социальной иерархии. Социальная сфера общественной жизни: _ социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна; _ социальная мобильность отсутствует: на протяжении всей жизни человек остаётся в одной и той же социальной группе; _ основными социальными ячейками являются община и семья; _ поведение человека в обществе регулируется корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами; _ в общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимаются как осуществление божественного промысла. Политическая сфера общественной жизни: _ господство Церкви и армии; _ человек полностью отчуждён от политики; _ власть не представляется человеку большей ценностью, чем право и закон; _ общество консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям; _ изменения в обществе происходят медленно и спонтанно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера общественной жизни: _ индивидуальность, самостоятельность не поощряются; _ социальная группа диктует личности нормы поведения; _ человек не анализирует своё положение в мире, и не подвергает анализу явления окружающей действительности;
_ количество образованных людей невелико; устная информация преобладает над письменной; _ превалирует духовная, а не экономическая сфера человеческого бытия. Индустриальное общество (с ХVІІ в. до конца ХХ в.) Экономическая сфера общественной жизни: _ экономической базой является промышленность, основанная на машинной технике; _ увеличение объёма основного капитала, снижение долговременных издержек на единицу продукции; _ повышение производительности труда в сельском хозяйстве, разрушение натуральной замкнутости; _ замена экстенсивного хозяйства интенсивным и простого воспроизводства расширенным; _ зарождение и развитие рыночной экономики; _ развитие научно-технического прогресса; _ человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет её себе; _ стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения; _ возрастает благосостояние населения. Социальная сфера общественной жизни: _ значительная социальная мобильность; _ резкое сокращение удельного веса крестьянства в составе населения; _ развитие процесса урбанизации; _ появление новых классов: промышленного пролетариата и буржуазии, укрепление средних слоёв; _ аристократия приходит в упадок. Политическая сфера общественной жизни: _ возрастание роли государства; _ постепенное появление демократического режима; _ господство права и закона; _ человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта. Духовная сфера общественной жизни: _ значительная трансформация системы ценностей; _ человек автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами; _ индивидуализм, рационализм личности; _ освобождение сознания от влияния религии; _ человек стремится к самосовершенствованию. Информационное, или постиндустриальное, общество
(конец ХХ - начало ХХІ в.) Экономическая сфера общественной жизни: _ на первый план выдвигается сфера услуг; _ индивидуализация производства и потребления; _ увеличение удельного веса мелкосерийного производства; _ предпочтение отдаётся ресурсосберегающим, энергосберегающим и наукоёмким технологиям; ` _ развитие информационных технологий. Социальная сфера общественной жизни: _ стирание классовых различий; _ сближение размера доходов различных групп населения, ведущее к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса; _ увеличение роли каждого отдельного человека в обществе; _ зависимость повседневной жизни общества от имеющейся информации. Политическая сфера общественной жизни: _ усиление роли государственного прогнозирования. Духовная сфера общественной жизни: _ ведущие роли в обществе принадлежат науке и информации.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе. Вторичные потребности являются по своей природе психологическими. Экзистенциальные потребности -это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены. Социальные потребности - это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки. Престижные потребности - это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности. Духовные потребности -это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Способности - это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности. Талант -это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в тои или иной сфере деятельности.
Деятельность человека -это его активность, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Общение − вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Прямое общение – личные, непосредственные контакты. Косвенное общение – общение через посредников. Мышление − это активный процесс отражения объективного мира через понятия, суждения, теории. Средством мышления является язык. Индивид − это биологический организм, носитель общих наследственных социальных и психологических черт человечества, таких как разум, воля, потребности, интересы. Индивидуальность −это неповторимое своеобразие проявлений человека, которое подчёркивает исключительность, многосторонность, гармоничность и естественность его деятельности. Личность − это индивид, сформировавшийся в результате усвоения общественных форм сознания под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Социализация − это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Конформизм -податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства; приспособление Познание − потребность в познании себя, а также в знаниях об окружающем мире. Эмоции − переживания, связанные с жизненными ситуациями и явлениями действительности (радость, стыд, страх, восторг и т. д.). Чувства − более длительны, чем эмоции. Различают: нравственные чувства (любовь, дружба, героизм и др.), эстетические чувства (восторг, ненависть и др.), интеллектуальные чувства (любознательность и др.).
Типы мировоззрения: обыденное (житейское) − опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств; религиозное − в основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека; научное − опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания; гуманистическое − объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале. Сознание − это способность человека целенаправленно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Девиантное поведение − поведение людей, связанное с отклонением от общепринятых в обществе норм и принципов. Социальные науки − это форма духовной деятельности людей, направленная на получение знаний о человеческом обществе. Философия − это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Социология − это наука, которая изучает закономерности развития и функционирования как глобальных, так и частных социальных систем. История − это наука, которая изучает прошлое человеческого общества. Культурология − это наука, которая охватывает совокупность знаний о культуре. Политология − это наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом. Экономика − это наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. Правоведение − это наука, которая изучает право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных об окружающем мире. Наука - это также деятельность, направленная на получение новых знаний, преобразующих мир и обогащающих духовный мир человека. Прогресс - это направление развития общества, для которого характерно поступательное движение от низших форм общественной организации к высшим. Для регресса характерно обратное поступательное движение - от высших форм к низшим; деградация, возврат к устаревшим структурам и отношениям. Революция - это полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Реформа - это изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры и оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации. Глобальные проблемы - это проблемы, которые затрагивают всё человечество в целом, все страны и народы независимо от их культурных аспектов, религиозных верований и уровня экономического развития. О́бщество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями Общество – это часть материального мира, выделившаяся из природы (т. е. естественных условий существования человека), но тесно связанная с ней. Человек - это биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле. Суждение - это форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами и фактами их существования. Умозаключение - это логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основанием. Свобода – это способность человека действовать соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и являющаяся в деятельности и общении. Темперамент – это совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих динамику протекания психических процессов и состояний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|