Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика работоспособности

Введение

 

В процессе длительной и напряженной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу.

Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутствует субъективное чувство - усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого.

Усталость - психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Утомление может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц.

Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечнососудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма.

Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Работа посвящена средствам физической культуры, регулирующим работоспособность.


Основные понятия

 

Под эффективностью работы понимают степень успешности достижения человеком стоящих перед ним трудовых целей. При определении эффективности учитывают количество затрат, необходимых для получения определенного результата и результаты, полученные при данных затратах. При оценке эффективности различают:

- объективные показатели: производительность и качество труда;

- субъективные показатели: степень удовлетворенности работника результатами своего труда, вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация умственных способностей и мотивационно-волевых компонентов, психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов. [Лигинчук].

Надежность работы - вероятность безошибочного протекания рабочего процесса в течение определенного промежутка времени при заданной интенсивности работы.

Работоспособность - способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов, надежности и параметров эффективности.[1]

Некоторые исследователи предлагают выделять два уровня работоспособности:

а) актуализированную — реально существующую в данный момент;

б) резервную.

Последняя также состоит из двух частей: меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, а большую — защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе.

Существуют различные методы оценки работоспособности человека, что отражено на рис. 1:

 

Рис. 1. Методы оценки работоспособности человека

 

Методы оценки работоспособности человека, основанные на анализе результатов труда, принято называть прямыми методами. В практике научных исследований в качестве прямых показателей эффективности работы применяется определение точности и скорости выполнения человеком отдельных, наиболее важных элементов или операций, составляющих структуру рабочей деятельности. Выделение этих элементов или операций производится на основании предварительного психофизиологического анализа профессиональной деятельности и составления профессиограмм.

При этом ведется учет показателей производительности труда, качества работы, динамики ошибок в работе и анализ их психофизиологической сущности. Прямые методики принято подразделять на элементарные, операционные и интегральные методики.

Элементарные методики оценивают один законченный, но предельно простой элемент операции (скорость и качество компьютерного набора, устный счет, просмотр рядов цифр и букв и т. д.). Их достоинствами являются простота и возможность точного количественного учета, а к недостаткам можно отнести тот, факт, что выполнение одного элемента еще не может полностью характеризовать качество профессиональной деятельности человека в целом.

Операционные методики позволяют вычленить и оценить один участок алгоритма работы, который заключается в выполнении законченного комплекса элементарных действий (начисление зарплаты бухгалтером, редактирование книги редактором и т. д.). Их достоинствами являются возможность количественной и качественной оценки реального сегмента трудовой деятельности, возможность сравнения труда разных специалистов и возможность оценки групповой деятельности. К минусам можно отнести более высокая трудоемкость и сложность стандартизации.

Интегральные методики оценивают законченный алгоритм профессиональной деятельности. Сильными сторонами подобных методик является то, что они направлены на оценку конечной эффективности поставленной перед работником цели и учитывают влияние мотивации работника на результаты его труда, а слабыми - громоздкость данных методик, трудность воспроизведения результатов, сложность методик, необходимость экспертных оценок и пр.

В качестве косвенных показателей работоспособности человека чаще всего используется динамика показателей функционального состояния организма или параметры протекания психологических процессов. Их оценка производится путём объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических функций. Например, для субъективной оценки психологического состояния человека используют тесты САН, Спилбергера и др.

При исследовании физической работоспособности применяют метод дозированных мышечных нагрузок, создаваемых с помощью велоэргометра. В этом случае суждение о работоспособности составляется на основании изучения динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Умственная работоспособность человека отличается большим разнообразием и с трудом поддается оценке. Условно, труд человека-оператора можно разделить на три типа:

- сенсорный

- сенсомоторный

- логический

В свою очередь сенсомоторный труд может быть преимущественно сенсорным или моторным. Умственный труд логического типа может быть связан с решением стандартных задач, жестко определяемых инструкциями, и с решением неформальных задач, видоизменяющихся в зависимости от сопутствующих факторов и при условии недостатка информации.

Следует отметить, что приемлемая умственная работоспособность сохраняется в достаточно широком диапазоне функционального состояния работника, и по физиологическим и психофизиологическим показателям мы можем только косвенно судить об эффективности умственной работы. Показатели, которые используют для косвенной оценки уровня работоспособности человека, отображены на рис. 2.

При этом следует отметить, что речь идет об измерении не максимальной, а необходимой (или заданной) эффективности работника, которая определяется контрольными цифрами плановых показателей, уровнем прибыли, техническим оснащением производства, профессиональной подготовкой специалиста и пр. Кроме того, следует по возможности учитывать и мотивацию человека. В частности исследования показали, что объем и качество работы выше при ориентации работника на конкретный высокий результат по сравнению с ориентацией на неопределенный максимум.

Рис. 2 Косвенные показатели работоспособности человека.

 

Динамика работоспособности

 

Работоспособность зависит от физических, умственных (психических), психологических особенностей человека, его квалификации и состояния здоровья. Наиболее подвижными факторами, определяющими работоспособность, являются психологическая стимуляция деятельности и состояние здоровья человека. Во время трудового дня функциональные возможности человека изменяются, и это находит отражение в колебаниях производительности труда, изменении внимания и степени риска травматизма. Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы.

При непрерывной работе в течение 8 часов уровень работоспособности специалиста можно разделить на пять периодов:

1. Период врабатываемости (адаптационный период). Он возникает с момента начала трудовой деятельности и обычно длится 20…30 мин. По мере приложения волевого усилия работоспособность специалиста нарастает, он сосредотачивается на трудовой Деятельности, у него включаются механизмы автоматический действий и т. д.

2. Период оптимальной работоспособности. Может длиться 3-4 часа (величина его зависит от опыта работника, уровня мотивации и отвлекающих факторов). Производительность удерживается на высоком уровне, явления утомления отсутствуют, волевые усилия незначительны и характеризуются стабильностью.

3. Период компенсации. Продолжительность 1-2 часа Уровень работоспособности продолжает быть устойчиво высоким, но это достигается более выраженным волевым усилием, направленным на преодоление утомляемости.

4. Период неустойчивой компенсации характеризуется колебаниями работоспособности, но без закономерной тенденции к снижению. При этом наблюдаются субъективные признаки утомления. Продолжительность этого периода составляет 1-2 часа.

5. Период снижения работоспособности. Производительность труда постепенно снижается на 20…25%, у человека появляются выраженные субъективные и объективные признаки усталости. Если работу не прекратить, что возрастает количество ошибочных действий и негативных эмоций, связанных с трудовой деятельностью.

Если в течение рабочей смены работник делает перерыв на обед (длительностью ½-1 час), то динамика изменения работоспособности будет иной. Уже за 25-40 минут до перерыва она начнет падать и фактически достигает неприемлемых значений за 5-10 минут до перерыва. Хотя формально человек продолжает работать, психологически он уже «обедает». После завершения длительного обеденного перерыва работник не сразу выходит в режим оптимальной работоспособности, а снова проходит через стадию врабатываемости. Таким образом, длительный обеденный перерыв может существенно (на 10-20%) снижать общую результативность работы сотрудника. Специалисты так объясняют эти явления:

«Наиболее часто в практике наблюдаются снижения работоспособности, связанные с перерывом в работе и психологическим угнетением. Перерыв обычно обусловлен обедом.

При этом кривая изменения работоспособности имеет стандартный характер: снижается перед обедом и не сразу восстанавливается после него. Изменения работоспособности обусловлены развивающимся утомлением или явлениями «психологической демобилизации» в предобеденный период и необходимым этапом врабатываемости при возобновлении работы (при приеме пищи так же физиологической слабостью, сопровождающей пищеварительный процесс)».

При длительной работе возможно выделить и дополнительную – шестой период динамики работоспособности - стадию восстановления работоспособности. Она характеризуется снижением психического напряжения и развитием восстановительных процессов в организме. Можно также выделить несколько вариантов этой стадии:

- текущее восстановление (в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов);

- срочное восстановление (применяемое с помощью фармакологических или психологических методов);

- отставленное восстановление (естественное восстановление ресурсов организма через несколько часов или дней после завершения работы, включающее длительный период сна и отдыха);

Исследователи отмечают, что на фоне характерной динамики изменения работоспособности могут быть изменения, обусловленные кратковременными психологическими и физиологическими причинами (психологическая стимуляция, изменения воздушной среды, температуры помещения и т. п.). Психологическая стимуляция может осуществляться на любом этапе работоспособности. Она связана с волевым усилием оператора, которое обычно отражает его установку на повышение производительности труда или же является следствием требований ситуационного характера. В первом случае это может носить характер «конечного порыва», обычно возникающего в период снижения работоспособности.

Психологическая обстановка способна также угнетать работоспособность на любом этапе трудового процесса. Степень снижения работоспособности и её продолжительность зависят от выраженности психотравмирующей ситуации и от личности оператора. Угнетающие воздействие отрицательных эмоций, вызванных неприятными известиями, обидными замечаниями, оскорблениями, общеизвестно.

Имеются так же наблюдения о характерных изменениях работоспособности специалистов в течение года. Наивысшая производительность, по данным некоторых авторов, наблюдаются в декабре и январе, в конце августа начинается спад производительности умственного труда. Наибольшее значение с позиции организации безопасности труда имеет изменение работоспособности, которая также характеризуется периодом адаптации в начале недели и периодом спада на завершающем этапе..

В.И.Барабаш и В.С. Шкрабак обращают внимание на необходимость учета колебаний работоспособности человека в целях повышения эффективности и безопасности труда.[2] При этом они рекомендуют учитывать следующие эмпирические положения.

1. Оператору необходимо знать динамику работоспособности для того, чтобы корректировать свою деятельность.

2. Колебания бдительности человека коррелируют с кривой изменения работоспособности.

3. Темп предъявления нагрузки оператору или рабочему на конвейере должен соответствовать периоду врабатываемости и периоду снижения работоспособности.

4. Длительные перерывы в работе сопровождаются спадом не только работоспособности, но и внимания.

5. Человек способен усилием воли повышать внимание и работоспособность на определенный период времени, но эта способность не абсолютна.

6. Снижение работоспособности в конце дня или недели требует снижения ритма и величины нагрузки в это время и особого внимания к профилактике травматизма

7. Для поддержания работоспособности следует правильно чередовать периоды активного труда и кратковременного отдыха. Наиболее эффективны перерывы в период неустойчивой компенсации.

8. Отдых может достигаться сменой характера труда, активными действиями в процессе производственной гимнастики.

9. Режим труда и отдыха целесообразно индивидуализировать не только с учетом характера человека, его возможностей, но и с учетом физического и психического состояния в конкретный день.[3]

3. Психическое утомле­ние

 

В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

Фаза оптимальной работоспособности (или фаза ком­пенсации) характеризуется оптимальным, экономичным режимом работы организма и хорошими, стабильными результатами работы, максимальной производительнос­тью и эффективностью труда. Во время этой фазы несча­стные случаи крайне редки, и то по причине объектив­ных экстремальных факторов или неполадок оборудова­ния. Затем, во время фазы неустойчивостикомпенса­ции (или субкомпенсации), происходит своеобразная перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функ­ций. Эффективность труда поддерживается уже за счет дополнительных физиологических процессов, менее вы­годных энергетически и функционально. Например, в сердечнососудистой системе обеспечение необходимого кро­воснабжения органов осуществляется уже не за счет уве­личения силы сердечных сокращений, а за счет возраста­ния их частоты. Перед окончанием работы, при наличии достаточно сильного мотива к деятельности, может на­блюдаться также фаза «конечного порыва».

При выходе за пределы фактической работоспособнос­ти, во время работы в сложных и экстремальных услови­ях, после фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим сни­жением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями: учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации дви­жений, ощущением усталости, утомления. При продолже­нии работы фаза декомпенсации может довольно быстро перейти в фазу срыва(резкое падение производительно­сти, вплоть до невозможности продолжения работы, рез­ко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки).

Таким образом, начиная с фазы субкомпенсации воз­никает специфическое состояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление.

Первое из них выражает, прежде всего, воздействие на нервную систе­му продуктов разложения, освобождающихся в результа­те двигательно-мускульной деятельности, а второе — со­стояние перегруженности самой центральной нервной си­стемы. Обычно явления психического и физиологического утомления взаимно переплетаются, причем психическое утомление, т.е. ощущение усталости, как правило, предшес­твует утомлению физиологическому.

Психическое утомле­ниепроявляется в следующих особенностях:

1) в области ощущений утомление проявляется в пони­жении восприимчивости человека, в результате чего отдельные раздражители он вообще не воспринимает, а другие воспринимает лишь с опозданием;

2) снижается способность концентрировать внимание, созна­тельно его регулировать, в результате человек отвлекается от трудового процесса, совершает ошибки;

3) в состоянии утомления человек меньше способен к за­поминанию, труднее также вспоминать уже известные вещи, причем воспоминания становятся обрывочны­ми и человек не может применить свои профессиональ­ные знания в работе в результате временного наруше­ния памяти;

4) мышление усталого человека становится замедленным, неточным, оно в какой-то мере теряет свой критический характер, гибкость, широту, человек с трудом соображает, не может принять правильное решение;

5) в области эмоциональной под влиянием утомления воз­никают безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть состояния депрессии или повышен­ной раздраженности, наступает эмоциональная неус­тойчивость;

6) утомление создает помехи для деятельности функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в резуль­тате этого время реакции усталого человека увеличива­ется, а следовательно он медленнее реагирует на вне­шние воздействия, одновременно теряет ловкость, координированность движений, что приводит к ошибкам, несчастным случаям[4].

Как показывают исследования, явления утомления в утренней смене интенсивнее всего наблюдаются на чет­вертом, пятом часу работы, а в вечерней и ночной сменах уже в самом начале смены возникает подобный кульми­национный момент утомления, который в последующие часы уменьшается, в середине смены возникает вновь, а затем, после относительного уменьшения, вновь усили­вается в последние часы работы.

Для безопасности труда наблюдение за периодичностью таких колебаний имеет очень важное значение, так как именно в эти отрезки времени кульминации утомления происходит большин­ство несчастных случаев. Утомление проявляется также в физиологических ощущениях: боли в мышцах, голов­ные боли, ощущение шума или пульсации в висках, чув­ство нехватки воздуха, тяжесть, боль в сердце, слабость, обморочное состояние.

После прекращения работы наступает фаза восстанов­ления физиологических и психологических ресурсов организма, однако не всегда восстановительные процес­сы проходят нормально и быстро, после сильно выражен­ного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за 6—8 часов ночного сна, порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма.

В случае неполного восстановительного периода сохраняются ос­таточные явления утомления, которые могут накапли­ваться, приводить к хроническому переутомлению раз­личной степени выраженности. В состояниипереутом­ления длительность фазы оптимальной работоспособнос­ти резко сокращается или может отсутствовать полнос­тью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации.

В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность: трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность и по­рой неадекватность мышления. Все это повышает опас­ность несчастных случаев.

Психогигиенические мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления, зависят от степени пере­утомления (таблица 1).

Таблица 1.

Степени переутомления (по К. Платонову)

Симптомы I — начина­ющееся переутом­ление II — легкое III-выражен-ное IV-тяжелое
Снижение работо­способнос­ти малое заметное выражен­ное резкое
Появление сильной усталости при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облег­ченной нагрузке безвсякой нагрузки
Компенса­ция сни­жения ра­ботоспо­собности волевым усилием не требует­ся полностью компенси­руется не полно­стью незначи­тельно
Эмоцио­нальные сдвиги временами снижение интереса к работе временами неустойчи­вость настроения раздражи­тельность угнетение, раздражи­тельность
Расстрой­ства сна Трудно засыпать и просыпаться сонли­вость днем бессонница

 

Для начинающегося переутомления (I степень) эти ме­роприятия включают упорядочение отдыха, сна, занятия физкультурой, культурные развлечения. В случае легко­го переутомления (П степень) полезен очередной отпуск и отдых. При выраженном переутомлении (III степень) необходимо ускорение очередного отпуска и организован­ного отдыха. Для тяжелого переутомления (IV степень) требуется уже лечение.

Вероятность возникновения несчастного случая повы­шается также, когда человек находится в состоянии монотонии вследствие отсутствия значимых информационных сигналов (сенсорный голод) либо вследствие однообраз­ного повторения похожих раздражителей.

При монотонии возникает ощущение однообразности, скуки, оцепе­нелости, заторможенности, засыпания соткрытыми гла­зами, отключения от окружающей обстановки. В резуль­тате человек не в состоянии своевременно заметить и адек­ватно отреагировать на внезапно возникший раздражи­тель, что в конечном счете и приводит к ошибке в дей­ствиях, к несчастным случаям. Исследования показали, что к ситуациям монотонии более устойчивы люди со сла­бой нервной системой, они дольше сохраняют бдитель­ность по сравнению с лицами, обладающими сильной нерв­ной системой.

Работоспособность является важным индивидуальным отличием человека. Под работоспособностью мы понима­ем нервно-психическую устойчивость, темп производствен­ной деятельности, утомляемость, способность к работе, к труду в определенном ритме, определенное время.

Пре­дел работоспособности — это величина переменная, за­висит от конкретных условий: здоровья, питания, возра­ста; резервных возможностей человека; санитарно-гигие­нических условий труда; профессиональной подготовлености, опыта; мотивации; направленности личности и других параметров[5].

Обязательным условием, обеспечивающим работоспо­собность человека и предупреждающим переутомление, является правильное чередование труда и отдыха, что следует устанавливать с учетом специфики профессии, характера работы условий труда, индивидуально-психо­логических особенностей человека. От этого зависят час­тота, длительность и содержание перерывов.

Следует учитывать, что перерывы на отдых в течение рабочего дня должны предшествовать началу ожидаемо­го снижения работоспособности с тем, чтобы они начина­лись тогда, когда человеку необходимо (график средней работоспособности).

Факторы, влияющие на работоспособность:

1) Производственно-экологические (температура воз­духа, его влажность, загазованность, освещенность и др.).

2) Организационно-технические (рабочее место, темп работы, поза, условия труда: а) комфортные, соответ­ствующие нормам условий труда; неблагоприятные, вред­ные для здоровья, экстремальные).

3) Социально-экономические (взаимоотношения в коллективе, уровень зарплаты, продолжительность от­пуска).

Психогигиенические мероприятия зависят от степени переутомления. К. Платонов выделяет четыре степени: начальную, легкую, выраженную, тяжелую, при которой необходимо лечение. В последнее десятилетие широко раз­вивается энергоэкономика.

Энергоэкономика — наука, которая занимается 1) оп­тимизацией трудовой деятельности человека, 2) создани­ем для него комфортных и безопасных условий, 3) повы­шением производительности труда, 4) развитием здоро­вья, повышением работоспособности.

Бодрость начинается в 6 часов утра и удерживается в течение семи часов без основных колебаний. Дальнейшая работоспособность требует волевого усилия. Повышение суточного биоритма начинается с 15 ч и продолжается в течение 2 ч. К 18 ч психологическая бодрость уменьша­ется, к 19 ч происходят специфические изменения в поведении: снижение психической стабильности порождает предрасположенность к нервозности; повышается склон­ность к конфликтам по каждому поводу и без повода.

У некоторых людей начинаются головные боли. Это вре­мя психологи называют критической точкой. К 20 ч вновь активизируется психика, время реакции сокращается, че­ловек быстрее реагирует на сигналы. Такое состояние про­должается и далее; к 21 ч особенно обостряется память, она становится способной запечатлеть многое, что не уда­лось днем.

Далее происходит падение работоспособности, к 23 ч организм готовится к отдыху, в 24 ч тот, кто лег спать в 22 ч, уже видит сны. Как видим, в послеобеденное время есть 2 наиболее критических периода: 1-й — около 19 ч, второй около 22 ч. Для людей, работающих в это время, требуется особое волевое напряжение и усиление вни­мания. Наиболее опасный период — 4 ч утра, когда все физические и психические возможности организма практи­чески равны 0[6].

Работоспособность колеблется не только в течение дня, но и в течение недели, времени года. Особенно заметны издержки производительности труда в первый и во второй день рабочей недели. Весной работоспособ­ность также снижается, поэтому в этот период необхо­дим щадящий режим, серия профилактических мероп­риятий. Во избежание переутомления, для восстанов­ления сил и формирования готовности к работе, высо­кой производительности труда — необходим отдых: перерыв, отпуск и др.

С целью профилактики переутомления сотрудников це­лесообразны «микропаузы» (от 5 до 10 минут), переры­вы во время работы. В последующее время восстановле­ние функций замедляется и менее эффективно. Чем одно­образнее, монотоннее труд, тем чаще должны быть пере­рывы. При разработке режима труда и отдыха следует частоту длительных перерывов заменить более коротки­ми, но частыми. В сфере обслуживания, где большое нерв­ное напряжение, желательны короткие, но частые пяти­минутные перерывы. Во второй половине рабочего дня, в связи с более выраженным утомлением, время на отдых должно быть большим, чем в дообеденный период.

Виды отдыха: 1. Отдых после рабочего дня: про­должительный и крепкий сон. Недостаток сна не может компенсироваться никаким другим видом отдыха, его норма 7—8 часов, повышает сопротивляемость организма к профессиональной усталости на работе и активный от­дых (занятия спортом в свободное от работы время: пла­вание, лыжи, бег и др.). 2. Выходной день. 3. Наиболее длительным отдыхом является отпуск. 4. Перерыв на обед — не позднее, чем через 4 часа после начала рабо­ты, его длительность 40—60 мин, что достаточно для при­ема пиши. Таким образом, для поддержания хорошей работоспособности необходимо правильное чередование труда и отдыха.

 

4. Основные средства физической культуры для повышения работоспособ­ности

В качестве средств физической культуры для повышения работоспособ­ности используются:

- физические упражнения;

- естественные силы природы (солнце, воздух, вода);

- гигиенические факторы (личная гигиена, распорядок дня, режим питания и т. д.).

Схема - классификация физических упражнений

Идеомоторные

Гимнастические

Статические (изометрические)

Динамические (изотонические)

активные,

пассивные

По анатомическому признаку

— для верхних конечностей

— для верхних конечностей и плечевого пояса

— плечевого пояса

— плечевого пояса и спины

— шеи

— туловища

— мышц брюшного пресса

— мышц тазового дна

— нижних конечностей

По характеру

— дыхательные статические, динамические

— порядковые

— подготовительные

— корригирующие

— упражнения на равновесие

— упражнения на координацию

— упражнения с сопротивлением

— висы и упоры

— подскоки и прыжки

— упражнения на растягивание

— упражнения на расслабление

Спортивно-прикладные

— ходьба

— бег

— ходьба на лыжах

— плавание

— гребля

— катание на коньках

— езда на велосипеде

— метание мячей и др.

— лазание и ползание

— упражнения трудовые (трудотерапия)

Игры

— малоподвижные

— подвижные

— спортивные

Упражнения с предметами и снарядами

— без предметов и снарядов

— с предметами и снарядами

— мячи, гантели и др.

— на снарядах (в том числе на тренажерах)

Гимнастические упражнения выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д.

Гимнастические упражнения можно условно разделить по анатомическому (биомеханическому) признаку (действию) — упражнения для мышц шеи, рук, ног, туловища, брюшной стенки, тазового дна и др.; по методической (педагогической) направленности — упражнение на координацию, выносливость, растягивания, равновесие, силу и др.; по характеру активности их выполнения — пассивные, активные, пассивно-активные, идеомоторные.

Статические упражнения проводятся в виде напряжения мышц, удержания гантелей, набивных мячей, гирь, удержание собственного веса на тренажерах, во время висов, упоров на снарядах (или на полу, у гимнастической стенки и т.д.). Статические упражнения применяют в до- и постиммобилизационном периоде для профилактики возникновения атрофии мышц, укрепления мышц и развития силы и выносливости.

Упражнения на растягивание применяют в виде различных сгибаний в суставах, с последующей фиксацией сустава в согнутом положении (2—10 с). Используют для снятия утомления, при контрактурах, при повышенном мышечном тонусе.

Упражнения на расслабление (релаксация). Их применяют для снятия утомления (во время проведения занятий), понижения мышечного тонуса (при парезах, параличах, травмах, контрактурах и пр.).[7]

Идеомоторные упражнения — это мысленно выполняемые упражнения, во время которых дается как бы приказ для выполнения определенных движений (параличи и парезы, при гипсовых повязках на конечности и др.). Их необходимо сочетать с пассивными движениями.

Пассивные упражнения (движения) выполняются методистом (инструктором) лечебной физкультуры. Пассивные движения характеризуются отсутствием волевого усилия или мышечного напряжения у больного. Пассивные движения применяются для стимуляции восстановления движений и профилактики контрактур (параличи, парезы и др.).

Дыхательные упражнения возбуждают и углубляют функцию дыхания, они способствуют нормализации и совершенствованию дыхательного акта; одновременно происходит взаимокоординация дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение подвижности грудной клетки, растягивание (ликвидация) спаек в плевральной полости, предупреждение и ликвидация застойных явлений в легких, удаление мокроты.

Дыхательные упражнения подразделяются на статические (упражнения, не сочетающиеся с движениями конечностей и туловища) и динамические (когда дыхание сочетается с различными движениями). При некоторых заболеваниях (бронхиальная астма, эмфизема легких и др.) дыхательные упражнения выполняются с акцентом на выдох, с произношением различных звуков (особенно у детей), надуванием игрушек и пр. Наклоны, повороты при выполнении дыхательных упражнений способствуют большей вентиляции легких, растягиванию плевральных спаек, рассасыванию очага воспаления (пневмония и др.).

Эффективность дыхательных упражнений выше, если их сочетать с общеразвивающими упражнениями, массажем воротниковой области (мышц надплечья) межреберных и брюшных мышц.

Kорригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем.

K корригирующим упражнениям относят гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемых в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены).

Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами (бинтами), гантелями, на тренажерах, в виде плавания брассом и др. При деформациях позвоночника (сколиоз, спондилолистез, спондилез и др.) включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими упражнениями и массажем.

Упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, с предметами. Упражнения на гимнастических снарядах выполняются в виде висов, упоров, подтягиваний Предметами и снарядами могут быть палки, гантели, набивные мячи, булавы, обручи и др.

 

 


Заключение

 

Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.

Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности.

Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности. И если на ранних этапах индустриализации преобладал ручной труд, требующий немалых физичес­ких усилий, то с появлением комплекса машин и механизмов, сло<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...