Принципы отбора содержания и организации учебного материала
М2. В.ДВ.5 ГЕОУРБАНИСТИКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА по направлению ГЕОГРАФИЯ Магистерская программа «Экономическая и социальная география»
Санкт-Петербург 2011 г. Место модуля / дисциплины в структуре ООП профЕССИОНАЛЬНЫЙ цикл. Вариативная часть. дисциплины по выбору. М2. В.ДВ.5 Геоурбанистика рассматривается в общем проблемном поле Экономической и социальной географии, являясь их составной и одновременно специфической частью. Трудоемкость и аттестация по дисциплине
Цель изучения дисциплины -формирование у студентов-магистрантов методической и методологической основ изучения процесса урбанизации: формирование у студентов-магистрантов методической и методологической основ изучения процесса урбанизации: освоение основополагающих категорий, процессов, явлений и специфики урбанизации, формирования целостного представления о закономерностях и территориальных различиях процесса урбанизации в современном мире.
Задачи, которые должны быть решены для достижения цели: 1. Исследование социально-экономической базы процесса урбанизации и основных направлений ее эволюции. 2. Выявление географических различий в характере, уровне и динамике урбанизации. 3. Вооружение студентов-магистров специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно получать и обобщать информацию географического характера по данной дисциплине. Результаты освоения дисциплины В результате изучения данной дисциплины предполагается приобретение студентами-магистрами следующих компетенций: • способность использовать общегеографические знания и знания об основных географических моделях для выявления главных закономерностей развития процессов урбанизации в России и зарубежном мире; • способность находить, отбирать и оценивать соответствующие информационные ресурсы для анализа пространственной дифференциации основных процессов урбанизации; • способность выявлять разнокачественные взаимосвязи между территориальными системами урбанизации и их компонентами; • способность оценивать современные процессы урбанизации с позиций социально-экономического развития общества, а также единства природы и общества; Принципы отбора содержания и организации учебного материала Курс опирается на комплекс знаний и навыков, полученных студентами-магистрами в процессе предшествующего изучения отраслевых и региональных дисциплин социально-экономической и физической географии мира, России и зарубежных стран. Теоретическое и пропедевтическое назначение дисциплины определяет ее конкретное содержание. Основное внимание в нем должно быть обращено на изучение главных закономерностей развития процесса урбанизации, обусловленных всем ходом социально-экономических преобразований. При этом особое внимание уделено региональной специфике рассматриваемого процесса. Подробнее рассматривается урбанизация в России и ее внутрирегиональные различия.
При отборе содержания важнейшими принципами являлись: научность, целостность, междисциплинарность, модульность и комплексность, проблемность, историзм, гуманизм, профессиональная ориентированность Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты: Знали: · Общий ход эволюции и историко-географические закономерности процесса урбанизации. Влияние на этот процесс и его результаты географических факторов. · Типологию городов и пространственную структуру современного города. Умели: · Ориентироваться в современном массиве научных знаний и информации по городской проблематике. · Находить оптимальные решения в управлении процессами урбанизации и прогнозировать их возможные последствия в самом широком контексте. Владели: · Методами количественной и качественной оценки ситуации и ее прогнозирования. Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
Интерактивные формы занятий:
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля / дисциплины: Основная литература: 1. Гладкий ЮН. Россия в лабиринтах географической судьбы. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006 2. Перцик, Евгений Наумович. Геоурбанистика [Текст]: учебник: [для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "География" и "Геоэкология"] / Перцик, Евгений Наумович; Е. Н. Перцик. - М.: Академия, 2009. - 430, [2] с.: ил., табл., карты, [8] л. цв. ил. - (Высшее профессиональное образование. Естественные науки) (Учебник). - Библиогр.: с. 424-431. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7695-4936-6.
3. Финаров Д.П., Семенов С.П. Санкт-Петербург и Ленинградская область: Учебное пособие по географии. – СПб.: Питер, 2005 Дополнительная литература 1. География Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2008 2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России. Глава 11. Урбанизация: Учебник для студентов ВУЗов: - М.: «Гардарики», 2000 3. Города России: Энциклопедия – М.: БРЭ, 1994 4. Десятилетие экономических реформ в Санкт-Петербурге. Под общей редакцией С.А. Васильева – СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2001 5. Корнекова С.Ю., Семенов С.П. Социально-экономическая география. Учебное пособие. СПб.: «Питер», 2001 6. Лаппо Г.М. География городов. – М.: ВЛАДОС, 1997 7. Население России. 1999: Седьмой ежегодный демографический доклад. Книжный дом «Университет», 2000 8. Перцик Е.Н. География городов / Геоурбанистика. – М.: Высшая школа, 1991 9. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики. Урбанизация и городские системы – М.: Владос, 1999.Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации. Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 1999 10. Российский статистический ежегодник: стат. Сборник. М.: Госкомстат России, 2000-2007 гг. 11. Сергеева Л. Геоурбанистика: Учебное пособие – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 12. Стратегический план Санкт-Петербурга. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998 13. Татевосов Р.В. География населения. Учебно-методическое пособие. – М.: - Изд-во МНЭПУ, 1999 14. Учебный географический атлас Ленинградской области и Санкт-Петербурга. – СПб.: СПб. картографическая ф-ка ВСЕГЕИ, 1997 15. Численность и миграции населения Российской Федерации в 2005, М.: Госкомстат России, 2007 16. Численность населения Российской Федерации по городам, ПГТ и районам на 1 января 2006, М.: Госкомстат России, 2007 в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР): _______________________ __________________________________________________________________ г) электронно-библиотечные системы (ЭБС):
Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине Итоговая аттестация: Осуществляется в форме _ зачета_ ____, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине. Оценка компетенций сформированных по модулю / дисциплине:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|