Психологические аспекты феномена счастья
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание Введение Глава 1. Современное понимание феномена счастья в психологии 1.1 Психологические аспекты феномена счастья Глава 2. Теории возникновения счастья 2.1 Телические теории (т.е. целей и потребностей) 2.2 Теории деятельности 2.3 Теории сравнения 2.4 Теории наслаждения и боли 2.5 Восходящая и нисходящая теории 2.6 Ассоцианистские теории Заключение Список литературы Введение
Проблема счастья поднимается во множестве психологических трудов, В то же время счастье трудно представить в качестве предмета строго научного и тем более экспериментального исследования. Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Конечно, феномен счастья с трудом поддается строгому определению и измерению. Однако понятие счастья человека исследуется во многих науках: социологии, философии, психологии. Вероятно, счастье может принимать разные формы. Это и сильное возбуждение, которое испытывают те, кому по душе шумные и волнующие общественные мероприятия, и тихое счастье тех, кому доставляют большее удовольствие спокойные, уединенные занятия. Актуальность исследования сущности феномена счастья в отечественной социологии и социальной психологии еще не становилось предметом специального изучения, несмотря на то, что до недавнего времени оно довольно часто упоминалось в социально-философских и социально-политических декларациях. В зарубежной социальной психологии проблема счастья как удовлетворенности жизнью привлекала внимание многих исследователей. Наиболее ранний анкетный опрос, посвященный выяснению источников счастья, был проведен в начале века американским психологом Дж.Б. Уотсоном. Позднее, в начале 40-х годов, известный психолог Э.Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворенности жизнью, названный им "условиями хорошей жизни". Однако эти ранние работы были единичными и не опирались на широкую практику строгих социально-психологических исследований.
Особенно ярко проблема счастья показана в работах исследователей, изучающих эмоции. Это такие выдающиеся отечественные ученые, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, это один из виднейших американских специалистов в области изучения эмоций - К.Э. Изард, и многие другие. Проблема счастья может быть сформулирована в двух аспектах: во-первых, как проблема мотивирования в жизни; во-вторых, как проблема развития и формирования личности. Это две стороны одного процесса. По-настоящему гуманистической психология станет только тогда, когда на проблемы счастья она будет смотреть через призму личностного роста личности. Вследствие данного факта мы избрали следующую тему исследования "Проблема счастья в психологии" Во всем вышеперечисленном усматривается актуальность нашего исследования и ставится цель работы - изучение проблемы счастья в современной психологической науке. Объект исследования - понятие счастья в психологии. Предмет исследования - теоретические концепции счастья в современной науке. В ходе исследовании нами были решены следующие задачи: . На основе научной и учебной литературы выявить особенности современного понимания феномена счастья; . Рассмотреть психологические аспекты феномена счастья. . Проанализировать психологические теории по проблеме причин и источников счастья. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психологической и методической литературы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
психология счастье феномен теория Глава 1. Современное понимание феномена счастья в психологии
Психологические аспекты феномена счастья
Несмотря на то, что проблема счастья исследуется давно, каждый раз находятся новые ракурсы ее познания. Особую актуальность проблема счастья обрела в современной России. Исследуемой проблематикой интересовались всегда и везде, но под разными углами зрения; в ней всегда находились новые неизученные вопросы, неосвещенные моменты. Данная тема всегда актуальна и нова, поэтому и интересна для исследователей. И сегодня к ней обращаются представители не только философии, но и психологии и педагогики. Абрахам Маслоу, американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от простейших в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализирующийся человек спокоен, уверен в себе, талантлив, снисходителен, не склонен к депрессиям и истерикам, при этом имеет здоровую самооценку и гармоничный внешний вид [9, c.49]. Философские течения гедонизм и утилитаризм отожествляли счастье, в основном, с чувственными удовольствиями. Что легко объясняет состояние счастья у влюбленных. Здесь конечно и удовлетворение потребности в признании и не до конца распознанная химико-биологическая реакция. Ницше считал, что оно, скорее всего, вообще не достижимо как минимум для большей части современных ему европейцев. Христианство убило истинного Бога, Бога-дарителя, создав для себя идеал Бога-страдальца. Человек должен стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и муки. Он просто не имеет права быть счастлив, он обязан страдать во имя чистоты своей души [1, c.101]. С исследуемой проблемой счастья тесно связан вопрос о смысле жизни. Меняется ли он в течение жизни или остается неизменным? Может ли счастье быть смыслом жизни или только средством для осуществления последнего? Нужно отметить, что большинство отечественных философов обходили тему счастья. Но некоторые, говоря о смысле жизни, обращались и к теме счастья. Василий Розанов - один из таких мыслителей. В основе его обращения к данной тематике лежит противоречие: с одной стороны, человек не может действовать иначе, как, повинуясь стремлению к счастью; с другой - человек должен следовать только этому влечению (т.е. признается, что иногда люди борются с ним). Затем, пытаясь разрешить данное противоречие, В. Розанов обращается к историческому возникновению идеи счастья. Человек всегда следует своему влечению к счастью (часто даже сам этого не замечая). А в требовании, чтобы каждый руководился только своим счастьем, заключено отрицание необходимого значения для людей этих идей, которые "лишь в меру своего соотношения с его счастьем должны быть предметом его стремлений и антипатий". Само понятие счастья В. Розанов определяет как "термин, указывающий высшее руководительное начало, или идеал, смотря на который мы прилагаем к данному объекту данный порядок мышления" [17, c.24]. Он также признает, что нет универсального счастья, т.е. оно у каждого свое, субъективное ощущение. В. Розанов пишет, что под счастьем можно понимать такое состояние, когда человек достиг пика удовлетворенности, когда он уже не хочет к чему-то стремиться, идти, искать. Единственное, чем различаются ощущения счастья у людей - это продолжительностью и напряженностью. И счастью, более продолжительному и количественно большему должно отдаваться предпочтение. Если возможно сделать счастливым нескольких человек, а не одного, то желательно это осуществить. [17]
По своим ощущениям счастья людей нельзя разделить на высших и низших, так как все они "равноощущающие" и, поэтому, равны в праве на счастье. Ощущение счастья не нужно пытаться предвидеть, сознавать, иначе оно может исчезнуть, так как все, проходя рефлексию, теряет свою энергию. И такое счастье будет менее напряженным, а, может быть, вообще исчезнет. Таким образом, надо меньше размышлять о счастье. Здесь можно провести параллели с В. Франклом, который также считал, что сознательно стремиться к счастью нельзя [9, c.64]. И В. Розанов, и В. Франкл утверждали, что, если человек делает счастье предметом своих устремлений, то он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но этим он теряет из виду причины для счастья и оно ускользает.
Точке зрения В. Розанова и В. Франкла можно противопоставить мнение Л. Фейербаха, который писал, что все человеческие желания и стремления - это стремления к счастью и избежать их, не думать о них, человек не может. Розанов также утверждает зависимость истины от счастья: "лишь в меру достигаемого счастья человек может знать истину" [17, c.35]. Таким образом, только когда люди счастливы, они могут совершать открытия, совершенствовать что-то; то есть все, чего достигает человек, - есть продукт его ощущения счастья. Одно из проявлений счастья - польза (утилитарный принцип). Но в ней не выражается вся полнота первого. Польза - добро, производимое через учреждения. При таком подходе жизнь человека подверглась бы искажению. Но есть высшие потребности духовной природы человека (религия, философия, искусство), которые невозможно выразить в терминах утилитарной доктрины. И если человечество будет постоянно стремиться к счастью, то оно умрет "как в душном кольце", и нет средств для него жить иначе, как, отвернувшись от этого счастья, которое нужно уметь нести. Счастье, как и радость, есть лишь спутник в стремлении человека к иным целям. Таким образом, счастье составляет важную часть нашей жизни, но не является смыслом жизни. Счастье - живая и неуловимая субстанция, которую сложно заключить в жесткие рамки и подчинить определенным законам. Возможно именно поэтому австрийский психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в одной из своих работ писал: "Счастье - абсолютно и исключительно субъективно. И мне кажется бесполезным теоретизировать на этот счет". Таким образом, счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как духовное, так и материальное. Счастье так трудно обрести и сохранить потому, что оно требует наличия в человеке высоких качеств, и особенно чистоты, так как только тот, кто чист, - неизменен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|