Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по агротехническому уходу за древесными насаждениями.

Слайд 3.

С Содержанием проекта вы можете ознакомиться на данном слайде.

Слайд 4

Актуальность темы: в последнее время мы все реже обращаем внимание на состояние деревьев, но все чаще жалуемся на загрязненный воздух, на аварии, возникающие из-за падения и разрушения деревьев. Если не приступить к решению данной проблемы в ближайшее временя, экологическая ситуация ухудшится в десятки раз. Уменьшение количества древесных растений, ведет к уменьшению концентрации кислорода в атмосфере, снижению уровня шумоизоляции и количества получаемого сырья, которое так необходимо человеку в наши дни.

Слайд 5.

Цель проекта: изучить состояние отдельных ценных деревьев пришкольного участка, определить возраст деревьев разных пород, разработать рекомендации по уходу за деревьями.

Слайд 6.

Задачи: Ознакомиться с литературой по данной теме, визуально изучить состояние деревьев на пришкольном участке, определить параметры и возраст деревьев, провести дендроклиматическую диагностику необходимых мер по агротехническому уходу.

Слайд 7.

Объекты и методы исследования: Объекты -три наиболее старовозрастных дерева пришкольного участка.

Методы - инструментальный, лабораторный, аналитический.

Слайд 8.

Влияние города на состояние деревьев.

Так как наша Гимназия находится в черте города, то хотелось бы обратить внимание на негативное влияние антропогенных факторов, приводящих к появлению большого количества больных деревьев. На данном слайде вы можете ознакомиться с факторами.

Факторы, негативно влияющие на деревья в условиях городской среды:

1) Неблагоприятный водный режим почвы, недостаток микроэлементов.

2) Снижение жизнеспособности деревьев в результатеуплотнения верхних слоев почвы, что приводит нарушению водного режима и аэрации корней.

3) Проведение строительных работ в непосредственной близости от деревьев, прокладка коммуникаций и т.д. приводят к повреждениям стволов и корневой системы деревьев.

4) Стремительный рост промышленных предприятий и численности автотранспорта приводит к выбросам в атмосферу различных газообразных вредных веществ и тяжелых металлов,

5) Нерегулируемая рекреация.

6) Механические повреждения стволов, способствующие развитию стволовых гнилей.

Слайд 9.

Исследовать и оценить состояние деревьев нашего пришкольного участка нам помогли эксперты из НПСА «Здоровый лес». Для определения координат произрастания использовали навигатор; для определения высоты деревьев использовали прибор высотомер; для определения диаметра ствола мерную вилку.

Слайд 10. Визуальная оценка состояния деревьев: Определялось состояние ствола и кроны, признаки наличия вредителей и болезней. Категория состояния деревьев оценивалась по четырехбалльнной шкале (1-здоровое, 2-ослабленное, 3- сильно ослабленное, 4- усыхающее).

Ива серебристая.

При визуальной оценке обнаружено много мелких сухих ветвей, отдельные обломки ветвей второго порядка, на стволе есть лишайник, отмечаются морозобойные трещины, точат водяные побеги, что говорит о том, что дерево возможно болеет и страдает. Категория состояния 2. Диаметр=70,06 см. Высота ивы составила 22 метра. Координаты произрастания56°01’01”с.ш. 37°49’761”в.д.

 

Сосна обыкновенная

Категория состояния 1. Рекомендуется произвести обрезку сухих ветвей до начала кроны.

Измерение диаметра ствола сосны производили с помощью мерной вилки: диаметр равен 30 см. высота 20 метров.. Координаты произрастания 56°01’008”с.ш. 37°49’758”в.д.

 

Клен остролистный

Клён имеет искривленный ствол, на высоте 1,2 метра отмечается вздутие, возможна гниль стволовой древесины. На высоте 2, 2 метра фиксируется обломок скелетной ветви. Категория состояния 3. Диаметр ствола равен 30 см, высота дерева 18 метров. Координаты произрастания 56 °01’001”с.ш. 37°49’741”в.д.

 

Слайд 11-12.

Resistograph и измерение объема дерева.

Сделать вывод о степени аварийности дерева, основываясь исключительно на внешних диагностических признаках наличия гнили (сухобочины, дупла, вздутия ствола, плодовые тела ксилотрофных грибов, снижение линейного прироста и др.) в большинстве случаев не представляется возможным.

Прибор Resistograph® позволяет оценивать состояние ствола, измеряя сопротивление его участков пробуравливанию тонким сверлом диаметром 1,5 мм (по мере деструкции древесины под действием возбудителя гниения ее сопротивление бурению снижается). Результатом измерений являются графически наглядные материалы (резистограммы).

Слайд 13.

Результаты исследования.

Инструментальная диагностика внутреннего состояния ствола на предмет выявления опасных стволовых гнилей прибором Резистограф® проводилась с помощью эксперта к. с.-х.н. Анциферовым А.В.

Полученные резистограммы показали отсутствие гнили у ивы. У сосны 1 на высоте 0,1 метра с востока на запад-на глубине с 19 см до 26 см фиксируется участок пониженной плотности древесины, что показывает на наличие гнили в начальной стадии.

Но после взятия керна мы увидели, что на этом месте сохранились годичные кольца, что указывает на возможность повреждения коры в то время, но рана затянулась и дерево в целом здорово.

У клёна на высоте 1,5 метра с севера на юг-фиксируются 2 участка с сильно развитой гнилью стволовой древесины на глубине с 6,5 см до 8 см и на глубине от 9 см до 10 см.

 

Слайд 14.

Узнать тайну живого дерева нам помогла удивительная наука-дендрохронология. Дендрохронология научная дисциплина о методах датирования событий, природных явлений, археологических находок и древних предметов, основанная на исследовании годичных колец древесины. Годичное кольцо древесины состоит из двух частей. Ранняя древесина развивается в первой половине вегетационного периода и состоит из клеток с тонкими стенками и проводящей весенние соки, более светлая. Поздняя древесина развивается во второй половине вегетационного периода (летом и частично осенью), состоит из клеток с толстыми стенками, но узкими полостями, осуществляя механическую функцию.

Основателем классической дендрохронологии по праву считается американский астроном и археолог Эндрю Элликот Дуглас. Но первые упоминания о годичных кольцах древесины содержат труды «отца ботаники», древнегреческого философа и естествоиспытателя Теофраста. В своем труде «Исследования растений» он пишет: «Пихта многослойна, вроде луковицы, под видимым слоем всегда есть еще другой-они и составляют целое дерево».

В современное время дендрохронология позволяет решить очень много задач: реконструировать климаты прошлых эпох, изучить влияние климатических условий на изменение природы леса и возникновение лесных пожаров, на естественного возобновление фитоцинозов, для индикации частоты схода лавин и селей, для датирования вулканических извержений. Даже в судебно- биологической экспертизе (контроль за законностью вырубки древесины) и искусствоведении (датирование возраста досок, на которых были написаны иконы и картины) она находит пр именение.

Слайд 15.

3.3 Определение возраста деревьев с помощью прибора LINTAB.

С помощью бурава Пресслера на пришкольном участке были отобраны стволовые керны трёх деревьев. В дендрохронологической лаборатории ЗДОРОВОГО ЛЕСА с помощью эксперта Черакшева А.В. и использования оборудования научного комплекса Линтаб, разработанного Ф. Ринном в германской фирме RINNTECH®,был установлен точный возраст обследованных деревьев.

Исследуемый дендрохронологический образец располагают на рабочем столе прибора. Мы изучили поверхность образцов в бинокулярный стереомикроскоп. Шкала, нанесенная на один из окуляров микроскопа, позволяет вести измерения образца. График изменчивости годичных колец по мере измерений отражается на мониторе подключенного к прибору компьютера. Но полученное число годичных колец не дало нам точного возраста, так как керны были взяты на определенной высоте, до которой дерево росло. Необходимо провести расчеты, с помощью программы в ХL. Нам повезло, бур при взятии кернов прошел точно через центр древесины, что облегчило расчеты. Окончательные результаты приведены в составленных актах (см приложение 2,3,4). Установленный возраст ивы – 45 лет, сосны – 36 лет и клёна – 45 лет.

 

Слайд 16.

Графики, полученные при работе с прибором LINTAB мы использовали для оценки влияния среднемесячных температур и количества осадков на прирост годичных колец с целью определения наилучших условий произрастания наших деревьев. Расчеты были произведены в программе XL с использованием метеоданных с метеостанции МГУ.

1) Сначала были построены графики прироста годичных колец по годам для каждого дерева.

2) Выделили годы максимального прироста и минимального прироста древесины.

Слайды 17-19.

3 ) Пользуясь метеоданными Москвы суммировали средние показатели среднемесячных температур за все годы минимального прироста, получили среднее значение для каждого месяца в году. Так же поступили для лет максимального прироста и получили графики влияния температурного режима на прирост годичных колец.

Слайд 17.

1. Клён хорошо рос, когда средние температуры летних месяцев были высокие. На графике видим совпадение кривых в весенние и осенние месяцы, что значит, в это время температурный режим не был определяющим фактором прироста древесины.

Слайд 18.

2. Сосна не так теплолюбива, видим подтверждение по графику-хороший прирост древесины наблюдался при более низких среднемесячных температурах с мая по сентябрь.

Слайд 19.

3. Ива относится к ранозацветающим породам. Мы видим, что уже с апреля положительные температуры приводят к вегетации. Но если в феврале –марте будут отмечаться повышенные среднемесячные температуры- это может привести к началу вегетации. А если в последствии ударят морозы- дерево может быть повреждено.

Так же были построены графики влияния осадков на прирост древесины.

Слайд 20.

1. По графику можно отметить, что клён в начале вегетации страдает от избыточного увлажнения (май, июнь, июль). А вот в августе наоборот страдает от недостатка влаги.

 

Слайд 21.

2. У сосны четко прослеживается недостаток влаги в летние месяцы.

 

Слайд 22.

 

3. Ива – влаголюбивая порода и по графику четко видно, что ива лучше растет при повышенных среднемесячных показателях суммы выпадающих осадков с февраля по сентябрь, то есть до конца вегетационного периода.

 

 

Слайд 23.

Рекомендации по агротехническому уходу за древесными насаждениями.

Мы не можем регулировать климат и погоду, но мы можем нивелировать эффект от негативного воздействия их на растения, регулируя микроклимат. Так клён хорошо растет в теплые летние дни, значит надо улучшить освещенность, что приведет к лучшему прогреванию зоны в окрестностях его ствола. Рекомендовано вырубить снижающие освещенность кустарники. В августе клену необходим полив в сухую погоду.

Для сосны рекомендован полив в летние месяцы при сухой погоде.

Для ивы, по результатам анализа, рекомендовано снегозадержание весной и полив в течении всего периода вегетации.

Слайд 24.

Реализация проекта.

Весной планируется посадка деревьев и кустарников совместно с сотрудниками НПСА «Здоровый лес», которые проведут мастер-класс по посадке деревьев и уходу за ними. Для ухода за древесными насаждениями нашего пришкольного участка будут привлекаться ученики 6-а класса, которые занимаются в биологическом кружке Гимназии.

Планируется выступление с проектом на научно-практических конференциях с целью привлечения к проблемам состояния древесных насаждений и ознакомления с наукой дендрохронологией. Так же результаты исследований нашего проекта будут опубликованы в статье местной газеты «Маяк».

Выводы.

Прикоснувшись к тайне деревьев, мы узнали, что деревья-это сложный, живой организм. Деревья растут в тесной связи со всем, что их окружает. В изменчивости ширины годичных колец от года к году хранится история всей жизни дерева, а значит и история всего происходящего вокруг. И хотя деревья нашего пришкольного участка оказались еще молодыми, но смогли рассказать нам свою историю и то, какие у них потребности в уходе.

Давайте бережно и чутко относиться к окружающим нас деревьям! Ведь они -наши друзья. Нам очень хочется, чтобы возле нашей школы, в нашем городе, да и на всей планете росли здоровые, сильные деревья – источник жизни, мудрых знаний, кладезь ценных даров человеку…

Слайд 25.

Вы можете ознакомиться со списком используемой литературы.

Слайд 26.

Благодарю за внимание!

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...