Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система жалованных грамот московских великих князей.

 (Доклад к коллоквиуму по истории государства и права России).

Возвышение Москвы и первые признаки объединения вокруг неё русских земель, разумеется, не является первым случаем применения князьями системы жалованных грамот. Сведения о существовании такой практики можно найти и в истории России периода феодальной раздробленности. Как и в Московскую эпоху, удельные князья издавали подобные грамоты, предоставляя тем самым различные привилегии как физическим, так и юридическим лицам.

Развитие пожалований в России совпадает с развитием власти государей и их могущества, однако происхождение жалованных грамот, по мнению Филиппова, все же следует искать в исконной принадлежности крупным землевладельцам права суда и налогообложения по отношению к жившим на их земле людям. Таким образом, согласно данной точке зрения, сильные позиции поместных феодалов, их практически неограниченная власть в пределах собственных владений явилась причиной того, что московские великие князья и цари (как, впрочем, и большинство западноевропейских монархов) попросту были вынуждены узаконивать установленные крупными землевладельцами порядки, чтобы удержать в своих руках бразды правления. Однако можно предположить, что подобный расклад сил заставлял центральную власть прибегать к системе жалованных грамот лишь на первых порах становления Московского централизованного государства. К тому же необходимо отметить, что, вследствие объективных причин, (в первую очередь, ордынского ига) объединение русских земель вокруг Москвы проходило по схеме, абсолютно отличной от преодоления феодальной раздробленности в западной Европе, и период относительной слабости монарха, находившегося под влиянием феодальной знати был весьма и весьма недолгим. В то время единственной целью Московского государства было освобождение от монгольского ига, а выполнение этой задачи было бы невозможным без полной концентрации сил и жесткого единоначалия. Таким образом, с течением времени, все более отчетливо проявляется служебный характер русского общества той эпохи. Привилегии выдаются только по воле государя, а различные социальные группы уже не имеют никакого влияния на царскую политику. Следовательно, если принять за условия уже сложившийся и устойчивый политический режим Московского царства, точка зрения Филиппова представляется весьма сомнительной.

Итак, содержащиеся в царских жалованных грамотах привилегии, были исключительными и зависели только от центральной власти. Царь был волен выдавать грамоты по собственному усмотрению, равно как и отбирать их. Именно поэтому жалованные грамоты имели в допетровской России обязательное значение лишь до тех пор, пока княжил или царствовал тот носитель верховной власти, который их давал, а чтобы сохранить их действие после смерти данного государя необходимо было получить подтверждение этой грамоты у царского преемника (обычно это делалось в письменной форме на оборотной стороне грамоты).

Виды жалованных грамот. Грамоты, выдаваемые светским людям и церковным учреждениям, представляют собой две различные группы. Здесь, однако, следует отметить, что многие авторы классифицируют эти виды грамот по-разному). Согласно классификации Самоквасова, жалованные грамоты светским людям можно в свою очередь, подразделить на грамоты на кормления и грамоты на поместья.

Грамоты на кормления давали служилым людям право управления, суда и “ корма “ (иными словами, право пользования наместническими доходами в данной волости по “ наказному “ или “ доходному “ списку, дополнявшему жалованную грамоту.

Содержание документов, дававших права на “ вотчины “, составляют: именование князя, выдающего данную грамоту, служилого человека, ее получающего, волости, жалуемой в “ кормление “, и определение прав вотчинника - “ кормленщика “ (например, право взимать пошлины на провозимые через данную территорию транзитные товары, право пользования наместническими доходами) и приказание жителям жалуемой волости повиноваться вотчиннику и его тиунам, как своему правителю и судье - княжескому наместнику (“ И все вы люди тех городов и станов и волостей чтите его и слушайте, а он вас ведает; а судити и ходити велит у вас тиунам своим “), обозначение места и времени ее выдачи, подпись государя и печать красного сургуча.

Грамоты на поместья давали право пользоваться доходами с крестьян дворцовых имений, исчисленных в писцовых книгах (за исключением военной повинности и поземельной подати). Давались такие грамоты только на время государственной службы. Целью же пожалования поместья в Московский период являлось обеспечение служилого человека средствами существования и отбывания службы; размер средств определялся в грамоте указанием на доход прежнего владельца данной земли, без точного указания его величины.

К жалованной грамоте прилагались и дополнительные акты за подписями государевых дворцовых дьяков. Такие грамоты содержали перечни земельного и личного состава пожалованного поместья, определение его прежнего денежного и мелкого дохода, указание прав помещика на крестьянскую пашню и его обязанностей по уплате великокняжеской дани.

Ко второй половине шестнадцатого века поместное землевладение, основанное на царских жалованных грамотах, почти повсеместно заменила собой землевладение черносошных крестьян, господствовавшее ранее в удельных княжествах-государствах эпохи монгольского владычества.

Грамоты на поместья также, как и грамоты на кормления, состояли из именования государя, эту грамоту выдающего и получающего ее служилого человека, определения места и земельного состава жалуемого поместья, определения права помещика на весь денежный, хлебный и мелкий доход, равный доходу прежнего владельца (за исключением государевой дани), дополнительные условия (по предполагаемым обстоятельствам), место и время выдачи и подпись государя.

Поместные жалованные грамоты - это в первую очередь акты воли государя. Они служили основанием поместной системы Московского царства - на них основывались все виды поместных актов, исходивших от центральных и местных органов власти.

Грамоты на поместья подразумевали передачу царского имущества и земли только во владение частным и юридическим лицам. Государство же сохраняло за собой право собственности на пожалованное имущество. В этом заключается еще одно отличие русского государства от западноевропейских феодальных систем.

Льготные, иммунитетные, освободительные, по мнению Самоквасова, выдававшиеся только монастырям и церквям грамоты, давали освобождение от уплаты общих налогов и повинностей, а также - от общей подсудности.

Если такая грамота носила финансовый характер, то она называлась “обельной “. Если же она освобождала “ грамотчика “ от суда местных властей оставляя только подчинение княжескому суду, то она называлась несудимой. Обладатель подобного документа вдобавок получал право суда над лицами, проживающими на территории данного поместья (за исключением дел по душегубству, разбою и татьбе).

Грамоты, выдаваемые церковным учреждениям, иногда предоставляли грамотчикам право призыва на свои земли вольных крестьян из других областей с освобождением новых поселенцев от государственных податей и повинностей на “ урочные “ годы, т.е. на определенный в грамоте срок.

Тарханные грамоты или тарханы давали своим обладателям частичное или полное освобождение от подсудности и управления княжеских чиновников (за исключением дел о душегубстве и татьбе с поличным). При этом царские служащие без особого разрешения вообще не допускались в имения “беломестцев “ (грамотчиков).

Охранительные грамоты устанавливали, как бы особый режим юридической защиты привилегированных субъектов, впрочем, не заменяя собой существовавшие до этого правовые нормы. Иногда они закрепляли одну из колеблющихся норм. Например, они могли оставлять только за грамотчиком право владения угодиями, (как то леса или вода), ранее находившимися в общем пользовании.

Здесь следует упомянуть о так называемых “ вкладных грамотах ” - письменных актах, которыми князья передавали монастырям и церквям свое движимое и недвижимое имущество, а также о княжеских завещаниях. Такие завещания подписывались в присутствии послухов, “ душевных отцов “ завещателя. Древнейшим примером подобного документа является завещание Ивана Калиты.

Однако жалованная грамота не всегда обязательно принадлежала какому-то одному виду. Например, вотчинные грамоты были одновременно и льготными, поскольку они должны были предоставлять новому владельцу имения определенные административные права (как то право на суд над населением данной вотчины и т.п.).

Со второй половины шестнадцатого века наблюдается тенденция к ограничению выдачи жалованных грамот финансового характера, так как государству нужны были деньги для пополнения бюджета. Еще при Иване Грозном (второй Судебник) выдача тарханных грамот была запрещена. Позже Стоглавый собор установил запрет на предоставление церковным учреждениям “несудимых “ грамот (причем формально были отменены и все выданные ранее подобные документы). Затем, постепенно, жалованные грамоты вовсе исчезли из русской (допетровской) юридической практики.

К началу семнадцатого века, по мнению Филиппова, выдача жалованных, “выслуженных имений ”, а, следовательно - и жалованных грамот, превратилась в общую практику и применялась уже в отношении целых общественных категорий. Такой взгляд на данный вопрос не совпадает, однако, с точкой зрения Владимирского-Буданова, считавшего, что постепенное превращение системы жалованных грамот в общесословное право имело место только в западной Европе, а отнюдь не в Московском царстве допетровского периода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...