Межкультурная коммуникация
У каждой культуры своя логика, свое представление о мире. То, что значимо в одной культуре, может быть несущественным в другой. Поэтому важно всегда с уважением смотреть на своего партнера с иной культурой. Он действительно другой, и это его право. Ваше уважение к нему состоит не только в заинтересованности, но и в знании некоторых особенностей жизни его страны. У нас даже могут быть разные приоритеты в еде, одежде и т.п. К примеру, посмотрим на различия в толковании времени и пространства в разных культурах. Время. Если западная культура четко измеряет время и опоздание, например, рассматривается как провинность (вспомним "Точность - вежливость королей"), то у арабов, в Латинской Америке и в некоторых странах Азии опоздание никого не удивит. Более того, если вы хотите, чтобы с вами имели дело достаточно серьезно, вам необходимо потратить какое-то время на произвольные (ритуальные) беседы. Мало того, вы не должны проявлять поспешность, так как может возникнуть культурный конфликт: "Арабы рассматривают питье кофе и разговоры как "делание чего-то", в то время как американцы смотрят на это как на пустую трату времени" [452, р. 9]. Соответственно арабы рассматривают точные сроки как личную обиду. Или зфиопы смотрят на то, что делается долго, как на очень престижное дело: чем дольше, тем, соответственно, лучше. Пространство. Латиноамериканец и европеец в обычной обстановке разговаривают на разном расстоянии [245]. Попробуйте теперь поставить их рядом. По мере того, как латиноамериканец будет стараться оказаться на привычном для него расстоянии, у европейца может возникнуть ощущение вторжения в его личное пространство. Он тут же постарается отодвинуться. В ответ латиноамериканец постарается приблизиться вновь, что с точки зрения европейца будет воспринято как проявление агрессии.
Американец, выходя во двор в Латинской Америке, чувствует себя замурованным, ведь у него на родине во дворах нет даже ограды. Дж. Буш и М. Горбачев встречались в 1989 году не на чьей-либо территории, а на военных кораблях, находящихся вблизи Мальты, что вносило определенную раскрепощенность в отношениях, каждый находился вне привычной обстановки и вне зависимости от условностей той или иной стороны. Соответственно различные культуры используют различную невербальную коммуникацию. Например, в рамках "черной" культуры Америки считается невоспитанным смотреть прямо в глаза учителю. Существуют также различные варианты проявления обиды: особенной походкой, особым движением глаз. В то же время человек иной культуры даже не заметит этого. Различные взгляды у разных народов и на иерархические отношения. Китай и Япония их очень уважают, тогда как американцы стремятся продемонстрировать равенство. Кстати, американские инструкции даже требуют, чтобы американцы фотографировались с представителями Азии только сидя, чтобы не было видно их доминирования по росту. Западные бизнесмены стараются вести свои переговоры в конфиденциальной атмосфере, с глазу на глаз. В арабской культуре в помещении присутствуют другие люди, и на вашу просьбу поговорить в иной обстановке араб лишь приблизит к вам свою голову [316]. Противоречия таких разных представлений легко может приводить к конфликту. Имеется и различие во взглядах на ценности. Можно привести такой пример [452]. Вы плывете на корабле с женой, ребенком и матерью. Корабль начал тонуть. Вы в состоянии помочь только одному человеку. Кто это будет? В западной культуре 60% спасут ребенка, 40% — жену. И никто не спасет мать. В восточной культуре 100% спасут свою мать. Это потому, что считается: у тебя всегда будет возможность жениться еще раз, вновь иметь детей, но никогда у тебя не будет другой матери. Кстати, украинское обращение к матери на "вы" тоже, наверное, имеет особое происхождение.
Реально культура дает нам множество возможностей для построения личности. Если добавить сюда и различие в языке, то перед нами предстанут различные картины мира. У нас так много различий, что это парадоксальным образом сближает нас. Культуры также изменяются и на протяжении столетий, часто делая для нас непонятными даже книги, написанные несколько столетий назад на языке, который мы знаем. Для разъяснения культуры 18 века в России, например, много сделал Ю.М. Лотман. Вначале он использовал материал "Евгения Онегина" А.С. Пушкина [168, 181]. А потом создал своеобразную энциклопедию дворянской культуры того времени [169]. Прочитав ее, имеешь уже иное представление о том, что в действительности означала дуэль или какая-нибудь карточная игра, упомянутая в тексте. Соответственно совсем иначе раскрывается для нас средневековье как культура со своими особенными параметрами хорошо/плохо и тому подобное [80, 81, 132, 133, 152, 388, 462]. Тоталитарная культура тоже имела свои любимые (и особенные) время, пространство, героев и врагов [270]. Вообще ни один человек сегодня не может ограничиться рамками одной культуры, иначе от него закроется весь мир. Различные культуры имеют разные правила обмена информацией. Представитель восточной культуры, которая более закрыта, может принимать решение достаточно долго, как это делают, например, японцы или китайцы. У японцев, кстати, есть еще одна любопытная особенность, которая часто вводит многих бизнесменов в заблуждение, они принципиально не могут сказать категорически "нет". Тщательно придумывая всевозможные учтивые обороты, они постараются даже не возражать, что в рамках их культуры рассматривалось бы как невежливость. Кстати, прогнозы предполагаемой войны американский исследователь С. Хантингтон делает именно на границах цивилизации. Он считает, что следующая война будет войной цивилизаций, культур. На сегодня из всех культур только японская экономика в состоянии конкурировать с американской. Постепенно весь мир изменяется в сторону подобия западной цивилизации. Вспомним, что даже слово "модернизация" сегодня рассматривается как замаскированный вариант слова "вестернизация". Россия и Украина тоже теряют свою самобытность, так как улицы их городов уже сплошь усеяны "шопами", "супермаркетами" и т. п. Мы еще даже не в состоянии ощутить, а тем более предсказать, какими окажутся последствия сплошной американизации нашего кино, к примеру. Сегодня у нас есть возможность ежедневно просмотреть 5-6 американских фильмов по телевидению, а ведь каждый из них несет свой вариант культуры, свой взгляд на мир. Например, на примере наших детей уже видно, что их герои явно не нашего образца. И "черепашки-нинзя" им ближе, чем Ивасик-Телесик.
Когда культуры находятся достаточно близко, одна из них может поглотить другую. Так, например, интересны исследования представлений о женской красоте в американском обществе показали, что у американских белых и американских чернокожих уже единые идеалы [519]. Но это соответственно создает конфликтную ситуацию по отношению к американским чернокожим, так как именно для них существуют определенные барьеры в их стремлении к идеалу женской красоты, характерному для "белых". Очевидно, что даже слияние культур таит в себе конфликтность. Кстати, для бизнесменов издаются даже соответствующие справочники, где подчеркиваются те или иные характеристики культуры, чтобы знать национальные особенности поведения в той или иной страны. Некоторые одинаковые знаки в разных культурах имеют различное значение. Мы хорошо помним, что болгары, например, делают иные движения для "да" и "нет", чем мы. А вот не всем известно, что в знак дружбы вьетнамцы могут держать вашу руку в своей. И при этом тут нет никаких сексуальных ассоциаций, как это было бы интерпретировано европейской культурой. В некоторых культурах обычным элементом переговоров становится подарок. Западная же культура четко усматривает в этом взятку. Однако это опять же таки оценка одной культуры глазами другой.
Множество проблем возникает и в случае неадекватного перевода. Достаточно вспомнить приведенный выше случай со словом "посредник" и его значением в персидском языке. Для нас непонятны многие реалии западной или восточной жизни, поэтому перевод часто сопровождается комментариями. То есть и тут перед нами не просто другая культура, а без преувеличения иной мир. При этом важен принципиальный отбор объекта, который бы давал возможность вхождения в этот иной мир. "Если мы сделаем выводы, касающиеся национального характера, построив их на основе анализа любимых народом сказок, мы должны исходить из того, что понимаем, почему эти сказки являются любимыми и какие элементы этих сказок играют наиболее важную роль для читателей и слушателей" [319, с. 186]. В принципе понимание имеет несколько уровней, и в нем легко достижимыми являются только самые первые представления. Ю. Сорокин и И. Марковина активно разрабатывали тему лакун как точек несовпадения двух культур [8]. Так, разбирая примеры из Хемингуэя, неясные для русского читателя, типа "Святой Петр тоже был рыбаком, так же как и отец великого Ди Маджио", они отмечают следующие отсутствующие у нас ассоциации: 1. Для американцев это ассоциация со второй половиной сороковых годов, когда был популярен Ди Маджио; 2. Это упоминание известного всей стране бейсболиста указывает на любовь американцев к спорту, к бейсболу как американскому национальному виду спорта. 3. Имя Ди Маджио связано с именем Мэрилин Монро, поскольку он был ее мужем. 4. И Монро, и Ди Маджио реализуют американский социальный миф, где речь идет о выходцах из "низов", которые становятся известными всей Америке. Как видим, даже элементарное сообщение может быть насыщено определенным набором информации, которую может не "воспринять" носитель иной национальной культуры. ВЫВОДЫ Сегодняшний мир не может замыкаться в рамках одной страны, поэтому специалисты в области рекламы и паблик рилейшнз должны быть готовыми для работы и на зарубежную аудиторию. Тем более, что теоретическая наполненность таких, к примеру, дисциплин, как теория переговоров, позволяет получить эффективные навыки управления коммуникацией и для внутренней аудитории. Однако один из существенных выводов состоит в том, что процессы переработки информации в ряде случаев имеют определенные национальные характеристики. Отсюда следует, что, к примеру, подготовка информации для западного читателя должна гораздо в большей степени учитывать его особенности, чем это имеет место сегодня. Мы часто преувеличиваем близость свою и своей аудитории, не в состоянии увидеть реальные отличия.
Литература 1. Абельсон Р. Структуры убеждений // Язык и моделирование социального взаимодействия. — М., 1987. 2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М., 1996. 3. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. — М.-К., 1996. 4. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. — М., 1985. 5. Алдер X. НЛП: современные психотехнологии. — СПб., 2000. 6. Александров А.А. Современная психотерапия. — СПб., 1997. 7. Андронников И. К музыке. — М., 1975. 8. Антипов Г.А., Донских О.А., Морковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. — Новосибирск, 1989. 9. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994. 10. Аррендондо Л. Искусство деловой презентации. — Челябинск, 1998 11. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. — М., 1988. 12. Баранов А.Н. Аргументация как языковой и когнитивный феномен // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. — М., 1990. 13. Барт М. Мифологии. — М., 1996. 14. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М., 1989 15. Барт Р. Предвыборная фотография // Барт Р. Мифологии. — М., 1996. 16. Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М., 1989. 17. Боткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. — М., 1978. 18. Бахтин М.М. К вопросам самосознания и самооценки // Бахтин М.М. Собр. соч. в 7 тт. Т.5. - М., 1996. 19. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1972. 20. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990. 21. Башляр Г. Психоанализ огня. — М., 1993 22. Безверха 3. А. Жанров! та лексико-стилiстичнi особливостi матерiалiв преси з проблем Чорнобильскоi аварii на грунтi квалiметричного та семантичного аналiзу/ Автореф. дис. канд. филол. наук.. - К., 1997. 23. Безменова НА. Очерки по теории и истории риторики. — М., 1991. 24. Белов Г.А. Политология. - М., 1996. 25. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992. 26. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. — П., 1921. 27. Бир С. Мозг фирмы. - М., 1993. 28. Блажное ЕЛ. Паблик рилейшнз. - М., 1994. 29. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти //Язык и моделирование социального взаимодействия. — М., 1987. 30. Блатнер Г.А. Психодрама, ролевая игра, методы действия. - Ч. 1-2. - Пермь, 1993. 31. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М., 1990. 32. Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. — СПб., 1998. 33. Бодрийяр Ж. О совращении // Ad Marginem'93. - М., 1994. 34. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1995. 35. Болинджер Д. Истина — проблема лингвистическая // Язык и моделирование социального взаимодействия. -М., 1987. 36. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992. Бонч-Бруевич В. Ленин и дети. М.: Детгиз, I960. 37. Борее В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., 1986. 38. Бородкин Л. И, Контент-анализ и проблемы исторических источников // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. М., 1986. 39. Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996. 40. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. — М., 1998. 41. Бурдье П. Социология политики. — М., 1993. 42. Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос. — Воронеж, 1987. 43. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. — Воронеж, 1993. 44. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. — М., 1996. 45. Вайнрих X. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987. 46. Вайнштейн О.Б. Деррида и Платон: деконструкция логоса // Мировое древо - Arbor Mundi. - 1992. — № 1. 47. Валентинов Н, (Вольский Н.) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. — М., 1991. 48. Ван Дейк Т.А. Анализ новостей как дискурса // ван Дейк ТА. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989. 49. Ван Дейк Т.А. Расизм и язык. - М., 1989. 50. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. — М., 1989. 51. Ван Еемерен Ф.Х., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. - СПб., 1992. 52. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону, 1995. 53. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. 54. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. — М., 1988. 55. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. — СПб., 1995. 56. Викторов А.Ф. Информационная война в современных условиях // "Информационное общество". - 1997. - № 1. 57. Винер Н. Кибернетика. - М., 1968. 58. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. — М., 1981. 59. Волошинов В.В. (Бахтин М.М.) Марксизм и философия языка. — 1993. 60. Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.) Фрейдизм. - М., 1993. 61. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. - М., 1995. 62. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. - 1990. - № 4. 63. Гваттари Ф. Машинное бессознательное // Архетип. -1995. - № 1. 64. Герхардт М. Искусство повествования. — М,, 1984. 65. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М., 1988. 66. Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. — Смоленск, 1996. 67. Гладыш А. Структуры Лабиринта. - М., 1994. 68. Гитлер А. Моя борьба. — Б.м., 1996. 69. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. — Ростов-на-Дону, 1996. 70. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М., 1987. 71. Гордон Д. Терапевтические метафоры. — СПб., 1995. 72. Горин С. НЛП: техники россыпью. - М., 1999. 73. Горин С. Гипноз: техники россыпью. - Ч. 3. - Канск, 1995. 74. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. - М., 1995. 75. Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. - Воронеж, 1993. 76. Гриндер Дж., Бэндлер Р. Формирование транса. - М., 1994. 77. Грифцов Б.А. Теория романа. - М., 1927. 78. Гулыга А. Миф как философская проблема //Античная культура и современная наука. - М., 1985. 79. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1984. 80. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1981. 81. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвного большинства. — М., 1990. 82. Даллес А. Искусство разведки. - М., 1992. 83. де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. — М., 1977. 84. Делез Ж. Логика смысла. - М., 1995. 85. Делез Ж. Представление Захер-Мазоха (Холодное и Жестокое) // Венера в мехах. — М., 1992. 86. Делез Ж., Гваттари Ф.. Капитализм и шизофрения // Ad Marginem'93. - М., 1994. 87. Демьянков В.3. Эффективность аргументации как речевого воздействия // Проблемы эффективности речевой коммуникации. — М., 1989. 88. Дергачева Е.В. Роль информационного противоборства в современных условиях // Информатика и вычислительная техника. — 1996. — № 1-2. 89. Деррида Ж. Отобиографии. 1. Декларация независимости // Ad Marginem'93. - М., 1994. 90. Деррида Ж. Введение // Гуссерль Э. Начало геометрии. - М., 1996. 91. Деррида Ж. Позиции. - К., 1996. 92. Деррида Ж. Страсти // Socio-Logos'96. - М., 1996. 93. Дерябо С., Ясвин Б. Гроссмейстер общения. - М., 1996. 94. Джеймс М. и др. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. - М., 1993. 95. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1996. 96. Дмитриев А. и др. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993. 97. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. - М., 1989. 98. Душин И. и др. Выборы: технологии избирательных кампаний. - Харьков, 1998. 99. Евгеньева Т.В. Социально-психологические основы формирования политической мифологии // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. - М., 1996. 100. Евреинов Н.Н. Pro scena suo. — СПб., б/г. 101. Евреинов Н.Н. Оригинал о портретистах (к проблеме субъективизма в искусстве). — М., 1922. 102. Евреинов Н.Н. Театр для себя. - Пг., б/г. - 4.1, 3. 103. Евреинов Н.Н. Художники в театре В.Ф. Комиссаржевской // Памяти Веры Федоровны Комиссаржевской. 104. Ершов П.М. Искусство толкования. — Часть первая. Режиссура как практическая психология. — Дубна, 1997. 105. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология (Взаимодействие людей в жизни и на сцене). - М., 1972. 106. Жак Деррида в Москве. - М., 1995. 107. Живов В.М. Культурные реформы в системе преобразований Петра I // Из истории русской культуры. Т. III (XVII - начало XVIII века). М., 1996. 108. Жмырикое А.Н. Как победить на выборах. — Обнинск, 1995. 109. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М., 1981. 110. Журавлев А.П. Символическое значение языкового знака // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. — М., 1972. 111. Завадский И. И. Информационная война - что это такое? // "Конфидент". - 1996. - № 4. 112. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М., 1991. ИЗ. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. — М., 1998. 114. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. — М., 1985. 115. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М., 1991. 116. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. — М., 1995. 117. Иванов Вяч. Вс. Дионис и прадионисийство. -М.э 1994. 118. Иванов Вяч. Вс. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины XX в. // Монтаж: литература, искусство, театр, кино. — М., 1988. 119. Иванов Вяч. Вс. Очерки по предыстории и истории семиотики // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. - Т. I. — М., 1998. 120. Иванов Вяч. Вс. Эстетика Эйзенштейна // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. - Т. I. - М., 1998. 121. Иванов И. Анафема. Хроника государственного переворота. Записки разведчика. — М., 1995. 122. Иванов С. А. Византийское юродство. - М., 1994. 123. Ивановский В.Н. Методологическое введение в науку и философию. - Минск, 1922. - Т.1. 124. Ивин А.А. Основы теории аргументации. — М., 1997. 125. Ильин А. и др. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого Президента России. — М., 1999. 126. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М., 1996. 127. Интервью с Жаком Деррида // Мировое древо - Arbor Mundi. - 1992. - № 1. 128. Информационная война в Чечне. — М., 1997. 129. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. — М., 1995. 130. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996. 131. Кара-Мурза К. Наступление Голема (Язык и Власть) // Наш современник. — 1996. — № 8. 132. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. — М., 1987. 133. Карсавин Л.П. Культура средних веков. — П., 1918. 134. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. — М.,1997. 135. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988. 136. Колшанский Г.В. Паралингвистика. — М., 1974. 137. Комов С.А. Информационная борьба в политических конфликтах: вопросы теории // Информатика и вычислительная техника. — 1996. — № 1-2. 138. Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 1997. 139. Кононов А. Рассказы о Чапаеве. - М., 1954. 140. Коонен В. Пути американской музыки. - М., 1977. 141. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М. -Л., 1930. 142. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. — М., 1996. 143. Крючков В. Личное дело. - Ч.1. - М., 1996. 144. Кургинян С. Седьмой сценарий. Ч.1. М., 1992. 145. Кэмбелл Д. Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. 146. Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. -Воронеж, 1993 147. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой - М., - К., 1999. 148. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. - М., 1995 149. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987. 150. Лангер B.C. Гитлер // Архетип. - 1995. - № 1. 151. Ларсен С.Ф. Память на новости, сообщаемые по радио: структура сообщения и "обновление" знания // Психологические исследования общения. — М., 1985. 152. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. -М., 1992. 153. Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. — М., 1996. 154. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995. 155. Левинтон ГА. К проблеме изучения повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору. — М., 1975. 156. Леви-Строс К. Структура и форма. Размышления над одной работой Владимира Проппа // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. — М., 1985. 157. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1985. 158. Левi-Строс К. Miт i значения // Слово. Знак. Дискурс. Антологiя свiтовоi лiтературно-критичноi думки XX ст. Львiв, 1996. 159. Демин К. Пропаганда войны в Японии и Германии. — М., 1934. 160. Леммерман X. Учебник риторики. — М., 1997. 161. Леонов Н.С. Лихолетье, - М., 1994. 162. Леонтьев АЛ. Психология общения. — М., 1977. 163. Литвак М.Е. Из ада в рай. Избранные лекции по психотерапии. - Ростов-на-Дону, 1997. 164. Литвиненко О.В. Спецiальнi iнформацiйнi операцii та пропагандистсьлi кампанii. — К., 2000. 165. Лорд А.Б. Сказитель. - М., 1994. 166. Лосенков В.А. Социальная информация в жизни городского населения. — Л., 1983. 167. Лотман Ю. М. Текст и структура аудитории // Даугава. - 1988. - № 1. 168. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. - Л., 1982. 169. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). - СПб., 1994. 170. Лотман Ю.М. Блок и народная культура города // Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики. — Блоковский сборник, IV. — Уч. зап. Тарт. ун-та. — Вып. 535. - Тарту, 1981. 171. Лотман Ю.М. Бытовое поведение и типология культуры в России XVIII в. // Культурное наследие древней Руси. - М., 1976. 172. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. — М., 1996. 173. Лотман Ю.М. Еще раз о понятиях "слава" и "честь" в текстах К.ского периода // Труды по знаковым системам. - Вып. V. - Тарту, 1971. 174. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М., 1973. 175. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М., 1992. 176. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума.// АН СССР. Научный совет по комплексной программе "Кибернетика". Предварительная публикация. — М., 1977. — С. 12-13 177. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. — М., 1987. 178. Лотман Ю.М. О редукции и развертывании знаковых систем (К проблеме "фрейдизм и семиотическая культурология") // Материалы всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам 1 (5). — Тарту, 1974. 179. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII — начала XIX века // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII - начало XIX века). - М., 1996. 180. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Из истории русской культуры. - Т. IV (XVIII - начало XIX века). - М., 1996. 181. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. - Л., 1980. 182. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин, 1973. 183. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970. 184. Лотман Ю.М. Цивьян Ю. Диалог с экраном. - Таллинн, 1994. 185. Лотман Ю.М., Успенский Б. Новые аспекты изучения культуры древней Руси // Вопросы литературы. -1977. - № 3. 186. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. К семиотической типологии руской культуры XVIII века // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII - начало XIX века). — М., 1996. 187. Львов М.Р. Риторика. - М., 1995. 188. Любимов М. Декамерон шпионов. — М., 1998. 189. Макдональд В. Руководство по субмодальностям. — Воронеж, 1994. 190. Маккиндер Х.Дж. Географическая ось истории // Полис. - 1995. - № 4. 191. Маклахлан Д. Тайны английской разведки (1939-1945). - М.,1971. 192. Маклюэн М. Телевидение. Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. - Вып. 7. - М., 1987. 193. Малиновский Б. Магия, наука и религия. — М., 1998. 194. Малиновский Б. Функциональный анализ. // Антология исследований культуры. - Т. I. - СПб., 1997. 195. Мандельштам О. Стихотворения, проза, записные книжки. — Ереван, 1989. 196. Марасинова Е.Н., Бромберг Д.Э. Культурная история жеста // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. — М., 1996. 197. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. -СПб., 1997. 198. Мастенбрук В. Переговоры. — Калуга, 1993. 199. Матюшин А.А. Г.Шпет и его место в истории отечественной психологии // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1988. - № 2. 200. Мелетинский Е. Поэтика мифа. — М., 1976. 201. Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996. 202. Метц К Проблемы денотации в художественном фильме // Строение фильма. - М., 1985. 203. Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. - М., 1998. 204. Михайличенко Н.А. Основы риторики. — М., 1994 205. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. - М., 1996. 206. Моляко В.О. Психологiчнi наслiдки чернобильскоi катастрофи // Соцiальний досвiд виходу з катастроф як потенцiал розвитку европейскоi безпеки (на прикладi ЧАЕС). - К., 1996. 207. Мосейко А.Н. Коллективное бессознательное и мифология современных этнических отношений // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. - М., 1996. 208. Московичи С. Век толп. - М., 1996. 209. М. Мосс. Обязательное выражение чувств (Австралийские погребальные словесные ритуалы) // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. - М., 1996. 210. Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. - М., 1996. 211. Мосс М. Техники тела // "Человек". - 1993. - № 2. 212. Мосс М. Техники тела // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. — М., 1996. 213. Мошонкина Е.Н. Символика королевской власти в средневековой Франции. Обзор // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзолрах и рефератах. — М., 1996. 214. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического прогресса). — М., 1996. 215. Никишенков А.А. Из истории английской этнографии. Критика функционализма. — М., 1986. 216. Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. — Минск, 1996. 217. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. - Т.2. - М., 1990. 218. Новые направления в социологической теории. — М., 1978. 219. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. -М., К., 1998. 220. Ноэлъ-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. — М., 1996. 221. Общая риторика. - М., 1986 222. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994. 223. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. — СПб., 1996. 224. Олейников Н. Пучина страстей. — Л., 1991. 225. Олешкевич В.И. Рождение новой психотехнической культуры. — М., 1997. 226. Олкер Х.Р. Волшебные сказки, трагедии и способы изложения мировой истории // Язык и моделирование социального взаимодействия. — М., 1987. 227. Оптимизация речевого воздействия. — М., 1990. 228. Пазолини П. Поэтическое кино // Строение фильма. — М., 1985. 229. Панарин А.С. Введение в политологию. — М., 1994. 230. Панкратов В.Н. Манипулцяции в общении и их нейтрализация. — М., 2000. 231. Панченко A.M. "Потемкинские деревни" как культурный миф // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII - начало XIX века). М., 1996. 232. Паперпо И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. — М., 1996. 233. Паремиологические исследования. — М., 1984. 234. Паремиологический сборник. — М., 1978. 235. Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1997. 236. Паршин П.Б. Лингвистические методы в концептуальной реконструкции // Системные исследования — 1986. - М., 1987. 237. Паршин П.Б. Об использовании лингвистических методов при анализе политической концепции автора текста // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. — М., 1986. 238. Крам Т. Управление энергией конфликта. — М., — К., 1999. 239. Пастернак Б. Доктор Живаго. - М., 1989. 240. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. - СПб., 1996. 241. Перельман X., Ольбрехт-Тытека Л. Из книги "Новая риторика: трактат об аргументации" // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987. 242. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988. 243. Петренко В.Ф. ТВ и психология // Телевидение вчера, сегодня, завтра. — М., 1986. 244. Петровский М. Ярмарка тщеславия, или что есть кабаре // Московский наблюдатель. — 1992. — № 9. 145. Пиз А. Язык телодвижений. — Нижний Новгород, 1992. 146. Пиков Н. Наше оружие — слухи // Soldier of fortune. — 1995. - № 4. 147. Письма к Густаву Шпету // Логос. - 1992. - № 3. 248. Плотинский Ю.М, Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. — М., 1998. 149. Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. Основные принципы. - М., 1958. 150. Подорога В. Выражение и смысл. — М., 1995. 151. Пожидаева В. Слух как средство рекламы // Рекламное измерение. - 1996. - № 3. 152. Попова М.А. Фрейдизм и религия. - М., 1985. 153. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М. - К., 2000. 154. Почепцов Г.Г. Имидж-мейкер. — К., 1996. 155. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. - К., 1995. 256. Почепцов Г.Г. Информационные войны. — М.; К., 2000. 257. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. - М., 1998. 258. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М. - К., 2000. 259. Почепцов Г.Г. Национальная безопасность стран переходного периода. К., 1996. 260. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. — М. - К., 2000. 261. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. - М., 1998. 262. Почепцов Г.Г. Послекоммуникативные процессы // Рациональность и семиотика дискурса. М., 1994. 263. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. - К., 1998. 264. Почепцов Г.Г. Психологические войны. - М. - К., 2000. 265. Почепцов Г.Г. Символы в политической рекламе. — К., 1997. 266. Почепцов Г.Г. Спиндоктор. - М., 1999. 267. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. — М., 1998. 268. Почепцов Г.Г. Teopia комунiкацii. — Киiв, 1996. 269. Почепцов Г.Г. Teopia комунiкфцii. - Киiв, 1999. 270. Почепцов Г.Г. Тоталитарный человек. Очерки тоталитарного символизма и мифологии. - К., 1994. 271. Почепцов Г.Г. Элементы теории коммуникации. — Ровно, 1999. 272. Пригожин А.И. Социодинамика катастроф // Социс. — 1989. - № 3. 273. Пристли Дж.Б. Заметки на полях. - М., 1988. 274. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1946. 275. Пропп В.Я. Морфология сказки. — М., 1968. 276. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. — М., 1976. 277. Пятигорский А. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. - М., 1996. 278. Пятигорский А.М. Избранные труды. — М., 1996. 279. Ранкур-Лаффериер Д. Психика Сталина. — М., 1996. 280. Расторгуев С.П. Информационная война как целенаправленное информационное воздействие информационных систем // "Информационное общество". — 1997. - № 1. 281. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. - М., 2000. 282. Риффатерр М. Формальный анализ и теория литературы // "Новое литературное обозрение". - 1992. — № 1. 283. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. — М., К., 1997. 284. Роджерс К. О групповой психотерапии. — М., 1993. 285. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. — М., 1984. 286. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. 287. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. — М., 1979. 288. Рожков И.Я. Реклама: планка для "профи". — М., 1997. 289. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. — Тверь, 1995. 290. Россия у критической черты: возрождение или катастрофа. - М., 1997. 291. Рощин С,К. Психология и журналистика. - М., 1989.. 292. Рубинштейн Р. Принятие чьей-либо стороны: уроки войны в Персидском заливе // Почепцов Г. Национальная безопасность стран переходного периода. — К., 1996. 293. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М., 1993. 294. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. — М., 1997. 295. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. — М., 1996. 296. Самуэлс Э. Юнг и пост-юнгианцы. - М., 1997. 297. Сандлер Ж. и др. Пациент и психоаналитик. — Воронеж, 1993; втор. изд. М., 1995. 298. Сартр Ж.П. Фрейд. - М., 1992. 299. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. — Л., 1989. 300. Сергеев В.М. Когнитивные методы в социальных исследованиях // Язык и моделирование социального взаимодействия. — М., 1987. 301. Сергеев В.М. Структура политической аргументации в "Мелийском диалоге" Фукидида // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. - М., 1986. 302. Сергеев В.М., Цымбурский В.Л. Когнитивные механизмы принятия решений: модель и приложения в политологии и истории // Компьютеры и познание: очерки по когитологии. — М., 1990. 303. Серов Н. Цвет как время, пространство и эмоции // Петербургский рекламист. - 1996. - № 11. 304. Сибурн Б. Роль двойника // Блатнер Г.А. Психодрама, ролевая игра, методы действия. 305. Славянская мифология. — М., 1995. 306. Следзевский И.В. Мифологема границы: ее происхождение и современные политические проявления // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функцион
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|