Значение теорий старения в практике социального работника
Старый возраст не отличается от другого возраста, в плане проблем, связанных с адаптаций. Единственное различие - то, что задачи связанные с жизнью в старом возрасте являются заключительными. Работая с пожилыми людьми, социальному работнику необходимо организовать и упорядочить свою деятельность, составить программу действий. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать социальный работник, а также методы организации и осуществления социономической деятельности. Сознательно избранная теория - гарантия того, что социальный работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, социальный работник целенаправленно выполняет возложенную на него миссию - стабилизирует социальное функционирование индивида, семьи, социума в целом. Именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от дружеского участия или родственного вмешательства. Теоретическая база социальной работы с пожилыми людьми включает в себя теории освобождения, активности, субкультуры, меньшинств, социальной стратификации, др. Так, теория субкультуры способствовала увеличению поселков для пенсионеров и других жилищных комплексов, что, по мнению некоторых авторов, способствовало бы формированию самобытной культуры. В них, аптеки, магазины, службы быта и прочее - все в одном здании. Однако в реальной жизни замедляется процесс "отчуждения", утраты былых ролей. А в жилищных поселках подобного типа данный процесс усиливается, убыстряется. Это - средство деперсонализации и, на мой взгляд, чудовищный эксперимент над пожилыми людьми.
Теория разъединения объясняет, что один из элементов старения - уменьшение количества социального взаимодействия между пожилыми людьми. В этом отношении, выход на пенсию играет, возможно, наиболее радикальную роль в разъединении. Часто коллеги по работе составляют большую часть знакомых. Разрыв человека с партнерами по работе также означает потерю большой части социальной деятельности. Это становится другим источником удара, к которому человек должен приспособиться. Человек должен готовить себя к пенсии так же, как готовил бы себя к любому другому важному событию. Планирование должно начаться в то время, когда человек еще работает. Он должен выработать правильное отношение к пенсии. Жизненно важно, что бы он смотрел на отставку с позиции увольняющегося, а не увольняемого. Таким образом, пенсионер будет иметь возможность относительно легко адаптироваться к новой социальной ситуации. Молодой человек делает студенческую карьеру, взрослый - экономическую карьеру, и если пожилой человек будет иметь возможность делать социальную карьеру, это обеспечит его работой, самоуважением и признанием общества. Это соответствует теории активности, которая говорит, что здоровье в пожилом возрасте зависит от активной умственной и физической деятельности и является контрмерой теории разъединения, согласно которой в пожилом возрасте наблюдается существенный спад деятельности и сокращение социального взаимодействия. Пожилой человек может и должен приносить пользу обществу. Пожилой человек должен быть активным. Чтение, путешествия, посещение художественных музеев, и развитие новых талантов очень важны в пожилом возрасте. Хотя, несомненно, важно знать меру во всем, нельзя перетруждаться в пожилом возрасте. Развиваясь, человек становится частью общества. У него есть семья, друзья, которые добавляют радости и полноты его жизни. Социальная жизнь стариков все более и более сужается из-за потери коллег по работе, смерти родственников, друзей и супругов, плохого здоровья, которое ограничивает их активность.
Социальные потребности пожилых реализуются в социальных клубах. Благодаря клубам пожилые принимают участие в жизни общества, имеют возможность сохранить старую дружбу или установить новые контакты. Как и в любом другом возрастном периоде, для счастья человеку необходимо удовлетворять социальные потребности в общении. На приспособление людей к старости в значительной степени влияет характер их деятельности на ранних этапах жизни. Если ко времени приближения старости человек овладел множеством различных ролей, ему легче пережить утрату тех ролей, которые он исполнял в прошлом. Что касается психологического аспекта, то результат исследований, проводимых в течение 40 лет в Калифорнийском университете в Беркли, наводят на мысль, что люди, обладающие психологической и эмоциональной устойчивостью, активностью в возрасте 30-ти с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70-ти лет[6]. Причем, как остроумно заметил Ф. Бурльер (руководитель Парижского центра геронтологии им.К. Бернара) в своем докладе в Московском обществе геронтологов и гериатров еще в июне 1963г., в то время, как у машин изнашиваются прежде всего те части, которые больше всего работают, у человека это происходит наоборот: стареют меньше всего те органы его тела, которые более всего работают[7]. Вместе с тем терапевтические модели, образующие фундамент социальной работы с пожилыми людьми должны удовлетворять трем принципам: 1) изучение индивида во внешней среде; 2) понимание психосоциального становления и развития личности как пожизненного процесса; 3) учет социокультурных факторов формирования и развития индивида[8]. Разумеется, разные теории в разной степени удовлетворяют каждому из названных принципов, тем не менее, в наибольшей степени - теория активности. Концептуальные взгляды мирового сообщества на новую модель старости, место и роль пожилых людей в обществе получили концентрированное выражение в принципах ООН в отношении пожилых людей. С учетом более поздних дополнений 18 принципов собраны в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство[9].
Принципы группы "независимость" подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно. Принципы группы "участие" отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста. Принципы группы "уход" затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, возможности пользоваться услугами попечительских учреждений, правами человека и основными свободами в любом социальном учреждении, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни. Принципы группы "реализация внутреннего потенциала" призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, доступа к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Принципы группы "достоинство" затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от их экономического вклада.
В основе этих пяти групп принципов лежит теория активности, которая является основной при принятии решения в выборе программы по социальной адаптации пожилого человека. Заключение
Рассмотренные социальные теории старения весьма разнообразны, вплоть до противоречия друг другу. Феномен старения столь не однозначный процесс, что не существует единой концепции в социальной геронтологии. Существенен и тот факт, что теории старения возникают и развиваются в тесном контакте с общим интеллектуальным и культурным климатом общества. Теоретики - "дети своего времени" и его общественных отношений, что позволяет рассматривать проблемы, которые они изучают и вокруг которых теоретизируют, в качестве проблем определенного общества и определенного времени. Иначе говоря, теории изменяются и развиваются, ибо изменяется и развивается объект их изучения - стареющие люди. Таким образом, в современных теориях старения имеется встроенный двигатель изменений и дальнейшего развития, что важно учитывать при организации социальной работы с пожилыми людьми. Социальные теории старения имеют практическое значение для социальной работы. Опираясь на различные теории, социальные работники вырабатывают программы адаптации к старости. Разнообразие теорий дает более емкое представление о процессе старения, что позволяет адаптировать программу адаптации к старости к индивидуальным потребностям индивида, тем самым, повышая уровень социального обслуживания пожилых людей. Литература
1. Социальная работа / Под общей ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 576 с. 2. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие / Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 296 с. 3. Щукина Н.П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей / Н.П. Щукина. - М.: Социально-технологический институт, 1999. - 241 с. 4. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.2.: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - 454 с. 5. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: учеб. пособие / Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 224 с. [1] Щукина, Н. П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. – М.: Социально-технологический институт, 1999. – с. 53. [2] Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 2.: Пер. с англ. – М., 1994. – с. 248. [3] Щукина, Н. П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. – М.: Социально-технологический институт, 1999. – с. 46.
[4] Яцемирская, Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология: учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – с. 42.
[5] Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 2.: Пер. с англ. – М., 1994. – с. 248. [6] Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – с. 375. [7] Рубакин А. Похвала старости. – М., 1979. – с. 58. [8] Щукина, Н. П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. – М.: Социально-технологический институт, 1999. – с. 49. [9] Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - с. 48.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|