Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование пристрастия к наркотикам

 

Чтобы помочь человеку вырваться из пропасти затягивающей его наркозависимости, надо его по­нять. Бороться с потребностью в наркотике можно только в том случае, если обнаружена первопричина, толкающая подростка к неминуемой гибели. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать пси­хологические особенности подросткового возраста, которые ле­жат в основе кризиса взросления. Этот кризис может прояв­ляться в переживаниях о своих, чаще воображаемых, физичес­ких недостатках, чрезмерной озабоченности своим здоровьем, появлением особого отношения к еде и приему пищи, склон­ности к асоциальному поведению и даже в мыслях о само­убийстве.

Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного по­ведения, или пристрастия к наркотикам.

 Успокаивающая модель — один из наиболее распространен­ных вариантов применения психоактивных веществ и наркоти­ков с целью достижения душевного спокойствия у нерешитель­ных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоить­ся, забыться, уйти от неприглядной или опасной действитель­ности, от неразрешимых жизненных проблем.

Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, добро­желательности. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.

Активизирующая модель характеризует тех подростков, ко­торые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности.

Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употреб­ление психоактивных веществ используется для получения удо­вольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта.

Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми груп­ пой с помощью употребления психоактивных веществ.

Манипулятивная модель связана с возможностью использо­вания психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуациив собственную пользу, для достижения тех или иных преиму­ществ.

Компенсаторная модель определяется необходимостью ком­пенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера.

Пристрастию к наркотикам также способствует увлечение ритмической и обязательно громкой музыкой, азартными игра­ми, беспорядочными половыми контактами.

Формирование пристрастия к наркотикам в значительной степени связано с групповой психологической зависимостью, т. е. с появлением потребности к употреблению того или иного психоактивного вещества только тогда, когда собирается “своя компания”. Не меньшее значение имеют сниженные адаптив­ные возможности подростков, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, эгоцентрич-ностью, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного “Я”, бегством от реальности, инфантильностью, чувством неспособности справиться с трудностями, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.

Факторы риска наркомании не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная основа. К фак­торам риска обычно относят биологические (или медицинские), социальные, психологические.

Биологические факторы риска. Известно, что у наркотизи­рующихся матерей дети могут иметь биологическую предраспо­ложенность к наркомании. Известно также, что если мать во время беременности принимала наркотики, то у родившегося ребенка в первые двое-трое суток появляются симптомы “от­мены наркотиков”. Новорожденный становится беспокойным, у него появляются судороги, лицо синеет, возникает дрожание конечностей и др. Иногда из-за тяжести такого состояния дети погибают.

биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные на­грузки, причем не только и не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной.

Социальные факторы риска наркомании отражают неблаго­получную экономическую, культурную, политическую, крими­нальную ситуации в обществе. Социальные причины в сово­купности образуют своего рода “дрожжевой раствор”, в котором наркомания как общественное явление существует и множится. Выделяют несколько причин наркомании среди подростков, тесно связанных с социально-экономической ситуацией:

© разрушение института семьи;

© отсутствие у подростков жизненных перспектив;

© плохая организация досуга;

© целенаправленное “подсаживание на иглу” подростков взрослыми наркоманами.

Психологические факторы наркомании определяют индиви­дуальный процесс приобщения подростка к наркотикам.

Среди психологических причин можно назвать следующие:

-неправильное воспитание в семье;

-вовлеченность в группу сверстников, употребляющих

наркотики;

-асоциальное поведение;

-дезадаптированность к учебному процессу;

личностные характеристики.

 

 

 1.4 Классификация наркотических веществ

Только в конце XIX столетия общество стало смотреть на наркоманию как на международную ме­дицинскую проблему, требующую самого присталь­ного внимания. А в начале XX века, с развитием технического прогресса, когда началось лаборатор­ное производство алкалоидов опиума и кокаина, наркомания обрела новое качество — массовость и эпидемические масштабы распространения. Те­перь медики всего мира уверенно говорят именно об эпидемии наркомании. Косвенными причинами рас­пространения стали развитие транспорта и между­народной торговли, которые сократили расстояния и расширили границы между различными государ­ствами.

На сегодняшний день наркомания является ми­ровой проблемой, которая присутствует на всех континентах. К тому же она проявляет тенденцию неуклонного роста, а ее неблагоприятные послед­ствия весьма многосторонни как для самих нарко­манов, так и для общества, в котором они сущест­вуют.

Наркоманию следует рассматривать как явление медико-социальное, развивающееся практически во всех странах. Эта проблема застала врасплох бывшие социалистические страны, где многие годы гос­подствовала иллюзия того, что наркомания — специфический продукт западного мира, а при социализме для нее нет предпосылок.

Но проблема наркомании весьма многосторонне и охватывает как здоровье человека, так и социаль­ную, экономическую, правовую, этическую и куль­турную сферы. Все замыкается в границах треу­гольника: человек — общество — наркотик. Эти три составляющие находятся во взаимной связи, а зна­чение каждой из них меняется в зависимости от со­отношения внешних и внутренних факторов.

В случаях, когда социальные ус­ловия со всеми их негативными сторонами стано­вятся проблемой для отдельной личности или для определенной категории людей, формы болезненно­го поведения следует рассматривать как явление социопатологическое. В такой ситуации наркома­ния не является индивидуальным несчастным слу­чаем, а становится показателем общей социальной тенденции. Она принимает характер эпидемии.

Еще в 1957 г. экспертная группа ВОЗ определила наркоманию как “Состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяю­щимся введением наркотика”. Комитет экспертов ВОЗ различает в наркомании, как болезни, две раз­новидности состояний — зависимость и привыкание.

Зависимость характеризуют:

-сильное желание или непреодолимая потребность (навязчивое состояние) дальнейшего приема нарко­тика, а также попытки получить его любой ценой;

-тенденция увеличения дозы по мере развития зависимости;

-психическая (психологическая или эмоциональ­ная) зависимость от эффекта наркотиков;

-губительные последствия для личности и обще­ства.

Привыкание (пристрастие) характеризуют:

- желание (но не непреодолимое) дальнейшего пРиема наркотика с целью улучшения настроения;

-незначительная тенденция (или отсутствие тако­вой) к увеличению дозировки;

-некоторая степень психической зависимости от эффекта наркотика, но отсутствие физической за­висимости, что означает отсутствие абстинентного синдрома;

-отрицательные последствия если и наступают, то касаются только личности самого наркомана.

Все наркотики с точки зрения их происхождения делятся на две группы — натуральные и синтетиче­ские. Одни растения оказывают успока­ивающее, другие — возбуждающее действие. От­дельную группу составляют растения, изменяющие состояние сознания и вызывающие галлюцинации и видения.

Термин “синтетические наркотики” относите к многочисленным веществам, появившимся после 1939 г., вызывающим различные виды зависимости.

Главные препараты этой группы — петидин, мета-дон и др., а также продукты переработки нефти и смол.

Наркотиком считается любое вещество расти­тельного или синтетического происхождения, кото­рое при введении в организм способно изменить од­ну или несколько его функций, и вследствие много­кратного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.

Из этого следует, что “наркомания” — это общий термин, применимый ко всем видам зависимости от различных наркотиков. Однако в профессиональной медицинской терминологии различают следующие виды зависимости.

1. Алкогольный тип: все алкогольные напитки.

2. Амфетаминовый тип: амфетамин, дексамфетамин, метамфетамин, метил-фе-нидан и фенметразин.

3. Барбитуратный тип: барбитураты преимущественно кратковременного дей­ствия и некоторые успокаивающие (седативные) средства, например хлоралгидрат, диазепам, мепробамат, метаквалон и др.

4. Каннабиноловый тип: препараты ко­нопли (индийской и американской) — ма­рихуана (бханг, дагга, киф, маконга и т. д.) и гашиш (ганджа, чарас и т. д.)

5. Кокаиновый тип: кокаин и листья коки.

6. Галлюциногенный тип: ЛСД, ДМТ, МДМА (экстэзи), мескалин, псилоцибин, СТП, а также фенциклидин.

7. Тип Кату: препараты названного растения.

8. Опиатный тип: опиум, морфин, геро-ин, кодеин; синтетические наркотики со свойствами, близкими морфину, — мета-дон (гептадон), петидин.

9. Тип летучих жидкостей: ацетон, бен­зин, четыреххлористый углерод, а также некоторые средства для наркоза — эфир, хлороформ, закись азота (веселящий газ) и др.

Опасность наркотиков многим очевидна и не может вос­приниматься вне контекста глобальности проблемы, тем не менее избавление человечества от чумы наркомании требует избавления конкретного человека от власти не менее конкрет­ного наркотика.

Многообразие наркотиков и других психоактивных веществ потребовало их систематизации. Юристы для своих правоохра­нительных целей выделили из психоактивных веществ нарко­тики и включили их в специальный список. Врачи класси­фицируют психоактивные вещества в соответствии с их дей­ствием — галлюциногенным, стимулирующим, поднимающим настроение, успокаивающим, снотворным и т.д. Такое подраз­деление, однако, очень условно, так как в зависимости от дозы и способа введения вещества (внутривенного, через рот в виде таблеток или посредством вдыхания) они действуют различно. Официальной, наиболее распространенной и исполь­зуемой в настоящее время следует считать созданную Всемир­ной организацией здравоохранения (ВОЗ) Международную классификацию МКБ-10 (1994).

В ней говорится, что вещества и препараты, способные сформировать зависимость при их потреблении, можно разде­лить на три группы:

1. Вещества и средства, угнетающие нервную систему (пси­ходепрессанты):

а) препараты и вещества опийной группы: морфин, омнопон, кодеин, героин, опий-сырец, промедол, фентанил и др.;

б) препараты и вещества с седативным (успокаивающим) и снотворным действием: производные барбитуровой кислоты — этаминал натрия, фенобарбитал, ноксирон, реладорм, реланиум, фенозипам, оксибутират натрия.

2. Вещества и средства с возбуждающим действием (пси­хостимуляторы): кокаин, фенамин, первитин, эфедрой, “экста­зи”, сиднофен, сиднокарб, кофеин.

3. Вещества и средства с галлюциногенными свойствами (галлюциногены): гашиш, марихуана, ЛСД, фенциклидин, пси-лоцибин, мескалин, ингалянты (бензин, пятновыводители, аце­тон, толуол, растворители нитрокрасок, некоторые сорта клея), циклодол, клипсол.

Рассмотрим наиболее распространенные наркотики:

Психодепрессанты

Общей чертой этих препаратов является их спо­собность снимать психическое напряжение, ослаб­лять неуверенность в себе и боязливость. Они изме­няют эмоциональное реагирование на боль, замедля­ет реакцию, нарушают координацию движений и сообразительность.

Употребление этих препаратов в больших дозах вызывает сон, серьезные нарушения сознания, вплоть до беспамятства, и даже смерть. Эффекты, вызываемые этими наркотиками, используются в медицине, но они же нашли применение и среди наркоманов, которые используют их бесконтрольно, зачистую без учета нежелательных побочных действий, а лиш для достижения кратковременного иллюзорного удовольствия.

Препараты опия (морфин, героин, кодеин и др.). Опий — млечный сок снотворного мака. Он содержит алкалоиды: морфин, кодеин, папаверин. Эти алкалоиды действуют на центральную нервную систему, угнетая дыхание, уменьшая боль, вызывая благодушие, эйфорию, иногда рвоту, и расслабляют гладкую мускулатуру (сосудов, кишечника и т. д.). Из опия получают кодеин (легкое обезболивающее средство, применяющееся для облегчения кашля), морфин (обезболивающий препарат), геро­ин (сильный обезболивающий препарат) и др. Опий курят, морфин и героин вводят внутривенно. Героин также можно нюхать.

Чаще всего встречаются препараты опия в виде:

© “маковой соломки” — измельченных и высушенных частей стеблей и коробочек мака (зерна мака наркотически активных веществ не содержат); соломка используется для при­готовления ацетилированного опия;

© ацетилированного опия — готового к употреблению раствора, полученного в результате химических реакций, имею­щего темно-коричневый цвет и характерный запах уксуса;

© опия-сырца — специально обработанного сока растений мака, используемого для приготовления раствора ацетилирован­ного опия, по виду напоминающего пластилин, цвет — от бе­лого до коричневого;

© метадона — сильного синтетического наркотика опий­ной группы, продающегося в виде белого порошка или готового раствора.

Морфин – натуральный алкалоид, содержащийся в маке. Применяется в медицине в качестве обезболивающего преарата.

Кодеин также является опиатным наркотиком, встречается в виде изготовленных фабричным способом таблеток (от кашля и головной боли) — как пра­вило, импортного производства.

Героин – изготовленный в подпольных лабораториях наркотик. Героин – самый распространённый наркотик из числа опиатов.

Метадон — синтетический наркотик опиатной группы, вы­глядит как героин; производство и любое использование его в России запрещено законом. Строго говоря, метадон является производным опия, поэтому его правильнее называть “опиато-подобным” наркотиком. С клинической точки зрения, зависи­мость от метадона отличается от героиновой или опийной.

Пристрастившиеся к этим наркотикам имеют болезненный вид: землистую, морщинистую кожу с желтоватым оттенком, одутловатое лицо. Для них характерно общее истощение. С зубов сходит эмаль, они обламываются и выпадают. Ногти теряют блеск, становятся хрупкими. Наркоманы рано седеют, лысеют. Происходит поражение вен. У них развивается психическая и физическая слабость. Снижается выносливость, что приводит к неспособности выполнять какую-либо продолжительную или трудную работу. Наблюдаются признаки преждевременного ста­рения. У некоторых больных наркоманией могут появиться су­дорожные припадки. Наблюдается быстропрогрессирующее сни­жение интеллекта.

Последствия потребления наркотиков для здоровья часто на­зывают катастрофическими. Это справедливо, однако здоровье разрушается не только из-за свойств самих препаратов. Пользуясь одним шприцем, который передают друг другу, они заражаются гепатитом, СПИДом. Грязь, отсутствие стерильности, могут вы­звать легочный фиброз, столбняк, заражение крови. Наконец, примеси, содержащиеся в кустарно производимых препаратах, тоже наносят здоровью огромный урон. Попадание в ослабленный организм инфекции приводит иногда к инвалидности, а иногда и к смерти.

Кроме того, после тяжелых отравлений опиатами, даже при бла­гоприятном исходе, возможны серьезные осложнения, такие, как потеря зрения, речи, паралич и другие стойкие нарушения нор­мального функционирования важнейших органов и систем. Все это ведет к целому ряду тяжких последствий не только для самих потребителей наркотиков, но и для членов их семей, других близких людей.

Следует отметить, что рассмотренными выше последствия­ми еще не исчерпываются все последствия хронического отравле­ния опиатами. Систематическое их употребление вызывает рез­кое ослабление организма, расстройства нормального функциони­рования ряда органов, потерю трудоспособности, ослабление или полную утрату способности к самокритике и т. д., что тоже, безусловно, имеет важное значение. Под влиянием длительного употребления наркотиков опийной группы происходит резкое ослабление воли, разумной мотивации, здравого отношения к своему положению и т. д., что тоже приводит к отрицательным социальным последствиям.

Опийная наркомания — одна из самых тяжелых и опасных. Очень трудно поддается лечению. Если употребление опиатов уже вошло в систему, то после прекращения действия наркотика начинает развиваться абстинентный синдром (“лом­ка”) — физическая зависимость.

Психостимуляторы

К этой группе относятся синтетические вещества, содержа­щие соединения амфетамина (эфедрон, первитин, фенамин, риталин, кофеин, винт). Употребляющие эти вещества чаще всего получают их из лекарств, содержащих эфедрин.

Психостимуляторы — довольно разнородная группа веществ с одним общим признаком: в результате их употребления ускоряется темп мышления, вследствие чего суждения стано­вятся легковесными, поверхностными, менее обдуманными. Часть препаратов этой группы имеет также способность иска­жать восприятие окружающего, а потому сходна с галлюцино­генами. Существуют психостимуляторы растительного проис­хождения (кока, эфедра, кола), у нас они встречаются в ос­новном в виде порошков или таблеток.

Из симптомов следует отметить бессонницу, снижение аппе­тита, понос, подъем температуры тела, учащенное сердцебие­ние, нарушение ритма сердечной деятельности, повышение артериального давления, затруднение дыхания, мелкие крово­излияния, посинение и дрожание конечностей, нарушение ко­ординации. Первоначально усиливающаяся сексуальная потен­ция сменяется половым бессилием. При регулярном исполь­зовании стимуляторов серьезно страдает сердечно-сосудистая система. В первую очередь возникают тяжелые аритмии, воз­можны смерть от остановки сердца и инфаркт миокарда в мо­лодом возрасте.

Очень велика опасность передо­зировки, чреватая тяжелыми последствиями, вплоть до смерти.

Наиболее употребляем эфедрин — химический медицин­ский стимулятор широкого спектра действия.

Псевдоэфедрин, меткатинон и эфедрон — производные эфед­рина. В чистом виде у нас не встречаются. Обычно изготав­ливаются самими наркоманами

Фенамин (отечественное название) или амфетамин (между­народное название) — препарат, который встречается в виде таблеток, порошка, а может быть и расфасован в капсулы.

Амфетамин и похожие на него вещества могут входить в состав “чудодейственных препаратов для похудания” — будьте очень осторожны!

Кокаин — белый легкий кристаллический порошок, похо­жий на снег, горького вкуса.

Крэк — обычно желтоватое или бесцветное вещество, не­редко запаянное в стеклянные ампулы.

“Экстази” — это собирательное название таблеток, произ­водных амфетамина был синтезирован как мощный стимулятор, исполь­зовался в ходе Первой мировой войны, когда его давали сол­датам; позднее обрел свою новую жизнь как средство для по­худения и как антидепрессант. В большинстве цивилизованных стран официально запрещен.

Последствия. “Экстази” подавляет чувство жажды, отчего после нескольких часов потогонных плясок человек может уме­реть от перегревания и обезвоживания. Этот наркотик нарушает обмен веществ и баланс серотина в мозгу, в результате у нар­комана нарушаются иммунная, пищеварительная и нервная системы. Может развиться почечная недостаточность, произой­ти разрушение печени. Обычно у жертв “экстази” возникают множественные отметины на лице — это лопаются капилляры, и исправление таких дефектов требует серьезных косметических процедур, включая хирургическую помощь. Кроме того, неред­ки случаи повреждения мозга.

Самый распространенный у нас наркотик группы амфетами­нов — эфедрой, именуемый в обиходе “мулька”, а иногда как-нибудь иначе. Второй вариант того же амфетамина — первитин, иначе говоря, “винт”.

Первитин, резко активизируя психическую деятельность, вы­зывает совершенно неадекватные поступки или весьма неком­фортные ощущения. Возможна агрессия, неудержимые вспышки гнева, бурные истерики, неконтролируемые припадки разруши­тельных действий, направленных на людей, на вещи или на себя. Одни в такие моменты тихо сходят с ума, дру­гие этим не ограничиваются и набрасываются на людей, начинают крушить все вокруг себя. Бывает, что вскрывают себе вены, раз­бивают головы (в буквальном смысле бросаясь на стенку), выбра­сываются в окно.

Чем дольше продолжается потребление первитина, тем опас­нее прием каждой новой дозы.

По своему прямому воздействию на здоровье (если не гово­рить о формировании и последствиях зависимости) первитин, вероятно, один из самых убийственных препаратов. Даже при не­продолжительном потреблении он успевает нанести удары, следы которых могут оказаться неизгладимыми. Главные из них — пси­хозы, нарушения работы головного мозга, разрегулирование сер­дечно-сосудистой системы, кровяного давления, крайнее исто--щение нервной системы и всего организма.

Первитин вызывает и специфические “судорожные эффекты”: сводит скулы, сдавливает виски (иногда до жуткой головной боли), сводит икроножные мышцы (иногда до сильных судорог), воз­никают различные спазмы

Галлюциногены

Более точный термин — “препараты, изменяющие созна­ние”, так как они зачастую не вызывают галлюцинаций, но искажают самоощущение наркомана. Он чувствует измененным не только окружающий мир, но и себя. В группу галлюцино­генов входят очень разные по химическому составу продукты, некоторые из них — натурального происхождения. У наркома­нов большинство галлюциногенов носит объединяющее назва­ние “кислота”.

Наиболее распространенными на территории России явля­ются препараты, кустарно приготовленные из конопли.

Препараты индийской конопли (марихуана, гашиш, маконха, дагга, анаша, ганджа). Конопля индийская - из этого растения получают смолу (содержащуюся в завязях, несозревших плодах, соцветиях и листьях), обладающую опьяняющим действием и являющуюся источником изготовляемых из нее наркотиков.

Высушенная или невысушенная зеленая травянистая часть конопли — “марихуана”. Это — похожие на табак, обычно светлые зеленовато-коричневые, мелко размолотые сушеные листья и стебли. Будучи плотно спрессованными в комочки, они носят название “анаша” или “план”.

Самым сильнодействующим является тетрагидроканнабиол (гашиш). Прессованная смесь смолы, пыльцы и мелко измель­ченных верхушек конопли (жаргонные названия — “наша”, “гашиш”, “план”, “хэш”).

Гашишное масло — наркотическое средство, получаемое из конопли с помощью различных растворителей и жиров. Самый сильный наркотик из этой группы. В нем наркогенных веществ в 30—40 раз больше, чем в конопле.

Первитин (метамфетамт) — кустарно приготовленная жидкость, прозрачная или слегка мутная, бесцветная, желтая или коричневая

Пер­воначальное действие этих веществ на центральную нервную систему возбуждающее, а затем сильно угнетающее, завершающееся сном с яркими сновидениями. В дальнейшем падает настроение, ме­няется поведение. При тяжелом отравлении возможен смертель­ный исход. Длительное употребление приводит к изменению личности. Сопровождается соматовегетативными нарушениями, учащенным сердцебиением, понижением артериального давле­ния, мышечным расслаблением, изменением сухожильных реф­лексов и т. п.

Действие каннабиса не поддается четкой классификации. Наркотик вызывает галлюцинации, определенное стимулирую­щее действие, проявляющееся, в частности, в учащении пульса и дыхания. В некоторых случаях анаша или гашиш усиливают агрес­сивность и сексуальную активность, но в принципе ни то, ни другое не является типичным.

Со стороны заметнее всего красные глаза и (не всегда) безу­держный смех без причины – включается сам собой некий ме­ханизм, который вызывает неконтролируемые взрывы хохота.

Действие каннабиса длится несколько часов, не более вось­ми — десяти. В ощущениях свои спады и подъемы, случаются некоторые провалы. После начального возбуждения постепенно впечатления бледнеют, человек успокаивается и впадает в некий транс.

Содержащиеся в каннабисе психоактивные компоненты вызы­вают резкое нарушение функций головного мозга, что влечет за собой возможные отрицательные последствия даже при одно­кратном потреблении препарата. Это ведет к сни­жению работоспособности, плохому качеству работы, у учащих­ся — к ухудшению усвоения материала и плохой успеваемости.

Содержание некоторых канцерогенных элементов, вдыхаемых при курении марихуаны, на 70% выше, чем в табачном дыме, и при длительном ежедневном курении нарушается нормальная работа легких.

Суммируя сказанное, отметим, что препараты конопли — опасные наркотики. Они называются “легкими”, но это или заблуждение, или ложь.

Кроме препаратов конопли к галлюциногенам относятся пси­хоактивные вещества, которые даже в очень малых дозах вызы­вают галлюцинации или кратковременные психозы. Сюда относятся ЛСД — синтетический препарат грибков-паразитов ржи и других злаковых; ве­щества, получаемые из некоторых грибов (псилоцибин), кактусов (мескалин); лекарства: астматол, циклодол, димедрол. Среди наи­более распространенных можно назвать ЛСД и псилоцибин.

ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) — “эталонный” галлюциноген.

 Воз­никают психические нарушения различной степени тяжести, вплоть до полного распада личности. Примерно через 1 час после приема ЛСД развивается острый психоз, продолжитель­ность которого около 12 часов.

Тяга к наркотическим средствам — нечто значительно более сложное и значительно более фундаментальное, чем просто стремление получить удовольствие, “словить кайф” или испытать какое-то определенное ощущение. Потребление наркотиков свя­зано с общим жизненным контекстом, с общей структурой лич­ности, содержанием важнейших ее потребностей, интересов, цен­ностей, запросов. Кстати, амфетамины не вызывают физической зависимости и такого тяжелого синдрома лишения, как опиаты или барбитураты, но избавиться от пристрастия к ним совсем не просто. И это тоже подтверждает, что наркомания не сводится к совокупности тех или иных реакций и непосредственных мотивов (получить удовольствие, уйти от ломки и т. д) таблица 1.

Социально-опосредованные осложнения зависимости от опиатов

Социально-опосредованные осложнения в большей или меньшей мере присущи зависимости от лю­бого типа наркотиков, но в случае опиатной нар­комании они проявляются наиболее ярко.

Одиночество — результат погруженности нарко­мана в свои переживания и поиск наркотиков, раздражительности и эгоистичности. Одиночество для наркомана означает потерю друзей и семьи, невозможность поделиться своими проблемами ни с кем. Чувство одиночества и отгороженности от людей часто провоцирует на увеличение дозы нар­котиков и на самоубийство.

Безработица возникает оттого, что наркоман не может удержаться на одном месте работы, чаще всего по причине постоянных прогулов, опозда­ний и редкостной неисполнительности. Те боль­ные, которые стали наркоманами в юном возрас­те, не могут работать из-за отсутствия необходи­мого образования.

Преступления обычно являются результатом без­работицы и безденежья, а вовсе не агрессивнос­ти. На опиатные наркотики нужно довольно мно­го средств, а взять денег негде. Поэтому нарко­маны вынуждены воровать, мошенничать, зани­маться проституцией или торговать наркотика­ми.

Самоубийства. Любой, кто знаком с общими ос­ложнениями наркомании, не удивится высокой час­тоте самоубийств среди наркоманов. Но для них есть еще одна причина: бесконечные неудачные попытки вылечиться. Тяготы жизни с наркотика­ми и невозможность расстаться с ними создают психологическую ловушку, единственный выход из которой видится в самоубийстве.

Профилактика наркоманий

Наркомания практически не поддается лечению, поэтому важное значение представляет ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму бо­лезни. В истории борьбы с наркоманией и попыток осущест­вления профилактики этого страшного зла можно выделить три этапа.

Запретительный этап относится к 1950—1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: наркомания стала траге­дией больших масс молодежи. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности наркотиков, вы­работке страхом отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты — вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффектив­ность такой политики.

Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика — в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, ста­тистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что зна­ние беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата.

Очевидно, что знания о наркотиках и негативное отноше­ние к ним должны быть подкреплены опытом отказа от нар­котического пути решением актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного третьего этапа. Его можно условно назвать воспитательным этапом.

Воспитывающая, обучающая технология может быть эффек­тивной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую.

Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной соци­альной адаптации (ребенок может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам). Все это возможно лишь при вовлечении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации.

Многие факторы риска в развитии наркомании несовершен­нолетних носят внутриличностный характер, где внешние об­стоятельства выступают как “запускающий” их механизм. Сле­довательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания — осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает вза­имосвязь трех основных педагогических процессов: социализа­ции, самовоспитания и специального образовательного педаго­гического воздействия на личность ребенка — антинаркотиче­ского воспитания.

К сожалению, такая модель педагогической профилактики не ориентирована на детей и подростков, имеющих начальный опыт одурманивания. Как правило, сфера заботы педагогов — те, кто еще “не пробовал”, и те, кто уже систематически ис­пользует наркотические и токсические вещества. Между тем своевременная психолого-педагогическая коррекция способна эффективно предотвратить развитие наркогенного заражения у начинающих. Первая проба детьми одурманивающего вещества, как правило, остается незамеченной дм их родителей и учи­телей.

На современном этапе развития российского общества назрела острая необходи­мость решения основных задач организации профилактики употребления наркотиков в образовательных учреждениях стра­ны. Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготов­ки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.

Во-вторых, необходимо в экстренном порядке выработать определенные способы сотрудничества общества, различных об­щественных организаций и государственных структур с семьей. При этом крайне важно организовать активность самих родите­лей на уровне двора, школы, микрорайона, муниципалитета в виде организации и поддержки таких движений, как “Родители против наркотиков”, “Школа без наркотиков”, “Чистый район”. Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консуль­тативных пунктов. Именно они на профессиональном уровне должны обеспечить семьям первичную помощь, именно они должны стать посредниками между семьей и специалистами.

В-третьих, необходимо найти достойное место в общеобра­зовательных программах основам здорового образа жизни, фор­мированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, предвидеть грозящие опасности и находить пути их предупреждения. Речь идет о задаче школы в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье.

В-четвертых, необходимо обеспечить действенную социаль­ную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабили­тационные центры, комиссии по защите прав несовершенно­летних). Сейчас для этого появилась новая законодательная основа: Федеральный закон “Об основах системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В рамках этого закона следует установить взаимодействие специалистов различных ведомств в профилактике нарко­мании.

В феврале 2000 года Коллегией Министерства образования Российской Федерации утверждена “Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образователь­ной среде”. В ней выделены первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ.

Первичная профилактика направлена на формирование обще­ственного неприятия употребления наркотиков, на предупреж­дение приобщения детей и подростков к наркотикам. Сущест­венную роль в достижении целей этого этапа ифает современная школа.

Первичная профилактика разрабатывается с учетом необхо­димости влияния на три основные сферы самореализации ре­бенка — семью, образовательное учреждение и место проведе­ния досуга (включающего микросоциальное окружение). Стра­тегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

 формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизнен­ного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактив­ных ве<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...