Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 2. Архитектура собора

СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Кафедра церковной истории

РЕФЕРАТ

 ЦЕРКОВНО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ И УБРАНСТВА ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Студента II курса

Рзаева Филиппа

 

Научный руководитель

К. богословия, к. филос. н., доцент Стародубцев О.В.

Оценка___________

Подпись__________

Дата_____________

 

Москва

2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА...…..………………..4

1.1. СТРОИТЕЛЬСТВО СОБОРА…………………………….………………….4

1.2. ЗНАЧЕНИЕ СОБОРА……………………………………………….………..6

ЧАСТЬ 2. АРХИТЕКТУРА СОБОРА………………..…………………………..7

2.1. ЭКСТЕРЬЕР СОБОРА…………………………...…………………………...7

2.2. ИНТЕРЬЕР СОБОРА…………………………………………………………9

2.3. ИМПЕРАТОРСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА…………………………………...11

2.4. ИКОНОСТАС…………………………... …………………………………..12

2.5. КОЛОКОЛЬНЯ ……………………………………………………………..14

ЧАСТЬ 3. ЗНАЧЕНИЕ СОБОРА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ…………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..17

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Безусловно, храмовая архитектура – одно из самых интересных направлений в церковном искусстве.

Русские храмостроительные традиции, как известно, были восприняты от Византии. Однако уже с первых лет христианства на Руси развиваются собственные архитектурные формы. Древнерусская архитектура выделяется в отдельное направление церковного искусства.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге выступает ярким проявлением одного из проявлений храмового зодчества эпохи Петра Великого. Данный собор и по сей день удивляет каждого своими уникальными монументальными архитектурными формами и великолепным внутренним убранством.

Данная тема актуальна потому, что многие традиции церковного искусства петровского периода ушли в прошлое, следовательно, необходимо разъяснить забытые древнерусские архитектурные формы эпохи русского барокко на примере Петропавловского собора Санкт-Петербурга.

Целью данного труда является проведение искусствоведческого анализа знаменитого Петропавловского собора.

Данная работа имеет следующие задачи:

– изучить историю строительства собора;

– раскрыть особенности архитектуры Петропавловского собора;

– рассмотреть значимость собора в современности.

 

 

ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА

СТРОИТЕЛЬСТВО СОБОРА

    Петропавловский собор — православный собор в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Официальное название — собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

    Он является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года, в день святых апостолов Петра и Павла, на территории только что заложенной крепости[1]. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева над шведскими судами на Чудском озере.

    Стены церкви снаружи раскрасили под жёлтый мрамор. Храм был увенчан шпилем. Первое его графическое изображение относится к 1705 году (гравюра Ф. Н. Никитина).

    8 июня 1712 года Доменико Трезини был заложен новый большой, каменный храм. Строительство началось только в мае 1714 года. Стены храма стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, которую в 1719 году разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив её на каменный фундамент[2]. Там её назвали храмом Апостола Матфея, позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.

    Итак, первая деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла заложена в крепости, основанной Петром I на Заячьем острове через месяц после основания города в 1703 году. Скромный храм простоял недолго, в 1712 году Петр положил основание каменному собору в стиле барокко. Его автором стал, как уже говорилось, Доминико Трезини, итальянский архитектор, ведавший строительством крепости. Возведение собора заняло 21 год. 12 июля (по новому стилю) 1733 года храм освящен архиепископом Феофаном Прокоповичем в присутствии членов Синода и императорского двора.

    Петропавловский собор с момента своего создания стал одним из главных символов северной столицы России[3]. И сегодня золотой шпиль собора с фигурой летящего ангела — самое высокое архитектурное сооружение Петербурга. Его высота 122,5 метра.

    С момента возникновения Санкт-Петербургской епархии в 1742 году Петропавловский храм стал кафедральным. Этого статуса он никогда официально не был лишен, даже когда в XIX веке митрополичья кафедра была перенесена в Казанский, а затем в Исаакиевский соборы.

    Петропавловский собор — как главный храм столицы и придворный собор — строился под непосредственным наблюдением самого царя. И не смотря на то, что Петр I не дожил до завершения строительства и освящения храма, в нем проявился и художественный вкус, и мировоззрение самого императора[4]. Архитектура и убранство Петропавловского собора стали образцом для всего храмового строительства северной столицы, а впоследствии и для всей России первой трети XVIII века.

ЗНАЧЕНИЕ СОБОРА

 

    По замыслу Петра, колокольня Петропавловского собора стала архитектурной доминантой и композиционным центром города. Вознесшийся над берегами Невы золоченый шпиль должен был всем приближающимся к столице показать величие России и прочность ее позиций на Балтике. Новая русская столица развернулась лицом к Западной Европе и заимствовала новые архитектурные формы.

    Петропавловский собор играл важную роль в жизни столицы Российской империи. В нем проходили важнейшие церковные и государственные церемонии, торжественные молебны. Здесь часто служили панихиды в присутствии членов императорской семьи. В 12 часов залп пушки с Петропавловской крепости напоминал жителям города на Неве о наступлении полдня[5]. В соборе, который стал памятником русской военной славы, хранились трофеи российской армии, включая такие реликвии, как шведские знамена и штандарты, взятые под Полтавой и во время других сражений в ходе Северной войны, а также ключи от городов и крепостей взятые в войнах со Швецией и Турцией.

 

ЧАСТЬ 2. АРХИТЕКТУРА СОБОРА

ЭКСТЕРЬЕР СОБОРА

    По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры[6]. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра.

    Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены собора оформлены лишь плоскими колоннами — пилястрами — и головами херувимов на наличниках окон[7]. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, который является основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа — портика. Над предалтарной частью расположен небольшой барабан с куполом.

    Главенствующая часть собора — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Первые два яруса раздаются вширь и тем самым формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне[8]. Третий ярус легко устремляется вверх, он увенчан золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах.

    Над крышей располагается стройный и изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках (высота креста около 6,5 метров). Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра, а масса — около 250 кг.

    Колокольня, помимо всего прочего, является ориентиром в городе. Петропавловский собор, высота которого — 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге.

    Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решение сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые, чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века[9]. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми. Несмотря на строгие формы, собор оставляет впечатление лёгкости и общей устремлённости вверх.

    Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты[10]. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил П. Зыбин.

 

 

ИНТЕРЬЕР СОБОРА

 

    Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами. Роспись стен, как уже оворилось, принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили И. Росси и А. Квадри, плафоны в центральном нефе — П. Зыбин. Картины, написанные на евангельские сюжеты на стенах собора, были созданы под общим руководством А. Матвеева и нарисованы художниками Г. Гзелем, В. Ярошевским, М. Захаровым, В. Игнатьевым, И. Бельским, Д. Соловьевым, А. Захаровым[11]. Пространство собора освещается пятью люстрами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарём, является подлинником XVIII века, остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.

    Резной иконостас в виде триумфальной арки считается признанным шедевром декоративного искусства барокко. Он был создан по чертежу Д. Трезини мастерской зодчего и скульптора И. Зарудного в 1722-1726 годах[12]. Иконы для иконостаса были выполнены московским мастером А. Поспеловым.

    Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. В православных церквях практика чтения проповедей прежде не существовала[13]. Впервые она была введена в царствование Петра I.

    В левой части центрального прохода в 1732 году Н. Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолоченного дерева[14]. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - четыре евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.

    В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто малиновым бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

    Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие - восстановлены после Великой Отечественной войны.

    В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

    Главный престол храма (с заложенной в его основание по преданию частицей мощей святого апостола Андрея Первозванного) освящен во имя святых апостолов Петра и Павла. А в юго-западной части собора, в приделе святой великомученицы Екатерины находился второй престол храма.

 

ИМПЕРАТОРСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА

    Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о Божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна V Алексеевича.

    По указу Петра I собор стал усыпальницей русских императоров и членов царской фамилии. Еще при жизни основателя северной столицы здесь были похоронены малолетние дети Петра. А в 1731 году в еще не достроенном соборе у южной стены был похоронен и сам Петр Великий. Место, где находится его надгробие, было выбрано самим государем. Здесь погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI[15]. Всего в усыпальнице к концу XIX века находилось 46 захоронений, в том числе великих князей и княжон — детей и внуков императоров.

    Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца[16]. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.

    В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными                                         саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от прочих и выполнены из серо-зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца.

    В 1901 году к востоку от собора была заложена великокняжеская усыпальница, которую в стиле барокко возводил архитектор Бенуа по эскизному проекту Гримма. Здесь находился третий престол собора в честь святого благоверного князя Александра Невского. После революции все могилы и церковный престол в усыпальнице были уничтожены[17]. В здании долго размещалась экспозиция Музея истории города.

    В мае 1992 года в великокняжеской усыпальнице после многолетнего перерыва был погребен великий князь Владимир Кириллович Романов, затем перенесен прах его родителей и началось постепенное восстановление утраченных надгробных плит.

    Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 2006 году, когда из Копенгагена был перенесен прах императрицы Марии Феодоровны, супруги императора Александра III.

 

ИКОНОСТАС

 

    Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722 - 1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Д. Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора И. Зарудного резчиками Т. Ивановым и И. Телегой. 43 иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726 - 1729 гг. московскими иконописцами М. Меркурьевым и Ф. Артемьевым. Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей - князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба. Иконы написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы. Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе[18]. Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы.

    В иконостасе отсутствуют привычные для взора молящихся ряды икон (пророческий, праотеческий, деисусный), имеется лишь неполный праздничный – четыре иконы в верхней части киотов («Рождество Христово», «Сретение» - справа, «Рождество Богородицы», «Благовещение» - слева). Отличает иконостас и непомерно открытый алтарь, что, конечно, не свойственно для прежнего убранства алтарных преград. Однако, несмотря на всю новизну, в архитектуре, скульптуре, а также иконописе иконостаса можно найти обращение составителей иконографической программы (инвенторов) к древнерусской и византийской традициям[19]. Сама система образов, надписи, вырезанные на иконостасе, - все это имеет корни в предшествующей царской иконографии, панегирической литературе конца XVII – первой четверти XVIII в. и, безусловно, в древнерусской политической и богословной мысли.

    В иконостас Петропавловского собора, наряду с орнаментальной резьбой, введена объёмная скульптура: по сторонам от царских врат расположены фигуры архангелов Гавриила и Михаила. Это необычное сооружение напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон и выражающую в аллегорической форме идею победы в Великой Северной войне[20]. По бокам от центральной иконы Воскресения Христова находятся изображения Давида и Соломона, а на верху — ангелы вокруг Господа Саваофа, сквозь ажурные царские врата видена золочёная сень, поднятую над престолом на четырёх витых колоннах.

        

 

 

КОЛОКОЛЬНЯ

    Колокольню собора украшают часы с курантами. Бой сопровождался игрой на находившихся при часовом механизме клавикордах. Сегодня на четырех уровнях башни установлены 103 колокола, 31 из которых относятся к голландскому карильону 1757 года[21]. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

    Ещё в мае 1722 года Д. Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин И. Меньшой и серебряного дела мастер Л. Задубский. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом[22]. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...