Распределенные системы и приложения
Стр 1 из 26Следующая ⇒ Клиентское Web-программирование Автор курса: к.т.н., доцент Матросов Александр Васильевич
Необходимые знания и навыки: программирование на любом процедурном языке основы теории программных объектов язык разметки HTML каскадные таблицы стилей (Cascading Style Sheets — CSS) Аннотация В курсе изучается программирование клиентской части традиционного Интернет-приложения на базе модели клиент-сервер. Он состоит из трех частей. В первой части читатель знакомится с основами модели клиент-сервер и с одним из наиболее популярных языков программирования сценариев, встраиваемых в документы HTML, — языком JavaScript в реализации компании Microsoft для браузера Internet Explorer 6.0. Описываются только те его возможности, которые соответствуют стандарту языка ECMA-262 редакции 3 от 1999 г. Вторая часть посвящена объектам среды выполнения клиентского сценария — объектам программы просмотра Интернета (браузера). И здесь мы также останавливаемся на объектной модели MS Internet Explorer, не затрагивая другие браузеры — Netscape Navigator и Opera. В третьей, последней части курса рассказывается о двух объектных моделях документа, представляющих API доступа к элементам HTML документа, — объектной модели DHTML, реализованной компанией Microsoft в ее браузере Internet Explorer и предшествовавшей объектной модели документа (DOM), и, естественно, модели Document Object Model (DOM), ныне рекомендованной консорциумом WWW. Использование одной из этих моделей или их совместное употребление вместе с каскадными таблицами стилей (CSS) и любым языком программирования реализует то, что называется динамическим HTML (DHTML). В каждом уроке курса приводятся примеры, которые читателю рекомендуется повторить самостоятельно для лучшего усвоения прочитанного материала. Выполнение упражнений после каждого урока (кроме первого) также способствует закреплению пройденного материала.
При описании синтаксиса языка JavaScript квадратные скобки [...] используются для указания необязательных элементов конструкций, которые могут не задаваться в конкретных случаях. Часть I. Язык сценариев JavaScript Урок 1. Модель клиент-сервер в Интернете Распределенные системы и приложения Распределенная система — это набор независимых компьютеров, представляющийся их пользователям единой объединенной системой. В распределенной системе можно выделить два аспекта: · первый — все компьютеры автономны; · второй — для пользователей это единая система. Распределенные приложения в Интернете чаще всего создаются на основе модели клиент-сервер — модели структурирования приложений или операционных систем путем разделения их на серверные процессы, каждый из которых предоставляет набор специализированных служб для клиентских процессов, причем каждый серверный процесс может взаимодействовать с одним или несколькими клиентскими процессами: Один из главных вопросов — как точно разделить клиента и сервера. Анализ приложений типа клиент-сервер, предназначенных для организации доступа к базам данных, привел к их логическому разбиению на три уровня: · уровень пользовательского интерфейса; · уровень обработки; · уровень данных. Формы организации архитектуры клиент-сервер отличаются тем, какие задачи решаются клиентом и сервером: Взаимодействие клиента и сервера в Интернете осуществляется с помощью запросов, посылаемых клиентом серверу, и ответов сервера на запрос клиента: Суть распределенных систем — связь между процессами, реализующими не только взаимодействие компьютеров, но и частей (уровней) приложений. Взаимодействие частей приложений реализуется с помощью протоколов, описывающих состав и формат данных, пересылаемых соответствующими частями клиентских и серверных приложений друг другу для решения поставленной задачи. В Интернете разбиение приложений на части осуществляется на базе стека протоколов TCP/IP:
Первоначально в Интернете существовала только возможность пересылки файлов (протокол FTP), почтовых сообщений (e-mail) и подключение компьютера как удаленного терминала сервера (TELNET). Технология World Wide Web (WWW) и производство доступных для пользователей средств коммуникации (модемы) изменили Интернет и сделали его основным средством получения и опубликования информации. Основу WWW составляет гипертекстовый документ, создаваемый с помощью языка разметки гипертекстовых документов (HTML), и протокол передачи гипертекстовых документов (HTTP). Суть гипертекстового документа заключена в том, что весь документ разбит на части, которые могут храниться не обязательно на одном компьютере в сети, а в соответствующие части документа встроены гиперссылки на его другие части: В настоящее время используется язык HTML версии 4.01, поддерживаемый организацией WWW-консорциум (http://www.w3.org). Для передачи гипертекстовых документов применяется протокол HTTP версии 1.1 (RFC 2616). Его основу составляют HTTP-сообщения, подразделяемые на: · запрос (request) клиента к серверу; · ответ (response) сервера клиенту. HTTP-запрос строка запроса: метод URI HTTP-версия заголовки сообщения: имя: значение (их много, каждый в отдельной строке) пустая строка: тело сообщения: передаваемая информация В строке запроса указывается адрес (URI) документа, запрашиваемого клиентом с сервера, а метод может указывать, каким образом передается информация, введенная пользователем в формах HTML, от клиента к серверу. Методом GET информация передается непосредственно в строке запроса, добавляясь после знака вопроса? к адресу запрашиваемого документа (тело HTTP-запроса в этом случае пусто). Методом POST передаваемая информация помещается в тело запроса. Кроме указанных двух методов HTTP-запрос поддерживает и ряд других методов, позволяющих выполнить определенные действия на сервере. Методы: OPTIONS запрос информации о доступных опциях
коммуникаций GET получение информации, определенной в URI запроса HEAD аналогичен GET, но информация не пересылается POST запрос и пересылка информации, определенной в теле запроса PUT сохранение на сервере под указанным в запросе URI пересылаемой в его теле информации DELETE удаление на сервере документа с указанным в запросе URI TRACE определяет, что будет получено из концевой цепочки запросов CONNECT используется с прокси-сервером Пример HTTP-запроса методом GET: GET /search?keywords=servlets+jsp HTTP/1.1 Accept: image/gif, image/jpg, */* Encoding: gzip, deflate Accept-Language: en-us Connection: Keep-Alive Cookie: userID=id456578 Host: 212.250.238.67 Referer: http://www.somebookstore.com/findbooks.html User_Agent: Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 5.0; Windows XP) HTTP-ответ строка состояния: HTTP-версия код_состояния строка_причина заголовки сообщения: имя: значение (их много, каждый в отдельной строке) пустая строка: тело сообщения: передаваемая информация Пересылаемый в ответ на запрос клиента сервером документ всегда содержится в теле HTTP-ответа. Пример HTTP-ответа сервера: HTTP/1.1 200 OK Server: Microsoft-IIS/5.0 Connection: Keep-Alive Date: Thu, 8 Jul 1999 10:27:16 GMT Content-Type: text/html Accept-Ranges: bytes Content-Length: 2964 Last-Modified: Thu, 8 Jul 1999 10:27:16 GMT Cookie: userID=id456578
<HTML> ... </HTML> Предложенная первоначально технология WWW с ее гипертекстовыми документами позволяла получать статические страницы HTML. Но с введением в HTML 2.0 форм, позволяющих получать от пользователя и передавать на сервер информацию, возникла необходимость в создании приложений, которые могут обрабатывать эту вводимую в поля формы пользователем информацию. Для сервера был разработан специальный интерфейс Common Gateway Interface (CGI) (стандарт), доступный приложениям, выполняемым на машине сервера (используются языки C, Perl). Каждое обращение клиента к CGI-сценарию выполняется в собственном процессе, создаваемом операционной системой. Получение передаваемой и отсылаемой информации реализовано через стандартные потоки ввода/вывода — stdin и stdout. Следует отметить, что выполнение серверных CGI-сценариев обычно достаточно медленное, даже если они и реализованы в виде выполнимых exe-файлов, так как в этой технологии всегда приходится организовывать межпроцессное взаимодействие.
Компания Microsoft для своего сервера IIS реализовала кроме CGI-интерфейса дополнительный интерфейс ISAPI — Internet Server Application Programming Interface (компания Netscape для своего сервера реализовала интерфейс NSAPI). Этот интерфейс позволяет создавать серверные приложения, выполняющиеся в том же процессе, в котором выполняется и программа самого сервера, а также он позволяет создавать сценарии, обладающие дополнительными возможностями взаимодействия сервера и сценария. Одним из недостатков CGI-технологии является то, что страница HTML формируется полностью с нуля при каждом запросе к CGI-сценарию. Компания Microsoft, разработав технологию IDC (Internet Database Connector), уже в ней реализовала идею шаблона — документа HTML, в определенные места которого вставлялись данные по запросу пользователя из базы данных. Эта технология была реализована через ISAPI. Дальнейшее развитие серверных технологий привело к появлению технологии ASP — Active Server Pages, в которой совмещены наилучшие стороны всех рассмотренных технологий. Страница ASP — это заготовка документа HTML, в который кроме кода HTML встроен выполняемый во время обработки до отсылки клиенту код, написанный на одном из двух, поддерживаемых в ASP языков сценариев, — JavaScript (JScript) или VBScript. Кроме этого в ASP были реализованы специальные компоненты, выполняющие наиболее часто встречающие задачи: определение характеристик программы просмотра Интернета и операционной системы клиента, взаимодействие с БД и т.п. Таким образом, приложение на основе технологии ASP представляет собой трехуровневую архитектуру: Исследования работы приложений Интернета показали, что в 70% случаев для выполнения определенных действий пользователя нет необходимости обращаться к серверу — эти действия можно реализовать на клиенте, если бы он позволял каким-то образом их запрограммировать. Так появился встроенный в программу просмотра Интернета язык JavaScript, который расширил возможности языка разметки HTML, предоставляя разработчику возможность встраивать в документ HTML код программы, выполняющейся на клиенте. Урок 2. Сценарии JavaScript в документах HTML Языки сценариев Язык сценариев — это язык программирования, используемый для выполнения функций настройки и автоматизации работы какой-либо существующей системы (например, программы просмотра Интернета, Интернет-сервера, операционной системы). Обычно в подобных системах их функциональность уже доступна через интерфейс пользователя. Языки сценариев раскрывают ее для программного управления. При этом немаловажно то, что сама система обеспечивает специальную среду, обычно состоящую из объектов и подпрограмм, которая дополняет возможности языка сценариев.
В операционной системе Windows имеется средство Windows Scripting Host (WSH), предназначенное для программной настройки системы, которое создает специальную среду со специальными объектами, позволяющими программно настраивать операционную систему, создавая файлы сценариев. В этой среде методы автоматически создаваемого объекта WScript позволяют организовать диалог с пользователем, а также создавать объекты из иерархической модели объектов этой среды (например, объект Shell соответствует оболочке операционной системы, в семействе Environment которого хранятся значения всех переменных среды). В качестве языка сценария в WSH можно использовать либо JScript (реализация компанией Microsoft языка JavaScript) или поддерживаемый и разрабатываемый ею же собственный сценарный язык VBScript. Сценарий пишется на любом из указанных языков и сохраняется соответственно в файле с расширением.js или.vbs. Запуск сценария WSH осуществляется двойным щелчком на файле в проводнике Windows. 4Пример 1. Сценарий Windows Scripting Host Создадим в любом текстовом редакторе представленный ниже сценарий WSH на языке JScript и сохраним его в файле с расширением.js. После чего запустим его на выполнение двойным щелчком в проводнике Windows. Со всеми действиями этого сценария можно ознакомиться, прочитав внедренные в текст сценария комментарии. // Отображение диалогового окна с приветствием WScript.Echo("Привет!");
text = "";
// Создание объекта Shell shell = WScript.CreateObject("WScript.Shell")
// Присоединение к семейству WScript.Shell.Environment // итератора для организации перебора элементов семейства e = new Enumerator(shell.Environment);
// Перебор элементов семейства Environment // и сохранение их значений в переменной text for (;!e.atEnd(); e.moveNext()){ text += e.item() + "\n"; }
// Отображение полученных значений в диалоговом окне WScript.Echo(text) Встроенный в документ HTML сценарий JavaScript имеет доступ к объектной модели обозревателя, в котором этот документ отображается (при условии, конечно, поддержки обозревателем языка сценариев JavaScript и раскрытия своей модели объектов), а также к объектной модели (DOM) самого документа (опять-таки при ее реализации в обозревателе). 4Пример 2. Сценарий JavaScript в обозревателе Internet Explorer Создадим приведенный ниже документ HTML и отобразим его в обозревателе Internet Explorer. Каждый щелчок на кнопке Новое окно документа будет приводить к отображению еще одного окна обозревателя размером 300´50 пикселей, но без строки меню, полос прокрутки, строки состояния, панели инструментов и адресной строки. <SCRIPT> function f(){ newWind = window.open("", "", "width=300,height=50") } </script> <BODY> <FORM> <INPUT TYPE="button" VALUE="Новое окно" onclick='f()'> </FORM> </BODY> Язык JavaScript Первый язык сценариев, интерпретируемый в среде программы просмотра Интернета (для краткости будет подобную программу иногда называть браузер — от английского browser, используемого для обозначения подобных программ), был разработан в компании Netscape Communications. Встроенный в документ HTML сценарий на этом языке выполнялся в среде браузера Netscape Navigator 2.0, разработанного этой же компанией. Первоначально он назывался LiveScript, отражая его важнейшую функциональность, — встроенный в документ HTML сценарий позволял пользователю в интерактивном режиме "общаться" с отображаемой в браузере страницей. Впоследствии для привлечения внимания к своему детищу компания переименовала его в JavaScript, так как в то время язык Java приобрел такую популярность, что в Сети только о нем и говорили. Сразу же подчеркнем, что с языком Java этот язык не имеет ничего общего, разве лишь синтаксис и семантика операторов принятия решения и цикла. Эти языки разработаны для решения разных задач. Чтобы подчеркнуть этот факт следует сказать, что впоследствии компания Netscape разработала и внедрила в свой язык специальное средство для взаимодействия апплетов Java, встраиваемых в страницу HTML небольших программок, написанных на языке Java и интерпретируемых под управлением виртуальной машины Java, и сценария на языке JavaScript. В процессе своего существования язык JavaScript компании Netscape Communications постоянно изменялся, что отражалось в выпуске очередных версий, приуроченных к выпуску очередной версии браузера этой компании: Поддержка JavaScript в браузерах Netscape
Не желая отставать от своего тогдашнего конкурента компания Microsoft выпустила собственный вариант языка JavaScript под названием JScript. Он также прошел ряд версий, соответствие которых браузеру этой компании представлено в следующей таблице: Поддержка JavaScript в браузерах Internet Explorer
Следует отметить, что свой язык JScript компания Microsoft использовала не только в браузере, но и в других своих продуктах. Разработка языков происходила без какого-либо взаимодействия двух компаний в режиме соревнований, что привело к известной "войне браузеров". Однако впоследствии здравомыслие восторжествовало и в 1996 году компании договорились о разработке единого стандарта под эгидой Европейской ассоциации производителей компьютеров (ECMA). И в июле 1997 года появился новый язык, получивший название ECMAScript. Сегодняшние последние версии языков JavaScript компаний Netscape Communications и Microsoft полностью соответствуют последнему стандарту языка ECMAScript, известному под названием ECMA-262, редакция 3 от 1999 г. Задачи, решаемые с помощью встроенных в документ HTML сценариев JavaScript: · динамическое создание содержимого документа HTML во время его загрузки в браузер; · оперативная проверка достоверности заполняемых пользователем полей форм HTML до передачи их на сервер; · создание динамических страниц HTML совместно с каскадными таблицами стилей и объектной моделью документа; · взаимодействие с пользователем при решении "локальных" задач, реализуемых приложением JavaScript, встроенном в страницу HTML.
Читайте также: A) политической системы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|