Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гипертекстовая организация сетевого дневника

 

Термин «гипертекст» становится объектом многих современных лингвистических исследований, анализирующих глобальную сеть и ее жанры. Проблемы гипертекста и гипертекстовой коммуникации рассматривались в исследованиях Т. Нельсона (Nelson, 1993), В. Буша (Bush, 1945), У. Эко (Эко, 1998), Д. Конклина (Conklin, 1987), М.М. Субботина (Субботин, 1988, 1994), В.Л. Эпштейна (Эпштейн, 1998), С.В. Лесникова (Лесников, 2001), О.В. Дедовой (Дедова, 2003), Р.К. Потапова (Потапова, 2004), Г.Н. Трофимовой (Трофимова, 2004) и других ученых.

«Попытки описания гипертекста с позиций гуманитарного знания, - указывает И.Р. Купер в работе «Гипертекст как способ коммуникации», - наталкивались на одно существенное препятствие: отсутствие единой теории, которая могла бы послужить фундаментом для различных построений. Поиски философского обоснования гипертекстовых исследований приводят ученых к постмодернизму» (Купер, 2000, с. 118). Прерывистость, фрагментарность, дисгармоничность, иронизм, интертекстуальность, эклектизм - характернейшие черты постмодернистского текста, проанализированного в работах Р. Барта (Барт, 2000; 2001), У. Эко (Есо, 1987, 1989), Ж. Деррида (Деррида, 1998; 2000), И.П. Ильина (Ильин, 2001), Д. Фоккемы (Fokkema, 1986) и других исследователей постмодернистского направления, на которые опирается анализ языковых особенностей гипертекста СД.

Также как и термин «текст», термин «гипертекст» не получил еще однозначного толкования. Автор термина Т. Нельсон понимает под гипертекстом непоследовательное письмо, текст, который разветвляется как набор отдельных кусков, объединенных связями, позволяющими читателю выбирать различные пути движения (Nelson, 1993). Гипертекст, по мнению В.Л. Эпштейна, можно определить как нелинейную документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию, в последовательности, которую он сам выбирает (Эпштейн, 1998). Р.К. Потапова в работе «Новые информационные технологии и лингвистика» определяет гипертекст как «соединение смысловой структуры, структур внутренних связей некоего содержания и технической среды, технических средств, дающих человеку возможность осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами» (Потапова, 2004, с. 149).

Суммируя определения гипертекста и учитывая данные мета поэтического эксперимента, мы выделяем следующие основные свойства СД: дискретность, открытость, нелинейность, ветвистость, динамичность, отсутствие централизованное и иерархии в организации содержания (эклектизм, нонселекция, коллаж), объективность. В СД существенно меняется структура и содержание дневникового текста, по иному смотрится фигура автора, уменьшается статусная дистанция между автором и читателем, переставляется акцент с продукта на процесс творчества.

У. Эко сравнивает гипертекст с джазовым джем-сейшеном: «Давайте вообразим себе гипертексты беспредельно бесконечные. Это бывает в Интернете. Запускается сюжет и каждый дописывает кусочек, и этот бесконечный червяк тянется и тянется. Получается джазовый джем-сейшн, когда исчезает традиционное понятие авторства и открывается новое поле для свободного творчества» (Эко, 1998). Записей СД постоянно расширяются за счет добавления автором новой информации и комментариев к ней пользователей, которые дополняют основной текст, часто видоизменяют тему корневого сообщения. В процессе речевого взаимодействия автор и комментаторы отвечают на запросы, комментируют комментарии, вводят графические элементы, гиперссылки, превращая, тем самым, СД в открытый текст.

Гипертекст - это всегда нелинейно-организованный текст, элементами структуры которого являются обычные линейные тексты или фрагменты текстов. Нелинейность означает, что после прочтения каждого фрагмента текст ветвится, то есть читателям для дальнейшего передвижения по тексту предлагается на выбор несколько возможных вариантов. «Если смысл линейного текста - это результат иерархического упорядочения отдельных его смысловых фрагментов, то в гипертексте эта иерархия исчезает. В пространстве гипертекстов «любой подавляемый голос отсылает к тексту, в котором он является главным» (Деррида, 2000).

Структура гипертекста СД предполагает возможность свободного входа в текст в любом месте и произвольное странствие по фрагментам. Так, в текст СД можно войти, набрав нужный электронный адрес в строке браузера, со страницы сайта. Находясь в дневнике одного пользователя, можно перейти в СД другого, выбрав его имя в ленте друзей или воспользовавшись гиперссылкой в тексте авторского сообщения, в цитатнике или в тексте комментария. В СД пользователь может выбрать любую последовательность чтения записей. Он может читать дневник сначала, может выбрать любую страницу, воспользовавшись гиперссылкой в тексте, а может просмотреть совокупность записей по определенной тематике или выбрать любой другой вариант прочтения, руководствуясь гиперссылками.

Каждый текст в СД прошит сотнями гипертекстуальных связей с другими текстами. Множество гиперссылок нарушает целостность, смысловое единство, смысловую последовательность, формирует ветвистый гипертекст СД. В отличие от ссылок в КД, гиперссылки в СД являются не только его структурными особенностями, но и элементами, формирующими содержание. «Ссылки в гипертексте, - отмечает Р.К. Потапова, - не носят характер адресации (выходные данные, номера страниц и т.п.). Ссылки (связи) в гипертексте - это, прежде всего, информация о содержании текста, фрагментов, к которым можно перейти. По эти ссылкам не ищут соответствующее пространство в тексте. По ним выбирают фрагменты, в которые желают переместиться, исходя из его содержания, и сам акт выбора непосредственно обеспечивает перемещение читателя в нужный фрагмент...» (Потапова, 2004, с. 158).

Система гиперссылок, с одной стороны, расширяет границы дневника, превращает его в ветвящуюся систему, а, с другой, «формирует внутренние подструктуры, имеющие вертикальное направление» (Штайн, 1998, с. 11). В гипертексте СД система переходов между фрагментами определяется их естественными смысловыми связями или авторскими ассоциациями, которые устанавливаются в процессе записи. Гиперссылки пронизывают всю структуру дневника, выступают основным средством его интеграции, определяют варианты маршрутов прочтения, образуют элементы саморегуляции гипертекста. Совокупность гиперссылок текста представляет собой сеть, организованную по принципу ассоциативно-семантической связи и охватывающую все записи, комментарии, дополнительные вербальные, графические, мультимедийные тексты.

СД представляет речевое произведение, которое находится в постоянном развитии, является, по словам Н.Д. Арутюновой, «речью, погруженной в жизнь» (Арутюнова, 1970). СД - это речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей, то есть особый тип компьютерного дискурса, определяющим свойством которого является динамичность, поскольку рост и усложнение структуры СД за счет включения новых записей и комментариев является единственно возможным способом его существования.

Содержание СД характеризуется эклектизмом, следованием принципам нонселекции и коллажа, которые свойственны всем неклассическим текстам. Эклектизм определяется как беспринципный принцип не сочетаемостных явлений, понятий, черт, элементов, компонентов в нечто, с позиции классического мышления, не признаваемое за целостность, единство. Это, по образному выражению В.В. Бычкова, «некий мыслительный и творческий алхимический котел, в котором варится все, что попало, из всего и вся» (Лексикон нонклассики, 2003, с. 540).

Принцип нонселекции был детально обоснован и описан Д. Фоккемой в работе «The semantic and syntactic organization of postmodernist texts» («Семантическая и синтаксическая организация постмодернистского текста»). Исследователь выделяет следующие особенности текстов, организованных по принципу «нонселекции»: отсутствие иерархии, отказ от преднамеренного отбора лингвистических элементов, преобладание паратаксиса над гипотаксисом, синтаксическая не грамматикальность, прерывистость и избыточность, нарушение традиционной связанности, повествовательный хаос, антиномичность (Fokkema, 1986).

Нарушение текстового единства СД отражено в его формальных и содержательных характеристиках. Фрагментарность визуального единства СД обусловлена дискретностью структуры, синтаксическим членением, многочисленными графическими средствами (смайликами, рисунками, графическими символами, фотографиями), гиперссылками, цитатами. Фонетическое единство текста нарушается за счет широкого употребления аббревиатур, восклицательных и вопросительных знаков, многоточий, прочих пунктуационных знаков, которые используются авторами для передачи интонационных параметров устной речи, непосредственно испытываемых эмоций и чувств. Сочетание различных стилей, неточность цитат, необработанность, множество орфографических, грамматических и синтаксических ошибок разрушают стилистическое единство гипертекста СД.

Принцип коллажа обусловливает не трансформированность элементов содержания гипертекста СД в единство, который, в соответствие с понятием «интертекстуальности», предложенным Ю. Кристевой, предстает как безграничный, бесконечный текст, интертекстуальный в каждом своем фрагменте (Кристева, 2004). В СД личные записи автора сочетаются с интересующей пользователей информацией, выдержками из художественных произведений, публицистических источников, цитатами, рекламными объявлениями, анекдотами, фотографиями и т.д. Пользователи используют СД для переписки (электронная почта), обсуждения проблем по определенной тематике (форумы), презентации собственных сетевых и внесетевых творческих проектов (веб-страница), обзора и оценки новых сайтов (веблог). Нарушение единства содержания обусловлено пестротой тематики, множеством персонажей, динамичностью сюжета, полифоничностью СД, в котором множество пользователей объединены диалогом с автором.

КД представляет личный, приватный, субъектоцентричный текст, в котором автор выступает в роли субъекта повествования, главного персонажа и адресата. Автором СД являются одновременно создатели дневникового сайта, владельцы СД и комментаторы, в совокупности, формирующие гиперавторское произведение. При этом в СД центральной фигурой становится не автор, а читатель, что позволяет сравнить СД с «текстом - письмом», определяемый Р. Барт как текст, в котором происходит разрушении фигуры автора. Текст создается и читается таким образом, что автор на всех его уровнях устраняется, превращается в скриптора, который совершает «чисто начертательный (а не выразительный) жест и очерчивает некое знаковое поле, не имеющее исходной точки...» (Барт, 2001, с. 390). Неклассический текст представляет «многомерное пространство», где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни одно их которых не является главным. Данная множественность фокусируется в определенной точке, которой является не автор, а читатель, выступающий равноправным создателем текста (Барт, 2001, с. 390-391).

Р. Барт указывает, что читатель должен перестать быть пассивным, ощутить, наконец, прелесть процесса письма, означивания. Текст следует воспринимать как воплощенную множественность, представляющую собой галактику означающих, а не структуру означаемых. Превращение адресата, читателя из наблюдателя в сотворца, влияющего на становление произведения и испытывающего при этом эффект обратной связи, формирует новый тип эстетического сознания, принципиально новую фигуру «активного читателя» (Барт, 1989). Читатель СД постоянно выбирает маршрут, прокладывает собственный путь в предоставленное ему содержание, осваивает материал, двигаясь по смысловому пространству гипертекста, преобразует непоследовательное письмо последовательный текст. В результате такой трансформации читатель из потребителя превращается в производителя текста, а включение читателем новых элементов в форме комментариев и гиперссылок отображает проявление творческой активности, которая характерна для работы с гипертекстом.

Ослабление авторского начала в СД придает ему, в отличие от субъективности КД, свойство повышенной объективности. Р.К. Потапова, разграничивая линейные и гипертекстовые структуры по степени объективности, относит первые к «горячим средствам коммуникации» (hot media), то есть тем средствам, которые подвергают сознание воспринимающего человека активному воздействию. «Гипертекст же можно отнести к «холодным коммуникативным средствам» (cool media), поскольку он предполагает, что элементы представленного в нем содержания будут восприниматься в различных взаимосвязях, в различных ракурсах, что будет осуществляться сопоставление связанных переходами фрагментов, а сами переходы, вследствие их многообразия, будут подвергаться критическому осмыслению» (Потапова, 2004, с. 156). СД, как и любой гипертекст, рассчитан на критическое освоение материала, предполагает индивидуальные, присущие каждому читателю, пути освоения.

В мета поэтических комментариях пользователи выделяют особую мажорную тональность гипертекста СД - дружеское общение, развлекательный характер. Игровое начало, присущее гипертексту СД позволяет сравнить его с «текстом-наслаждением» (Барт, 1989), в котором правила создаются в процессе практических действий, игры. «Текст - наслаждение», по замечанию Р. Барта, всегда является парадоксальным, он нарушает все традиции, не укладывается ни в какие жанровые рамки и представляет собой не эстетический продукт, а означающую практику; не структуру, а структурирование; не предмет, а труд и игру (Барт, 1989). Создание, чтение, комментирование СД не предполагает серьезного подхода, содержательного анализа, раскрытие или объяснение его смысла. Главным здесь является не какой-либо результат, но именно сам процесс, игровое отношение к читаемому и создаваемому тексту, удовольствие и наслаждение от письма.

Современная электронная техника предоставляет принципиально новые возможности и формы организации игры, о которых не подозревал представители фундаментальных игровых стратегиях культуры в XX века (М. Хайдеггер, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида, Ж. Делез, П. Пикассо, С. Дали, Д. Джойс, Д. Хармс, У. Эко, К. Штокхаузен, Д. Кейдж и другие). «Концептуальная игровая направленность виртуального пространства, - отмечает Г.Н. Трофимова, - проявляется и в коммуникативных актах, подавляющая часть которых происходит именно в «игровых ситуациях общения», где язык наглядно отражает традиции «народной смеховой культуры» (Трофимова, 2004, с. 168), что обусловливает иронических модус СД, свойственный постмодернистскому дискурсу. Таким образом, гипертекст СД, как и любой гипертекст, становится следствием и основным выражением идей постмодернизма, в нем наиболее ярко проявляются свойства неклассических текстов.

АВТОР: Новикова Е.Г.

Источник: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4964

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...