Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные стратегии организации профориентационной помощи

Криванков

Поэтапная схема профконсультирования

Подготовительный этап (Слайд № 3) Этот этап желателен, но возможен только при условии взаимодействия центра занятости со школой и центром профориентации школьников, а также при проведении предварительного анкетирования клиентов.

Основная задача консультанта на данном этапе - составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

Первый этап. (Слайд № 4) Основная задача консультанта - помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента.

Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации.

В самом начале встречи консультант должен представиться. Кроме того, желательно иметь на рабочем столе карточку со своей фамилией, именем и отчеством. Далее консультант сообщает консультируемому о своей ответственности за конфиденциальность полученной в процессе консультации информации. Например: "Меня зовут... Я профконсультант... (должность). Мне приятно, что Вы обратились ко мне, и я постараюсь оказать Вам посильную помощь. Можете быть вполне откровенны, я обещаю, что содержание нашего разговора останется между нами.

Теперь представьтесь и расскажите, что привело Вас ко мне".

С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере.

Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:

· Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится.

Вероятные проблемы: дефицит информации о конкретных профессиях, возможностях их получения; неадекватная оценка своих способностей и возможностей; затруднение в выборе из-за разбросанности и неустойчивости интересов; незнание путей подготовки к профессии; сомнения в своих способностях при выраженной профессиональной направленности (иногда клиент старается скрыть свой выбор, чтобы узнать «независимое» заключение консультанта).

Внутренним мотивом обращения к консультанту может быть стремление получить психологическую консультацию по личностным проблемам.

В таких ситуациях, если консультант не имеет необходимой квалификации, ему следует порекомендовать клиенту обратиться к соответствующему специалисту. Проблемы, могут быть связаны также с поиском места работы или учебы, выбором альтернативных форм занятости.

· Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность.

· Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.

Второй этап.(Слайд №5)

Основная задача - выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения.

При этом он может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.

Третий этап. (Слайд № 6) Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия.

Юмадеев

Четвертый этап.(Слайд № 7)

Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Выбор средств зависит от конкретной проблемы, но преимущественно используются активизирующие средства.

Например, для достижения информационной цели - активизирующие вопросы типа: "Что этом думаете?", "Подскажите, как это называется". Важно показать клиенту, что он и сам немало знает.

В диагностических целях применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.

Пятый этап. (Слайд № 8)

На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных).

Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал.

Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая - составляется более совершенный вариант профессионального плана.

В том случае, если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку.

При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.

Шестой этап. (Слайд №9)

Этот этап выделяется формально и заключается в протоколировании. Окончательный протокол ориентировочно содержит следующие сведения:

· анкетные данные,

· общие выводы по предварительным данным,

· первоначальное понимание клиентом своей проблемы,

· профконсультационную гипотезу профконсультанта

· совместно конкретизированную цель,

· шаги, предпринятые дли достижения цели,

· итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом,

· примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта).

Протоколировать беседу с клиентом желательно не в ее процессе, а во время перерывов либо тогда, когда консультируемый работает с методиками. К протокольным материалам относятся также заполненные бланки методик и письменные работы, выполненные в ходе консультации.

Данная схема носит самый общий характер.

Согласно ситуации отдельным этапам консультации может уделяться разное внимание. Детализация общей схемы зависит от особенностей ситуации и профконсультанта, выбора конкретных методических приемов и процедур.

 

Юмадеев

Основные стратегии организации профориентационной помощи

Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы (которые мало представлены в профориентационной литературе)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...