Потребительская социализация
Термином, сопряженным с понятием «экономическая социализация», является «потребительская социализация». Потребительская социализация, на наш взгляд, является подвидом экономической. Потребительская социализация (по И.В.Алешиной) — это процесс приобретения молодыми людьми умений, знаний и отношений, затрагивающих их функционирование на рынке в качестве потребителей. Потребительская социализация происходит как передача культурных ценностей от одного поколения к другому в нуклеарной или расширенной семье. Потребительская социализация – процесс формирования навыков рациональной покупки и использования товаров и услуг. Потребительская социализация предполагает формирование устойчивых, социально-одобряемых потребительских предпочтений. Считается (Хокинс и соавт.), что семья является главной детерминантой потребительской социализации. Важно рассмотреть содержание и методы потребительской социализации. Содержание обучения разделяют на прямо относимое к объекту (directly relevant) и косвенно относимое (indirectly relevant). Прямо относимые аспекты потребительского обучения — те, что необходимы для собственно покупки и потребления. Это обучение конкретным навыкам: как покупать, как сравнивать торговые марки, как распоряжаться имеющимся доходом. Не прямо относимое содержание обучения связано с освоением мотивации покупочного и потребительского поведения. Это знания, отношения и ценности, побуждающие людей хотеть конкретные товары / услуги и позволяющие им давать оценки продуктам и маркам. Потребительская социализация реализуется несколькими способами. По характеру участия родителей и старших родственников в процессе социализации выделяются следующие ее методы: (Hawkins et al, 1995):
1) инструментальный тренинг — непосредственное инструктирование детей вести себя определенным образом; 2) моделирование — неосознаваемое воспроизведение человеком поведения другого — модели. Оно происходит в процессе наблюдения за другими людьми, в значительной степени на подсознательном уровне; 3) посредничество родителей в восприятии детьми рекламы и атрибутов продукта состоит в интерпретации коммуникативных сообщений родителями. Интерпретация формирует потребительскую позицию ребенка. По критерию степени самостоятельности потребительского поведения детей выделяются следующие методы социализации: (Assael, 1995): 1) наблюдение — метод потребительской социализации путем визуального восприятия поведения других; 2) совместный шоппинг — метод потребительской социализации в процессе совместных походов за покупками родителей и детей. Во время таких шоп-туров родители объясняют детям, почему они покупают или не покупают продукт, в чем состоит роль рекламы; 3) прямой опыт — метод обучения детей на собственном опыте как самостоятельных покупателей (в России наиболее развит). Процесс потребительской социализации проходит в несколько стадий (по И. Алешиной, на основании периодизации Д. Пиаже): 1) Предоперационная стадия. (3-7 лет) Познавательная структура детей этой стадии еще слабо организована. На этой стадии родители позволяют детям лишь небольшой потребительский выбор. 2) Конкретно-операциональная стадия (8-11 лет). На этой стадии формируются более сложные способности применять логическое мышление к конкретным проблемам. Дети применяют убеждение для влияния на родителей. 3) Формально-операциональная стадия (12-15 лет). Способность абстрактного мышления и ассоциирования концепций и идей более полно сформирована. Дети имеют более значимые финансовые ресурсы и когнитивные способности принимать решения по широкому спектру вопросов.
Потребительская социализация происходит не только под действием родителей. Для детей подросткового возраста увеличивается влияние сверстников. Взрослея, тинэйджеры больше полагаются на информационные источники и мнение групп ровесников
Функции и сущность денег: специфика экономического и социального подходов Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Возникновение денежного обращения Деньги возникли стихийно в процессе развития товарного обращения, когда возникли излишки товаров. Вначале объем произведенных товаров был сравнительно мал и обмен товарами между племенами носил случайный характер (все произведенные товары уходили на потребление) и осуществлялся в натуральной форме. Постепенно объем производства возрастал и начали появляться излишки товаров. Обмен стал носить постоянный, массовый характер. Возникла необходимость в специальном средстве обращения, с помощью которого можно было быстро и с минимальными издержками обменять один товар на другой. Таких средством обращения стали деньги (Первая функция денег — деньги как средство обращения). Главное свойство денег — абсолютная ликвидность. Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги. Денежная система не может существовать без денег. Она охватывает все денежные отношения, которые складываются в том или ином обществе. В системе денежных отношений выделяют три подсистемы:
Функциональная подсистема Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам. В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:
Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами (т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение. Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:
Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу. Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения. В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни. Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок. Средства платежа -время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения. Мировые деньги используются в международных расчетах.
В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах. Экономическая подсистема Финансовая система:
Кредитная подсистема:
В настоящее время не используется выпуск денег для покрытия дефицита федерального бюджета. Но при наличии дефицита федерального бюджета правительство должно найти источники его покрытия. До 1995 г. в РФ применялся источник покрытия, не свойственный для рыночной экономики, — кредиты правительства у ЦБ. Это приводит к дополнительной инфляции, так как в экономику дополнительно выпускаются деньги, не обеспеченные товаром. Использование рыночных механизмов обеспечивает источники покрытия дефицита и предусматривает:
В результате выпуска государственных ценных бумаг произошло перераспределение денег между субъектами экономики:
Дефицит бюджета, покрывая , не изменяется, инфляция не усиливается, но растет государственный долг. Средства на погашение государственного долга предусмотрены в федеральном бюджете в статье «Расходы». Форма денежных потоков Товарные деньги Долгое время деньгами служили достаточно редкие и дорогие товары: скот, раковины, чай, табак, рис, соль, рыба, пушнина. В результате интернационализации связей человечество пришло к благородным металлам — золоту и серебру. Драгоценные металлы были выбраны потому что:
Золото и серебро выполняло функцию денег в течение тысячелетий. Окончательное вытеснение драгоценных металлов из статуса денег произошло в середине 70-х годов 20 века, когда произошла демонетизация золота — замена золота и других драгоценных металлов бумажными и кредитными деньгами.
Деньги в своем развитии прошли несколько форм материальных носителей: 1. Товарные, металлические деньги - действительные или полноценные деньги. Действительные деньги — это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены (медные, серебряные, золотые). Монета имела установленные отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание). 2. Заменители действительных денег (неполноценные) — это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т. е. выше стоимости труда, затраченного на их производство. К ним относятся:
Бумажные деньги Право выпуска бумажных денег имеет государство. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход казны. Сущность бумажных денег заключается в том, что они выпускаются для покрытия бюджетного дефицита и наделены государством принудительным курсом. Бумажные деньги не разменны на металл. Экономическая природа бумажных денег:
Обесценивание бумажных денег связано с избыточным выпуском, упадком доверия к правительству, неблагоприятнымплатежным балансом страны. Кредитные деньги Кредитные деньги — это обязательства, суммарный объем заключенных договоров, размещенных заказов или полученных услуг, которые приходятся на определенный период времени независимо от того, когда были выделены необходимые фонды и когда фактически платежи будут осуществлены. Суть кредита — отдаваемая сумма назад вернется с процентами. Кредитные деньги появились на базе функции денег как средства платежа. Выделяют следующие виды кредитных денег:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|