Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

М2. В.ДВ.5

ГЕОУРБАНИСТИКА

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА по направлению

ГЕОГРАФИЯ

Магистерская программа «Экономическая и социальная география»

Утверждено на заседании кафедры экономической географии Протокол №9 от 16.05. 2011 г. Зав. кафедрой ____________________ _Ю.Н. Гладкий   Утверждено на заседании Совета факультета географии Протокол №9 от 9.06. 2011 г Председатель Совета _____________________ В.Г. Мосин

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.


Место модуля / дисциплины в структуре ООП профЕССИОНАЛЬНЫЙ цикл. Вариативная часть. дисциплины по выбору. М2. В.ДВ.5

Геоурбанистика рассматривается в общем проблемном поле Экономической и социальной географии, являясь их составной и одновременно специфической частью.

Трудоемкость и аттестация по дисциплине

Дисциплина (учебные курсы) / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Геоурбанистика 2/2               зачет

Цель изучения дисциплины -формирование у студентов-магистрантов методической и методологической основ изучения процесса урбанизации: формирование у студентов-магистрантов методической и методологической основ изучения процесса урбанизации: освоение основополагающих категорий, процессов, явлений и специфики урбанизации, формирования целостного представления о закономерностях и территориальных различиях процесса урбанизации в современном мире.

 

Задачи, которые должны быть решены для достижения цели:

1. Исследование социально-экономической базы процесса урбанизации и основных направлений ее эволюции.

2. Выявление географических различий в характере, уровне и динамике урбанизации.

3. Вооружение студентов-магистров специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно получать и обобщать информацию географического характера по данной дисциплине.

Результаты освоения дисциплины

В результате изучения данной дисциплины предполагается приобретение студентами-магистрами следующих компетенций:

• способность использовать общегеографические знания и знания об основных географических моделях для выявления главных закономерностей развития процессов урбанизации в России и зарубежном мире;

• способность находить, отбирать и оценивать соответствующие информационные ресурсы для анализа пространственной дифференциации основных процессов урбанизации;

• способность выявлять разнокачественные взаимосвязи между территориальными системами урбанизации и их компонентами;

• способность оценивать современные процессы урбанизации с позиций социально-экономического развития общества, а также единства природы и общества;

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Курс опирается на комплекс знаний и навыков, полученных студентами-магистрами в процессе предшествующего изучения отраслевых и региональных дисциплин социально-экономической и физической географии мира, России и зарубежных стран.

Теоретическое и пропедевтическое назначение дисциплины определяет ее конкретное содержание. Основное внимание в нем должно быть обращено на изучение главных закономерностей развития процесса урбанизации, обусловленных всем ходом социально-экономических преобразований. При этом особое внимание уделено региональной специфике рассматриваемого процесса. Подробнее рассматривается урбанизация в России и ее внутрирегиональные различия.

При отборе содержания важнейшими принципами являлись: научность, целостность, междисциплинарность, модульность и комплексность, проблемность, историзм, гуманизм, профессиональная ориентированность

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

· Общий ход эволюции и историко-географические закономерности процесса урбанизации. Влияние на этот процесс и его результаты географических факторов.

· Типологию городов и пространственную структуру современного города.

Умели:

· Ориентироваться в современном массиве научных знаний и информации по городской проблематике.

· Находить оптимальные решения в управлении процессами урбанизации и прогнозировать их возможные последствия в самом широком контексте.

Владели:

· Методами количественной и качественной оценки ситуации и ее прогнозирования.

Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Понятия: город, городское население, поселок городского типа, городской образ жизни; количественные и функциональные критерии отнесения населенных пунктов к городским поселениям в современной России и за рубежом. Понятие урбанизации. Количественные критерии определения уровня и темпов развития процесса урбанизации. Краткая история развития процесса урбанизации. Основные этапы развития урбанизации в дореволюционной России, в Советском Союзе и современной России          
2. Функциональные типы городских поселений. Классификация городов по численности населения. Роль географического положения в формировании и развитии городов. Понятие «хинтерланда» и критерии выделения его ареала. Процесс концентрации городского населения в крупнейших городах и его причины. Роль крупнейших городов в социально-экономическом развитии общества. Городские агломерации. Функциональные и количественные критерии их выделения в ООН, США и в отечественной практике. Мегалополисы. Функциональное зонирование и территориальная организация крупнейших городов. Пригородные зоны и их основные функции. Специфика демографических структур крупнейших городов. Социально-экономические преимущества и недостатки крупнейших городов.          
3… Роль малых городов в социально-экономическом развитии общества. Основные проблемы развития малых городов.          
  Влияние процесса урбанизации на экологическую ситуацию. Проблемы загрязнения воздушного и водного бассейнов городов различной людности и функциональных типов. Электромагнитное, тепловое и шумовое загрязнения городских территорий и меры по борьбе с ним.          
  Внешний и внутренний транспорт городов. Проблемы формирования и развития транспортной сети и пассажирских потоков в крупнейших городах. Общегородской центр крупнейшего города, социально-экономическая база его формирования и развития. Гравитационная теория размещения мест приложения труда в крупнейших городах.          
  Современный уровень, характер и перспективные тенденции развития процесса урбанизации в развитых в экономическом отношении и развивающихся странах. Ложная урбанизация, ее основные движущие силы и география.          
  Характеристика территориальной дифференциации процессов урбанизации по основным субрегионам мира (Западная Европа, Восточная Европа, Россия, остальные страны постсоветского пространства, Северная Америка, Латинская Америка, Зарубежная Азия, Африка, Австралия и Океания). Характеристика территориальной дифференциации процессов урбанизации по основным субрегионам мира (Западная Европа, Восточная Европа, Россия, остальные страны постсоветского пространства, Северная Америка, Латинская Америка, Зарубежная Азия, Африка, Австралия и Океания).          
  Крупнейшие урбанисты и их градостроительные концепции.          
  Содержание вариативной самостоятельной работы          
Итого:          

Интерактивные формы занятий:

№ темы Формы
1. Дискуссия
2. Дискуссия, ролевая игра, метод кейс-стади
3. Метод кейс-стади, деловая игра
  Дискуссия, просмотр и обсуждение видеофильмов
  Метод кейс-стади
  Видеосюжеты, презентации
  Видеосюжеты, презентации
  Дискуссия

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. № 1 Определить роль экономико-географического положения для развития Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Роттердама, Нью-Йорка.  
2. № 2 Проследить основные этапы формирования экономической базы развития ряда приморских городов (Владивосток, Мурманск, Северодвинск).  
  № 2   По картографическим материалам атласов и карт Москвы и Санкт-Петербурга попытаться составить общие представления о функциональном зонировании их территорий.  
    № 2, 4 На основании знаний, полученных при изучении социально-экономической и физической географии России, объяснить основные типы урбанизации отечественного Севера.  
  № 3, 5 Мотивировать основные причины отсутствия крупных мегалополисов в России.  
  № 6, 7 Проследить географию территориальной концентрации городских поселений на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке и объяснить причины подобной организации процессов урбанизации в этих регионах.  
  № 2 Определить ареалы общегородских центров Москвы и Санкт-Петербурга.  
  № 3 Влияние крупнейших городов на рисунок железнодорожных коммуникаций в России, Западной Европе и США.  
Итого: 56 часов

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. № 4 Оценка экологической ситуации в городах старопромышленных регионов мира  
2. № 3, 4 Оценка экологичской ситуации ситуации в монофункциональных малых городах  
…3. № 6 Проблемы формирующихся мегаполисов Африки, Азии и Латинской Америки  
Итого: 18 часов

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля / дисциплины:

Основная литература:

1. Гладкий ЮН. Россия в лабиринтах географической судьбы. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006

2. Перцик, Евгений Наумович. Геоурбанистика [Текст]: учебник: [для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "География" и "Геоэкология"] / Перцик, Евгений Наумович; Е. Н. Перцик. - М.: Академия, 2009. - 430, [2] с.: ил., табл., карты, [8] л. цв. ил. - (Высшее профессиональное образование. Естественные науки) (Учебник). - Библиогр.: с. 424-431. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7695-4936-6.

3. Финаров Д.П., Семенов С.П. Санкт-Петербург и Ленинградская область: Учебное пособие по географии. – СПб.: Питер, 2005

Дополнительная литература

1. География Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2008

2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России. Глава 11. Урбанизация: Учебник для студентов ВУЗов: - М.: «Гардарики», 2000

3. Города России: Энциклопедия – М.: БРЭ, 1994

4. Десятилетие экономических реформ в Санкт-Петербурге. Под общей редакцией С.А. Васильева – СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2001

5. Корнекова С.Ю., Семенов С.П. Социально-экономическая география. Учебное пособие. СПб.: «Питер», 2001

6. Лаппо Г.М. География городов. – М.: ВЛАДОС, 1997

7. Население России. 1999: Седьмой ежегодный демографический доклад. Книжный дом «Университет», 2000

8. Перцик Е.Н. География городов / Геоурбанистика. – М.: Высшая школа, 1991

9. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбани­стики. Урбанизация и городские системы – М.: Владос, 1999.Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации. Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 1999

10. Российский статистический ежегодник: стат. Сборник. М.: Госкомстат России, 2000-2007 гг.

11. Сергеева Л. Геоурбанистика: Учеб­ное пособие – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

12. Стратегический план Санкт-Петербурга. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998

13. Татевосов Р.В. География населения. Учебно-методическое пособие. – М.: - Изд-во МНЭПУ, 1999

14. Учебный географический атлас Ленинградской области и Санкт-Петербурга. – СПб.: СПб. картографическая ф-ка ВСЕГЕИ, 1997

15. Численность и миграции населения Российской Федерации в 2005, М.: Госкомстат России, 2007

16. Численность населения Российской Федерации по городам, ПГТ и районам на 1 января 2006, М.: Госкомстат России, 2007

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР): _______________________

__________________________________________________________________

г) электронно-библиотечные системы (ЭБС):

№ п/п Дисциплина Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
1. Геоурбанистика http://ibooks.ru/   Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань» Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
     

Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине

Итоговая аттестация:

Осуществляется в форме _ зачета_ ____, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.

Оценка компетенций сформированных по модулю / дисциплине:

Компетенция Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции
Общегеографические знания для выявления главных закономерностей развития процессов урбанизации в России и зарубежном мире; Задания № 1, 2
Поиск, отбор и оценка информационных ресурсов для анализа пространственной дифференциации основных процессов урбанизации Задания № 3, 7
Выявление разнокачественных взаимосвязей между территориальными системами урбанизации и их компонентами Задания № 4. 5
Оценка современны процессов урбанизации с позиций социально-экономического развития общества, а также единства природы и общества Задания № 6, 8
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...