Тесты в американской системе образования
Интерес к тестам впервые возник в отечественной педагогике в 20-е гг., в период становления советской школы. Тогда активно обсуждался вопрос об отношении к стандартизованным видам учета – тестам успешности. Педагоги хотели найти наиболее объективный и точный способ оценки знаний учащихся. Тесты привлекали их возможностью массовой проверки знаний школьников. Советские педагоги того времени опирались главным образом на исследования этой проблемы в американской школе. Однако в советской педагогической литературе тех лет указывалось и на ограниченные возможности тестовой методики. Подчеркивалось, что тесты нужны лишь для проверки элементарных школьных навыков и непригодны для выявления глубины и осознанности знаний. В сер. 30-х гг. работа с тестами была свернута в известным постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), в котором их использование подверглось резкой критике. Вообще-то в постановлении речь шла не о проверки знаний, а о тестировании умственных способностей школьников, которое, хотя и гораздо позднее, было категорически отвергнуто и западной педагогикой. Однако в атмосфере 30-х гг. сам термин "тест" стал символом "педологических извращений". Идея использования тестов в учебном процессе была вычеркнута из арсенала педагогических средств. Интерес к тестам вновь возродился лишь с начала 60-х гг. Статьи о них появились на страницах педагогических изданий. Исследователи видели достоинства этого метода прежде всего в возможности объективной оценки знаний. Однако, как и в 20-е гг. отмечались ограниченные возможности тестов. Подчеркивалось, что они не выявляют способность ученика логически рассуждать и связно излагать свои мысли и их нецелесообразно применять для проверки сформированности умения обобщать, сравнивать, делать выводы, объяснять явления и факты на основе изученных законов и теорий. В связи с намечаемой реформой образования в России представляется уместным познакомиться с опытом, накопленным американской школой, так как разработка и применение тестов для проверки подготовленности учеников являются се неотъемлемой составной частью. Тестовая методика в США — универсальное средство проверки знаний, умений, профессиональной подготовки во всех областях человеческой деятельности. Для допуска к практически любому роду деятельности, требующей каких-то навыков и знаний, необходимо получение сертификата. Например, десятки тысяч нештатных счетчиков для проведения переписи 2000 г. отбирались среди добровольцев: с помощью специальных тестов, направленных на проверку элементарных канцелярских навыков, умения писать и считать. Тесты для профессиональной деятельности, разумеется, намного сложнее.
В области образования тесты разрабатываются силами специализированных коммерческих компаний, располагающих весьма компетентными специалистами. Отбор материала и степень сложности предлагаемых вопросов зависят от ступени обучения. Естественно, в начальной и средней школе они различны, но во всех случаях включают математику и так называемый вербальный тест (объяснительное чтение: способность понимать текст, проводить аналогии, дополнять незаконченные утверждения, проводить критический анализ текста). Особое значение имеют тесты, предлагаемые в выпускных XI и XII классах. Это прежде всего SAT-1 (Scholastic Aptitude Test) — по существу школьный выпускной экзамен. Он не очень сложен, соответствуя примерно уровню VI—VII классов российской школы. SAT-I принят большинством штатов. Практически он стал общегосударственным, хотя закон, делающий его обязательным для всех, до сих пор остается предметом дискуссий. Есть еше много других аналогичных тестов, например ACT (American College Test) — оценка подготовленности к поступлению в колледж.
Результатами этих тестов, наряду с другими показателями (средние баллы за последние годы обучения, личная характеристика и пр.), колледжи и университеты руководствуются при отборе абитуриентов. Разумеется, требования сильно отличаются н зависимости от ранга учебного заведения. Поступающему в очень престижные и дорогие, например Принстонский или Стенфордский. университеты необходимо иметь оценки, близкие к максимальным, и благоприятные дополнительные характеристики. Для муниципального колледжа достаточно, чтобы оценки по SAT-1 были не ниже уровня среднеамериканского выпускника. В университетах некоторых штатов, например Флориды и Техаса, прием вообще производится не по результатам тестов, а по итоговым школьным оценкам, но эти университеты занимают в общеамериканской табели о рангах соответственно 60-е и 82-е места в списке из 228 американских университетов (147 общественных и 81 частный). Есть заведения, в особенности частные колледжи, которые вообще ничего не требуют: плати деньги и приступай к учебе, а чему научишься и какова будет цена полученного диплома в глазах будущего работодателя — проблема самих студентов. Обычно время проведения теста строго ограничено: сверх положенного не дадут ни одной лишней секунды, на размышления и колебания времени нет. Например, на SAT-I отводится пять получасовых и два пятнадцатиминутных периода с короткими перерывами между ними. Общее число вопросов — 60 по математике и 78 вербальных. Один из получасовых периодов является "экспериментальным" — его результаты не входят в зачет, однако испытуемый не знает, какой именно. Если он чувствует, что не справился с заданием, то может в течение суток отменить свою работу и пересдать тест в другой раз. Если полученные результаты неудо-влетворительны, то можно пройти испытание повторно, снова внеся небольшую плату. Разумеется, при неизменности содержания, вопросы тестов каждый раз новые. Теоретически тестирование можно проходить сколько угодно раз, однако каждый результат фиксируется в компьютерах системы образования. Поэтому любой серьезный университет всегда имеет возможность поинтересоваться не только очками абитуриента, то и тем, с какой попытки они получены.
Престижные университеты крайне дорожат своей репутацией и очень строго отбирают лишь самых способных и подготовленных: слабый абитуриент не попадет туда ни за какие деньги. Напротив, очень талантливые студенты, с наиболее высокими показателями, вполне реально могут рассчитывать не только на прием, но и на всякие льготы, вплоть до бесплатного образования в самых дорогих университетах. Особое место в американской системе тестирования занимает SAT-II, предлагаемый ученикам выпускного класса. Этот общеамериканский комплекс был введен в практику в 1994 г. Он включает все дисциплины естественно-математического и гуманитарного циклов, в том числе иностранные — европейские и азиатские — языки. Как правило, прохождение SAT-II добровольное, хотя ряд колледжей и университетов требует его выполнения. Но в любом случае он дает абитуриентам дополнительные шансы на поступление. Само собой разумеется, что выпускники школ выбирают из комплекса разделы, соответствующие направлению их дальнейшего образования. Нам представляется, что для иллюстрации того, как построены тесты в американской системе образования, SAT-II подходит больше всего. С одной стороны, он основан на тех же принципах, что и все остальные тесты, с другой — достаточно сложен, чтобы показать, как при надлежащем построении тесты могут служить для выявления способности учеников логически мыслить, формулировать выводы и обобщения на материале полученных знаний. Более простые испытания, такие, как SAT-I. обладают теми же свойствами, но демонстрируют их не столь наглядно. В качестве примера мы возьмем тест по всемирной истории, поскольку из всего набора тем эта наиболее знакома широкому кругу читателей. Тест включает 95 вопросов, на которые надо ответить в течение часа.
В соответствии с технологией, повсеместно применяемой в американской системе образования, для каждого из вопросов предлагается несколько вариантов ответов, имеющих буквенное обозначение — А. В. С. D, Е. На отдельном листе напечатаны номера вопросов и против них — перечисленные буквы. Испытуемый должен отметить ту из них, которая, по его мнению, соответствует правильному ответу. Если он не отмстит ни одного ответа, то теряет очко. Если ответит неправильно, то теряет I/4 очка. Очевидно, что подобная система подсчета позволяет учесть даже неполное знание вопроса. Окончательной оценкой являются не очки, а баллы, рассчитываемые по специальной таблице. Последняя построена так. что максимальное число баллов (800) абитуриент получает, даже набрав лишь 85 очков. Другими словами, он имеет право вообще не отвечать на 10 вопросов. Получается, что испытуемый имеет некоторую свободу выбора в пределах заданной тематики теста. Такая свобода в какой-то мере создает психологическую разрядку для испытуемого. Он чувствует себя более комфортно, зная, что от него не ждут полного совершенства. При этом тест остается весьма суровым, и далеко не все его успешно проходят с первого раза. Известно, например, что в 1999 г из 1,3 млн. американских школьников проходивших SAT-1, лишь 730 получили полный балл. В среднем, неплохим результатом считается, если по каждому тесту дано примерно 75% правильных ответов. Катастрофическим называют 40-процентный уровень верных ответов. Обратимся непосредственно к содержанию теста SAT-11 по всемирной истории Более половины из его 95 вопросов посвящены истории Африки. Азии, Северной и Южной Америки. История США сюда не входит — ей отводится отдельный тест. Вторая половина вопросов касается европейской истории. Содержание теста включает материалы социального, экономического, культурологического характера. Абитуриенты должны уметь проанализировать отрывки из выступлений политических деятелей, различные документы, предполагается знакомство с основными направлениями искусства и материальной культуры. Ответы требуют знания и понимания как фактов прошлого, так и событий современности, причинно-следственных связей, основных тенденции развития всемирной истории. Значительная часть вопросов проверяет знание фактического материала. На первый взгляд они кажутся достаточно элементарными, но жесткие временные рамки требуют от испытуемого свободной ориентации в материале, обеспечивающей быстрый ответ. Вопросы такого рода — простейший способ определить уровет его подготовки. Приведем некоторые примеры. Вопрос: "Какие продукты позаимствовали европейцы только после их контактов с американскими индейцами в XVI веке?" Предлагаемые ответы:
A. Чай. B. Рис. C. Корица. D. Сахар. E. Картофель. Из любого учебника истории школьники должны знать, что в ходе контактов с индейцами европейцы узнали такие культуры, как картофель, маис (кукуруза), табак. Но даже если упоминание картофеля в учебнике выпало из памяти, можно воспользоваться другими фактами и другими источниками, чтобы дать верный ответ. Как правило, всем известно, что чай и рис выращивают в Китае, а корица входила в число пряностей, которые издавна привозились с Востока, в частности из Индии. Выбор сужается до D и Е, что уже неплохо. Если же ученик еще откуда-то, хотя бы из детских сказок, знает, что сахар был знаком европейцам еще в средние века (в домике у доброй волшебницы окошки были из леденцов), то он получает желанное очко. Другой пример. Вопрос: "Какие из колоний европейских стран получили независимость до 1900 года?" Набор предлагаемых ответов: A. Алжир. B. Бразилия. C. Индия. D. Индокитай. E. Берег Слоновой Кости. Хотя содержание вопроса строится на качественно ином материале, но по своему характеру он тоже нацелен на выявление фактических знаний. В данном случае кроме знания учебника важна общеисторическая ориентация выпускника, понимание в самых общих чертах истории общества после Второй мировой войны. Это включает и обретение независимости Индией, и деятельность де Голля в решении алжирской проблемы, и ситуацию вокруг Вьетнама, и процессы, связанные с пробуждением "черного континента". Ориентация на этом общеисторическом фоне позволяет дать правильный ответ — Бразилия, даже не зная подробностей истории Южной Америки. Оба эти примера свидетельствуют о том, что нахождение правильного ответа даже на сравнительно простые вопросы требует не столько запоминания, сколько общеисторической подготовки К числу более сложных вопросов можно отнести те, которые требуют понимания причинно-следственных связей. Эти вопросы отличаются по степени сложности, по характеру материала, на основе которого должны быть сформулированы требуемые выводы. Приведем несколько примеров.
Вопрос: "Какие из перечисленных факторов обусловили стремительное развитие Французской революции?' Предлагается выбрать один из ответов, A. Национальное банкротство. B. Наступление на права третьего сословия. С Желание знати получить конституцию. D. Страдания крестьянства. E. Попытка короля вернуться к феодальным порядкам. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо обладать историческим мышлением, рассмативать крупное историческое явление как целостный процесс, который определяется Совокупностью ряда факторов. Соотношение этих факторов находит отражение в причинно-следственных связях. В рассмотренном выше вопросе каждое положение из предлагаемого круга ответов выступало в качестве причины, приближающей страну к революции. Но только совокупность всех этих причин, их переплетение и взаимодополнение вызвали общенациональное банкротство, кризис власти которые и обусловили стремительное развитие французской революции. Наконец, есть тесты, направленные на выяснение обшекультурного кругозора, степени знакомства с памятниками искусства разных эпох, умения ориентироваться в разнообразных художественных стилях. В качестве примера приведем три задания, объединенные в единый тест. Даны репродукции, изображающие памятники искусства: мозаика "Император Юстиниан с семьей", скульптура Микеланджело "Моисей" и интерьер церкви. Предлагается определить, к какому направлению в искусстве относится каждое из произведений: A. Баухауз. B. Ренессанс. C. Прерафаэлиты. D. Византийский стиль. E. Рококо. В данном случае интересны не столько вопросы, сколько набор предлагаемых ответов. Можно надеяться, что определение византийского стиля применительно к мозаике, изображающей императора Юстиниана, не вызовет особых затруднений. Точно так же вполне очевидна принадлежность к направлению Ренессанса широко известной скульптуры Микеланджело. Но баухауз (направление в немецкой архитектуре и прикладном искусстве первой четверти XX в.) или прерафаэлиты (группа английских художников середины XIX в.) вряд ли знакомы абитуриенту, не занимавшемуся специально историей искусства. Выполнение предложенного теста предполагает не только знание различных стилей в искусстве, но и умение применить эти знания в конкретной ситуации. Это еше раз напоминает о том, что поступление в серьезный колледж или университет требует основательной подготовки по избранному профилю. Примеры можно продолжить, но и приведенные выше показывают, что для прохождения теста недостаточно просто запомнить какой-то набор фактов. SAT-1I нацелен в первую очередь на то. чтобы выявить кругозор абитуриента, его умение анализировать и обобщать материал. Этот вывод существенно отличается от прежних представлений о тестовых методиках. Гибкость и насыщенность тестов наряду со строгими рамками при их выполнении — характерные черты современных тестовых методов, используемых в Америке. Разумеется, уровень и направление заданий могут коренным образом изменяться в зависимости от их тематики и назначения. Но общие черты, о которых говорилось, присущи всем бесчисленным испытаниям, проводимым в стране.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|