Приобретение путем обмена.
Нематериальные активы могут быть приобретены в обмен на немонетарный актив или активы, либо на комбинацию монетарных и немонетарных активов. Согласно предписаниям IAS 38, первоначальная стоимость приобретенного в ходе таких операций НМА определяется как его справедливая стоимость. Исключением из этого общего правила являются случаи, когда либо операция обмена не имеет коммерческого содержания, либо справедливая стоимость и полученного, и переданного актива не может быть определена с достаточной степенью достоверности. В таком случае первоначальная стоимость определяется равной балансовой стоимости переданного актива. Стандартом устанавливается, что операция обмена имеет коммерческое содержание, если в ее результате: 1. изменяются параметры (риск, сроки и сумма) денежных потоков; 2. изменяется специфичная для организации ценность той части ее деятельности, которая связана с данной операцией; 3. величина указанных изменений существенна по отношению к справедливой стоимости обмениваемых активов. При этом считается, что стоимость НМА, для которого не существует рынка, может быть надежно оценена, если: Оценка созданного организацией НМА при его признании. Порядок исчисления себестоимости НМА, создаваемого силами компании - субъекта учета, отвечает общему определению понятия себестоимости любого актива как суммы денежных средств, в которую обошлось фирме его приобретение (в данном случае, путем создания).
Согласно МСФО, себестоимость внутренне созданного нематериального актива представляет собой сумму затрат, понесенных с даты, начиная с которой нематериальный актив стал отвечать критериям признания. При этом, Стандарт запрещает восстановление затрат, ранее признанных как расходы текущего отчетного периода. В себестоимость созданного организацией нематериального актива включаются все прямые затраты, необходимые для создания, производства и подготовки актива к использованию в соответствии с намерениями руководства. IAS 38 специально отмечает те виды затрат, которые не могут быть включены в состав себестоимости внутренне созданного нематериального актива. К ним относятся торговые, административные и прочие общие накладные расходы, кроме тех, которые могут быть непосредственно отнесены на подготовку актива к использованию; конкретные неэффективные затраты и первоначальные операционные убытки, имевшие место до достижения плановых показателей актива; затраты на подготовку персонала к эксплуатации актива.
Оценка и признание самостоятельно созданных нематериальных активов - стадия исследований и стадия разработки Самостоятельно созданные нематериальные активы 1. Иногда трудно оценить, удовлетворяет ли самостоятельно созданный нематериальный актив критериям признания, в силу проблем, связанных с: (a) определением наличия и момента возникновения идентифицируемого актива, который будет создавать ожидаемые будущие экономические выгоды; и (b) надежным определением себестоимости актива. В некоторых случаях затраты на создание нематериального актива самим предприятием невозможно отличить от затрат на поддержание или усиление внутренне созданного гудвила предприятия либо на осуществление повседневной деятельности.
2. Для оценки того, удовлетворяет ли критериям признания самостоятельно созданный нематериальный актив, предприятие подразделяет процесс создания актива на две стадии: (a) стадию исследований; (b) стадию разработки. 3. Если предприятие не может отделить стадию исследований от стадии разработки в рамках внутреннего проекта, направленного на создание нематериального актива, предприятие учитывает затраты на такой проект так, как если бы они были понесены только на стадии исследований. Стадия исследований 4. Ни один нематериальный актив, являющийся результатом исследований (или осуществления стадии исследований в рамках внутреннего проекта), не подлежит признанию. Затраты на исследования (или на осуществление стадии исследований в рамках внутреннего проекта) подлежат признанию в качестве расходов в момент их возникновения. 5. На стадии исследований в рамках внутреннего проекта предприятие не может продемонстрировать наличие нематериального актива, который будет создавать вероятные будущие экономические выгоды. Следовательно, соответствующие затраты признаются в качестве расходов в момент их возникновения. 6. Примерами исследовательской деятельности являются: (a) деятельность, направленная на получение новых знаний; (b) поиск, оценка и окончательный отбор областей применения результатов исследований или иных знаний; (c) поиск альтернативных материалов, устройств, продуктов, процессов, систем или услуг; (d) формулирование, проектирование, оценка и окончательный отбор возможных альтернатив новым или улучшенным материалам, устройствам, продуктам, процессам, системам или услугам. Стадия разработки 7. Нематериальный актив, являющийся результатом разработок (или осуществления стадии разработки в рамках внутреннего проекта), подлежит признанию тогда и только тогда, когда предприятие может продемонстрировать все перечисленное ниже: (a) Техническую осуществимость завершения создания нематериального актива так, чтобы его можно было использовать или продать. (b) Намерение завершить создание нематериального актива и использовать или продать его. (c) Способность использовать или продать нематериальный актив.
(d) То, каким образом нематериальный актив будет создавать вероятные будущие экономические выгоды. Помимо прочего, предприятие может продемонстрировать наличие рынка для продукции нематериального актива, или самого нематериального актива, либо, если этот актив предполагается использовать для внутренних целей, полезность такого нематериального актива. (e) Наличие достаточных технических, финансовых и прочих ресурсов для завершения разработки, использования или продажи нематериального актива. (f) Способность надежно оценить затраты, относящиеся к нематериальному активу в процессе его разработки. 8. В некоторых случаях предприятие может на стадии разработки в рамках внутреннего проекта идентифицировать нематериальный актив и продемонстрировать, что этот актив будет создавать вероятные будущие экономические выгоды. Это происходит потому, что стадия разработки проекта является более продвинутой по сравнению со стадией исследования. 9. Примерами деятельности по разработке являются: (a) проектирование, конструирование и тестирование прототипов и моделей перед началом производства или использования; (b) проектирование инструментов, шаблонов, форм и штампов, предполагающих новую технологию; (c) проектирование, строительство и эксплуатация опытной установки, масштаб которой не является экономически целесообразным для коммерческого производства; (d) проектирование, конструирование и тестирование выбранных альтернатив новым или усовершенствованным материалам, устройствам, продуктам, процессам, системам или услугам. 10. Для демонстрации того, каким образом нематериальный актив будет создавать вероятные будущие экономические выгоды, предприятие оценивает будущие экономические выгоды, подлежащие получению от актива, пользуясь принципами МСФО (IAS) 36. Если актив будет создавать экономические выгоды только в сочетании с другими активами, предприятие применяет концепцию МСФО (IAS) 36 в части единиц, генерирующих денежные средства. 11. Наличие ресурсов для завершения создания, использования и получения выгод от нематериального актива может быть продемонстрировано, например, наличием бизнес-плана, показывающего требуемые технические, финансовые и прочие ресурсы и способность предприятия обеспечить эти ресурсы. В некоторых случаях предприятие демонстрирует возможность использования внешнего финансирования.
12. Используемые предприятием системы калькуляции затрат часто обеспечивают надежную оценку затрат на создание нематериального актива собственными силами, таких как заработная плата и прочие затраты, понесенные при получении авторских прав или лицензий или при разработке компьютерных программ. 13. Торговые марки, титульные данные, издательские права, списки клиентов и аналогичные по существу статьи, созданные самим предприятием, не подлежат признанию в качестве нематериальных активов. 14. Затраты на торговые марки, титульные данные, издательские права, списки клиентов и аналогичные по существу статьи, созданные самим предприятием, невозможно отличить от затрат на развитие бизнеса в целом. Следовательно, такие статьи не подлежат признанию в качестве нематериальных активов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|